Автор: Олеша Е.
Раскол Категория: Смутное время в России
Просмотров: 901
Первые Романовы во главе государства и церкви. 

 

   Итак, если уподобить перипетии Смутного времени с 1600 по 1613 гг. шахматной партии,  можно  прокомментировать  эту  историю  так:  "Романовы  начинают  и  выигрывают". Только вот России выигрыш семейки придворных интриганов большой пользы  явно  не  принёс...  Официальная  коронация  Михаила  на  царство  официально состоялось в Москве 11 июня 1613 года. Последующее 32-летнее правление этого первого царя  из  династии  Романовых  было  абсолютно  бесцветным!  Оно  могло  бы  принести пользу государству, если бы рядом с ничтожным Михаилом встали мудрые политики, но увы... их не оказалось: вернее, их оттёрла от власти победившая клика Романовых!  – Сперва, до возвращения из плена в 1619 г. царского папаши Филарета, главную роль в управлении страной при безвольном Михаиле играли его дядя Иван Никитич Романов и объявленная царицей мать-инокиня Марфа, а также её родственники бояре Салтыковы, запятнавшие себя изменой и сотрудничеством с поляками в годы Смуты: уже в конце 1613 г.  царь  Михаил  возвысил  при  своём  дворе  Бориса  Михайловича  Салтыкова  из  этого семейства предателей. Родственник Романовых и активный член Семибоярщины князь Борис Лыков также был обласкан в правление Михаила, долгое время возглавляя при нём ряд важнейших Приказов, был воеводой в Казани и т. д.  Главой же Боярской думы при Михаиле Романове сделался… кто бы вы думали? Да тот же самый князь Фёдор Иванович Мстиславский, который прежде возглавлял пустившую в Кремль поляков Семибоярщину! Этот старый предатель руководил Боярской думой на Руси вплоть до своей смерти в 1622 году. Иными словами, в результате февральского переворота 1613 года к власти пришла опять  всё  та  же  боярская  клика,  которая  ранее  принесла  своими  интригами  и предательством столько зла нашей стране – с той лишь разницей, что теперь она смогла утвердиться в Кремле без помощи иностранных войск!.. 

   Романовы не посмели открыто расправиться с подлинными героями борьбы России за независимость, вождями 1-го и 2-го ополчений, однако сделали всё, чтобы задвинуть их «в тень». Так, народный вождь Кузьма Минин, бывший ранее в 1612 г. фактически главой временного правительства России, хотя и жил в кремлёвском дворце, получил от нового царя лишь скромное место думного дворянина. Впрочем, Минин после воцарения М. Романова  прожил  лишь  пару  лет  и  умер  в  начале  1616  г.  ещё  отнюдь  не  старым… Дмитрию  Трубецкому,  ранее  получившему  от  Земского  собора  за  свою  деятельность титул  "Спаситель  Отечества",  царь  Михаил  после  1619  г.  пожаловал  несколько подмосковных  сёл,  а  позднее  назначил  этого  князя  наместником  Сибири,  где  тот  и скончался в Тобольске 24 июня 1625 года. – Что же до князя Пожарского, то он после Смуты жил ещё долго. За свои заслуги в 1618-19 гг. Дмитрий Пожарский получил от нового царя несколько сёл и деревень, серебряный кубок, полтора кило золота и дорогую шубу. Хотя затем в правление Михаила Фёдоровича сей князь последовательно управлял несколькими Приказами, а в 1620-24 гг. и 1628-31 гг. был воеводой Новгорода Великого, он не пользовался особым влиянием при дворе.  Романовы настолько постарались предать забвению память об этом главном герое Смутного времени, что даже точная дата его смерти осталась неизвестна. – Судя по всему, Д. Пожарский умер в 40-х гг. ХVII века на седьмом десятке лет, дожив по тогдашним меркам до почтенной старости. 

   А что до самого царя Михаила (1613-45 гг.), то он после своего восшествия на престол упражнялся лишь в обжорстве, пьянстве да охоте... От таких "державных забот" этот государь уже к 30 годам износился настолько, что фактически перестал самостоятельно двигаться  и  умер  впоследствии,  не  дожив  до  50  лет.  –  Вот  каким  самодержцем "осчастливили" наше государство Романовы! Пожалуй, Михаил оказался самой безликой неинтересной фигурой из всех российских монархов, а в истории его правления трудно найти хоть одно по-настоящему достойное, успешное деяние… Зато позорных дел у этого царя было хоть отбавляй! Прежде всего, Михаил «отличился» жестокостью при расправе над своими неудачливыми конкурентами. Одним из них стал злосчастный Лжедмитрий III («вор Сидорка»), которого свергли и пленили в 1612 г. сами псковичи, отправив позднее на казнь в Москву. А на юге России спустя некоторое время царские воеводы изловили целую семью «воров»: Ивана Заруцкого, Марину Мнишек и её сына Ивана-Ворёнка!.. 

