Автор: Олеша Е.
Раскол Категория: Смутное время в России
Просмотров: 896
 Вмешательство в Гражданскую войну начала XVII века Швеции и Польши. 

 

Между  тем  в  Москве  патриарх  Гермоген  сохранял  непоколебимую  верность Шуйскому, всячески ободряя его в борьбе против Тушинского вора. Однако Василий не только  продолжал  трусливо  отсиживаться  за  стенами  столицы,  но  и  решил,  утратив доверие к своим русским подданным, обратиться за помощью к иноверцам-шведам. Их король  Карл  IX  был  сам  весьма  обеспокоен  успехами  поддерживаемого  поляками Лжедмитрия II, которому осенью 1608 г. присягнули такие находящиеся вблизи рубежей Швеции русские города, как Псков, Ивангород и Орешек. По настоянию шведов царь Василий заключил с Карлом 23 февраля 1609 года Выборгский договор. – Хотя главный его смысл был в присылке шведами московскому царю для войны с тушинцами своего наёмного корпуса во главе со знаменитым полководцем Делагарди, стороны обязались также воевать до победного конца и против Польши... За помощь солдатами Шуйский согласился  уступить  Швеции  как  свои  права  на  всё  равно  не  принадлежавшую  ему Ливонию, так и вполне принадлежавший тогда России округ г. Корелы. Это не могло нравиться патриарху Гермогену, однако для него царь Василий по-прежнему оставался самодержцем, "которого избрал и возлюбил Господь! " (17). И хотя слабовольного Василия Шуйского,  одного  из  самых  презираемых  монархов  в  русской  истории,  в  те  годы неоднократно пытались сместить с трона различные заговорщики, эти покушения всякий раз отражались Гермогеном. Однако прочее столичное духовенство в условиях блокады Москвы  войсками  Самозванца  вело  себя  куда  менее  лояльно.  Так,  когда  из-за  осады тушинцами Коломны прекратился подвоз хлеба в столицу и купцы-спекулянты взвинтили цены  на  продовольствие,  не  слушая  при  этом  увещеваний  царя  и  патриарха,  среди москвичей  начался  голод,  в  какой-то  мере  сравнимый  с  Великим  голодом  времён Годунова. Церковники же опять, как и в 1601-1603 годах, не  спешили отдавать свои запасы  голодающим,  и  лишь  под  давлением  царя  Василия  келарь  Троицкой  лавры Авраамий  Палицын  открыл  страждущим  расположенные  в  Москве  житницы  своего монастыря: одно это  позволило тогда сбить цены на хлеб в 3,5  раза!.. Между  тем к Лжедмитрию II из Астрахани пришли новые отряды его сторонников-казаков во главе с очередными самозванцами: царевичем Августом, выдававшим себя за ещё одного сына Ивана Грозного, а также с мнимыми внуками последнего – Осиновиком и Лавром. Что же, разгульный  образ  жизни  первого  российского  царя,  памятный  в  народе,  создавал благодатную  почву  такому  самозванству!  Впрочем,  эти  новоявленные  «царевичи»  не были признаны Лжедмитрием II своими родственников и все довольно быстро погибли...

   Неуклюжая  внешняя  политика  Василия  Шуйского,  заключившего  в  Выборге  с протестантской Швецией направленный против Речи Посполитой договор, дала летом 1609  г.  польскому  королю  формальный  повод  начать  открытую  интервенцию  против России.  Главной  же  причиной  вторжения  Сигизмунда  III  в  русские  земли  стало разочарование Польши в шансах доселе негласно поддерживаемого ею Тушинского вора на скорую победу и овладение Москвой. Начиная этот поход, польский король в его грамотах к русским людям писал, что он идёт, мол, восстановить порядок в их разорённой междоусобицей  стране  по  просьбе  " многих  из  больших,  маленьких  и  средних  людей Московского государства ", и якобы очень радеет при этом о сохранении " православной русской веры ". Но в своей переписке с западными католическими монархами Сигизмунд откровенно признавался, что его подлинная цель: заявить свои права на русский престол, как  минимум  –  отобрать  у  России  в  свою  пользу  Смоленскую,  Черниговскую, Северскую и иные спорные приграничные области... Перейдя границу, Сигизмунд III в сентябре 1609 г. подступил с многочисленной армией к Смоленску, оборону которого возглавили верные Шуйскому воеводы Михаил Шеин и князь Горчаков, а также местный архиепископ Сергий, поклявшиеся в храме Богоматери не сдаваться врагу… 

