Автор: Администратор
Евразия Категория: Древняя Русь
Просмотров: 3887

 

1.3. Новая парадигма описания естественных и социальных процессов

В последние годы для описания преобразований информации, ее разнообразия, при исследовании проблем искусственного интеллекта сформировались такие научные направления, как нейронные вычислительные сети, статистические принципы функционирования мозга, теория нечетких множеств, теория распознавания образов, новые языки программирования, теория семантических сетей, когнитивная психология, немонотонная логика, исследования в области вероятностных топологических пространств, теории управления недоопределенными системами и многие другие, которые определяют принципы новой постнеклассической парадигмы исследования. По сути эти направления исследуют, как к бесконечному ряду вариативных возможностей развития мыслящего человека добавляются возможности машинного мышления. По определению Н. Моисеева «Теория нечетких множеств – это по сути дела шаг на пути к сближению точности классической математики и всепроникающей неточности реального мира, к сближению, порожденному непрекращающимся человеческим стремлением к лучшему пониманию процессов познания» [23].

Новая парадигма вписывает в свое пространство разнообразие, неопределенность, идентификацию, модель вместо алгоритма. Современная парадигма предлагает только один способ решения проблем: ориентируйся на ближайшее «знакомое, онтологически безопасное пространство», там умеют справиться с типовой постановкой, которая похожа на вашу задачу. Готовых методов нет. Выбор и претворение задач осуществляется по следующей схеме: объект – модель – задача – функция – алгоритм – вычисление [24]. Модель и возможность взаимодействия с нею, определяемая процессами идентификации, являются ключевым ориентиром исследований: от области искусственного интеллекта до культурологии. Одной из фундаментальных проблем современной науки становятся вопросы, связанные с исследованием различения искусственной среды обитания человека и естественной, например, идентичности искусственного и естественного интеллектов.

В постнеклассической методологии любая модель включает образы и параметры различного типа и сочетание самых разных отношений: линейных и нелинейных, неравенств, множеств и т.д. Осмысление процесса идентификации образами значительно усложняется. Наблюдается постепенное стирание идентификации искусственных и естественных систем (например, вычислительная сеть, построенная по принципу нейронных систем, имеет образные, ближе к естественным принципы восприятия и адаптации). Модель принципиально декларативна, определяет решение всех задач, связанных с объектом исследования, может быть недоопределенной и формулирует пространство решений в общем случае. Решение задач одной модели требует различных алгоритмов, методов. Поэтому еще раз подчеркнем, что главным свойством современной познавательной модели становится междисциплинарный характер исследования любой проблемы (как гуманитарного, так и естественного свойства).

Образы и модели приобретают первостепенное значение по сравнению с алгоритмами. До сих пор преобразование информации осуществлялось в основном с помощью символов, в новой информационной среде, в условиях разнообразия информационных технологий преобразование осуществляется как образами, так и символами. Модельное, образное мышление совпадает с принципами человеческого мышления. Искусственная среда, которую творит современный человек, менее алгоритмизирована в человеческом восприятии, более образна – виртуальна. В ней фантазия и познание, поэтика и анализ срастаются. Образ и язык проникают друг в друга, «граница между образной и понятийной формой становится расплывчатой» [25].

Фундаментальной проблемой культуры становится тема идентичности смыслов в постмодернистских ситуациях неразличимости искусственного и естественного, возможности мыслить немыслимое. Эстетика непредставимого, неадекватного, невозможного берет начало в современной культуре благодаря приоритету моделей, кодов, симулякров (Бодрийар). «Наши запросы – безопасность, идентичность, счастье, - вытекающие из нашего непосредственного состояния живых и общественных существ, как будто никак не соотносятся с этим родом принуждения, толкающего нас сегодня к усложнению, опосредованию, исчислению и синтезированию все равно каких объектов» отмечает Ж. Ф. Льотар. [26].

Итак, идентичное в ситуации перманентного различения объединяет, связывает, налаживает обратные связи.

Таким образом, в постмодернистской культуре проблемы идентичности и идентификации приобретают более разнообразные формы, смыслы и содержания. Главными из них становится проблема идентичности жизнедеятельности в пограничных ситуациях глобального и локального, искусственного и естественного, возможного и невозможного.