   Судя по всему, атаман Заруцкий, уйдя в Астрахань после 1612 года, объявил там себя новым царём Дмитрием Ивановичем. С подачи окружавших Марину Мнишек католиков- иезуитов эта семейка пыталась заручиться союзом персидского шаха в дальнейшей борьбе за Москву, однако в мае 1614 г. была изгнана из Астрахани войсками Михаила Романова. Летом  1614  года  яицкие  казаки  выдали  царскими  властям  Заруцкого  с  Мариной  и Ворёнком, которых под надёжным конвоем этапировали в Москву. Там это знаменитое в истории Смуты семейство ждал не столько царский суд, сколько жестокая месть при отсутствии оного. Хотя, как отмечает историк А. Широкорад, ничего не мешало юному самодержцу Михаилу Романову осудить своих врагов на широком процессе: " В конце 1614 г. положение царя Михаила было относительно стабильно. Казалось бы, самое время учинить публичный процесс над зачинщиками Смуты в России…  Но как раз розыск заводчиков и мог погубить новую династию. Ведь именно Романовы стояли у истоков Смуты!"(1).  Поэтому  новый  режим  поспешил  зимой  1614  г.  спрятать  концы  в  воду посредством зверских казней. – Самозванный казачий «царь» Заруцкий был посажен на кол, а 4-летнего Ивана Ворёнка публично повесили в Москве: однако умер он лишь спустя несколько  часов,  околев  от  мороза.  Совершённая  царским  повелением  казнь  такого мальца  бесчеловечна  даже  для  той  эпохи,  -  ибо  и  в  средневековье  не  было  принято казнить несмышлёных детей лишь за вину их родителей!.. Что до Марины Мнишек, то её, если верить польским источникам, утопили. По более же гуманной, русской версии эта знаменитая  авантюристка  была  отправлена  в  заточение  и  там  зачахла  сама  от  горя, безутешно  оплакивая  мёртвого  сына  и  своих  многочисленных  мужей-"царей" (Лжедмитрия I, Лжедмитрия II и Ивана Заруцкого), к тому времени столь же мёртвых...

   Между тем после 1613 года враждебные новому правительству казачьи отряды по- прежнему грабили русские земли, неоднократно подходя к самой столице, откуда их с трудом отгоняли царские воеводы. Также продолжали свои бандитские рейды отдельные отряды поляков, самый опасный из которых возглавлял Александр Лисовский. За ним долго в 1615 г. гонялся князь Дмитрий Пожарский, в конечном счёте вынудив Лисовского вернуться в Литву, где тот внезапно умер на следующий год… Не прекращались с ноября 1613  г.  и  вялотекущие  боевые  действия  против  регулярных  польских  войск  короля Сигизмунда, числившего законным русским царём не М. Романова, а своего сына. 

