Автор: Ведута Е.Н.
Экономика и развитие Категория: Ведута Елена Николаевна
Просмотров: 2246

09.04.2021 От ручного управления к киберсистеме

 

 

Фото: Donnu.ru

Известно, что критерием истинности науки является практика. Экономика, связанная с организацией производства национального продукта, распределением и перераспределением произведенных доходов, а также их использованием, пронизывает всю нашу жизнь. Поэтому экономическая наука – это, прежде всего, обобщение практики хозяйствования с целью ее совершенствования для устойчивого роста качества жизни. Что показывает нам современная практика?

  • «на дворе» глобальный кризис, проявляющийся в ухудшении экологической, техногенной и национальной безопасности, спаде производства, росте бедности и коррупции, т.е. в деградации общественного развития в целом;
  • нарастающие угрозы свидетельствуют о кризисе навязанной парадигмы, завершающей свою задачу по централизации мирового капитала;
  • для эффективного управления капиталом с целью прогрессивного общественного развития требуется научная парадигма.

Парадигма является научной, если на ее основе можно разработать алгоритм (план) действий для руководства страны, улучшающий качество жизни граждан за счет эффективной организации общественного производства. Такой наукой является экономическая кибернетика, предназначенная для конструирования киберсистемы (автоматизированной системы управления), обеспечивающей координацию (планирование) производственных взаимосвязей в направлении, диктуемом конечными потребителями. Это уже осознается и в передовых университетах США, приступивших к исследованию проблемы построения глобальной киберсистемы.

Современная парадигма игнорирует задачу управления производством, поскольку она обслуживает централизацию мирового капитала посредством монетарных рекомендаций по запуску мировой инфляции, финансовых спекуляций и смене титулов собственности. Как правило, рекомендации, основанные на устаревшей парадигме, сводятся к институциональной «игре» по изменению организации экономики в ожидании чуда и к изменению финансовой и денежно-кредитной политики - финансовой поддержке «точек роста», изменению налогов, ставок рефинансирования и т.д. Реализация устаревшей парадигмы обеспечивает временное выживание стран, валюты которых избраны в качестве резервных, за счет гибели других государств.

Россия является самой богатой страной мира по природным ресурсам. Все войны в мире шли за обладание ими. И в этом смысле Россия, являясь самодостаточной, не заинтересована в военных действиях с США, Китаем или любой другой страной. Природные богатства России объективно делают ее первой в списке на уничтожение государственности. Поэтому выживание России, как и выполнение ее исторической задачи по определению пути культурного прогресса цивилизации невозможно без обобщения собственного опыта – эффективной организации общественного производства для устойчивого роста качества жизни.

Ни один здравомыслящий человек не берет на веру чьи-либо рекомендации, отказываясь от наработанного личного опыта. Опыт России свидетельствует, что благодаря созданному в ней управлению экономикой, основанному на стратегическом планировании, страна - победитель стала ведущей державой в биполярном мире, достигшей величайших достижений в науке, образовании, культуре.

Кадры решают все, если у них есть экономические знания. Поэтому при поддержке военного паритета главным фронтом в борьбе за будущее страны и цивилизации в целом всегда является выбор экономической доктрины, организующей управление экономикой страны.

Политически навязанная в 50-х гг. победа товарников, не понимавших проблемы управления корпорацией «СССР», над нетоварниками, видевшими главную задачу страны в научном управлении экономикой, знаменовала начало краха страны и ее экономического образования. Все реформы 50-х – 80-х гг., диктуемые товарниками согласно абсурдной доктрине «товарного социализма», были направлены на демонтаж системы управления страной. Это «успешно» завершилось отказом от плана и развалом конкурентоспособной корпорации «СССР» в 1991 г. После развала страны товарники, запрещавшие СССР иметь государственные цены равновесия на потребительском рынке, стали рыночниками, запретившими России иметь собственный план развития. Экономическое образование полностью переориентировали на монетарные методы, обслуживающие задачу централизации мирового капитала за счет ресурсов России, что сегодня привело к полной деградации экономических знаний в стране.

