Автор: Аганин А.
Миростроительство Категория: Аганин Андрей
Просмотров: 2813

26.06.2018 Россия распадётся в течение десяти лет?

 

Россия должна в самое ближайшее время определиться с российским проектом общественного развития, а по-другому, российской концептуальной властью. 

Это новый корпоративный логотип Stratfor, выпущенный в апреле 2017 года, вместе с сопутствующим слоганом Ваш мир. В контексте.

1. 15 июня 2018 года было сообщено, что в интервью некоему польскому журналисту основатель и директор американской частной разведывательно-аналитической компании «Стратфор» (Strategic Forecasting Inc., хотя в основном употребляется сокращение Stratfor) Джордж Фридман заявил, что в течение 10 лет Россия распадётся.

Дж. Фридман рассказал журналисту издания Polska Times о своём видении нынешней политической ситуации в мире и дал её прогноз на ближайшие годы. Существенная часть этой беседы была посвящена России.

Директор «Стратфор» видит ситуацию в нашей стране в мрачных тонах, а будущего не видит совсем никакого.

Отвечая на вопрос польского журналиста о будущем России, аналитик подтвердил свой прогноз, который он дал в своей книге «Следующие 100 лет», выпущенной в 2009 году. Согласно нему «в 2020-е годы Россия распадётся». Он сказал, что «Россия продолжает терять силы. Распад Советского Союза был для неё не концом, а началом нового этапа, но сейчас она повторяет все ошибки позднего СССР, оставаясь большой неэффективной страной, которая зависит от цен на нефть».

Цена на нефть играет для России, по словам Дж. Фридмана, решающую роль. «Прежние цены, когда нефть стоила 30 долларов/баррель, были для России трагедией, а нынешнее положение можно назвать просто сложным. Россияне получили возможность частично компенсировать те убытки, которые они понесли в последние три года»,  в частности сказал он. И ситуация здесь, по его представлению, станет ещё хуже для нашей страны, ведь скоро американские нефтяные корпорации «зальют» мир сланцевой нефтью, и цена на неё опять упадёт.

Американский эксперт оценил состояние нашей экономики как очень слабое. «В последние три года она страдала из-за низких цен на нефть, государство не было в состоянии себя обеспечить. Современная Россия стала страной Третьего мира, она живёт за счёт экспорта природных ресурсов, цены на которые она не контролирует. Это значит, что она не контролирует свое будущее»,  сказал он.

Высокопоставленный аналитик особо отметил поведение Российской Федерации на мировой арене, где в последнее время она «постоянно оказывает давление на другие страны». По его словам, всё началось с Украины в 2014 году, а теперь продолжается в Сирии. Всё это ему напоминает ввод войск в Чехословакию в 1968 году. Однако, как он сказал, тогда СССР мог предложить больше финансов, а нынешнему российскому режиму нечего предложить.

Коснулся Дж. Фридман и состояния государственного аппарата Российской Федерации. Тут тоже всё беспросветно. Так, «сегодняшняя ФСБ уступает по потенциалу КГБ». Вдобавок, «российские ведомства неработоспособны, они не могут поддерживать дисциплину, в связи с этим Москве сложно оказывать кому-то помощь».

«История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй – в виде фарса. Россия сейчас находится на втором этапе» – Россия находится в состоянии распада, подвёл итог директор «Стратфор».

2. Конечно же, ничего особо нового высокий американский эксперт не сказал журналисту англоязычного польского издания Polska Times. Да и стоит ли на все эти слова обращать так много внимания. Подумаешь, какой-то там автор Джонатан Лэйнг (Jonathan R. Laing) из журнала Barron’s Magazine (являющегося приложением к американской еженедельной газете Barron's, издаваемой Dow Jones & Company и находящейся в собственности News Corp.) назвал свою статью от 15 октября 2001 года о компании Strategic Forecasting Inc. «Теневое ЦРУ» ("The Shadow CIA"), предварив её словами «Частная разведывательная служба предсказывает новые теракты и победу США» ("A private intelligence service predicts more terror attacks -- and victory for the U.S.").

Компания занимается сбором и анализом информации о событиях в мире. Информация поступает к ним как из СМИ и прочих открытых источников, так и из собственных источников компании. На основании собранных сведений аналитиками компании составляются экономические и геополитические прогнозы.