   Летом 1616 года в Варшаве решили наконец отправить с войском в Россию самого возмужавшего Владислава, чтоб он добыл себе мечом трон. Но из-за отсутствия у Польши денег  к  весне  1617  г.  удалось  собрать  для  королевича  лишь  11-тысячную  армию,  к которой присоединились также отдельные казачьи отряды из России, враждебные царской власти. В апреле принц Владислав начал из Варшавы свой поход на Русь. Однако в том году из-за разных задержек успехи поляков оказались скромными: они смогли захватить у русских лишь гг. Дорогобуж и Вязьму. Не сумев взять осенью 1617 года Можайск и Волоколамск, принц отошёл на зиму к Вязьме… Оттуда в июне 1618 г. польское войско во главе с гетманом Ходкевичем и королевичем Владиславом снова двинулось к Москве. Опять  на  их  пути  встал  русский  город  Можайск,  а  также  малая  крепость  Борисово- Городище, после долгой обороны покинутая и сожжённая своим же гарнизоном. Тем временем с юга на помощь Владиславу направилось войско из православных подданных Речи Посполитой: а именно 20 тысяч украинских казаков во главе с Пётром Сагайдачным. Но ещё до их подхода королевич возобновил наступление на Москву: в сентябре 1618 г. поляки захватили Звенигород, а 20 сентября подступили к стенам столицы, разбив лагерь Тушино. Спустя пару дней к Москве подошёл и соединился с поляками Сагайдачный. Но попытки взять столицу в октябре закончились для поляков неудачей. С наступлением холодов Владислав отступил от Москвы к Троицкой лавре, а Сагайдачный ушёл из России на юг и позже в Киеве объявил себя запорожским гетманом… После неудачного штурма Троицы поляки отошли от её стен и встали лагерем у села Рогачёва, в то время как их мелкие отряды направились грабить районы Галича, Костромы, Ярославля, Пошехонья и Белозерска... Близившаяся зима вынудила молодого королевича согласиться в ноябре на переговоры  с  русскими  о  прекращении  войны.  Проходившие  в  селе  Деулине,  вблизи Троицкого  монастыря,  эти  переговоры  закончились  подписанием  1  декабря  1618  г. временного мира между Россией и Польшей на 14 с половиной лет. Как и следовало ожидать,  наличие  в  плену  у  поляков  Филарета-Романова  давало  им  возможность шантажировать царя Михаила судьбой его папаши и весьма способствовало уступчивости русских!  В  итоге  по этому  договору  Россия  кроме  уже  занятых польскими  войсками Смоленска,  Рославля,  Дорогобужа,  Трубчевска,  Новгород-Северского,  Чернигова  с  их округами  уступила Речи Посполитой также остававшиеся на то время под контролем московского правительства земли, включая гг. Стародуб, Невель, Себеж, Торопец, Велиж с их уездами. Русский царь отказался от своих претензий на Ливонию в пользу Речи Посполитой.  Польский  же  король  в  обмен  на  всё  это  отказывался  от  притязаний  на московский трон и возвращал русским... икону св. Николая Можайского, захваченную поляками в 1611 году, а также главную для них "ценность" – митрополита Филарета, подлежавшего размену в числе других пленных! " Заключить такой позорный мир в то время, когда у поляков не было ни одного шанса взять Москву и были все шансы потерять армию от голода и холода !"- восклицает военный историк Широкорад. – " Но Мишенька Романов так давно не видел папочку! " (1)… Чтобы скорей освободить царского родителя, Москва согласилась на условия поляков и при обмене пленными, который состоялся лишь после  долгих  проволочек.  Так  произошло  «возвращение  блудного  отца  Филарета»  на Русь: 14 июня 1619 г. царь, двор и духовенство радостно встретили его под Москвой… 

   Хотя после воцарения в 1613 году Михаила Романова имя Филарета как " митрополита Московского и всея России ", а также " великого государя " поминалось в храмах наряду с именем царя и его матери, " великой княгини инокини Марфы Ивановны ", патриархом в своё отсутствие отец царя не считался, а местоблюстителем патриаршего престола до его возвращения из плена был крутицкий митрополит Иона. По просьбе царя 24 июня 1619 г. иерусалимский патриарх Феофан,  удачно оказавшийся в русской столице,  - куда, как водится, приехал за "милостыней", - посвятил Филарета в сан Московского патриарха. Но поскольку церковный Собор после возвращения Филарета из плена его на патриаршество не избирал, то выходит, что этим статусом он обладал лишь по благословению Феофана – чужеземного главы Иерусалимской церкви. Примечательно, что когда в 1626 г. грамота об этом благословении сгорела, Филарет слёзно, за соответствующие "подарки", упрашивал иерусалимского  патриарха  её  возобновить…  Можно  сказать,  что  семейка  Романовых завладела не только светской, так и церковной властью в России самозванно, а Филарет установил своеобразный рекорд в истории русской церкви: он умудрился за свою жизнь ТРИЖДЫ стать патриархом, но ни разу – до конца законным путём!.. 

