До каких пор наиболее развитая в интеллектуальном и нравственном плане часть российского общества будет игнорироваться «глубинным государством» в части её вовлечения в участие в развитии общественных интересов? По каким принципам формируется «глубинным государством» современная российская элита? Каковы духовные основания «глубинного государства»?
Золотой мозг (Президиум Российской Академии наук)
1. Буквально на днях мне довелось побывать на одном из значимых мероприятий: в Академ-клубе Банкетной службы РАН отмечалась круглая дата со дня выпуска одного из курсов одного из старейших и престижнейших факультетов МГУ им. М.В. Ломоносова. На данном мероприятии присутствовали отдельные выпускники и некоторых других курсов того же старейшего и престижнейшего факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, ввиду чего имелась прекрасная возможность увидеть и пообщаться со многими людьми, имеющими богатейший опыт жизни в постсоветском мире. Присутствовало более 160 человек из различных государств не только лишь постсоветского пространства, но и самого что ни на есть «коллективного Запада», а также несколько десятков выпускников, которые участвовали в видеоконференции, проживая опять-таки в государствах того же «коллективного Запада».
Конечно же, спонсоры и организаторы данного мероприятия прекрасно провели его, всё было прекрасно. Однако, несмотря на все положительные эмоции, полученные от участия в этом мероприятии, хотелось бы рассказать о некоторых феноменологических выводах, носящих скорее статистический характер.
Академ-клуб Банкетной службы РАН
2. Когда-то в 1996 году, незадолго до выборов под названием «Голосуй сердцем, а то проиграешь», мне довелось разговаривать с одной дамой, матерью несколько более молодой, чем я, дочери, учившейся в прошлом в той же весьма и весьма престижной школе. В разговоре мы затронули судьбу одноклассницы её дочери, очень умную и симпатичную молодую девушку, окончившую тот же самый старейший и престижнейший факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, что и я, о котором шла речь несколько выше.
Эта дама весьма прозорливо сказала, что все вы, как и её дочь, относитесь к «потерянному поколению», поэтому, несмотря на все таланты каждого из вас, никто или почти никто из вас не достигнет того, чего объективно заслуживает в силу своих талантов и уникальности ваших школ и университетов, так как вы родились не в то время и не в той стране, где это было бы кому-то интересно. Эта прозорливая дама имела в виду распад великого советского государства, примерно совпавший по времени с окончанием того же самого старейшего и престижнейшего факультета МГУ им. М.В. Ломоносова рядом упоминавшихся в этом разговоре людей, которых она и отнесла к «потерянному поколению».
С того времени у меня чётко отпечатался в голове новый термин моего словаря – «потерянное поколение», как когда-то ранее – другой термин «шестидесятники».
Выдающиеся представители каталонского народа
3. С поры того разговора прошло чуть более 22 лет, это примерно срок появления следующего поколения. Можно было бы и не вспоминать этот разговор, но опять-таки за несколько дней до этого замечательного мероприятия я стал свидетелем появления в нашем с моим уважаемым коллегой кабинете двух молодых особ: француженке с каталонскими корнями и россиянке, проживающей год во Франции, и предпринимающей всяческие попытки по закреплению на возможной новой родине. Обе девушки были милы, но на мир смотрели несколько разными глазами: француженка – самодостаточна, россиянка – страждущая. Целью их прихода было желание получить мастер-класс в сфере аграрно-экономической и общестатистической аналитики. Попутно мы вели с ними непринуждённый разговор об из представлениях о смыслах существования современного мира.
Мой уважаемый коллега окончил другое престижнейшее учебное заведение – МФТИ, но всё-таки не может быть отнесён к тому самому пресловутому «потерянному поколению», так как сумел некоторое время поработать в условиях реального социализма. Может быть, именно поэтому он и является профессионалом внекатегорийным. Мы всегда с ним находим множество общих тем для разговора, но главная из них – что такое «глубинное государство», реально ли оно в России в настоящее время.