Часть секретных документов компании обнародовал WikiLeaks, начало чему было положено не позднее февраля 2012 года. На каждую частную разведывательно-аналитическую компанию всегда найдётся какая-то организация, которая способна развенчать успешность первой. Другое дело, что такая организация (как, например, WikiLeaks) не имеет хотя бы агентурного, но реального отношения к современной России. А это уже заставляет задуматься над вопросом: «А так ли сегодня уж состоятельна ли Россия?».

Список клиентов компании конфиденциален, однако известно, что среди них есть крупные корпорации и правительственные учреждения, как американские, так и иностранные. Самое интересное, что даже граждане Российской Федерации имеют право за некоторую сумму приобрести материалы у Strategic Forecasting Inc., другое дело, какая информация попадает именно к ним, но об этом – отдельный разговор.

В настоящее время продукция компании распространяется, в основном, по индивидуальным подпискам, наиболее полной и всеобъемлющей является серия Premium. Другие сервисы, такие как Global Vantage, предназначены для коммерческих и правительственных структур и включают в себя дополнительные опции, такие как возможность послать специалистам компании запрос и получить ответ в течение 24 часов, а также поучаствовать в ежемесячной телеконференции с директором компании Дж. Фридманом. Многие работы Strategic Forecasting Inc. находятся в свободном доступе на сайте компании.

Подобные частные разведывательно-аналитические компании существуют даже в современной России, например, Аналитический центр «НАМАКОН», который был создан не позднее 1992 года, как минимум на 4 года раньше Strategic Forecasting Inc. Разница между ними лишь в открытости и прозрачности. Как в русскоязычной, так и в англоязычной версиях Викепедия (Wikipedia) существует статья об американской частной разведывательно-аналитической компании Strategic Forecasting Inc., но ни в русскоязычной, ни в англоязычной версиях Викепедия (Wikipedia) нет статей об Аналитическом центре «НАМАКОН» (Analytical center "NAMAKON"). Никто в Аналитическом центре «НАМАКОН» не афиширует то, предназначены ли для коммерческих и правительственных структур его материалы.

Организационная структура Шанхайской организации сотрудничества

3. Другое дело, что можно присмотреться получше к такой достаточно очевидной проблеме российской действительности, как полное отсутствие собственно российского проекта общественного развития, или российской концептуальной власти как таковой. Что получается в целом, если отойти от какого-либо критиканства российской действительности, а приглядеться к некоторым фактам, которые скоро будет трудно совсем уж игнорировать.

Как будто бы исподволь постепенно выстраивается как бы сам собой некий международный орган коллективной безопасности (имеются в виду структуры Шанхайской организации сотрудничества) – пока только гипотетическая модель будущей международной системы безопасности.

Но здесь опять же идёт вопрос о лидерстве – и не просто в Шанхайской организации сотрудничества, а о будущем лидере мира, о будущей концептуальной власти. И здесь понятно, что КНР уже претендует на эти роли. Китайская мечта овладения мира без выстрелов реализуется, в том числе, и через структуры Шанхайской организации сотрудничества.

Но здесь опять встаёт вопрос о России. В экономическом плане, да и в морально-политическом плане, Россия сегодня пока не является привлекательной ни для Казахстана, ни для Узбекистана, ни даже для Киргизии. Как тут быть дальше? Не хочется опять-таки ударяться в критиканство российской действительности, в том числе, и состава правительства, но тяжело мириться с отсутствием какой-то собственных российского проекта общественного развитияроссийской концептуальной власти или, на худой конец, российской стратегии развития социума (и даже взгляда в будущее, какой будет наша страна и наше общество через 10 – 20 лет), без наличия которых мы по-прежнему остаёмся непривлекательными для всех внешних субъектов.

Конечно же, у Казахстана есть опасение, что его может поглотить КНР, прежде всего, через свои глобальные и региональные экономические и транспортные проекты. Но таких же собственных альтернативных глобальных и региональных экономических и транспортных проектов у России пока нет, и нет их уже никак не менее тридцати лет. Такие же опасения есть и у Киргизии, и у Таджикистана, и несколько в меньшей степени у Узбекистана. И поэтому, с одной стороны, они хотели бы строить Евразийский экономический союз во главе с Россией – но не с такой Россией, какой она является сегодня, а другой России у нас опять-таки пока нет. Потому что Россия может являть сегодня в основном пример системной коррупции и огромного вопиющего социального неравенства в обществе. И здесь Россия тоже находится в уязвимом положении, положении зияющей безконцептуальности.

