|
Российское философское общество, Библио-глобус, г. Москва.
Лекция посвящена презентации книги «Логика эволюции человечества».
Рассматривается два глобальных поэтапных процесса: 1)освоение человечеством фазовых сред и 2)изменение размерности пространственной модели мировоззрения.
Жизнь на Земле освоила три фазовых среды: воду, сушу и воздух. И появление человека сразу же ознаменовало освоение четвертой фазовой среды – огня. Вся дальнейшая эволюция человеческой цивилизации сопровождалась постепенным «укрощением» и «приручением» огня. И сегодня мы остановились перед последним этапом – овладением термоядерным синтезом, который идет в звездах.
Причем, освоение плазменных процессов, по мнению докладчика, можно будет осуществить лишь в открытом космосе. Более того, поскольку огонь – редкое фазовое состояние вещества на Земле (это лишь молнии), а в космосе звезды, которые состоят из плазмы, занимают более 99% от всей массы вещества, то выход человека в космос весьма символично отражает общую тенденцию жизни в ее стремлении овладеть теперь еще и плазменной средой. Овладеть последним, четвертым типом фазового состояния вещества. Следовательно, появление человека на планете – не случайный «каприз» эволюции, а закономерное продолжение тенденции в экспансии жизни не только в обычном, но и в фазовом пространстве.
Вторая тенденция – увеличение размерности пространства картин мироздания в общественном сознании. Эта тенденция рассматривается на примерах космологических моделей Вселенной, размерности пространства в живописи и архитектуре. С помощью примеров из истории человеческой культуры докладчик показывает, что размерность моделей поэтапно увеличивается по простой схеме: 0 → 1 → 2 → 3 → 4
Изначально это были нульмерные модели (мифологические представления), затем им на смену пришли одномерные модели (Древний Египет), их сменили в античном периоде двумерные модели, в XV веке в эпоху Возрождения произошло увеличении размерности в общественном сознании еще на единицу, и возникла парадигма, основанная на трехмерной модели пространства (Х, У, Z). И, по мнению автора, начиная с 2000-го года, человечество перешагнуло в своем развитии в четырехмерную модель мира, хотя это осознается пока лишь единицами.
На примерах показаны ростки четырехмерной картины мира в живописи, космологии и архитектуре XX века.
(Заглянуть в любое многотомное издание "История живописи" Сухонос С.И. не потрудился, а иллюстрации из школьных учебников подзабыл. Иначе к "двумерному восприятию и отображению реальности" не апеллировал бы. Сложившийся канон иконописи в 13-14 вв на территориях современных нам Италии, Франции, Германии, Нидерландов (и др. регионов Западной Европы) - это не вся живопись и не основание выносить приговор ограниченности восприятия или умению людей рисовать. Стили помпейских фресок В отношении фильтров и шаблонов восприятия возражений нет. Админ.)
Роспись римской фрески (Помпеи I век до н.э.), пример уровня техники античной живописи