После того, как наш кабинет покинули эти две прекрасные молодые особы, мой коллега не мог долго уняться, недоумевая и раз за разом задавая мне вопросы о том, почему эта молодая россиянка так желает остаться любой ценой во Франции, что, даже возвращаясь на время в Москву с новой подругой, пытается сделать всё в интересах, возможно, своей новой родины, хотя и чётко осознаёт, что шансов занять достойное место там у неё практически нет никаких. Вместе с тем, надо констатировать, что сама эта российская девушка действительно заслуживает объективно многого, но c’est la vie, life is life.
Центральный деловой район Барселоны (22), Собор Святого семейства, стадион Камп Ноу, замок трех драконов, Палау Насиональ, отель W Barcelona и пляж
4. К тому времени, мы уже неделю обсуждали с моим коллегой историю другой россиянки, которая во второй половине мая 2018 года получила статус предпринимательницы в Барселоне, проявив инициативу в том, чтобы стать моим контактом в LinkedIn. Её можно отнести к наиболее младшим представителям «потерянного поколения», она представляет в России один героический город-миллионник.
Каждый день, общаясь с ней, я также уже заинтересовался тем вопросом, какой всё-таки бизнес она пытается продвинуть именно в Барселоне. Чтобы как-то ей помочь в этом в Каталонию поехал ещё один наш (с коллегой) хороший друг. Мой коллега задавал и продолжает задавать вопросы о том, почему эта более взрослая россиянка так же желает остаться любой ценой в Каталонии, ведь в Испании же – огромная безработица, особенно среди молодёжи, чего же там остаётся делать нашим соотечественницам, ведь законы государств Европейского Союза неумолимы по отношению к судьбам иммигрантов.
Канал Сен-Дени в Сен-Дени Вид на разводной Мост и шлюз. По сути, базилика Сен-Дени
Глубоко понимая, что судьба у наших сограждан в наиболее развитых государствах Европы действительно не блестяща, я привёл пример старшей родной сестры другой моей знакомой, окончившей МГИМО в середине 2000-х годов и оставшейся там преподавать. Так вот её старшая сестра, проживая в коммуне Сен-Дени, в 9 км к северу от центра Парижа, этаком парижском Алтуфьеве, уже трижды возвращалась в Москву для замены заграничного российского паспорта, но всякий раз уезжала обратно во Францию, не создав пока своей семьи, но и не оставляя надежд получить французское гражданство.
5. Но всё же хотелось бы возвратиться к выпускникам одного из курсов одного из старейших и престижнейших факультетов МГУ им. М.В. Ломоносова из «потерянного поколения». Какие же всё-таки некоторые феноменологические выводы, носящие скорее статистический характер, можно сделать?
Современные российские женщины всё-таки имеют возможность хорошо сохраниться, несмотря на все российские невзгоды последних 27 лет. Да, можно констатировать, что некоторым из них, быть может тем, у кого существуют такие возможности, удаётся в 50 с небольшим лет выглядеть на 30 – 35 лет, хотя и не всем.
Прочность брака даже у выпускников одного из старейших и престижнейших факультетов МГУ им. М.В. Ломоносова – не блестяща. Совместное воспитание детей у них же также не слишком сильно отличается от среднестатистических показателей россиян.
Некоторые из столь элитных по своим личным данным, способностям и образованию российских женщин так ни разу официально и не побывали в браке. Также и рождение ими детей не всегда происходило в официально зарегистрированных браках. Но они стоически и с достоинством переносили все невзгоды, выпавшие на представителей «потерянного поколения».
Кому-то повезло больше, так один из выпускников имеет одного ребёнка от первого брака и четверых – во втором. Его смыслом жизни стали «детские проекты», как он говорит сам.
Не так много в процентном отношении среди них оказалось и кандидатов наук по сравнению с их предшественниками на 10 лет старше. И уж совсем мало оказывается среди них докторов наук. Хотя чему тут можно удивляться? Даже выпускники одного из курсов одного из старейших и престижнейших факультетов МГУ им. М.В. Ломоносова относятся к «потерянному поколению».
