«В 2015 году Пасха, Воскресение Христово, и День Космонавтики - отмечаются в один день. Это весьма символично и даёт лишний повод порассуждать о воскрешении как таковом. Русский философ-космист Николай Федоров надеялся, что в будущем человечеству удастся воскресить всех умерших предков. И тогда воскресшим понадобятся другие планеты - для расселения. Вопрос о рукотворном воскрешении мертвых - весьма тонкий и крайне спорный. Но, в любом случае, сам выход человека в космос имеет пасхальный символизм. Выйдя из земного пространства в космическое, русский лётчик Юрий Гагарин победил Смерть. Да, на уровне символическом, но любой символ, как известно, содержит в себе символизируемое, хотя и не отождествляется с ним.
Немногие удостаивались участи попасть в небесное Отечество, покинутое Адамом. Например, праотец Енох, который был взят на небо даже живым. Так же окончил свой земной путь пророк Илия: «Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные... и понесся Илия в вихре на Небо». (4 Царств 2.11)
Образ огненной колесницы столь впечатлил многих людей современной эпохи научно-технического прогресса, что они почитали её космическим аппаратом. В этом, конечно, проявляется некоторая наивность современного человека, который во всех явлениях древности, имевших сходство с современностью, видит нечто ему привычное. Но само это сходство весьма показательно. Современные «огненные колесницы» вполне выражают извечное стремление человеческого духа подняться ввысь, преодолев сопротивление «тяги земной». В этом плане весьма показательна древнерусская иконография «Вознесения Александра Македонского». «К деяниям македонского царя относили не только битвы или устройство всемирного государства, но и научные эксперименты - попытки измерить «высоту небесную и глубину морскую», - пишет Роман Багдасаров. - Для первой цели Александр повелел изготовить воздушный снаряд, в котором грифоны подняли его на высоту планетных кругов. Изображение Александра, взмывающего в небо, было чрезвычайно популярным, оно помещено на стенах соборов Владимиро-Суздальской Руси, на медных образках и монетах Тверского княжества XIV века, на одеждах священнослужителей. Эпизод с полётом македонского царя включается в Лицевой Летописный свод, а «Александрия» переписывается русскими монахами вплоть до XVIII столетия». («Иконография космизма» // «Волшебная гора», XVI)...» «Космос и Воскрешение» Александр Елисеев
Россия: Развитие, Техносфера и Пасха, мечта и война... Продолжение серии материалов «Космос и Пасха - 1»
Научно-популярный фильм о Космосе и нашем месте в нем, не потерявший актуальности даже спустя 30 лет. Автор фильма Карл Саган - ученый-астроном и биолог, астрофизик и выдающийся популяризатор науки, является одним из основателей программы поиска внеземного разума SETI.
2002 - 2015 годы. Предлагаемая вниманию читателя работа посвящена русскому космизму как целостному филосовскому направлению. Здесь эскизно обобщен соответствующий опыт мысли русской социальной галактики, а также излагаются собственные авторские разработки в рамках общей концепции. Книга адресована как узкому кругу специалистов в области мировоззренческих основ, участвующих непосредственно в разработке маршрутных карт современного общественного управления, так и широкому кругу читателей, интересующихся традициями русской философской мысли, ищущим собственные пути осмысления как окружающей действительности, так и человека в ней, неравнодушным к будущему нашей планеты.
(Работа светского человека c выраженными симпатиями к дохристианским мифам. Систематичность. Сухость. Конспект идей, имен; взаимосвязи человека-природы-космоса - на авторских основаниях в самом первом приближении. Тезис о переходе бессознательного этапа эволюции в сознательную стадию рациональной мыслью просто постулируется. "Оно" само в себе и из себя развивалось, усложнялось, и самоосозналось... Вселенная тужилась миллиарды лет, чтобы разродиться осознанием себя в отряде позвоночных прямоходящих - смелая, но недоказуемая гипотеза. А если лет через N обнаружится, что осознанием обладает и лишайник, что тогда? Как-то надо закрыться от нечеловеческой и неподъемной для Разума стороны Космоса? Закрываем ладошками лицо - и спрятались. Яркая и глубокая альтернатива сознанию хищника-потребителя. Электрик.)
Несколько материалов о плохо структурированном и плохо осмысленном литературном жанре научной фантастики 20-го века школьниками СССР
Именно в России, ставшей родиной научного учения о биосфере и переходе ее в ноосферу и открывшей реальный путь в космос, уже начиная с середины прошлого столетия вызревает уникальное космическое направление научно-философской мысли, широко развернувшееся в XX в. В его ряду стоят такие философы и ученые, как Н. Ф. Федоров, А. В. Сухово-Кобылин, Н. А. Умов, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский, В. Н. Муравьев, А. К. Горский, Н. А. Сетницкий, Н. Г. Холодный, В. Ф. Купревич, А. К. Манеев. В философском наследии мыслителей русского религиозного возрождения - В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева - также выделяется линия, близкая пафосу идей русского космизма. Имеется в виду то склонение в русской православной философии, которое Н. А. Бердяев называл «космоцентрическим, узревающим божественные энергии в тварном мире, обращенным к преображению мира» и «антропоцентрическим... обращенным к активности человека в природе и обществе». Именно здесь ставятся «проблемы о космосе и человеке», разрабатывается активная, творческая эсхатология, смысл которой, по словом Бердяева, в том, что «конец этого мира, конец истории зависит и от творческого акта человека» nffedorov.ru
Продолжение. П.А. Флоренский Органопроекция; П.А. Флоренский - В.И. Вернадскому; Н.А. Бердяев Человек. Микрокосм и макрокосм [отрывки] Творчество и бытие [отрывки] Природа и свобода. Космическое прельщение и рабство человека у природы; В.Н. Муравьев Всеобщая производительная математика; А.К. Горский Организация мировоздествия; Н.А. Сетницкий Об идеале; К.Э. Циолковский Монизм Вселенной Космическая философия...
