Автор: Носков Ю.
Миростроительство Категория: Космос и Пасха. Русский космизм
Просмотров: 3336

ВВЕДЕНИЕ

Русь, Русь, что пророчит сей необъятный

простор? Наш простор служит переходом к

простору небесного пространства, этого

нового поприща для великого подвига.

/Н.Ф. Фёдоров/

Настоящий трактат посвящён русскому космизму как самостоятельному целостному философскому направлению.

В русском народном миропонимании издревле существовали свои сокровенные слова для обозначения всего круга небесных и земных явлений, которые впоследствии были объединены под заимствованным из греческого языка понятием "космос". Нашими родными синонимами всеобъемлющей категории "космоса" выступают несколько взаимодополняющих понятий - "лад", "мир" и "свет".

Именно "лад" и есть исконно русское понятие космоса, как единства порядка и любви. Но "лад" в понимании наших предков означал также и "красоту" (отсюда: "ладный" - "красивый", "милый", "любимый"). И в музыке "лад" нашёл своё отражение как мера гармонии. А когда нам что-то нравится и мы желаем выразить кому-то уважение, то хлопаем в ладошки. И здесь наш "лад" отметился.

Также объёмно и многогранно другое русское слово - "мир". Это и глобальная арена бытия - окружающий мир. Это и мир как человеческое сообщество (община). А также мир как антипод войны.

Не менее интересно применительно к обозначенной теме слово "свет". Означает оно не только понятие, противоположное тьме, но также и общество, и что-то хорошее, доброе. Применяется и в значении всего обозримого пространства - весь белый свет. Стоит также отметить, что слово "русский" этимологически означает "светлый", так что название трактата вполне отражает характерную его направленность как светлого, жизнеутверждающего космизма-лада.

Используя понятие "русский космизм", необходимо определиться и с тем, что есть и ещё какие-то другие космизмы. В мире имеется ряд глобальных регионов, которые не только имеют свои характерные климатические и ландшафтные особенности, но и породили согласованные с ними культуры, способы хозяйствования и общежития людей. Такие территориально-культурные ареалы называются цивилизациями. Они, с одной стороны, являются как бы проекциями единого космоса на землю, а, с другой стороны, в них сформировалось собственное видение и понимание самого космоса. Россия также входит в один из таких ареалов, занимая большую его часть. Поэтому русский космизм, в отличие от противоположного ему по подходам безродного (культурно обезличенного, искусственного) космополитизма, это максимально широкий взгляд на мир, но взгляд этот через призму вековых традиций и особенностей мировосприятия русского народа. При этом нужно конечно понимать, что подходы, методы и результаты, изложенные здесь, могут быть применимы и к другим культурно-мировоззренческим пространствам с учётом их особенностей и традиций, то есть для них также может существовать свой светлый космизм со своими основоположниками, достижениями и перспективами, но в их системе координат смыслов и понятий.

Необходимо также обозначить место русского космизма как философского направления в целом в русском мировоззренческом поле. Планомерная и целенаправленная работа по обобщению смыслового наследия позволяет говорить о том, что за всю обозримую историю русский мир сформировал три больших самостоятельных философских направления: православный софизм (название может быть и каким-то другим), русский коммунизм и русский космизм. Начало православного суфизма можно пожалуй отсчитывать от первого художественного письменного произведения на русском языке Иллариона. Это направление имеет множество представителей. Здесь можно лишь назвать такие фамилии как Владимир Соловьёв, Бердяев, Флоренский, в первую очередь потому, что иногда их ошибочно также относят к космистам. Основой этого направления мысли является дуализм, то есть представление всего окружающего человека мира в виде двух резервуаров - мира, в котором мы живем, и того света, где обитает вроде как их придуманный бог, с которым и связана вся духовность. Держится вся эта мировоззренческая конструкция не сколько на адекватности описания действительности, сколько на кормящемся от этой схемы целого сословия служителей церкви. Русский коммунизм как философское направление довольно хорошо описан в советское время, а отсчёт его письменной истории можно, пожалуй, вести от Радищева, имеет он и гораздо более глубокие корни, в том числе и в православной традиции. Отличительной особенностью данного направления мысли является монизм, то есть весь окружающий человека мир представляется в виде одного резервуара, причем материального. Духовность как таковая была вычеркнута из мироописания, лишь частично подменяясь понятием энергии. Русский космизм как понятие появился в 70-е годы 20 века, в это время космическая тематика витала в воздухе, главными героями были космонавты и создатели космической техники. Возник он как обобщение определенных взглядов и идей многих мыслителей, так что не имеет какого-то одного основоположника, что бесспорно является одним из достоинств этого мировоззрения, допуская широкий охват возможностей в рамках общего направления и базовых принципов. Основой русского космизма также является монизм, то есть представление окружающего мира в виде единого резервуара. Однако здесь не отрицается дух как таковой, присущий как людям, так и окружающей природе. Такой взгляд на мир имеет глубокие корни в нашей родной традиции, уходящие вглубь тысячелетий.