Следует отметить, что уровень знаний у экономического блока исполнительной власти значительно уступает уровню знаний в СССР. Сегодня у Правительства страны не существует никаких методик по согласованию деятельности, как органов экономического блока, так и структурных подразделений внутри органов. Хаос в их деятельности создает благоприятные условия для расцвета коррупции.

Понимая важность укрепления государственности, Владимир Владимирович Путин поручил в одном из своих указов разработать закон о стратегическом планировании. Однако представленный Минэкономразвития проект не имеет никакого отношения к стратегическому планированию экономики. С другой стороны, согласно подготовленному данным ведомством другому проекту федерального закона государственные закупки должны определяться в соответствии с планом, которого нет. И в этом смысле «ущербное» планирование Госплана демонстрирует значительно более высокий уровень знаний по сравнению с Минэкономразвития, Минфином, Центральным банком и другими экономическими институтами, не способными скоординировать решения по общим вопросам. Все, как в басне «Рак, лебедь и щука». Споры в Правительстве сводятся к выбору фазы кризисного развития «инфляция – дефляция», но не к пониманию важности координации производственных взаимосвязей для устойчивого роста качества жизни.

История показывает, что требования по росту темпов инфляции и снижения процентных ставок, обслуживаемые идеями Кейнса, и требования дефляции по стабилизации валюты и высоких процентных ставок, обслуживаемые идеями Фридмена, в конечном счете, ведут к экономическому кризису с последующим его военным разрешением. Эти теории востребованы транснациональными корпорациями для централизации мирового капитала. Используемые в них формулы, графики и другой наукообразие служат лишь аналитическим целям, способствуя продолжению циклического (кризисного) развития.

К сожалению, научный подход к созданию системы эффективного управления экономикой в стране заменили разрушительными и высоко затратными консультациями МВФ, Мирового банка, других западных консалтинговых структур, а также отечественными антинаучными экономическими программами в виде «желанок и хотелок». Все это нужно коррумпированным безграмотным деятелям от науки и чиновникам для перераспределения бюджетных средств в своих интересах.

Наивны надежды многих экспертов на организацию форм государственно-частного партнерства и стимулирование бизнеса, как панацею от всех бед. Чуда в виде инноваций и модернизации не будет. Организация новых форм, как и стимулирование бизнеса должны служить задаче выхода на траекторию устойчивого роста, рассчитанную в киберсистеме. В противном случае любые формы хозяйствующих субъектов и стимулирование их активности ради активности ведет всех, включая бизнес, в безвыходный кризис.

Хаос в управлении экономикой страны проявляется и в «торжественном» переходе страны на международный стандарт национального счетоводства, показатели которого содержат огромный повторный счет. С точки зрения организации киберсистемы и расчета траектории выхода страны из глобального кризиса он является не просто бессмысленным, а вредным, отвлекающим общественный ресурс труда.

Кстати, наша статистика базировалась на концепции материального производства. Она была несопоставима с западной статистикой, использующей повторный счет из-за включения в расчеты экономических показателей услуг социальной сферы, являющейся феноменом перераспределения доходов, производимых в материальном производстве. Поэтому мнение некоторых статистиков о слабости нашей статистики о серьезном отставании СССР от развитых стран Запада является необоснованным. Современная статистика, отвечающая системе национального счетоводства, принятой ООН в 1993 г. и несколько уточненной в 2008 г., содержит огромный повторный счет, не позволяющий в принципе дать объективных оценок показателей «выпуска – затрат».

Весь этот хаос в теории и практике управления экономикой страны обслуживает идеологическая демагогия, «работающая» на уничтожение великого прошлого России для недопущения его научного переосмысления и тем самым решения стоящих сегодня не только перед страной, но и цивилизацией в целом актуальных проблем. Борясь за сохранение своих насиженных мест, демагоги искусственно придумывают раскол российского общества на тех, кто выступает за движение вперед к созданию демократического общества и зрелой рыночной экономики, и тех, кто выступает за возврат назад, к советскому прошлому. Действительный раскол идет между теми, кто связывает свое будущее и своих детей с будущим России, и теми, кто рассматривает Россию как источник личного обогащения для успешного проживания за рубежом. Те, кто связывает себя с Россией, хотят видеть Россию в качестве истинного (не современного) демократического общества. При этом им абсолютно все равно, какие инструменты (план или рынок) будут использоваться в России для развития экономики в интересах ее граждан.