   Вторжение королевской армии на русскую территорию спутало все карты тем полякам, кто ранее воевал под знамёнами Лжедмитрия II, вызвав большой переполох в Тушинском лагере.  Туда  вскоре  король  Сигизмунд  направил  своё  посольство,  предлагая  всем тушинцам присоединиться к нему, дабы низвергнуть в России разом и Шуйского, и 2-го Самозванца.  Польских  союзников  Тушинского  вора  Сигизмунду  долго  пришлось уламывать, т. к. большинство их отчаянно противилось желанию своего короля завладеть московским престолом. Зато русские приближённые Лжедмитрия II оказались намного сговорчивей: когда королевские послы встретились в Тушине с наиболее знатными из них, - князем Рубец-Мосальским, боярином Михаилом Салтыковым и другими, - те с восторгом  одобрили  замысел  Сигизмунда  сделаться  русским  царём.  Как  признаёт Карамзин,  " в  сей  думе  крамольников  присутствовал ,  как  пишут,  и  муж добродетельный,  пленник Филарет , её невольный и безгласный участник "(41).– Перед нами опять смешные увёртки романовской апологетики: будь даже Филарет и впрямь невольником при дворе Тушинского вора, кто же мешал ему как местному патриарху высказать  своё  мнение?!  –  Некоторое  время  спустя  под  влиянием  королевского посольства  в  Тушино  вспыхнул  мятеж  против  давно  уже  потерявшего  былую популярность Лжедмитрия II, что заставило его тайно бежать оттуда в декабре 1609 года. Достигнув  Калуги,  он  расположившись  в  одном  из  окрестных  монастырей,  начав изображать из себя защитника России и православной веры от польской агрессии… А вот оставшийся в его резиденции «тушинский патриарх» Филарет, якобы доселе насильно удерживаемый в Тушино, после бегства Лжедмитрия II вовсе не спешил избавиться ни от своего "плена", ни от якобы навязанного ему патриаршества! Более того: Ф. Романов стал в Тушине едва ли ни главным участником предательских интриг, в качестве местного главы  церкви  одобрив  идею  о  подчинении  России  полькой  власти.  –  Ибо  в  ходе созванного  после  бегства  Самозванца  совещания  Филарет  с  духовенством,  казачьим атаманом  Заруцким,  боярином  Салтыковым  и  рядом  других  именитых  тушинцев согласился  на  предложение  королевского  посла  отдаться  под  покровительство Сигизмунда,  направив  королю  следующую  грамоту:  " Мы,  Филарет,  патриарх московский и всея Руси , и архиепископы, и епископы и весь освященный собор, слыша его королевского величества о святой нашей православной вере раденье и о христианском освобождении  подвиг,  Бога  молим  и  челом  бьём...  и  на  преславном  Московском государстве его королевское величество и его потомство милостивыми господарями видеть хотим! " (1). – Таким образом, если осенью 1608 года Филарет изменил лично царю Василию, примкнув к его конкуренту Лжедмитрию II, то с января 1610 г. старший Романов предал уже само Российское государство, открыто встав на сторону польского короля...  Между  тем  общая  политическая  ситуация  в  России  ничуть  не  оправдывала такого  капитулянтства.  Ибо  вся  эта  изменническая  возня  шла  на  фоне  успешного наступления правительственных войск под руководством молодого племянника царя М. Скопина-Шуйского, который в январе 1610 г. как раз снял 16-месячную осаду с Троицкой лавры, вынудив Сапегу с его ордой бежать к Дмитрову. После этого, в начале марта 1610 года Михаил Скопин-Шуйский вместе с его союзником шведским полководцем Делагарди триумфально вступил в освобождённую от блокады Москву… 

