Автор: Кашанский А.В.
Школа Здравого Смысла Категория: Кашанский Александр Викторович
Просмотров: 5665
Введение

У каждой книги есть своя история. Книга, предлагаемая вниманию читателя, имеет очень долгую историю. Она началась примерно сорок лет назад, когда автор предложил преподавателю научного коммунизма, фронтовику и доброму человеку, свой первый вариант концепции универсального мировидения. Но и этому предшествовало несколько лет детских размышлений на тему: почему люди разные? Преподаватель, к сожалению, не помню его имени, внимательно выслушал и, ценя любознательность и щадя самолюбие автора, его пожалел, пожурил и отпустил на все четыре стороны для поиска своей правды. И этот поиск продолжался всю жизнь и вёлся, как в литературно-художественной форме, написаны романы, связанные с этой темой, так и в виде мировоззренческой публицистики. То есть, феномен мировой духовной культуры исследовался по всем правилам феноменологической редукции: поэтическое описание акта переживания, потом его рациональное осмысление. Теперь, когда уже по возрасту наступает время подводить итоги, их и хочется подвести. То есть, эта книга – итог духовного поиска. Может быть, она кому-то будет интересна в этом качестве.

Другая причина, побуждающая взяться за дело, – стремление выразить признательность людям. За долгие годы произошло немало событий, можно сказать, почти чудесных, значительно расширивших кругозор и возможности автора для достижения всё той же цели – понять, почему духовное разнообразие человечества сформировалось именно так, а не иначе. Перед мысленным взором целая галерея портретов людей, оказавших на автора сильное влияние. Все они, так или иначе, соавторы этой книги. Вольные или невольные… Здесь хочу сказать: я помню всех и всех благодарю. Не должен же наш совместный труд взять, да и раствориться во времени! «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся». И не важно, согласны мои соавторы с тем, что я напишу, или нет, я знаю, что, скорее, нет, это не меняет сути. Не было бы их: согласных, или несогласных, не было и этой книги.

Ну и третья причина написания книги – это желание способствовать практическому делу переустройства мира. И здесь, пожалуй, стоит сказать несколько слов об алтайской инициативе, совсем, кстати, недавней. В ноябре 2015 года несколько людей из разных городов России собрались на Алтае, а точнее, в Горно-Алтайске, чтобы полюбоваться красотами природы, а заодно и обсудить, как можно помочь делу создания эколого-экономического региона (ЭЭР) в Республике Алтай. И мне показалось, что природоподобные технологии и ноосферная модель развития, положенные в основу проекта ЭЭР, органично сочетаются с тем, что я называю «универсальное мировидение». Для этого понятие «экология» надо бы расширить. Термин «экология души», используемый «ноосферистами» из участников алтайской инициативы, «царапает» слух, но суть его понятна, нельзя создать природосохранные технологии, не меняя человека. А для того, чтобы его менять, точнее, чтобы он сам менялся, как должно, нужно ясное представление о том, как именно устроена духовность, и что она на самом деле такое. Об этом как раз эта книга. Толчком для написания книги, «последней каплей», переполнившей чашу терпения автора в его размышлениях над вопросом: писать – не писать? – стала именно алтайская инициатива.

Но книга же не написана! Автор идет на большой риск, предполагая создавать и публиковать книгу по частям, в виде блог-книги, в режиме, так сказать, реального времени. Но ведь это и интересно! И дело не в том, что автор спешит, терпения ему не занимать. А в том, что в век Интернета и социальных сетей блог-книга определенным образом приближает автора и к читателю, и к ноосфере (понимаемой еще и как глобальное смысловое поле социума), потому что процесс творчества превращается в своеобразное сотрудничество с ней. И дело даже не в том, что по ходу дела может появляться критика, а в том, что настрой автора иной, чем когда пишешь всё, а потом публикуешь, или, тем более, когда пишешь в стол. Поэтому, не зная даже, как и когда закончится повествование (да и закончится ли оно…), я берусь за это дело.

Ну и, наконец, есть и еще один мотив – гражданский: деваться то людям некуда, новое универсальное мировидение просто обязано появиться! Ведь сегодняшний глобальный кризис – это, в первую очередь, кризис мировоззрения. И он будет преодолен только тогда, когда люди создадут более совершенные технологии глобального и общественного устройства, позволяющие человечеству вести себя подобно единой команде (а не подобно запертым в банке паукам, как сейчас). Или это произойдет до большой войны, или после. Понятное дело, что лучше – до…

На наш взгляд, концептуальная проблема, с которой сталкиваются люди, желающие действовать, с целью обустроить планету, заключается в том, что формирование неких принципов этики: «Как жить правильно в новом мире», – невозможно вне смыслового поля, которое создается только общим для них мировоззрением-мировидением. Нет этого общего мировидения, выраженного в форме «живых» прочувствованных смыслов, нет и взаимопонимания. А если и будет взаимопонимание, то основанное больше на страхе, а не на любви-симпатии и общем представлении о будущем. На страхе ничего путного не создашь!

