Автор: Администратор
Россия Категория: Раскол
Просмотров: 713

17.03.2017 «Православная традиция принимается во всей полноте». Лекции, фильмы, статьи.

«Это историческая встреча», – подчеркнул в беседе с газетой ВЗГЛЯД глава Русской православной старообрядческой церкви митрополит Корнилий, комментируя свое общение с Владимиром Путиным. Как отмечают сами старообрядцы, общение такого формата с главой российского государства последний раз имело место собственно до Раскола.

Покаяния династии Романовых и никонианцев за избиения и преследования миллионов людей за православную веру отцов и дедов не произошло. Никонианская версия реформ базировалась не на древле-византийской традициях, а на корпусе текстов, отпечатанных в Венеции в 17 в., расцененных современниками как латинизация православной веры. Введение рабовладельческого уклада Романовыми (продажа людей, деревень, уездов) сопровождалось "реформами Никона" и карательными войсковыми операциями в течение 250 лет.

03.06.2017 Староверы-старообрядцы. Панченко А.М.

1989. Фильм. Панченко А.М. - (25 февраля 1937, Ленинград — 28 мая 2002, Санкт-Петербург) — советский и российский филолог, исследователь русской литературы и культуры, академик РАН (1991), лауреат Государственной премии России (1996). Автор историко-литературных фильмов и телепередач.

02.06.2017 О старообрядцах-староверах. Лихачев Д.С. 

Д.С. Лихачев - о старообрядчестве и древней русской культуре. Также здесь запечатлены: известный старообрядческий священник о. Леонид Гусев и профессор Янин

Дмитрий Сергеевич Лихачёв (28 ноября 1906 года, Санкт-Петербург, Российская империя — 30 сентября 1999 года, Санкт-Петербург, Российская Федерация) — советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических наук (1947), профессор. Председатель правления Российского (Советского до 1991 года) фонда культуры (1986—1993). Академик АН СССР (1970; член-корреспондент 1953). Герой Социалистического Труда (1986). Лауреат Государственной премии СССР (1969), Сталинской премии второй степени (1952) и Государственной премий РФ (1993). Член Союза писателей СССР с 1956 года. Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры.

31.05.2017 Рогожская слобода встретила президента звоном колоколов

Владимир Путин посетил Рогожский культурный центр Русской православной старообрядческой церкви, ее прихожан в России — около миллиона человек. Рогожская слобода основана еще при Екатерине Великой. Президент поздравил с предстоящим днем рождения митрополита Корнилия, который возглавляет церковь, и посетил выставку, посвященную культуре старообрядцев.

30.03.2017 Предстоятель Старообрядческой Церкви Митрополит Корнилий о встрече с Путиным В.

Интервью Медиа ОБРАЗ

17.03.2017 «У старообрядцев еще никогда не было такой возможности»

«Это историческая встреча», – подчеркнул в беседе с газетой ВЗГЛЯД глава Русской православной старообрядческой церкви митрополит Корнилий, комментируя свое общение с Владимиром Путиным. Как отмечают сами старообрядцы, общение такого формата с главой российского государства последний раз имело место собственно до Раскола.

01.11.2016 История старообрядчества в России в XVII-XX вв.: государственный и конфессиональный аспекты.  Юхименко Е.М.

Лекция. Никонианская версия реформ базировалась не на древле-византийской традициях, а на корпусе текстов, отпечатанных в Венеции в 17 в., расцененных современниками как латинизация православной веры.

03.04.2014 Философия Политики. Русский раскол и его политическое значение. В. Карпец

Новый единоверческий проект в России

 

 

 


03.06.2017 Староверы-старообрядцы. Панченко А.М.

 

1989. Фильм.

Панченко А.М. - (25 февраля 1937, Ленинград — 28 мая 2002, Санкт-Петербург) — советский и российский филолог, исследователь русской литературы и культуры, академик РАН (1991), лауреат Государственной премии России (1996). Автор историко-литературных фильмов и телепередач.  

 


02.06.2017 О старообрядцах-староверах. 

 

Д.С. Лихачев - о старообрядчестве и древней русской культуре. Также здесь запечатлены: известный старообрядческий священник о. Леонид Гусев и профессор Янин

Дмитрий Сергеевич Лихачёв (28 ноября 1906 года, Санкт-Петербург, Российская империя — 30 сентября 1999 года, Санкт-Петербург, Российская Федерация) — советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических наук (1947), профессор. Председатель правления Российского (Советского до 1991 года) фонда культуры (1986—1993). Академик АН СССР (1970; член-корреспондент 1953). Герой Социалистического Труда (1986). Лауреат Государственной премии СССР (1969), Сталинской премии второй степени (1952) и Государственной премий РФ (1993). Член Союза писателей СССР с 1956 года. Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры.

