Автор: Администратор
Евразия Категория: Древняя Русь
Просмотров: 3870

Заключение 

Изложенное выше исследование показывает, что в нем осуществлено решение проблемы, имеющей важное социально-культурное, политическое и гуманитарное значение.

Это определяется тем обстоятельством, что в настоящей работе были раскрыты социальныё, философские, научно-мировоззренческие, культурные аспекты становления понятия «социальной идентичности». Именно междисциплинарный подход, принятый в качестве основного методологического принципа в диссертационной работе, впервые указывает на необходимость постановки и раскрытия проблемы социальной идентичности как многомерного процесса в человеческом становлении и сочетает философскую, психологическую, социологическую, культурологическую интерпретации.

Теоретическое понятие «идентичность» формируется в рамках постнеклассической познавательной парадигмы, признающей разнообразие, неопределенность, множественность исторических времен, нестабильность и необходимость построения моделей на основе понимания прошлого, настоящего и будущего. Поэтому тема идентичности распространяется в общественном сознании и в теоретической гуманитарной мысли к середине XX столетия.

Существенным вкладом в развитие, социально-философской мысли о социальной идентичности стало доказательство роли теории информации в изменении представлений о человеческой деятельности и становлении новой картины мира. Принципы разнообразия, нестабильности, неопределенности и одновременно детерминации социального поведения становятся уеловиями существования, социального развития и познания субъектов деятельности. Поэтому «идентификация», «идентичность», «кризис идентичности» могут быть вписаны только в современную теоретическую модель, в которой процесс программирования собственной деятельности становится условием социального существования тем более, что «информация не может передаваться в большем количестве, чем это позволяет количество разнообразия» [342]. В постнеклассической картине мира проблемы идентичности и идентификации приобретают особое значение в пограничных ситуациях глобального и локального, искусственного и естественного, возможного и невозможного. Эти междисциплинарные понятия способствуют рациональному осознанию жизненного проекта индивидов и социальных групп, помогают развивать социальную рефлексию и саморефлексию. Именно в этом, по мнению автора, состоит истинно гуманистическое значение настоящей работы.

Тема социальной идентичности проникает в повседневную жизнь, превращая каждого в «социального ученого» и обеспечивая возможность осуществления общества, обращенного на себя, строящего .развитие исходя из собственного проекта. В исторической ситуации «компрессии» времени и пространства человеческого общества обеспечение интеллектуальной базы поиска собственных экономических, политических, культурных основ путем осмысления прошлой исторической судьбы и определения целенаправленности деятельности может стать условием преодоления фрагментации сознания, потери ценностей и жизненных ориентиров. Следовательно научное, гуманитарно-рациональное осмысление идентификации и идентичности создает условия для гуманизации, т.к. это единственный способ для человека сохранить свое «Я», определить себя как личность, а не как придаток технологий власти, иллюзий и мифов массового вещания, неясностей и кризисов мировой экономики, недоопределенности современного демократического, правового общества и мозаичной глобальной культуры.

На основе анализа историко-культурного материала, проведенного в работе, было отмечено, что процессы идентификации связаны не только с преобразованием информации, но и сами включены в процессы жизнедеятельности, обретая в результате основы: структурную (соотношение детерминизма и неопределенности) , целевую (построение модели поведения), экзистенциальную (собственный духовный мир). В ситуации разнообразия, множественности перспектив развития, в ситуации созидания нового возникает потребность в самоописании. Рефлексия над «Я» возникает в контексте перестройки системы межличностных отношений, актуальной становится задача осознания системы собственных целей, ценностей, ориентированных на общечеловеческие проблемы.

Об этом свидетельствует рассмотренный нами процесс становления теории и концепций идентификации и идентичности и анализ различных срезов этого социального и познавательного феномена в зарубежной и отечественной философии, культурологии, социологии, психологии, истории.

Рассмотрение эволюции феномена идентичности в истории показало, что заинтересованность социальной идентификацией является следствием целого комплекса социальных процессов. Сюда относятся стремление сохранить целостность в социально-историческом разнообразии и одновременно обрести индивидуальность, стремление интерпретировать разрывность общественного и частного, официального и повседневного, массового и интимного; распространение опосредованного опыта, знания в связи с развитием информационных технологий. Исследование идентичности показало изменения соотношения общественного и личного, биологического и социального, автономного и общественного, нетипичного и стандартного,, «инаковости» и однообразия, глобального и локального.

Только при постановке вопросов об идентичности как процесса самоорганизации возможно преодоление исторической энтропии и поиск «личностного», субъективного начала в коллективной истории. Исследования индивидуальной и коллективной идентичности учат противостоять «молчаливой технологической политике», «политике всепригодности», повышенной нестабильности и труднопрогнозируемости, обесцениванию внутренних регуляторов поведения, превращению внутреннего разнообразия в поверхностную эклектичность. Они также способствуют решению проблем, связанных с нестабильностью экономической и политической структур, национальных отношений,: экологических систем. В этом состоит социально-политическое значение проведенной работы на настоящем историческом этапе.

Необходимо также учитывать, что в современном, динамично изменяющемся мире человек находится под воздействием массовых технологий, средств массовой информации, под натиском однородной информации. Через Интернет, СМК он получает готовые мыслительные штампы, запрограммированные решения. Через расширение межчеловеческих связей в глобальном масштабе нивелируется традиционное культурное наследие. Задача состоит в том, чтобы научиться сохранить устойчивость внутреннего духовного опыта, в результате чего процессы идентичности приобретает истинно гуманистический смысл. Человек не может быть анонимным, главное «показать в делах и словах, кем он является в своем уникальном отличии» [277, 121] .

В работе отстаиваются равноправие и равноценность индивидов, социальных групп, человеческих сообществ, развитие правового сознания, поиск новых форм и идей легитимности в обществе и норм коммунитарного развития.

Развитие истории и ее самосознания возможны при условии тематизации индивидуализации и развития сложной сети понятий о человеческом, в том числе и идентичности, с помощью которой фиксируется соотношение коллективного и индивидуального.

Процессы обособления индивидуального в общественном и выделения частной сферы практики ни на одной исторической стадии не синхронизируется. Фундаментальные стороны комплекса социальных отношений - механизмы контроля со стороны коллективных структур, социальных институтов и государства и частная, личностная жизнь индивидов, их межличностные связи в ближних кругах общения - часто расходятся в направлениях своего развития. От такого сочетания разнообразных сторон комплекса социальных отношений и зависит уникальность и неповторимость исторических времен.