Русский космизм как философское, мировоззренческое, прикладное явление с момента своего возникновения в оформленном виде стал одним из знаковых явлений русской мысли и культуры, которое по праву можно считать визитной карточкой нашего народа на мировой арене смыслов и достижений. Однако, проявив себя на самом высоком метафизическом уровне, он так и не оформился пока в полноценное признанное философское направление. И этому есть причины. Во-первых, имея мощнейшие составные части, блестящие практические результаты, космизм до сих пор не сформировал собственного системного начала, которое бы с одной стороны скрепляло в единое целое имеющиеся уже элементы, отличало его от других философских направлений и имело мощный потенциал для развития. Во-вторых, в нём отсутствует на сегодня необходимые для полноценного мировоззрения составные части, отвечающие на важнейшие вопросы - где те основы, то ядро, тот зародыш вокруг которого выстраивается общая картина бытия, что есть сам человек, что есть человеческое общество и каково его желаемое устройство, необходимы и маршрутные ориентиры для организации практической экономической деятельности людей. На все эти вопросы и попытаемся ответить здесь в рамках родной системы координат, опираясь на опыт предшественников.

Настоящая книга разделена на две части. В первой части обобщаются базовые положения, отражается вклад представителей космизма, формулируются возможные пути развития различных направлений космизма. Вторая часть представляет собой сборник отдельных, вполне самостоятельных, авторских работ в рамках общей мировоззренческой концепции русского космизма.

И первая и вторая части книги разделены на пять глав с единой концептуальной основой - отдельные люди (человекокосмизм), объединенные социальными отношениями (социокосмизм), живут и работают (хозяйствокосмизм) на родной земле (почвеничество) под безбрежным небом (космизм как общий взгляд на мир).

В первой главе, посвященной космизму как мировоззрению в целом, рассматривается история его возникновения, вклад отдельных представителей. Формулируется принцип многомерности как возможный стратегический путь дальнейшего совершенствования методологии космизма. Здесь нет отказа от логики, диалектики и материализма, а есть их развитие в сторону гармонии, многоаспектности и одухотворения всей природы.

Во второй главе рассматривается ещё одно направление русской мысли и культуры - русское почвенничество, соединяющее патриотизм с любовью к родной природе, с бережным отношением к народной традиции и непростой истории народа. Это базовый природный космос, частью которого является человек.

В третьей главе рассматривается человекокосмизм, то есть осознание людьми самих себя. Здесь человек предстаёт не как игрушка сил природы, а как активный соучастник и сотворец, через которого мироздание постигает и развивает себя. При таком подходе изучение и творческое развитие человека вполне может совмещать как широкоформатные научные подходы, так и методы, выработанные в народной традиции за тысячелетия.

Четвертая глава посвящена вопросам проявления русского космизма в социальной области. Основой здесь выступает общее представление об устойчивой социальной системе в виде динамической социальной галактики в противовес широко известной системе пирамиды, как технологии статично-подавляющего типа, ведётся поиск практических методов социального макроуправления методами, направленными на общее благо.

Пятая глава посвящена политэкономии русского космизма, основой которой являются идеи экологического и социального баланса деятельности человека в целом, принципы разумного баланса необходимости и достаточности экономической деятельности. Здесь учитываются лучшие традиции хозяйствования, с возможностью дальнейшего их развития. А одной из важнейших теоретических целей ставится задача методологического разделения политэкономии, всегда зависящей от человеческих предпочтений, от собственно экономики, которую можно попытаться сделать точной наукой.

Наибольшего внимания в первой части книги заслуживают параграфы, посвященные развитию космизма, которые имеются в каждой из пяти глав. При их проработке максимально учитывался весь предшествующий опыт и идеи космистов, а также обозначены новые собственные наработки. Текст их написан таким образом, что каждый абзац при желании может быть развёрнут до большой статьи, а та, в свою очередь, до монографии.

Настоящая редакция книги это всего лишь текущая её рабочая версия. Первая часть в целом завершена, в дальнешем здесь будут лишь вноситься уточнения и дополнения, совершенствоваться сам текст, в том числе и с учётом замечаний читателей. Основную же работу в будущем планируется сосредоточить на прикладных работах второй части книги.