Автор: Администратор
Евразия Категория: Древняя Русь
Просмотров: 3867

 

1.5. Идентификация как неотъемлемое свойство системы социальной жизнедеятельности

Как мы уже отмечали, идентичность – всегда упорядоченность. Обращает на себя внимание тот факт, что идентичность и в биологической, и в социальной жизни определяется не просто как выживание, а как выживание приспособленных. «Это предполагает такое воспроизведение отношений живого со средой обитания, где ему принадлежит инициатива сохранения определенного порядка таких отношений» (курсив наш – М.З.) [32]. Идентичность общественных групп – то интегративное качество, которое отличает их от окружающей среды, длится на протяжении всего существования этих групп и влияет на каждый из элементов. На вопрос о собственной идентичности можно ответить только в сопоставлении с окружающей действительностью, в отношении с другими Я, которое и создает целенаправленность. Ответить на вопрос, что такое идентичность – значит ответить, как из состояний неопределенности и разнообразия формируется упорядоченная и целенаправленная деятельность. Стремление к гомеостазису, или динамическому равновесию имманентно организму, также как и стремление нарушить это равновесие. Жизнь и автономия всегда противостоят друг другу. Жизнь не автономна, а органична и всегда находится во взаимосвязи с другими жизнями. Идентичность, как только сохранение равенства с собой, не согласуется с законом жизни, которая есть всегда переход в иное.

Итак, фактором в истории становится ускорение обмена (в том числе и информационного) одновременно с ускорением времени, что неизбежно вызывает ускорение разнообразия в историческом пространстве и времени. В связи с этим актуальным становится поиск идентичности в возрастающем разнообразии и неопределенности истории. Учитывая, что свойством идентичности является возможность выражать упорядоченность разнообразия и неопределенности, можно говорить о ее консерватизме и в то же время близости к человеческому. «Человек, - писал Эйнштейн, - стремится каким-то адекватным образом создать в себе простую и ясную картину мира для того, чтобы в известной степени попытаться заменить этот мир созданной таким способом картиной» [33].

Первым фактором, позволяющим строить иерархию элементов системы, становится структурное состояние «Мы – Они». Для того, чтобы появилось «Мы», необходимо вступить в общение с другой группой и в то же время обособиться от нее таким образом, чтобы конституирующим принципом стали собственные внутренние условия. В процессе эволюции происходит реструктуризация общества, культуры. Таким образом, связь «Мы – Они» очень гибка и постоянно подвергается изменениям. Но социальное становление придерживается связи «Мы – Они». Чтобы понять себя, необходимо сформировать понятие Другого. Граница, разделяющая Я и Другого, создается, когда общность заботится о самосохранении, но не о саморазвитии. Примерами могут служить усвоение чужих культурных норм без признания их самобытности (вспомним римлян, копирующих греков) или усвоение собственных образов без признания возможности быть самому себе у других ( лозунг современной молодежи «Не верь кому за 30!» или понятие «негритянская идентичность»).

Тенденции саморазвития появляются только тогда, когда появляется нечто общее между «Мы - Они», например, общие языки, общие проблемы, общие пути практического становления, позднее - общие ценности и идеалы (Бог). Диалог возможен только там, где существует «явное» понимание границ «Своего – Чужого». Ведь фиксация границ «своего – чужого» имеет эвристическое значение: она превращает окружающий мир в упорядоченную целостность, не устраняя различия. Взаимосвязь «Мы – Они» позволяет системе усложняться и развиваться, обращение к другому вносит неопределенность, каким бы ни было их отношение к центру. Причины интеграции системы, ее экспансии коренятся, таким образом, в нечеткой границе «Мы – Они» и в образовании метаязыков, общих для различных подсистем. Без этих взаимосвязей невозможна идентичность. Разность интеллектуальных, материальных и других потенциалов – источник движения в обществе, первичный источник интеграции коллективного разума.

Новые условия жизнедеятельности общества приводят к вытеснению прежних программ, социального опыта предшествующих поколений, способов деятельности в область бессознательного. Новые модели вызывают стрессовые эффекты, ненормальность (М. Фуко).

Идентификация вплетена в жизнедеятельность: она определяет соотношение детерминизма и неопределенности, имеет целевую основу. В общественной системе наблюдается ускоренное развитие двух тенденций:

  • формирование разнообразия (стохастический, стихийный процесс);
  • детерминация на основе идентификации и управления. Чем больше разнообразие генерируется системой, тем более важными становятся вопросы идентификации.

В целом процесс жизнедеятельности включает в себя два базисных уровня -коммуникацию и управление, действия.

Следует отметить, что проблемы идентичности возникают не на адаптационном, а лишь на целенаправленном уровне [34]. Эти цели – более «высокие», нежели биологическое приспособление. Таким образом, описать идентичность значит показать порядокчеловеческой жизни, обеспечить «нормальные условия» для формирования личности.

