Автор: Super User
Россия Категория: Достоевский Фёдор Михайлович
Просмотров: 2267

Часть 2. Продолжение

1. Манера не опускаться до доказательств своих суждений весьма распространена в гуманитарной среде и в начале 20-го века, и в 21-ом. Бердяев часто полагает, что раздача оценок и означает выполнение полезной и важной работы. Выглядит же такое отношение к предмету как банальное мошенничество (демагогия). Школьник или студент младших курсов может быть заворожен интуицией, стилем, техникой работы с силлогизммами, проницательностью Бердяева и т.д.. На вопрос же "Какие ваши будут доказательства" Бердяев отвечает бранью. Это не философия. Последняя требует честности и строгости (Сократ мне друг...). Желание раздавить противника/оппонента любой ценой оправдывает у Бердяева применение любых приемов. Пусть изящных, но оттого не менее грязных. Бесчестность говорит о слабости позиций и отсутствии труда/способности к серьезным размышлениям.  При всем таланте, образованности и культурном багаже Бердяев - не философ.

2. Философы-эмигранты из советской России за основу описания мира взяли донельзя примитивную схему Христианство-Добро vs Большевизм-Зло, и, как весьма одаренные художники, с упоением раскрасили полотно. Большевизм (часть революционного и социалистического мирового движения) в своей неоднородности (сложности) ничуть не уступает неоднородности (сложности) христианства. Ни в масштабе явления, ни в следствиях для человеческой цивилизации.

Добиваясь в частностях блестящих результатов (психологические черты героев Достевского, раскопки прототипов героев, палитра страстей, идейные схватки и т.д.), философы-эмигранты проспали Фашизм, Вторую мировую войну (впрочем, и Первую проспали), Победителя Фашизма, Космос, Атом и феноменальные (никем более не повторенные) темпы развития России без внешних займов у мафии ростовщиков. Драмам последующих 100 лет (при выбранных философами-эмигрантами основаниях) места не нашлось   Донельзя примитивная схема по большому счету во многом труд их и обесценила.

Блестящая техника исполнения дурного заказа и сегодня мало кем может быть превзойдена. Админ.

04.04.1994 Две легенды, одно видение: инквизитор и антихрист. Владимир Бибихин
Статья написана на основе доклада на международном симпозиуме «Легенда о великом инквизиторе» (Париж, 1993). Впервые опубликована в журнале «Искусство кино» № 4, 1994.

02.02.1931 Религиозные темы Достоевского. Г.В. Флоровский
В 1937 г. вышел фундаментальный труд Г. Флоровского "Пути русского богословия", сам автор определил его как "опыт исторического синтеза". Один из параграфов этой книги посвящен Достоевскому как писателю и религиозному мыслителю. Первоосновой раздела была статья Г. Флоровского "Религиозные темы Достоевского", написанная к 50-летию со дня смерти писателя и помещенная в 117 номере газеты "Россия и Славянство" (1931. Февр.).

1907 Beликий Инквизитop. Н.А. Бердяев
Bпepвыe издaнa в книгe Бердяев Н. «Hoвoe peлигиoзнoe сознание и общественность», Спб., 1907. «Beликий Инквизитop» былa ee пepвoй главой. Пyбликyетcя пo дaннoмy издaнию — C. 1 — 32,
Kaк «Лeгeндa o Beликoм Инквизитоpe» Дocтoeвcкoгo, тaк и cтaтья «Beликий Инквизитop» имeли пpинципиaльнoe знaчeниe для вceгo пocлeдyющeгo твopчecтвa Бepдяeвa. «Beликий Инквизитop» — пepвoe eгo oбpaщeниe к Дocтoeвcкoмy. Пo eгo пoзднeйшим oцeнкaм этa cтaтья былa ocнoвoй, кoнcпeктoм книги «Mиpocoзepцaниe Достоевского», ee идeи.вoшли в cтaтьи «Cтaвpoгин» (1914), «Откpoвeниe о человеке в творчестве Достоевского» (1918), «Дyxи русской революции» (1918). B «Beликoм Инквизитope» зaлoжeны ocнoвныe мыcли бepдяeвcкoй филocoфии иcтopии, этики и эcтeтики, paзpaбoтaны пpинципы oцeнки paзныx oбщecтвeнныx движeний, в том чиcлe peвoлюции и peaкции.

 1906 Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского. В.В. Розанов

В одной фантастической повести Гоголь рассказывает, как старый ростовщик, умирая, призвал к себе художника и неотступно просил его срисовать с себя портрет; когда работа уже началась, художник вдруг почувствовал непреодолимое отвращение к тому, что делал, и к этому отвращению примешался какой-то страх. Ростовщик, однако, все следил за работой, какая-то тоска и беспокойство светились в его лице, -- но, когда он увидел, что по крайней мере глаза окончены, в этом лице сверкнула радость. Художник отошел на несколько шагов, чтобы посмотреть на свою работу; но едва он взглянул на нее, как колена его задрожали: в глазах начатого портрета светилась жизнь, настоящая жизнь, та самая, которая уже потухала в его оригинале и каким-то тайным волшебством перенеслась в эту копию. Палитра и кисть выпали из его рук, и он с ужасом выбежал из комнаты. Через несколько часов ростовщик умер. Художник окончил жизнь в монастыре.
Этот рассказ, почему-то, невольно припомнился нам, когда мы задумали говорить о знаменитой легенде Достоевского. 

 

Иллюстрации к произведениям Д.Ф.М. взяты со страниц сети Выразить невыразимое  и  Иллюстрации художников к произведениям Достоевского