Путая цель (истинное демократическое общество, обеспечивающее устойчивый рост качества жизни) с инструментами ее достижения (план и рынок), демагоги вынуждены верить в чудеса рынка. Непонимание ими планирования делает экономический инструмент - план их личным врагом, обвиняемым в совершении массовых репрессий. Объясняю. Любая система управления экономикой имеет иерархическую структуру организации во времени и в пространстве, что предполагает агрегирование и дезагрегирование потоков информации, исключающее планирование «всего и вся» на верхнем уровне системы. Планирование – это процесс согласования плановых расчетов всех звеньев системы. Только после этого план превращается в «приказ» о необходимости выполнения достигнутых согласований.

В качестве причин низкой конкурентоспособности России демагоги называют СССР, «умерший» более 20 лет назад и передавший свою «ущербность» современной России. Не понимая механизмов функционирования западных стран, демагоги объясняют их экономические успехи ликвидацией тоталитаризма. Следует напомнить, что в этих стран «рулит» финансовая олигархия, реализующая свои стратегические интересы, а значит устанавливающая в них свой тоталитаризм. Нельзя считать, что эти страны имели правильный путь, поскольку они пришли в глобальный кризис. Словоблудие о якобы красивой жизни на Западе, нашей ущербности, тоталитарном прошлом и отсутствии у нас демократии, нормальной выборной и судебной систем не имеет никакого отношения к формированию алгоритма действий для выхода экономики страны на траекторию инновационного устойчивого развития.

Мировому сообществу, уставшему от деклараций о светлом будущем, хаотически погружающемуся в кризис, не нужны монетарные теории и программки в виде «обещалок и хотелок». Сегодня критическая масса централизации мирового капитала для построения системы эффективного управления глобальной экономикой на основе научного стратегического планирования достигнута. Продолжение блокады научного подхода вынуждает узкое число лиц управлять глобализацией вручную методом проб и ошибок, что при современном уровне технологического развития приближает полную потерю управляемости с катастрофой для всех.

Наступила пора переосмыслить предназначение России, как великой страны, имеющей уникальный опыт планирования экономики, и потому ответственной за разработку нового пути цивилизации.

Для выполнения своей исторической задачи России требуется налаживание системы управления экономикой, основанной на научном стратегическом планировании, учитывающем обратную реакцию рынка с эффективным использованием IT в плановых расчетах, т.е. создание киберсистемы. Рекомендации по научному стратегическому планированию должны стать системообразующими по отношению ко всем сферам жизни общества, регулируемого законодательством России. При этом особая роль принадлежит образованию, ответственному за научный и культурный прогресс страны.

Учитывая высокую скорость нарастания угроз будущему цивилизации, уже сегодня необходима научно-практическая работа для внедрения и совершенствования киберсистемы. Здесь у России есть главное конкурентное преимущество – наличие у нее динамической модели межотраслевого баланса, необходимой для расчета траектории устойчивого развития (плана), являющейся ядром киберсистемы. Дело осталось за ее внедрением. Для этого требуется:

  1. Осознание необходимости смены монетарной парадигмы научной парадигмой – экономической кибернетикой.
  2. Привлечение науки «экономическая кибернетика» для систематизации деятельности всех органов власти и экономической информации для целей киберсистемы
  3. Распространение нового образовательного стандарта по экономике, подчиненного решению задач внедрения и совершенствования киберсистемы. Решение этих задач объективно делает Россию локомотивом в переходе от ручного управления к киберсистеме, организующей новый этап культурного прогресса цивилизации.

http://aurora.network/articles/6-jekonomika/90224-ot-ruchnogo-upravlenija-k-kibersisteme