Автор: Проханов А.А.
Россия Категория: Проханов Александр Андреевич
Просмотров: 1949

04.04.2019 Татарский мечтатель

  

Художник Мехти Исламов о ювелирном деле, национальном искусстве и будущем крымско-татарского народа 

Александр ПРОХАНОВ.

Мехти Мустафаевич, благодарю, что нашли время встретиться со мной. Я хочу понять мироощущение, миросостояние Крыма, понять, чем сегодня наполнено татарское мышление. После всех треволнений, после скорбей, которые ваш народ перенёс, какая основная идея владеет умами крымских татар? К чему сейчас стремится татарское общество?

Мехти ИСЛАМОВ, заслуженный художник Республики Крым, полный кавалер Ордена Карла Фаберже

Вы правильно заметили, Александр Андреевич, что наш народ перенёс немало — несколько волн массовых переселений. И ведь не случаен тот факт, что на сегодняшний день большая часть крымских татар проживает за пределами Крыма, а не на своей исторической родине. Тяжело пережил народ депортацию 1944 года.

Да и когда мы жили при Украине, то не видели никаких реальных позитивных изменений в своём положении. Есть такое понятие — "самострой". Мы, крымско-татарский народ, были неким самостроем в социуме Украины, если одним словом то наше состояние охарактеризовать. Мы всего добились сами, без помощи или поддержки. А добились, я считаю, немало. Мы воспитали плеяду просветителей: из нашей среды вышли преподаватели, учёные, великолепные художники, люди разных специальностей — профессионалы в своих областях. Этого мы достигли на своей родной земле, в Крыму. Своими силами народ устраивал свой быт, учился, работал. И это в условиях, когда люди жили попросту в полях, в палатках. Такая ситуация в тот период складывалась по причине предательской политики Меджлиса (экстремистская организация, запрещённая в Российской Федерации. — ред.). Его деятели играли на красивых лозунгах с целью "сесть" на гранты, на денежные потоки, присвоить их, а людям "кидать кости", рассказывая о том, что всем тяжело, но все мы движемся к какому-то светлому обществу.

И когда в 2014 году произошли те исторические события, люди не с флагами и цветами, без энтузиазма встретили их по той простой причине, что были очень испуганы. Ведь они были научены горьким опытом, многое видели, немало испытали в своей судьбе, пережили и волнительные ситуации, и бедствия.

Могу сказать: я сразу понял, угадал ту беду, которая может постичь мой народ. Эта беда, как я её определил — моральная стагнация, то есть момент, когда народ, не увидев своего предназначения, будет, так сказать, отсиживаться, ждать что-то где-то от кого-то, не зная сам, чего. И будет отставать от происходящего в Крыму, упустит свой шанс. Этого я боялся больше всего. И те представители крымско-татарского народа, что называли себя лидерами, в действительности ставили своей задачей расшатывать ситуацию, будоражить крымско-татарский народ и приводить к этой стагнации. Они делали всё возможное, чтобы внести смуту в сердца людей. Это главная их задача до сих пор! И что мы видим? Они называли себя патриотами, но оказались беглецами: первыми сбежали, причём сбежали за своими работодателями, за грантами, которые получали. Это — "грантоеды", цель которых — не благополучие народа, а их собственное.

Наша задача здесь, в Крыму, вывести из этой ситуации народ, дать всем понять, что у нас реально появились возможности для развития, причём самого широкого. Исторически мы всегда были связаны с Россией. И именно в российский период мы подарили миру таких выдающихся людей, как Исмаил Гаспринский, например. Именно в российский период среди нашего народа, у нас в Крыму были воспитаны великие просветители, учёные, люди искусства. И этот шанс — развитие — нельзя упускать. У нас один день должен сейчас идти за три, мы должны утроить свои усилия, навёрстывать упущенное время и возможности. На начальном периоде, я считаю, мы много упустили. И это упущение не только крымско-татарского народа, не только жителей Крыма, это упущение всех нас, россиян. Потому что наш народ мог обогатить своими успехами и достижениями всю страну.

Александр ПРОХАНОВ.

Россия после 1991 года переживала примерно то же самое, русский народ оказался разбросанным, у русского народа отняли его пространство, которое он приобретал, отняли лучшие земли…

Мехти ИСЛАМОВ.

Абсолютно согласен с вами. Отняли идеологию, что важно для любого народа.

Александр ПРОХАНОВ.

Да, к тому же стали внушать народу, что он никчёмный! И русский народ после 1991 года словно заснул в каком-то летаргическом сне. И возвращение Крыма разбудило русский народ по-настоящему. То есть в истории народа произошло нечто, что заставило его, как от поцелуя, восстать из хрустального гроба. Русские очнулись, и они сейчас способны к историческому творчеству. А что вы сделали для того, чтобы разбудить свой народ? Что, на ваш взгляд, может послужить пробуждению?

Мехти ИСЛАМОВ.