Владимир Воеводский на мини-семинаре по Гомотопической интерпретации теории конструктивного типа, Обервольфах
Вместе с тем, среди тех, кто когда-то поступил на этот курс одного из старейших и престижнейших факультетов МГУ им. М.В. Ломоносова, оказался один обладатель престижнейшей Филдсовской премии – международной премии и медали, которые вручаются один раз в 4 года на каждом международном математическом конгрессе двум, трём или четырём молодым математикам не старше 40 лет (или достигшим 40-летия в год вручения премии). Сам её обладатель, достиг наиболее выдающихся прижизненных результатов из всех, кто оказался вместе с ним на этом курсе одного из старейших и престижнейших факультетов МГУ им. М.В. Ломоносова, но, к сожалению, менее года назад скончался в возрасте 51 года, проживая с 1990 года в США.
Лауреат Филдсовской премии прожил нелёгкую жизнь, получив из-за сильной аллергии «белый билет» – освобождение от срочной воинской службы, отсрочку от которой не предоставляли прервавшим обучение в ВУЗе, взял академический отпуск, после возвращения из которого был отчислен, но впоследствии восстановился. Оказавшись на одном из более поздних курсов в 1989 году, по результатам I семестра четвёртого курса, несмотря на наличие опубликованных работ в ведущих журналах, окончательно был отчислен из университета за академическую неуспеваемость.
В 1989 – 1990 годы опубликовал несколько работ вместе с Михаилом Капрановым, вскоре иммигрировавшим в США. В 1990 году М. Капранов заполнил за него заявку на поступление в аспирантуру Гарвардского университета, и, несмотря на формальное отсутствие высшего образования, будущий лауреат Филдсовской премии был принят. Квалификационный экзамен, на сдачу которого отводятся первые три года обучения в аспирантуре, сдал уже через месяц после поступления, благодаря чему был освобождён от 4 месяца, жил прямо в офисе, отказываясь снять жильё, при этом американское руководство факультета во всех случаях содействовало сохранению перспективного учёного в Гарварде. Не останавливаясь на его научных успехах, скажем, что Лауреат Филдсовской премии умер у себя дома в Принстоне, обнаружен по обращению бывшей жены (с которой они расстались в 2008 году), которая некоторое время не могла с ним связаться и знала о тяжёлом заболевании; по её сообщениям, причиной смерти могла быть аневризма. Был похоронен 27 декабря 2017 года на Химкинском кладбище в Москве после того, как скончался 30 сентября 2017 года.
Также следует отметить, что из когда-то 450 поступивших вначале на этот курс одного из старейших и престижнейших факультетов МГУ им. М.В. Ломоносова уже примерно полтора десятка человек покинули этот мир, большинство из которых не достигли возраста 50 лет, а некоторые – даже 40 лет. Не была сладка жизнь представителей «потерянного поколения», даже тех из них, кому посчастливилось попасть в весьма удачную его когорту из числа выпускников одного из курсов одного из старейших и престижнейших факультетов МГУ им. М.В. Ломоносова. Да, они не попали в лихие разборки 1990-х годов, более того, некоторые из них получили возможность поискать себя уже в условиях наиболее развитых государствах «коллективного Запада», но и там смерть иногда настигала их даже в 40 лет.
Глубинное государство в России - миф или реальность
6. Совокупность изложенных фактов ещё раз и раз заставляет задуматься над такими вопросами как, что такое «глубинное государство», реально ли оно в России в настоящее время.
Где было это отечественное «глубинное государство» в 1962 – 1991 годах?
Почему оно допустило то, что отличное советское молодое поколение людей, родившихся после 1962-е года, всё более и более становилось индифферентно к судьбе своего в доску советского государства?
Почему самые талантливые молодые люди буквально «выжигались», всячески «выталкивались» на обочину жизни, а то и – в эмиграцию не до конца понятной неформальной организацией, привычно называемой термином «система»?
Почему наиболее одарённые от природы люди, родившиеся в нашем Отечестве, становятся до такой степени невостребованными в нашем родном государстве?
Чей это был проект (или кто его субъект), результатом которого стало появление, в частности, «потерянного поколения»?
Что качественно могло измениться в отечественном «глубинном государстве» к настоящему времени?
До каких пор наиболее развитая в интеллектуальном и нравственном плане часть российского общества будет игнорироваться «глубинным государством» в части её вовлечения в участие в развитии общественных интересов?
По каким принципам формируется «глубинным государством» современная российская элита?
Каковы духовные основания «глубинного государства»?
Этот список возникающих вопросов не является полным, исключительным и исчерпывающим.