 


31.05.2017 Рогожская слобода встретила президента звоном колоколов

 

 

Владимир Путин посетил Рогожский культурный центр Русской православной старообрядческой церкви, ее прихожан в России — около миллиона человек. Рогожская слобода основана еще при Екатерине Великой. Президент поздравил с предстоящим днем рождения митрополита Корнилия, который возглавляет церковь, и посетил выставку, посвященную культуре старообрядцев.

Атмосферу главного храма Рогожской слободы создает мистическая игра света. Как и столетия назад, в храме нет электрического освещения. Стеарин оплывает на пол из простых струганных досок с серебренных паникадил еще екатерининских времен. Перед началом службы свечи в них зажигают с помощью специальной деревянной лестницы.

Икону Смоленской Божьей матери Одигитрии, приписываемую кисти иконописца Андрея Рублева, можно увидеть великолепном иконостасе главного алтаря. Она и другие иконы храма сохранились здесь практически в первозданном виде.

Рогожская слобода встречала президента звоном всех колоколов. Путин стал первым за все 350 лет истории раскола главой государства, посетившим духовный центр и резиденцию митрополита Русской Православной старообрядческой церкви.

Выставка "Сила духа и верность традиции", экспонаты которой показали президенту, собрана из уникальных раритетов — икон, написанных до церковного раскола на Руси, редких печатных и рукописных книг. Многие из них хранятся здесь с момента зарождения духовного центра. В 1812 году французские солдаты заняли слободу и надругались над многими святынями. Иконы со следами сабельных ударов, которые показали президенту, — яркий того времени.

Старобрядцы веками олицетворяли опыт существования русских людей в непростых реалиях. Более 50 лет алтари старообрядческих церквей были опечатаны. Проводить богослужения вновь позволил Николай II. При возведении Покровского храма, например, оказалось, что он превосходит по площади Успенский собор в Кремле. По указанию императрицы Екатерины II, храм укоротили: вместо пяти глав на церкви оставили одну, разобрали алтарные выступы, укоротили шпиль.

Жемчужина ансамбля Рогожской слободы — единственный в своем роде храм-колокольня во имя Воскресения Христова. Ее высота — около 80 метров, что лишь на метр ниже колокольни Ивана Великого в Кремле, строить выше которой в Москве веками было запрещено. По легенде, старообрядцы уменьшили высоту колокольни только на один кирпич.

В марте президент Путин встречался с главой Русской Православной старообрядческой церкви митрополитом Корнилием, которому исполняется 70 лет. Корнилий и пригласил его в слободу. А сегодня первоиерарх старообрядческой церкви показал иконы и раку с мощами святых, после чего они послушали хор, Путин кратко пообщался с певчими и сфотографировался с иерархами церкви.

Глава старообрядческой церкви преподнес президенту намоленную старообрядцами Икону святой Троицы, праздник которой будет отмечаться в ближайшее воскресенье.

"Сейчас мало знают о старообрядчестве, — отметил предстоятель Русской Православной старообрядческой церкви, митрополит Корнилий. — Надеемся, что вот эта выставка и ваше посещение расширят возможность знакомиться с старообрядчеством, его духом, с историей. Это, я думаю, что неоценимый кладезь вот этой духовности, патриотизма, который всегда сохраняли старообрядцы. И я думаю, что вот это знакомство позволит возродить истинный облик русского человека, а через это и дать процветание нашему любимому Отечеству".

"Я вас тоже хочу поздравить с приближающимся Днем ангела, — сказал Владимир Путин. — Выразить надежду на то, что старообрядцы, как и в прежние времена, будут рядом всегда с народом, с Государством Российским. Старообрядцев всегда отличала любовь к Отечеству, особое отношение к труду, к семье, что очень востребовано".

По случаю Дня ангела и грядущего 70-летия президент подарил митрополиту Корнилию "Житие и чудеса Николая Чудотворца" — старообрядческое издание на церковнославянском языке 1911 года.  

 


30.03.2017 Предстоятель Старообрядческой Церкви Митрополит Корнилий о встрече с Путиным В.

 

Интервью Медиа ОБРАЗ

 


17.03.2017 «У старообрядцев еще никогда не было такой возможности»

 

 

«Это историческая встреча. Старообрядцы никогда не имели возможности, ни при царской власти, ни в советское время, чтобы предстоятель встретился с главой государства, и не просто встретился, но и обсудил какие-то нужды, проблемы, вопросы взаимодействия с государством», – подчеркнул в беседе с газетой ВЗГЛЯД предстоятель Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ), митрополит Московский и всея Руси Корнилий.