Сегодня существует только один глобальный проект – западный либеральный, предлагающий некие принципы общемирового общежития. Эти принципы заключаются в соблюдении прав человека и международного права. Жизнь уже со всей очевидностью показала, что «держатели смысловых кодов» либерального мировидения – западная цивилизация в лице США поставила свои представлении о добре и зле выше международного права. Это делается в целях установления глобального порядка, основанного на либеральных ценностях. Посыл, обосновывающий экспансию запада? «Демократии не воюют». Если везде установить демократию, то и войны прекратятся. Значит: «Из многого одно». Что же в этом плохого?..

Не самом деле, что плохого? После крушения СССР проект установления глобального мирового порядка по либерально-демократическому шаблону вступил в решающую стадию. И… И дал сбой. Вдруг стало ясно, что либеральная идеология, постмодернизм, права человека и т.д. вся смысловая и юридическая атрибутика либерального проекта, кажется, не универсальна! Кажется?.. Кажется!.. Пока только кажется… Это признают еще далеко не все в мире, более того, вряд ли получится прийти к пониманию этого факта без большой войны, но «процесс пошёл». Вот уже и Китай гнет свою линию, и Халифат тренируется, пока используя ИГИЛ, как свой «штрафной батальон», а Индия, вообще, со своими принципами, хоть и демократическими, но отнюдь не в западной парадигме. Россия – «птица тройка» – та вообще «распряглась» и скачет, не ведая куда. (С точки зрения западных идеологов). И ясно, конечно, что стандарты потребления, на которых держится либеральный мировой порядок, просто непосильны для планеты. Поэтому под оголтелый шум западной пропаганды о нарушениях прав человека и борьбе с тираниями идет нечистоплотная лукавая игра: вроде бы за права человека, а на самом деле в интересах «золотого миллиарда» и глобальных корпораций, угнездившихся в его теле.

Проблема и в том, что никто не предлагает нового альтернативного глобального проекта! Понятие же «многополярный мир» не имеет свой позитивной мировоззренческой концепции, а формируется как отрицание концепции западной. Даже «бунтарь» В.В. Путин публично говорит так, будто вчера только закончил ВШЭ. Пока альтернатива существующей модели глобализации весьма и весьма туманна.

Отовсюду раздаются призывы в рамках альтер глобализма: «Ребята, давайте жить дружно». Как это сделать? А просто создать мультиценностный мир, да и все…

Отлично! Это, действительно, выход. Люди доброй воли, давайте соберемся вместе, выработаем принципы, как жить, не стараясь переформатировать друг другу создание, и все будет хорошо. Не стараться изменять ценностные модели друг другу – и есть тот «нравственный общечеловеческий посыл», о котором говорят люди, видящие мир и мультиценностным, то есть, многополярным, и гармоничным. Но для этого нужен «нравственный консенсус цивилизаций и великих религий человечества» (А. Владимиров «Основы общей теории войны: основы новой геополитической этики»). Но вот тут-то и «зарыта собака»! Потому что каждый считает свою цивилизацию, культуру, религию правильной, лучшей, истинной и НЕТ ДАЖЕ ПУБЛИЧНОЙ ГИПОТЕЗЫ, ПОЗВОЛЯЮЩЕЙ РАССУЖДАТЬ О ТОМ, ЧТО ЭТО НЕ ТАК, С ПОЗИТИВНОЙ ПОЗИЦИИ. Предлагаемая книга и предлагает такую гипотезу.

А пока позитивной концепции единения разнообразного человечества нет, можно соединять разное на основании негативной. То есть: отменить шаг за шагом любую традиционную духовность, культурные особенности, всех людей перемешать, сделать «из разного одно», при этом, толерантно терпя друг друга. И так установить мир. Иначе все всё равно будут соревноваться, кто лучше, и драться до полного взаимного уничтожения! Да это всё так! Пока так… И эту негативную парадигму глобализации уже оседлал либерализм, политически ведомый США. Место глобализатора занято. У этого пути только одна, подчеркиваю это, альтернатива – позитивная: «Из многого гармония». Все… Никакой другой. Никакой. Не будет десять альтернатив глобализации в интерпретации запада, будет только одна, не ущемляющая и ценностные предпочтения самого запада.

