Автор: oldmen2004
Миростроительство Категория: Как в СССР думали и действовали
Просмотров: 4112

 

Как это было 3

Было ли все именно так на самом деле?! Не знаю :)

Но, если без нюансов, по-крупному, то иных вариантов практически нет.

Просто из общих представлений, как вообще "делается деятельность" такого масштаба.

Конечно же они готовили резервные площадки. Возможно без лишней детализации, просто как инфраструктурный проект, предварявший будущее развитие экономики Урала, Сибири. И тут оно все совпало, благо главный вопрос – это даже не стены, а наличие железнодорожной ветки, электричества и воды.

А потом события понеслись галопом. Финская война вскрыла не только проблемы армии, но и НКПС, ВОСО и тыловых служб.

Присоединение Западной Украины и Прибалтики привело к такому начертанию ТВД, где пропускные способности дорог по обе стороны границы принципиально различны: мы примерно вдвое проигрывали в темпах сосредоточения, а значит и в приграничном сражении, и скорее всего, на уровне первого стратегического эшелона.

А как это будет происходить - показала война во Франции.

К концу 1940 года становится все более понятно, что следующая цель Гитлера – "санация восточного фронта". В январе-феврале 1941 все сошлось в "кучку". Немцы ставят задачу завершить войну "за сезон", т.е. их главной целью является не только наша армия, но и наша промышленность: если мы ее лишаемся, то наш мобилизационный ресурс окажется бесполезным.

А НКПС, похоже, не готово не только к эвакуационным перевозкам (а ведь 1500-2000 крупных предприятий - это их часть), но и к воинским. Часть проблем можно решить, заранее вытащив готовые соединения в европейскую часть страны, но тем не менее...

Что делать в такой ситуации?! C теми кадрами, ресурсами, сроками. На фоне всего прочего. При том, что для экстраординарных мер нет прямых оснований: в армию и так вложена масса усилий. НКПС также прилично развивается. И понять, как и что (кого) в них требуется менять возможно лишь по результатам военных действий. Но и рисковать тоже нельзя. Нужны стопроцентные (и абсолютно не афишируемые) гарантии спасения промышленной базы страны.

Их можно дать только разделив, процесс на две части.

Первый пойдет, "как пойдет", в рамках понятных структур.

А второй - будет реализован по особой логике. Под него нужен отдельный блок управления: компактный, снабженный ресурсом и программой деятельности, способный самостоятельно получать и обрабатывать информацию об обстановке на железных дорогах страны, имеющий контуры выполнения своих решений. В идеале - работающий автономно и скрыто от агентуры противника.

Но добиться всего этого можно лишь качественно отработав процедуру планирования, просчитав потоки, распределив их по траекториям, увязав с встречными перевозками. Здесь первичен крупный прогноз, базовый баланс, масштабная рамка, для формирования которой необходимы ученые с их кругозором. И набор заготовленных заранее "частных идей", методических приемов для ситуативного влияния на параметры перевозок.

А далее начинается: вот зоны, где расположены объекты эвакуации, вот приоритеты вывоза, вот "ранг" объектов (показывающий, какие из них мы держим до последнего, потому что без их текущей продукции не обойтись); по каждому объекту известно количество вагонов, поездов, паровозов; известно куда везем (с вариантами), откуда (из какой зоны выгрузки, из под каких потоков) можно будет забрать порожние под свою погрузку; расчетные объемы "страхования" процесса своим паровозным парком, плюс варианты размена парков (своего - чужого) в узлах.

Теоретически ничего сложного, но это минимум два месяца плотной профессиональной работы.

А дальше мы знаем.

Где-то была паника и потерянные эшелоны, где-то пытались понять, что вообще нужно делать; еще только оформляются комитеты и комиссии, что примут рабочий формат много позже под эгидой ГКО. И военная информация противоречива: пошли только первые сведения о приближении немцев к Минску. Но они, взвесив за и против, принимают решение и стартуют, используя механизм Политбюро для запуска маховика операции. И не ошибаются. Были проблемы на Украине, были лишние телодвижения в Москве (когда эвакуация сменилась возвратом заводов), но по большей части "обьектов" все прошло просто удивительно, если принять во внимание обстановку.

Да, скорее всего, главным куратором операции действительно был лично Берия, его роль в разруливании транспортных кризисов, равно как и участие транспортного аппарата НКВД в организации погрузки, приема, учете движущихся вагонов прослеживается вполне четко.

Но текст сей... написан ради того, чтобы мы не забыли тех ребят, железнодорожников, что блестяще спланировали логистическую операцию, равной которой нет в нашей истории. Мы не знаем, и скорее всего никогда не узнаем их имен. Да это в общем и неважно. Им выпала уникальная по сложности и ответственности работа. И они сделали ее хорошо.

А потому, поднимая рюмку в День Победы, вспомним и о них...

PS

И завершающий факт: как только они выходят из игры, перестают "усиливать структуру", балансировать потоки - качественные показатели НКПС (оборот вагона и паровоза, пробеги и средние скорости) в начале 1942 года значимо падают. После чего следует финишная серия кадровых замен...