Возможность индивидуального самоописания появляется только в отношении с Другим. Когда человек осмысливает свои состояния, он пользуется системой смысловых связей, выходящей за границы индивидуального сознания и связывающей его с другими субъектами. Такая система смысловых связей возможна только в коллективной жизнедеятельности.

Проблема идентичности возникает в ситуации выбора. По мере становления человеческих общностей проблема выбора становится повседневной и предполагает интерпретацию исторического времени, доступность собственной жизненной модели для рефлексии. Отдельное социальное действие невозможно, так как оно имеет определенность только в контексте деятельности Других в прошлом, настоящем. Построение жизненной модели предполагает осознание своего места в окружающем мире, выбор путей самореализации, выбор пути в социальном взаимодействии. Процесс построения такой модели осуществляется путем упорядочивания моделей самореализации. Стремление обрести идентичность становится закономерным следствием стабилизирующих механизмов практики, позволяющих сохранить себетождественное субъективное начало в разнообразных условиях.

Отмеченные выше составляющие единой социальной системы формируют механизмы саморазвития, состоящие из следующих процессов:

  • Идентификация составляющих, состояний, механизмов движения на основе осмысления прошлого, наблюдения за настоящим и прогнозирования будущих изменений.
  • Анализ текущей ситуации, выбор и принятие решения.
  • Действие.

Эти этапы развития присущи всем системам, обладающим сложным строением, идентичны для любых целостностей, будь то человек, община или глобальное сообщество. Течение этих процессов проходит по-разному в различных системах (биологических, социальных), но они взаимосвязаны и взаимозависимы.

Становится ясным, что на всех уровнях, во всех системах процесс идентификации общезначим. Идентификация – всегда присутствующий этап процесса самоорганизации, матрица его функционирования. Все больше утверждается мнение, что «идентичность – гипотетическая конструкция определения и формирования упорядоченности социального взаимодействия» [35]. Со своей стороны, подчеркнем, что помимо априорных, или идеальных моментов, важны материальные и практические составляющие, которые определяются управлением и целенаправленностью.

Управление основано на информационной активности: хранении, распространении информации и предполагает программирование деятельности (ввод априорной информации, ее обработку и действие). Управление включает в себя априорную информацию, идеальные модели, основанные на идентификации. Стремление к воссозданию порядка раз и навсегда не приемлемо для развития идентичности, т. к. целенаправленность отчуждается от реального процесса жизни. Связи с повседневным бытием полностью разрываются. В таком варианте организация человеческой жизнедеятельности оборачивается диктатом вмешательства в естественноисторический процесс, воспроизводящим «мутантов безликости и усредненности» [36]. Повседневное управление необходимо для любой целенаправленной деятельности, т. к. представляет собой целенаправленное влияние по пути движения к цели, которое достигается программированием. Целенаправленное влияние осуществляется вводом установленной модели в состав деятельности, ее реализацией путем идентификации текущего момента с моделью. В противном случае в целенаправленной деятельности разрастаются деструктивные моменты.

Способность знать ситуацию, возможность ее рационализации путем использования процессов идентификации – основа активности человека.

Социальная организация, обеспечиваемая информацией, выступает предпосылкой для онтологической безопасности, создает условия для социального воспроизводства в каждодневной жизнедеятельности, сохраняет результаты труда и предоставляет возможность пользования общественными достижениями, позволяя выбирать более рациональные пути самосохранения.

Информация – обязательный минимум, необходимый для поддержания жизнедеятельности. Вопросы ее интерпретации, преобразования зависят от человека. Идентичность – внутренний духовный потенциал, позволяющий выжить в изменяющих социальных условиях.

Таким образом, идентичность можно определить как процесс становления человека на основе выбора и формирования жизненной модели в социальном взаимодействии во имя исторической самореализации.

Коллективная идентичность предполагает становление социальной общности на основе выбора и формирования места в социальном взаимодействии путем социальной детерминации. Более подробно различия индивидуальной и коллективной идентичности мы проанализируем ниже.

Значение идентификации возрастает в связи со сменой картины мира, по мере развития разнообразия в жизнедеятельности, ее информатизации и распространения новых требований к управлению всеми сферами жизни. Для каждого человека проблемы идентификации становятся жизненно важными. В ситуации разнообразия, множественности перспектив развития, плюрализации, в ситуации созидания нового возникает острая потребность в самоописании. Рефлексия над «Я» возникает в контексте перестройки системы межличностных отношений, актуальной становится задача осознания системы собственных ценностей и целей.

Попытаемся ответить на вопрос, как идентичность» в истории становится социальной, экзистенциальной и, в конечном счете, познавательной проблемой.