Автор: Администратор
Миростроительство Категория: Как в СССР думали и действовали
Просмотров: 308

Статьи/видео. Вне контекста истории аграрного вопроса в России  и практик модернизации в мире рассматривать коллективизацию (масштабная цивилизационная задача) не корректно.

23.03.2022 Кому и зачем нужны были колхозы? Н. Сапелкин
Зачем была нужна коллективизация? Колхозы - новое крепостное право или спасение от голода? Какие вопросы решала организация колхозов? Сколько было земли, как её делили и обрабатывали крестьяне до Революции? Сколько часов в день работал кресьянин до коллективизации и после? Зачем советская власть переселяла миллионы людей из села в город? Об этом рассказывает историк Николай Сапелкин. День ТВ

12.04.2019 Четыре концепции коллективизации В. П. Данилова.  Кедров Н. Г.
Текст научной статьи по специальности «История и археология»
Статья посвящена анализу взглядов известного российского историка-аграрника В.П. Данилова на проблему коллективизации. Автор выделяет четыре этапа в изучении исследователем этой темы. Становление Данилова как историка советской деревни происходило в условиях хрущевской оттепели. Ученый включился в начавшийся тогда процесс переосмысления советского исторического опыта и принял активное участие в критике концептов сталинской историографии. Его внимание было сконцентрировано на поиске макроструктур, обусловивших генезис социалистических производственных отношений в советском сельском хозяйстве. Попытка историков-шестидесятников предложить новую концепцию коллективизации не имела успеха в силу произошедших в середине 1960-х годов изменений в политической жизни страны. Во второй половине 1960-х-1980-х годах основным предметом полемики со стороны Данилова стала новая официальная концепция коллективизации С.П. Трапезникова. На этом этапе научного творчества ученый акцентировал внимание на преобладании в жизни советской доколхозной деревни патриархальных отношений. Перестройка принесла новые надежды историкам даниловского поколения. Вместе с тем Данилов не разделял мнений радикальных критиков колхозной системы и в итоге им была предложена концепция альтернатив сталинской «революции сверху» как упущенных возможностей строительства подлинного социализма. Последний этап в научной работе Данилова был связан с подготовкой к печати фундаментальных документальных серий по истории советской деревни. В связи с этим взгляды историка эволюционировали в направлении идей тоталитарной историографии. Автор отмечает выдающуюся роль Данилова в разработке двух из трех научно-исследовательских программ изучения аграрной истории советского периода, что сделало его главной мемориальной фигурой в истории этого научного направления. Николай Геннадьевич Кедров, кандидат исторических наук, независимый исследователь

20.01.2015 Современные концептуальные подходы в историографии коллективизации. Гончарова И.В.
В статье анализируются концепции и методологические аспекты изучения коллективизации, характерные для постсоветской историографии. Особое внимание уделяется вариантам модернизационной концепции, институциональному и региональному подходам. Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. Гончарова И.В. - кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории России, Орловский государственный университет

09.03.2014 Коллективизация. Прудникова Е. А.
Интервью ОКО-Планеты

 

"Нам, взрослым, если мы не сумасшедшие, можно, казалось бы, понять, откуда голод народа.
Прежде всего он — и это знает всякий мужик — он
1) от малоземелья, оттого, что половина земли у помещиков и купцов, которые торгуют и землями и хлебом.
2) от фабрик и заводов с теми законами, при которых ограждается капиталист, но не ограждается рабочий.
3) от водки, которая составляет главный доход государства и к которой приучили народ веками.
4) от солдатчины, отбирающей от него лучших людей в лучшую пору и развращающей их.
5) от чиновников, угнетающих народ.
6) от податей.
7) от невежества, в котором его сознательно поддерживают правительственные и церковные школы".
Лев Николаевич Толстой (9 сен 1828 - 20 ноя 1910) Псс. Том 29 – 1954

 

«В России», - говорит князь Петр Кропоткин, -«крестьянин работает по шестнадцати часов в день и поститься от трех до шести месяцев ежегодно, чтобы вывести хлеб, которым он расплачивается с помещиком и государством. В настоящее время полиция показывается в русских деревнях, как только урожай собран, и продает последнюю корову и последнюю лошадь хлебопашца за недоимки налоговые и арендные, если крестьянин не платит их по доброй воле, сбывая хлеб экспортеру, так что он оставляет для себя хлеба только на девять месяцев, а остальное продает, чтобы корову его не продали за пять рублей. Чтобы жить до следующего урожая, три месяца когда год хорош, и шесть, когда год дурен, он прибавляет к муке березовой коры или семян лебеды, тогда как в Лондоне смакуют сухари, испеченные из его муки»
Нечволодов А. Д. От разорения к достатку. 1906.

 

В научном сообществе всегда найдется часть, которая промышляет на конъюнктуре рынка услуг "властем предержащим". От фанфар колхозному тстроительству до воплей "всех раскрестьянили".

Нужно всегда иметь в виду: эта публика никогда не находилась в условиях "не вырастил, не убрал урожай - помер с голоду", понятия не имеет о крестьянском быте, культуре, обычаях, верованиях, труде, внутриобщинной жизни, отношениях/войне с Властью.  А это - 80-90 % населения России вплоть до индустриализации 30-х годов. Админ.