Так глава старообрядческой церкви прокомментировал состоявшуюся накануне встречу с президентом России Владимиром Путиным. Как рассказал владыка Корнилий, основой для встречи с главой государства послужила резолюция Путина на обращение старообрядческого сообщества. Речь в обращении шла о праздновании 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума (почитаемого в старообрядчестве как священномученика и исповедника), которое будет отмечаться в 2020 году.

На вопрос, удивило ли его, что президент проявляет интерес к фигуре протопопа Аввакума, собеседник отметил, что «протопоп Аввакум – это знаковая фигура». Аввакум Петров проявил себя как человек культурный, многие знали его как писателя, выступающего за чистоту веры, семейных отношений. «Так и мы хотим позиционировать этот юбилей. С точки зрения, чтобы не раскалывать общество, а находить что-то общее и важное», – подчеркнул митрополит.

Впервые со времен Алексея Михайловича

Кроме того, как сообщил сайт РПСЦ, на встрече с президентом глава старообрядческой церкви обсудил реконструкцию памятников архитектуры в основных центрах празднования 400-летия протопопа Аввакума – на Рогожском и Преображенском кладбищах Москвы.

Ранее в комментариях митрополит Корнилий подчеркнул: «Глава государства впервые за последние 350 лет официально принимает предстоятеля Православной старообрядческой церкви». Поясним: именно 350 лет назад, в середине XVII века, в русской Церкви произошел раскол, следствием которого и стало разделение верующих на приверженцев старого обряда и тех, кто принял реформы патриарха Никона. Таким образом, предыдущим главой российского государства, официально принимавшим главу дораскольной церкви, был царь Алексей Михайлович.

«Старообрядчество было в гонениях – то сильнее, то слабее. В советское время очень сильно пострадало, тысячи храмов были разрушены, репрессировано все священство. Поэтому доброе отношение президента и вообще власти к нашей церкви очень радует», – подчеркнул в комментарии газете ВЗГЛЯД секретарь предстоятеля РПСЦ протодиакон Виктор Савельев. Ранее, в том числе в 2013 году, глава государства уже принимал митрополита Корнилия, но, как пояснил о. Виктор, на сей раз речь идет об официальной встрече – и в этом значительная разница.

«Митрополит Корнилий уже много лет официально присутствует на государственных торжествах, на оглашении посланий президента, и уже не раз встречался с президентом в составе различных делегаций, и даже имел короткий разговор с главой государства. Но такая полноценная, полноформатная встреча по сути является первой не только в новейшей истории, но и вообще за весь период существования старообрядчества в качестве конфессии», – подчеркнул в комментарии газете ВЗГЛЯД член комиссии Общественной палаты России по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, прихожанин московского Никольского храма РПСЦ Валерий Коровин.

За прошедшее время удается наладить взаимодействие государства со старообрядческими общинами и организациями. Так, в октябре прошлого года президентские гранты, среди прочих НКО, получили: московский духовно-просветительский центр «Криница» (работающий в храме Николы Чудотворца у Белорусского вокзала) и волонтеры, работающие в московской Рогожской слободе и сохраняющие Громовское старообрядческое кладбище в Санкт-Петербурге.

«В алтаре тренажеры стоят...»

В январе предстоятель РПСЦ митрополит Корнилий обратился к депутатам Госдумы за содействием в возвращении храмов, проданных в начале 90-х годов сторонним организациям.

«Судьба храма Покрова Пресвятой Богородицы в Гавриковом переулке в центре Москвы – это вопиющий случай, – подчеркнул протодиакон Виктор Савельев. – До сих пор там располагается спортивный зал, в алтаре тренажеры стоят, боксом занимаются. Мы не можем это воспринимать иначе как кощунство».

Вопрос о возвращении храма верующим обсуждался, но он достаточно сложный, потому что храм был приватизирован в 90-х годах. Идет спор о том, насколько приватизация была законной. Судебная сторона на сегодня поддерживает владельцев, но возможны пути какого-то мирного решения.

#{religion}Другой важный для старообрядцев вопрос – реконструкция Рогожского комплекса. «У нас есть здания, которые до сих пор, с советских времен, не было возможности восстановить, – рассказал о. Виктор. – В них должны размещаться образовательные центры, выставочные экспозиции, ремесленные мастерские. Поэтому для нас эта встреча с президентом была очень важна, и мы надеемся к 400-летию на положительные изменения на Рогожском комплексе».