   Однако являться только главой русской церкви и отцом царя Филарету показалось мало: он пожелал быть ещё и официальным соправителем сына, хотя тот был уже давно совершеннолетним. В итоге после своего возвращения из плена в 1619 году Филарет стал править вместе с Михаилом на правах отца-опекуна: оба они именовались "великими государями". Царские указы теперь начинались со слов: " Указал государь царь и великий князь Михайло Федорович Всеа Руси и  отец его великий государь святейший патриарх Филарет Никитич  Московский и всеа Руси " и т. д. В санкционированном Филаретом "Сказании" о появлении патриаршества на Руси патриарх объявлялся представителем бога на земле, коего царь должен был почитать " по превосходящему святительству ". Таким образом, Филарет до самой смерти осуществлял западную доктрину "цезарепапизма" или "папоцезаризма", (т. е. совмещения в одних руках церковной и светской власти), к чему так стремились главы католической церкви типа Александра Борджиа:  с той, однако, разницей, что у нас правящий государством православный "папа" был одновременно ещё родным, натуральным папой его соправителя – сидящего на троне царя Михаила!..

   Таким  образом,  с  1619  г.  и  до  своей  смерти,  т.  е.  полтора  десятилетия,  Филарет- Романов совмещал сан патриарха с ролью главы московского правительства. Именно этот старый интриган определял внешнюю и внутреннюю политику России, только начавшей оправляться  от  последствий  Смуты.  Свою  политическую  деятельность  по  "устроению земли" в этом качестве Филарет начал с созыва Земского собора 1619 года о нуждах сословий. Однако затем Земские соборы при нём перестали созываться на десятилетие и только после смерти этого "государя"-патриарха, явно тяготевшего к абсолютизму, они стали  вновь  часто  устраиваться  в  России.  Так,  Собор  1632  года  созвать  Филарета вынудила острая нужда в деньгах на войну с поляками за возвращение Смоленска. Тогда, в 1632 г. именно по настоянию патриарха русские войска начали внезапное наступление на Польшу, вероломно нарушив ранее заключённое перемирие и священную клятву царя Михаила.  Однако  несмотря  на  иллюзию народного  волеизъявления  Земским  собором, русские люди дали тогда денег меньше, чем собирали по решениям Соборов в самые тяжёлые годы после Смуты. Многие воины бежали из полков, воеводы не шли на помощь главной армии, а царский двор не доверял командующему. Филарет умер осенью 1633 г. во время этой войны, не дожив до позорной капитуляции русской армии под Смоленском в феврале 1634 года... Согласно летописи: " Дошёл жалостный об этом слух до царя и патриарха. И патриарх впал вдруг в великую скорбь, затем и почил с миром " (57). – Короче, деятельность Филарета в области светской политики как фактического главы правительства закончилась провалом и лично для него, и для всего Русского государства! Виновным же, как всегда, был выбран «стрелочник» – командовавший русской армией в кампании за возвращение Смоленска воевода Михаил Шеин: тот самый, кто возглавлял оборону  этого  города  от  поляков  в  1609-11  гг.  Этого  старого,  заслуженного  героя, вернувшегося вместе с Филаретом в 1619 году из польского плена, Михаил Романов не погнушался уже после смерти отца казнить по вздорному обвинению в измене... Такова была "благодарность" царя-коллаборанта из семьи предателей русскому патриоту Шеину, некогда до конца бившемуся вместе со смолянами против войск Сигизмунда!.. 

    Ну а каковы были успехи Филарета на духовном поприще за полтора десятилетия его "цезарепапизма"? – При патриархе Филарете для русской церкви создалась уникально благоприятная ситуация: духовенство теперь возглавлял не просто отец царя, всецело на него  влиявший,  а  официальный  правитель  государства!  Более  могущественного "лоббиста" своих интересов церковь в России не могла и желать, - хотя все важнейшие нововведения Филарета в церковной сфере принимались "изволением" царя и лишь затем "советом  и  благоволением"  патриарха  и  освящённого  Собора...  По  словам  церковных апологетов, патриарх Филарет якобы отличался справедливостью и не был сребролюбив. Однако именно на годы правления этого "бескорыстного пастыря" пришёлся крупнейший в истории русской церкви рост патриарших владений (58). – Управляя церковью, Филарет создал  в  России  огромную  патриаршью  епархию,  владения  которой  охватывали  40 городов с их уездами и были разбросаны по всей стране вплоть до Сибири и Крайнего Севера. В этом его своеобразном домене Филарет пользовался неслыханной ни до, ни после  него  властью.  Патриаршья  епархия  при  Филарете  управлялась  светскими чиновниками  и  особенными  его  Приказами,  дублировавшими  в  церковных  владениях царские:  Дворцовым,  Казённым,  Судным  и  Разрядным.  Помимо  расширения  своих личных владений, патриарх не забывал и про общие интересы духовенства. Так, в 20-е годы ХVII века Филарет добился, чтоб каждой церкви в России обязательно отводились пахотные земли для содержания причта. При этом участки попам выделяли, отбирая их у светских владельцев: от крестьян до помещиков включительно (59)… Хотя ещё в 1581 г. на Руси было запрещено принятие церковью новых земель, в 1622 г. с подачи Филарета царский указ закрепил за монастырями вотчины, приобретённые ими после этого запрета (17). А в 1628 г. новым указом упомянутый запрет монастырям приобретать новые земли  вовсе отменили (60).