В первую очередь мы постарались создать Совет крымско-татарского народа при главе Республики Крым — структуру, которая, находясь в непосредственной близости к власти, с одной стороны, и к народу, с другой стороны, стала неким мостом для того, чтобы люди могли доносить свои интересы, чаяния, заботы, вопросы. Чтобы люди были услышаны властью и в то же время доносили вести от власти народу. Чтобы люди понимали, что они не являются тем народом, который не слышат и не хотят слышать, как пытаются это представить наши оппоненты из Киева, те, кто, называя себя лидерами народа, в действительности являются его губителями.

Наш Совет крымско-татарского народа при главе Республики — структура, на мой взгляд, переходная, я надеюсь, что она временная. Потому что крымско-татарский народ не может у себя на исторической родине ограничиться просто наблюдательным советом при главе Республики Крым.

Очень надеюсь, что это переходной период, и мы шагнём дальше…

Александр ПРОХАНОВ.

К автономии?

Мехти ИСЛАМОВ.

Не думаю, что напрямую к автономии, хотя я как крымский татарин, конечно, мечтаю об этом. У нас была автономия в Российской Федерации. Я хочу, чтобы мы не стояли на месте, а шли к доверию между крымско-татарским народом и русским народом, всеми народами России, чтобы доверие только укреплялось. Ведь мы исторически были вместе, бок о бок сражались на Бородинском поле. Мы прошли очень многие испытания жизни вместе. И всё то негативное, что нам преподносили в последнее время, — искусственно создаваемая вражда. Причём те, кто это делал, стоял в стороне, получая дивиденды, а народы наши эти люди пытались сделать врагами. Эту ситуацию надо искоренить и вернуть те основы, на которых мы столетия жили здесь вместе. Чтобы мы имели и культурную автономию.

Александр ПРОХАНОВ.

Для этого должны быть глашатаи, ясновидящие люди, художники, мыслители…

Мехти ИСЛАМОВ.

Думаю, что для этого надо, чтобы русский народ и государство Российское в целом поверило, с одной стороны, в крымско-татарский народ. Крымско-татарский народ заслужил доверие. Ему не надо ни перед кем оправдываться! Я всегда говорю, что мне, как крымскому татарину, не перед кем оправдываться. И в самом начале Крымской весны я говорил некоторым деятелям: зачем вы пытаетесь оправдаться перед Украиной? Перед кем вы должны оправдываться? За что? Что вы такого должны Украине, чтобы вдруг стали какими-то особенными патриотами и чувствовали какую-то вину? Я не хочу оправдываться ни перед кем! Потому что мы — народ, который страдал.

И я мечтаю о том, что мы заслужим доверие в государстве, с одной стороны, и государство заслужит должное доверие в сердцах крымских татар, с другой стороны. Хочу отметить, что для этого государство делает всё, Кремль делает всё необходимое для того, чтобы это доверие вернулось, чтобы народ поверил в добрую волю государства и в его желание помочь крымско-татарскому народу. Для нас это очень важно. И если крымско-татарский народ выйдет из стагнации и обретёт доверие, то он ясно увидит, чётко нарисует, построит для себя тот путь совместного созидания, который поможет сделать Крым лучше. Сможет укрепиться и выработать для себя правильное понимание Отечества: в том цельном понимании, как его видели великие предшественники.

Александр ПРОХАНОВ.

Ваша мысль о пробуждении, прекращении этого дурного сновидения очень глубока.

Мехти ИСЛАМОВ.

Нам надо победить.

Александр ПРОХАНОВ.

И встать на путь творчества.

Мехти ИСЛАМОВ.

Я считаю, что внутренняя проблема крымско-татарского народа, его цель — победить этот миф, победить силы, которые расшатывают лодку с той целью, чтобы она опрокинулась, перевернулась. И чем больше людей утонут, погибнут в этой ситуации, тем больше радости это доставит тем, кто раскачивает лодку. Они таким образом отработают своё задание. А наша задача — этого не допустить.

Александр ПРОХАНОВ.

Мехти Мустафаевич, вы заслуженный художник Республики Крым, полный кавалер ордена Карла Фаберже. А на чём вы специализируетесь?

Мехти ИСЛАМОВ.

Занимаюсь художественной обработкой металла и камня. Воспитал уже не одну плеяду учеников. У меня Ювелирный дом, я делаю ювелирные изделия, произведения класса люкс. Работаю по бронзе, металлу, золоту, серебру… Для меня любой металл — это материал, как для скульптора глина.

Александр ПРОХАНОВ.

А тематика: орнаментализм или что-то другое?

Мехти ИСЛАМОВ.

У меня наработано несколько коллекций. Одна — это аутентичная крымско-татарская коллекция, национальная, наша филигрань. Филигранью я недаром занялся. Она — связующая для нас всех! Ведь на всём пространстве влияния, сначала гуннов, затем — Золотой Орды, потом — Российской империи — существовала одна география, одни народы. Государство называлось по-разному, но все мы всегда были в одном социуме. Кланы правили разные, фамилии разные у правителей, но народ оставался тот же. И для меня лично эти три периода развития нашей истории — связаны. Я абсолютно не согласен с попытками переделать историю. Порой люди создают непонятные "пятна" истории: когда человек находит одно и не может найти другое, теряет связующую нить, у него провал исторический получается. А яма эта образуется, потому что ему рассказывают не так, как было в действительности.