«Православная традиция принимается во всей полноте»

«Встреча президента со старообрядческим митрополитом означает полную легитимацию старообрядчества со стороны власти. Она означает возвращение старообрядцев в качестве полноценного элемента российского общества – безо всяких оговорок, недомолвок и всякого рода негативных коннотаций и подразумеваний», – отмечает член Общественной палаты Валерий Коровин.

По мнению собеседника, «теперь старообрядцы не являются какими-то «недогражданами», какой-то неполноценной частью общества, как считалось ранее – особенно со стороны некоторых, наиболее ретивых представителей господствующей церкви». «Речь идет о тех, кто по инерции продолжали бороться со старообрядцами, называя их «раскольниками» и чуть ли не «врагами государства» (несмотря на то, что клятвы со старообрядчества были сняты еще в 1971 году)», – добавил Коровин. Собеседник имеет в виду «клятвы» – т. е. анафемы, которые были наложены на сторонников старого обряда на соборах в 1666–1667 годах. В XX веке позиция Московского патриархата по отношению к староверию смягчилась. На Поместном соборе РПЦ 1971 года клятвы по отношению к старым обрядам и их сторонникам были упразднены.

«Весь этот негатив давно уже не существует в российском обществе, и для него нет никаких оснований, – подчеркивает Коровин. – Но в государстве всегда принято смотреть на первое лицо, на некую официальную отмашку». Эта встреча также «является знаком, свидетельствующим о том, что православная традиция принимается государством во всей полноте», – добавил Коровин.

«Раскол русской церкви был драмой, которая подкосила российскую государственность на несколько столетий, создала атмосферу напряженности и взаимных упреков. Если в атеистический период для государства это не имело значения, то сегодня, когда православная традиция становится основой существования общества, то нерешенные, полуразрешенные и тянущиеся с давних времен недопонимания должны быть окончательно сняты, – отмечает Коровин. – И, собственно, этой встречей они были дезавуированы – никаких противоречий в нашем русском православном большинстве не существует».

«Хотя Русская православная церковь не находится с РПСЦ в литургическом общении, только в нашем содержательном диалоге вижу главную основу возрождения русского национального единства, разрушение которого было заложено даже не трагедией 1917 года, но Расколом XVII века», – в свою очередь заметил историк и публицист Михаил Тюренков, прихожанин единоверческого (ведущего службу по старому обряду) храма Московского патриархата.

«Старообрядцы – уж точно традиционная конфессия»

Встреча Путина и митрополита Корнилия имеет огромное символическое значение, соглашается и председатель комиссии Общественной палаты по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин.

«Это говорит о том, что президент считает, что традиционные российские религии, а старообрядцы – уж точно традиционная конфессия в рамках православия, являются значимыми, уважаемыми. Президент обращается ко всем патриотически настроенным силам гражданского общества, которые несут высокие нравственные ценности. Мы хорошо знаем, как из рядов русских старообрядцев выходили виднейшие российские предприниматели», – напомнил Дискин в комментарии газете ВЗГЛЯД. 

Серьезных проблем в отношении к старообрядцам в обществе нет, подчеркнул собеседник, добавив, что к нему, как к представителю профильной комиссии, обращались с жалобами представители других христианских конфессий, но старообрядцы – никогда.

Дискин напомнил, что митрополит Корнилий и патриарх Кирилл регулярно встречаются, как, например, в пятницу – в рамках Совета при президенте по взаимодействию с религиозными организациями. «Если у них появится такое желание (сближение РПЦ и старообрядцев), не думаю, что им нужен светский посредник в лице президента. Насколько я знаю, пока задача такая не стоит», – подчеркнул Дискин.

 

Текст: Юрий Зайнашев,
Михаил Мошкин,
Марина Балтачева

http://vz.ru/society/2017/3/17/862301.html

  

 


01.11.2016 История старообрядчества в России в XVII-XX вв.: государственный и конфессиональный аспекты.  

 

Лекция Юхименко Е.М.. Никонианская версия реформ базировалась не на древле-византийской традициях, а на корпусе текстов, отпечатанных в Венеции в 17 в., расцененных современниками как латинизация православной веры.  Юхименко Елена Михайловна - российский историк и филолог, главный научный сотрудник Отдела рукописей Исторического музея, заслуженный работник культуры РФ, доктор филологических наук

 


03.04.2014 Философия Политики. Русский раскол и его политическое значение. В. Карпец

 

Новый единоверческий проект в России

Alexandr Dugin