   Ну  а как с иными достоинствами, приписываемыми Филарету-Романову церковью: милосердием,  терпимостью,  отсутствием  фанатизма  и  прочими?  –  Именно  Филарету принадлежит самая полная в русской средневековой литературе подборка эпизодов из Библии, восхваляющих убийство тех, кто " божественным законом пренебрегать дерзнут   учение послушать не восхотят " (61). Филарет добился того, чтобы суд в патриаршем Судном приказе был " в духовных делах и в смертях и в иных во всяких делах против того же, что и в царском суде ", т.  е. равных прав со светским судом, в том числе и на смертные  приговоры  (62).  Как  следствие  уже  в  1623  году,  впервые  после  "Кормчей книги", в России упоминается о сожжении как о казни за "великие духовные дела"! (63) 

   Именно  в  патриаршество  Филарета  развернулись  широкомасштабные  гонения  на скоморохов.  Судебник  1626  года  гласил:  " Государь  указал  тех  людей  имать  и  за ослушанье  бить кнутом по торгам !". В 1628 г. Филарет уже от собственного имени велел,  чтобы  " на  игрища  б  мирские  люди  не  сходились "  (64).  –  Налицо  стремление достигшей при нём пика своего могущества церкви не только уничтожить опасных для неё  еретиков  и  инакомыслящих,  но  также  задавить  на  Руси  любые  ростки  светской культуры!.. Сейчас клерикальные историки восхваляют заботу Филарета о просвещении, – мол, он много способствовал исправлению и изданию церковных книг, рассылая их по всей стране и т. д. Но при этом замалчивается, что одним из самых одиозных деяний этого патриарха стал тотальный запрет в России всех европейских изданий, по которому нельзя было ввозить, хранить и читать зарубежные книги, в т. ч. из православных Украины и Белоруссии (65). – Такая мракобесная политика Филарета не имела ничего общего ни с просветительством, ни с терпимостью, на многие годы затормозив развитие образования и культуры в нашей стране! Вообще, установившееся после Смуты правление романовского тандема, являвшего собой диковинный даже для средневековья гибрид царской (Михаил) и патриаршей  (Филарет)  власти  в  рамках  одной  семьи,  выражало  интересы  лишь придворного боярства и церковной верхушки, - то есть самых реакционных политических группировок, - и уже поэтому не могло принести России ничего прогрессивного!.. 

   В отличие от нынешних церковных авторов, современники Филарета-Романова подчас были  куда  критичней  к  его  «достоинствам».  Например,  астраханский архиепископ Пахомий дал Филарету следующую характеристику после его смерти: " Божественное писание отчасти разумел, нравом опальчив и мнителен,  а властолюбив был настолько, что сам царь боялся его; бояр же и всякого чина людей царского совета сильно томил необратимыми заточениями и иными наказаниями; к духовному же чину милостив был не сребролюбив "(66). – Таким образом, если этот патриарх и был к кому расположен, то разве что к представителям духовенства, но не к мирянам, составлявшим абсолютное большинство  населения  России...  И  надо  сказать,  население  платило  ему  тем  же: авторитет сего "папы-царя" в русском народе был весьма низок, так что до нас дошло немало следственных дел о проявлениях непочтительности к этому деятелю (67). Причём, согласно им, "бесчестить" патриарха Филарета позволяли себе в ту пору выходцы из самых разных слоёв населения, вплоть до бояр и воевод включительно! (63). – Вероятно, причинами широкого недовольства Ф. Романовым были как его скверная репутация в период Смуты, так и ненормальное для сознания русских людей положение в государстве: 

 именно, совмещение Филаретом духовной и светской власти... Позже, при патриархе Никоне в 50-х гг. ХVII века такой прецедент немало послужил обоснованию притязаний церкви на верховенство по отношению к царю.– Но это была уже совсем другая история… 

 

Евгений Олеша 

___________________________________________________________________

Иван Мартос. Памятник Минину и Пожарскому. 1818 г