И филигрань для меня, как для художника, как для ювелира, — это тот цемент в декоративно-прикладном искусстве, который связывал нас. Возьмите Золотое кольцо России, например, Кострому, где филигрань костромская. Возьмите Дагестан, другие регионы Северного Кавказа, Среднюю Азию, Крым — филигрань везде! И в технике филиграни мы настолько близки, у нас столько общего! При этом малейший нюанс делает вещь, скажем, уже крымско-татарской, или какая-то особенность — и уже русский стиль, кавказский стиль. При этом техника, повторюсь, одна. И ей более двух с половиной тысяч лет. Она нас связывает веками!

Александр ПРОХАНОВ.

В этом какая-то магия есть?

Мехти ИСЛАМОВ.

Да! Поэтому я свою ювелирную коллекцию на аутентичной крымско-татарской основе стараюсь представлять как можно шире. У меня на сегодняшний день более двух с половиной тысяч произведений. И я стремлюсь делать коллекцию массовой, чтобы она не оставалась лишь в сегменте люкса — только для богатых. Ни в коем случае! Добиваюсь, чтобы она в массмаркетинге могла конкурировать с изделиями из Китая, чтобы наше всё-таки доминировало, чтобы мы наполнили Крым нашим контентом. И наш турист должен, приезжая сюда, брать всё самое качественное, красивое, ювелирные изделия в том числе. И это будет сближать нас.

Сегодня мы сотрудничаем и с Санкт-Петербургом, и с Москвой, и с Дальним Востоком. Я стараюсь наводить контакты и получаю отзывы со всех концов России. Люди благодарят, пишут о прекрасных произведениях, которые они видели, приобрели. Когда я слышу, как люди вдохновлены, благодарны, для меня это очень важно, очень многое значит. Это одно из направлений моей работы.

Второе — это единичные предметы класса люкс: я делал серию, посвящённую Карлу Фаберже, его великолепным произведениям — пасхальным яйцам. Я делал свою коллекцию пасхальных яиц, посвящённую крымским художникам, нашим великим передвижникам, которые как-то связаны с Крымом: приезжали в Крым, писали Крым… Например, памяти Айвазовского сделал несколько предметов. Это было высоко оценено Международным мемориальным фондом Карла Фаберже, чем я горжусь.

Обращу внимание на такой нюанс: бытовало мнение, и оно высказывалось не одним искусствоведом, что концепции пасхальных яиц исчерпаны полностью. И вот мне говорят: "Мы-то считали, что эта концепция закончена, а вы создали абсолютно новую концепцию. Для нас это был просто нонсенс".

Третье направление, в котором я работаю, — это ювелирные произведения с горячей эмалью, ручная работа. Тоже — класса люкс. Но это уже не штучные вещи, а мелкосерийные: до десяти изделий, которые предназначены именно для ношения. То есть предметы искусства в ювелирном деле…

Александр ПРОХАНОВ.

Я думаю, что искусство, магическое искусство, оно имеет тайную силу и способность реализовываться вокруг жизненных пространств. Ты можешь сидеть и пёрышком рисовать орнамент или создавать какие-нибудь таинственные серебряные, золотые узоры, думая о том, чтобы вернуть своему народу пассионарность, чувство духовного пространства, — и это всё будет реализовано, все твои мысли и мечты воплотятся в жизнь. По существу такие художники-мистики, создавая свои произведения искусства, создают огромные миры вокруг себя, захватывающие и свой род, и народ, и, может быть, Вселенную в целом.

Вы сказали о своих орнаментальных магических произведениях, и мне показалось, что через это можно разбудить и народ в целом. Не отдельно взятого покупателя или поклонника, а именно весь народ.

Мехти ИСЛАМОВ.

Несомненно! Каждый из нас должен вносить свою лепту. Я стараюсь это делать как художник именно так, как сказали вы. Потому что это непременно сказывается. Искусство не имеет хронологических границ, так же, как и понятие этноса, в принципе, не имеет какой-то хронологии и рамок: вот сегодня родились, завтра сформировались — всё. Нет. Это процесс постоянный. И один из главных критериев того, что народ развивается, — это его национальное искусство. Национальное искусство характеризует развитие и состояние народа. И я со своей стороны стараюсь сделать всё, что могу, что в моих силах, чтобы наш народ развивался, сохраняя при этом свои традиции. И каждый, кто несёт искусство своему народу, должен понимать степень своей ответственности.

Александр ПРОХАНОВ.

Спасибо вам за прекрасную беседу, Мехти Мустафаевич.

Мехти ИСЛАМОВ.

Спасибо вам, Александр Андреевич! Рад знакомству.  

 

Просмотреть встроенную фотогалерею в Интернете по адресу:
http://www.ussr-2.ru/index.php/rossiya/izborskij-klub/prokhanov-a/prokhanov-a-2019-1?showall=&start=12#sigProGalleriae24d00ac7f

http://zavtra.ru/blogs/tatarskij_mechtatel_