Окончание. Чижевский А.Л. Колыбель жизни и пульсы Вселенной; Холодный Н.Г. Мысли натуралиста о природе и человеке; Купревич В.Ф. Долголетие: реальность мечты; Манеев А.Н. Гипотеза биополевой формации как субстрата жизни и психики человека. Краткие биографические очерки представленных в антологии авторов
Федоров Николай Федорович (в семье называли Никола́й Па́влович Гага́рин; 26 мая (7 июня) 1829, Ключи, Елатомский уезд, Тамбовская губерния — 15 (28) декабря 1903, Москва)[2] — русский религиозный мыслитель и философ, деятель библиотековедения, педагог-новатор. Один из родоначальников русского космизма
Известно, что у него были ещё старший родной брат Александр (с которым он был неразлучен вплоть до 1852 года) и три сестры. В 1854 году получил учительский аттестат в Тамбовской гимназии и был определён преподавателем истории и географии в Липецкое уездное училище
С октября 1858 г. преподавал в Боровском училище Тамбовской губернии. Затем переехал в Богородск Московской губернии и вскоре — в Углич Ярославской, откуда уехал в Одоев, затем — Богородицк Тульской губернии. С ноября 1866 г. по апрель 1869 г. преподавал в Боровском уездном училище. В это время он познакомился с Н.П. Петерсоном, одним из преподавателей в яснополянской школе Л. Н. Толстого. Из-за знакомства с Петерсоном был арестован по делу Дмитрия Каракозова, но через три недели освобождён. С июля 1867 г. по апрель 1869 г. он давал частные уроки в Москве, — детям Михайловского.
В 1869 г. устроился помощником библиотекаря в Чертковской библиотеке, а с 1874 г. в течение 25 лет работал библиотекарем Румянцевского музея, в последние годы жизни — в читальном зале Московского архива Министерства иностранных дел. В Румянцевском музее Фёдоров первым составил систематический каталог книг. Там же после трёх часов дня (время закрытия музея) и по воскресеньям был дискуссионный клуб, который посещали многие выдающиеся современники. Фёдоров вёл аскетическую жизнь, старался не владеть никаким имуществом, значительную часть жалования раздавал своим «стипендиатам», от прибавок к жалованию отказывался, всегда ходил пешком.
Умер в 1903 году от воспаления лёгких. Похоронен был на кладбище Скорбященского монастыря.
Фёдоров отказывался фотографироваться и не позволял нарисовать свой портрет — единственное изображение Фёдорова было нарисовано тайно Леонидом Пастернаком.
Циолковский признавал, что Федоров заменил ему университетских профессоров. В 1878 году с учением Фёдорова в изложении Петерсона познакомился Ф. М. Достоевский. Достоевский писал о Фёдорове: «Он слишком заинтересовал меня… В сущности совершенно согласен с этими мыслями. Их я прочел как бы за свои». В 1880-х и 1890-х годах Вл. Соловьёв регулярно общался с Фёдоровым. Соловьев писал Фёдорову: «Прочел я Вашу рукопись с жадностью и наслаждением духа, посвятив этому чтению всю ночь и часть утра, а следующие два дня, субботу и воскресенье, много думал о прочитанном. „Проект“ Ваш я принимаю безусловно и без всяких разговоров… Со времени появления христианства Ваш „проект“ есть первое движение вперед человеческого духа по пути Христову. Я со своей стороны могу только признать Вас своим учителем и отцом духовным… Будьте здоровы, дорогой учитель и утешитель». Влияние Фёдорова заметно в работе Соловьёва «Об упадке средневекового миросозерцания».
А. Фет также высоко ценил личность и идеи Фёдорова. Л.Н. Толстой говорил: «Я горжусь, что живу в одно время с подобным человеком».
Фёдоров считал себя глубоко верующим христианином. Он полагал, что средневековое мировоззрение несостоятельно после Коперниканского переворота, открывшего человеку космическую перспективу. Но главное, по мнению Фёдорова, в учении Христа — весть о грядущем телесном воскрешении, победе над «последним врагом», то есть смертью, — он сохранил неколебимо, выдвинув мысль о том, что эта победа свершится при участии творческих усилий и труда объединившегося в братскую семью Человечества. Н. Ф. Фёдоров участвовал в литургической жизни Церкви. В основе его жизненной позиции лежала заповедь преп. Сергия Радонежского: «Взирая на единство Святой Троицы, побеждать ненавистное разделение мира сего»
С «Философии общего дела» Н. Ф. Фёдорова начинается глубоко своеобразное философское и научное направление общечеловеческого знания: русский космизм, активно-эволюционная, ноосферная мысль, представленная в XX веке именами таких крупных учёных и философов, как миколог Н. А. Наумов, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский и другие
В конце XX века в России интерес к творчеству и идеям Фёдорова снова возрос. В Москве в конце 80-х годов было создано Общество им. Н. Ф. Фёдорова. В Музее-читальне им. Н. Ф. Фёдорова регулярно работает научно-философский семинар, где идеи Фёдорова обсуждают физики и биологи, философы и литературоведы, политики и бизнесмены. В 1988 г. в г. Боровске, где в одной и той же школе с интервалом в 30 лет работали Н. Ф. Фёдоров и К. Э. Циолковский, были проведены Первые Всесоюзные Фёдоровские чтения. Традиция Фёдоровских чтений стала регулярной, а в 2003 г. был проведён Международный Конгресс в Белграде «Космизм и русская литература. К 100-летию со дня смерти Н. Ф. Фёдорова».