   Современный исследователь Р. Скрынников так пишет о действиях Филарета после бегства Тушинского вора в Калугу: " Филарет Романов взял на себя функции главы тушинского правительства. С его согласия и благословения под Смоленск выехали полномочные  тушинские  послы  боярин  Михаил  Салтыков,  думные  люди  Плещеев, Молчанов,  Фёдор  Андронов  и  другие.  В  течение  двух  недель  они  вели  переговоры  с королевскими чиновниками ». По словам Скрынникова, именно " Филарет был одним из подлинных вдохновителей соглашения с Сигизмундом III " (42). Но такая идея, означавшая капитуляцию перед внешним врагом и прямую национальную измену, оказалась не по нутру даже большинству тушинцев, оставшихся в их лагере. Потому, когда в январе 1610 года из Тушино в стан польского короля под Смоленском прибыло "посольство 42-х", возглавлявший  его  родственник  Филарета  и  видный  приближённый  Тушинского  вора Михаил Салтыков выдвинул компромиссное, как ему казалось, предложение: а именно,  призвать на трон в Москве не самого Сигизмунда, а его сына, королевича Владислава... При этом русские послы из Тушино особо настаивали, чтобы Владислав прежде обратился из  католичества  в  православие.  Религиозный  аспект,  выносимый  на  первый  план тушинцами в этих переговорах, немало удивлял поляков. " Сии люди, - говорит польский историк,  -  мало  заботились  о  правах  и  вольностях  государственных:  твердили единственно о церкви, монастырях, обрядах; только ими дорожили, как главным, существенным предметом, необходимым для их мира душевного и счастия " (41)…

   В результате, как отмечает Скрынников: " Итогом переговоров явилось соглашение от 4 февраля  1610  года,  определившее  порядок  передачи  царского  трона  польскому претенденту" (42). Тушинское правительство, в отсутствие Лжедмитрия II возглавляемое Филаретом-Романовым,  подписало  данное  соглашение,  на  основании  которого  члены посольства стали призывать обитателей Тушина перейти на сторону Сигизмунда III. – От этого  их  отговаривал  Лжедмитрий  II,  который  стал  теперь  непримиримым  врагом польского короля, лишавшего его надежд заполучить русский престол. Превратившись из Тушинского вора в Калужского, сей авантюрист всячески зазывал былых сподвижников, включая и оставшихся в Тушино поляков, присоединиться к нему, а не к Сигизмунду!.. Вскоре калужский царёк действительно сумел привлечь на свою сторону не одну тысячу старых и новых сторонников. В начале февраля 1610 г. из Тушина сбежала также Марина Мнишек. Сперва она подалась было к Яну Сапеге, но он не пожелал вновь примкнуть к Лжедмитрию II, и поэтому Марине пришлось уехать к тому в Калугу одной... 

   После  того,  как  Я.  Сапега  был  разбит  у  Дмитрова  царскими  войсками  под командованием  М.  Скопина-Шуйского,  в  Тушино  под  воздействием  этих  событий началась  паника.  Уже  5  марта  1610  года  Тушинский  лагерь,  более  полутора  лет державший в постоянном напряжении Москву, перестал существовать, за несколько часов обратясь в пепел: он был сожжён покинувшими его собственными обитателями. – Поляки вместе  с  частью  русских  изменников  подались  на  запад  к  Сигизмунду,  другие  же тушинцы бежали в Калугу к Лжедмитрию II или рассеялись по разным городам… А куда делся  при  этом  "тушинский  патриарх"  Филарет-Романов?  Может,  он  хотя  бы  после исчезновения его резиденции вернулся в Москву к Василию Шуйскому, или же в Ростов, своей епархии, которую некогда так не желал покидать? Отнюдь, - благочестивейший Филарет  заместо  всего  этого  двинулся  вместе  с  поляками  к  Сигизмунду!  Причём  Ф. Романов сидел в Тушине буквально до конца и уехал оттуда лишь с обозом последнего польского  отряда  под  командованием  гетмана  Рожинского,  который  и  поджёг оставляемый лагерь… В данных условиях полякам, уносившим ноги от наступающих войск царя Василия, было уж точно не до того, чтобы насильно удерживать при себе Филарета: ясно, что тот уехал с ними по своей воле, а не как пленник. Одно уже это прозрачней некуда разоблачает истинную политическую позицию главы Романовых! Вместе  с  отрядом  Рожинского  бывший  «тушинский  патриарх»  направился  в королевский стан у осаждённого Смоленска. Но из-за весенней распутицы поляки сильно задержались  в  пути  под  Волоколамском.  После  смерти  Рожинского  в  апреле  1610  г. большая  часть  его  воинов  ушла  к  Смоленску,  а  меньшинство,  примерно  1,5  тысячи поляков и казаков вместе с Филаретом осталась в местном Иосифо-Волоцком монастыре. Оттуда их 21 мая 1610 г. выбил царский воевода Валуев и шведский командир Горн. Среди взятых в том бою пленных к царским командирам попал также и Ф. Романов… Дореволюционный историк Платонов описывал поведение Филарета в первые месяцы 1609 года так:   "Он не последовал за Вором, когда тот из Тушина убежал в Калугу; но он не поехал и в Москву, когда мог бы это сделать при распадении ТушинаКак сам Филарет, так и та тушинская знать, которая вокруг него группировалась, предпочли вступить в сношения с королём Сигизмундом. .. Когда соглашение с Сигизмундом было достигнуто  и  русские  тушинцы  признали  своим  государем  Владислава,  они потянулись  из  Тушина  в  королевский  лагерь,  чтобы  там  составить правительственный штат при короле по делам московским. Туда же за прочими  направился  было  и  Филарет ,  но  на  дороге  к  Смоленску,  в  мае  1610  года,  он  был перехвачен войсками Шуйского и привезен в Москву (с радостью, что удалось этого "пленника" освободить от вражеских рук)... " (38).  – Таким образом, пущенная ранее байка о  «пленении» тушинцами Филарета очень кстати пригодилась ему весной 1610 года!  "Освобождённого"  из  вражеской  неволи  самозванного  патриарха  Валуев торжественно привёз уже в начале лета 1610 г. в Москву. Вопреки ожиданиям, там этого главного прислужника Лжедмитрия II ждала не кара, а полная амнистия: правительство В. Шуйского  предпочло  поверить  легенде  о  вынужденном  пребывании  Филарета  в Тушинском  лагере.  Как  отмечает  по  этому  поводу  Скрынников:  " царь  Василий  не осмелился  судить  "воровского"  патриарха  и  опрометчиво  разрешил  ему  остаться  в столице.  Патриарх  Гермоген  поспешил  объявить  Романова  жертвой  Лжедмитрия  и признал  его  право  на  прежний  сан  ростовского  митрополита.  Филарет,  не  чаявший такого  приёма,  вскоре  обрел  прежнюю  самоуверенность  и  стал  не  покладая  рук трудиться над возрождением влияния романовского круга … При поддержке больших бояр – братии и племянников – Филарет вскоре стал, по словам очевидца, «большой властью под патриархом». В его лице Шуйские приобрели самого опасного врага..."(42). 