Чтобы составить позитивный проект мировой гармонии: «Из разного гармония», – нужно новое позитивное мировоззрение-мировидение, не отрицающее, а вмещающее все прочие, как частные случаи. Для этого нужна концепция эволюции, объясняющая не только генезис человечества, но и генезис его духовного разнообразия. Если она появится и оживет, как рабочая модель, то естественным образом, на пути «народного творчества» появится и глобальная «геоэтика», говорящая, как жить правильно простыми понятными словами. Эта этика должна быть проста, как состав дистиллированной воды… Причем, в ней не будет ничего нового! Все те же «не убей, не укради». Но известные максимы, вдруг, наполнятся смыслом и станут действенными, потому что через них вновь начнет говорить «первозданная духовность», и луч света пробьётся в темное царство человеческих страстей через облака ложных смыслов. Возникнет резонанс человеческих душ (духовности), и мир начнет преображаться. Это преображение не будет безболезненным, но оно будет осмысленным, целеустремленным и, точно, ПРИРОДОСОХРАННЫМ. Надо рассматривать идею природосохранности именно с позиции глобальной альтернативы сегодняшнего пути развития, ведь человек – часть природы, часть универсума.

Почему старые ценностные системы, а точнее, старые «оболочки» одной и той же человеческой универсальной этики не годятся и не сработают, как инициаторы альтернативной глобализации? Да потому, что они исторически создавались как локальные (хоть и претендовали на глобальность) и могут быть только локальными, а задача стоит глобальная! Мир сегодня стал другой, поэтому формировать универсальное представление о мире и человеке надо, исходя из современных представлений, на современном языке, понимая мир, как целостность, но так, чтобы объяснить, все старое. Для нового вина нужны и меха новые! Инструментарий прошлого не соответствует масштабу задачи, вот и все. Пока же любая попытка глобализировать локальную идеологию всегда делается как составляющая часть войны смыслов, суть которой победить-объегорить противника. Любая исторически сложившаяся мировоззренческая система, имеющая свои институты в виде церквей, политических партий, идеологий, не сможет выступить за все человечество. Глобальная инициатива по созданию «геоэтики», конечно, может быть сформулирована «идеологическими тяжеловесами», но это не их миссия, поэтому и не получится из этого ничего. Груз прошлого не позволит… Подобная инициатива может быть только общественной, лучше, если возникнет ниоткуда (то есть без политического и идеологического заказа) и от людей, которые «никто» (то есть, вне политики и идеологии, по крайней мере, публичной). В этом утверждении есть только толика юмора. Честно говоря, убежден, что это может быть только так. Так как автор, можно сказать, – никто и ниоткуда, то вправе рассчитывать на позитивный результат, хотя бы теоретически.

Многие говорят о единстве человечества, а фига в кармане… То коммунизм – зло, то либерализм – нечисть, то ислам – религия войны, то язычество – пережиток прошлого, то наука ведет в тупик, то религия – источник несчастий. И об этом, в частности, предстоит разговор, Смею заверить, все это поучаемое и отрицаемое, или в лучшем случае, толерантно-терпимое, – лишь грани одного кристалла человеческой универсальной духовности, лишь разные, необходимые точки зрения на Единое.

Все их надо совместить в одном мировидении! Вот тогда-то призыв кота Леопольда из замечательного советского мультфильма, обращенный ко всему человечеству: «Ребята, давайте жить дружно!», – получит идеологическое, духовное основание, а «геоэтика» выразится в наборе простых принципов, через которых говорит Дух (ноосферы, скажем так…). Это мировидение должно быть не исключающее, а вмещающее. Приняв его, человек сможет исповедовать свою родную религию и следовать обычаям своего народа, быть либералом-индивидуалистом или коммунистом-общинником, но он будет знать и чувствовать (если дотянет духовно), что правда в том, что он со всеми его принципами и убеждениями – лишь часть Единого. ЗАКОНОМЕРНАЯ ЧАСТЬ! Поубиваешь индивидуалистов – разоришься, коллективистов – вымрешь, монотеистов – потеряешь связь с небом, язычников – с землей. Все – плохо! И когда это представление о человеческом единстве обретет понятную «иудею и эллину», а также китайцу и алтайцу форму, и начнется настоящий серьезный разговор о том, как жить дружно. Мы сейчас даже и представить себе не можем, в каких политических, экономических и социальных механизмах выразится это мировидение!

Трудно, вернее сказать, страшно, представляя масштаба задачи, даже предположить, что надо сделать, чтобы переломить ситуацию в мире. Пока ясна лишь цель и есть некоторые гипотезы, как это можно сделать, к которым отношу и предлагаемую читателю концепцию универсального мировоззрения-мировидения.

