Автор: Администратор
Миростроительство Категория: Как в СССР думали и действовали
Просмотров: 1750

Статьи/видео. Вне контекста истории аграрного вопроса в России  и практик модернизации в мире рассматривать коллективизацию (масштабная цивилизационная задача) не корректно.

23.03.2022 Кому и зачем нужны были колхозы? Н. Сапелкин
Зачем была нужна коллективизация? Колхозы - новое крепостное право или спасение от голода? Какие вопросы решала организация колхозов? Сколько было земли, как её делили и обрабатывали крестьяне до Революции? Сколько часов в день работал кресьянин до коллективизации и после? Зачем советская власть переселяла миллионы людей из села в город? Об этом рассказывает историк Николай Сапелкин. День ТВ

03.11.2020 Великое сибирское переселение: что историки нашли в архивах, и зачем это нужно. Алексей Кириллов
(социальная психология деревни) Что такое Великое Сибирское переселение? Чем оно важно для судеб России? Чем отличается от современных ему межконтинентальных процессов? Новые документы о конфликтах старожилов и переселенцев, найденные новосибирскими историками, позволяют иначе взглянуть на скрытые механизмы Великого Сибирского переселения. Читает старший научный сотрудник Института истории СО РАН кандидат исторических наук Алексей Кириллов. Тайминг. КЛАССный ученый

12.04.2019 Четыре концепции коллективизации В. П. Данилова.  Кедров Н. Г.
Текст научной статьи по специальности «История и археология»
Статья посвящена анализу взглядов известного российского историка-аграрника В.П. Данилова на проблему коллективизации. Автор выделяет четыре этапа в изучении исследователем этой темы. Становление Данилова как историка советской деревни происходило в условиях хрущевской оттепели. Ученый включился в начавшийся тогда процесс переосмысления советского исторического опыта и принял активное участие в критике концептов сталинской историографии. Его внимание было сконцентрировано на поиске макроструктур, обусловивших генезис социалистических производственных отношений в советском сельском хозяйстве. Попытка историков-шестидесятников предложить новую концепцию коллективизации не имела успеха в силу произошедших в середине 1960-х годов изменений в политической жизни страны. Во второй половине 1960-х-1980-х годах основным предметом полемики со стороны Данилова стала новая официальная концепция коллективизации С.П. Трапезникова. На этом этапе научного творчества ученый акцентировал внимание на преобладании в жизни советской доколхозной деревни патриархальных отношений. Перестройка принесла новые надежды историкам даниловского поколения. Вместе с тем Данилов не разделял мнений радикальных критиков колхозной системы и в итоге им была предложена концепция альтернатив сталинской «революции сверху» как упущенных возможностей строительства подлинного социализма. Последний этап в научной работе Данилова был связан с подготовкой к печати фундаментальных документальных серий по истории советской деревни. В связи с этим взгляды историка эволюционировали в направлении идей тоталитарной историографии. Автор отмечает выдающуюся роль Данилова в разработке двух из трех научно-исследовательских программ изучения аграрной истории советского периода, что сделало его главной мемориальной фигурой в истории этого научного направления. Николай Геннадьевич Кедров, кандидат исторических наук, независимый исследователь

20.01.2015 Современные концептуальные подходы в историографии коллективизации. Гончарова И.В.
В статье анализируются концепции и методологические аспекты изучения коллективизации, характерные для постсоветской историографии. Особое внимание уделяется вариантам модернизационной концепции, институциональному и региональному подходам. Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. Гончарова И.В. - кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории России, Орловский государственный университет

09.03.2014 Коллективизация. Прудникова Е. А.
Интервью ОКО-Планеты

 

"Нам, взрослым, если мы не сумасшедшие, можно, казалось бы, понять, откуда голод народа.
Прежде всего он — и это знает всякий мужик — он
1) от малоземелья, оттого, что половина земли у помещиков и купцов, которые торгуют и землями и хлебом.
2) от фабрик и заводов с теми законами, при которых ограждается капиталист, но не ограждается рабочий.
3) от водки, которая составляет главный доход государства и к которой приучили народ веками.
4) от солдатчины, отбирающей от него лучших людей в лучшую пору и развращающей их.
5) от чиновников, угнетающих народ.
6) от податей.
7) от невежества, в котором его сознательно поддерживают правительственные и церковные школы".
Лев Николаевич Толстой (9 сен 1828 - 20 ноя 1910) Псс. Том 29 – 1954

 

«В России», - говорит князь Петр Кропоткин, -«крестьянин работает по шестнадцати часов в день и поститься от трех до шести месяцев ежегодно, чтобы вывести хлеб, которым он расплачивается с помещиком и государством. В настоящее время полиция показывается в русских деревнях, как только урожай собран, и продает последнюю корову и последнюю лошадь хлебопашца за недоимки налоговые и арендные, если крестьянин не платит их по доброй воле, сбывая хлеб экспортеру, так что он оставляет для себя хлеба только на девять месяцев, а остальное продает, чтобы корову его не продали за пять рублей. Чтобы жить до следующего урожая, три месяца когда год хорош, и шесть, когда год дурен, он прибавляет к муке березовой коры или семян лебеды, тогда как в Лондоне смакуют сухари, испеченные из его муки»
Нечволодов А. Д. От разорения к достатку. 1906.

 

В научном сообществе всегда найдется часть, которая промышляет на конъюнктуре рынка услуг "властем предержащим". От фанфар колхозному тстроительству до воплей "всех раскрестьянили".

Нужно всегда иметь в виду: эта публика никогда не находилась в условиях "не вырастил, не убрал урожай - помер с голоду", понятия не имеет о крестьянском быте, культуре, обычаях, верованиях, труде, внутриобщинной жизни, отношениях/войне с Властью.  А это - 80-90 % населения России вплоть до индустриализации 30-х годов. Админ.