   Меж тем одержанные ранее успехи правительственных войск в борьбе с Лжедмитрием II,  казалось  бы,  призванные  восстановить  власть  царя  Василия  над  страной,  стали "лебединой  песней"  режима  Шуйских.  Ибо  обусловлены  они  были  в  основном  лишь энергией самого талантливого представителя этого боярского рода – юного полководца Михаила Скопина-Шуйского, набиравшего всё большую популярность. Как раз в ту пору, вероятно, стараниями его почитателей по стране был пущен слух, будто какие-то гадатели предсказали, что Россию умиротворит новый царь по имени МИХАИЛ. Позже, в 1613 г. это поверье сыграет на руку избранию Михаила Романова, однако Скопина-Шуйского подобные толки лишь сгубили, ибо разожгли зависть к нему со стороны царя Василия и его ближайших родственников. – Устранение М. Скопина-Шуйского весной 1610 года произошло в лучших "византийских традициях", так прославляемых Н. Нарочницкой и другими  православными  идеологами  нынешней  России:  молодой  военачальник  был отравлен на кремлёвском обеде 23 апреля 1610 года, после пира разболелся и в начале мая умер. Однако смерть Михаила не упрочила власть В. Шуйского, а только приблизила его падение,  окончательно  дискредитировав  царя  в  общественном  мнении.  Кроме  того, царское  правительство  делало  и  другие  опрометчивые,  хотя  и  вынужденные  шаги, подтачивавшие его опору. – Так в 1610 году, собирая войска для борьбы с поляками, царь Василий  Шуйский  потребовал  денег  (прежде  всего  для  уплаты  жалования  шведским наёмникам) от Троице-Сергиевой лавры, " но иноки говорили, что они, дав Борису 15 000 рублей, расстриге 30 000, самому Василию 20 000 рублей, остальною казною едва могут исправить  стены  и  башни  свои….  Царь  силой  взял  у  них  и  деньги,  и  множество церковных  сосудов,  золотых  и серебряных  для  сплавки.  Иноки  роптали:  народ изъявлял  негодование,  уподобляя  такое  дело  святотатству …"(43).  Следовательно, "ограблением церкви" грешила не только советская, но и царская власть ещё за три века до  большевиков!..  Возможно,  именно  этот  вызвавший  "ропот  иноков"  акт  частичной секуляризации лишил царя Василия поддержки духовенства и ускорил его свержение.