Но если не идти по этому пути, нас впереди ждет только война, «война без особых причин», война смыслов, война холодная и горячая. Война за то, чтобы пасти народы, как стада, и за то, чтобы делать людей счастливыми без из ведома, война со здравым смыслом и природой, в том числе, и человеческой. Барабаны войны гремят, знамена уже трепещут на ветру. Ветер истории развивает стяги: красные, зеленые и синие, черные и белые!.. И надо иметь очень холодный рассудок, охлажденный покоем самого Космоса (и просветленный духовностью «всех тех богатств, которые выработало человечество»), чтобы подавать голос, через весь этот шум и гам патриотический и либеральный. Почему бы не попробовать нам?..

Предстоит объяснить, почему люди и цивилизации такие, какие они есть. Это нужно, например, для того, чтобы собрать людей, где-нибудь в Каракольской долине священного Алтая и не только сказать: «Мы за жизнь» (как будто кто-то против), а еще и объяснить, почему она такая-вот эта наша жизнь. Почему запад думает и ведет себя так, и для него главное – свобода, почему для Китая главное – гармония, а для России – справедливость. И если это можно разумно объяснить людям, тогда и будет проявляться древняя и манифестироваться новая концептуальность, необходимая для формирования «геоэтики», обретаться новые смыслы и вера в возможность жить дружно на планете.

Должна быть предложена картина мира, объясняющая генезис человеческой духовности. Потому что человеку нужен смысл. Смысл – всегда коренится в священном, каким бы оно не представлялось. Устои сознания скрыты там, куда с трудом проникает свет разума, поэтому оттуда часто вырываются чудовища. Надо объяснить людям, откуда, как и почему проистекает их концептуальность, в религиях – это догматы, в духовных учениях и нерелигиозных мировидениях максимы-принципы. Это позволит духовно вместить их все. Кто вместил, тот понял, кто понял, тот уже не терпит, а любит-принимает по совести. Об этом концептуальном вмещении и будет эта книга.

Предполагает ли концепция вмещения мировой духовности создание мировой религии? Ни в коем случае! Но гипотеза, объясняющая генезис человеческой духовности и вмещения всех её оттенков, манифестированных человечеством в виде религий и идеологий, конечно основывается на постулировании наличия «мира невидимого». Поэтому принимая эту гипотезу, обосновывая её при помощи логики, защищаешь и каждый вариант человеческой духовности. Получается столь желанное соединение науки и религии в одной мировоззренческой системе.

Завершая введение к повествованию, скажу следующее: есть мнение, что примерно 2040-2050 году человечество войдет в «технологическую сингулярность», и она будет предшествовать какому-то качественному его преображению. От того, какой вариант глобализации победит «E Pluribus Unum» или «E Pluribus Harmonia» будет зависеть исход этого преображения, он будет или гибельный, или спасительный. Так что, игра со ставкой жизнь началась в тот момент, когда была осмыслена и провозглашена необходимость альтернативы глобализации в парадигме «E Pluribus Unum». Создание мирового правительства в эпоху, предшествующую этой трансформации, неизбежно, но критически важно, на основе каких ценностей и принципов оно будет создано.

Нам предстоит показать путь духовной эволюции человечества, как закономерный процесс, обусловленный «конструкцией» мироустройства. Его можно выразить, исходя из систематизации манифестированных в процессе истории религий и мировоззренческих систем. Надеюсь, идеи этой книги войдут в смысловой текст и контекст мировидения-мировоззрения будущего, в основе которого будет гармония культуры, природы и духовности в многоцветии мира. Чтобы изложить это научно-методично, надо бы быть академиком в квадрате, но чтобы описать это образно, надо просто иметь доступ к «файлам духовной истории человечества» и способность к выражению. Пойду по второму пути, первый мне и близко не осилить, он не мой. Поэтому повествование будет не научным, а в форме повести-рассказа с картинками и, возможно, лирическими отступлениями.

У автора есть отчетливое представление о том, что никакие самые правильные идеи не способны что-либо изменить сами по себе. Люди за тысячу лет уже выразили и сказали, кажется, все, дело в нюансах и подаче старого, как нового, на том уровне, который соответствует духу времени. Нужны не сами идеи, а дела людей, вдохновленные этими идеями. Как это ни странно звучит, идеологии складываются в делах, а не в статьях. Поэтому предлагаемый текст – это еще никакая не идеология, а лишь намерение её увидеть!

Тайна рождений нового скрыта не в текстах, пусть самых смелых и умных, а в носителях идей – людях. Нечто значимое получается только тогда, когда люди, вдруг, почему-то проникаются духом времени, места, образа действия, и тогда рождаются правильные имена, которые всего лишь оболочки смыслов, побуждающие коды. Уловив эти смыслы, души единомышленников начинают, вдруг, соединяться, а люди действовать, изменяя себя и мир. Увы, автор пока находится в мире идей. Но их надо выразить, наконец. С чего-то же надо начинать: «Делай, что должно, и будь что будет!».