Мы порой радуемся тому, что у В. Путина хорошо проходят встречи с Си Цзиньпином, то, что они обнимаются, катаются на скоростных поездах – это всего лишь говорит о том, что сегодня Россия поддерживает китайские устремления и является одновременно геополитическим, геостратегическим резервом КНР в их противостоянии с американцами. Но их противостояние может длиться очень долго, может закончиться стратегической победой КНР без выстрела. Но у России уже достаточно давно положение другое – полная концептуальная несостоятельность.

Много делается полезного в рамках Шанхайской организации сотрудничества в формате двустороннего сотрудничества, но Россия – всего лишь младший брат КНР, которого сегодня по головке гладят, но завтра старший брат может взять и за горлышко. Потому что экономика в России носит очаговый характер, а КНР развивается мощно, динамично, системно, по нашим меркам – очень быстро: ежегодный прирост ВВП КНР превосходит годовой ВВП России, численность населения одной лишь провинции Гуандун в КНР приближается к численности населения всей Российской Федерации. На фоне этой динамики Россия отстаёт от КНР с каждым днём всё больше и больше.

Кроме того, существует и такая теневая сторона российско-китайских отношений – это освоение КНР наших богатств Сибири и Дальнего Востока, реализуемое в рамках «территорий опережающего развития», выдумал же кто-то такой пропагандистский оглупляющий россиян термин. Миллионы гектаров земель отдаются сегодня на 49 лет в аренду китайцам, и этот процесс быстро разворачивается. Китайцы не берут пустыри – они берут тайгу и самые плодородные земли, они завозят туда свою технику, леса вырубают, кругляк вывозят практически бесконтрольно, непрерывным потоком идут железнодорожные эшелоны в КНР. Китайцы и почву вывозят в КНР, но главное – они переселяют туда своих граждан, свои фирмы, компании, которые осваивают эти территории, как умеют, разумеется, без соблюдения российских экологических и природоохранных норм. Мы же не можем их выдавить просто так, потому что КНР своей мощью задавит или вообще откажется возвращать нам эти земли и тайгу, мы же сами пошли им на такие уступки. А что будет через 49 лет – сказать, мягко говоря, сложно.

Демографическая кривая КНР

4. Приход к власти в США представителя индустриализма и сторонника «справедливой» мировой торговли материальными ресурсами показывает, что у противников элиты «глобального проекта» в США нет никакой новой модели выхода из кризиса, чёткой собственной концептуальной власти. Они хотят вернуться в прежние времена, не очень понимая масштаб негативных последствий такого перехода даже для своих интересов.

В отличие от США, государственный аппарат которых сохранял систему стратегического прогнозирования (в том числе за счёт национального контроля над ФРС и военной машины), государства Европейского Союза такую систему уже давно полностью утратили и их управленческие и политические элиты находятся в парадигме глобального проекта. Они боятся выступать против глобальной элиты этого проекта, но и в том, что их образ мысли, представления о ценностях и о будущем полностью описывается в рамках базовой парадигмы глобального проекта, то есть, они не видят мир иначе как под контролем мировой финансовой элиты.

Поскольку победа Д. Трампа и стоящих за ним сил означает разрушение всей экономической базы глобального проекта и, как следствие, уход всех региональных элит, связанных с этим проектом, с политической сцены в различных государствах мира. Лично Меркель, может быть и наплевать (хотя мы не знаем, нет ли у нее каких-нибудь скелетов в шкафу, из-за которых ее и посадить могут), но уж Макрону, Мэй и Трюдо точно не наплевать! Для лидеров государств Европейского Союза, Канады и Японии борьба с Д. Трампом и стоящими за ним силами становится борьбой за собственное благополучие. Для самого Д. Трампа и стоящих за ним элит ситуация симметричная.

Базовые институты глобального проекта утрачивают даже свою тактическую эффективность (стратегически она ими уже была утрачена, в связи с объективной невозможностью стимулировать экономический рост). Это в ближайшем будущем создаст ситуацию «полипроектности» (капиталистический проект в США, глобальный проект, красный проект в КНР, исламский проект в арабо-мусульманском мире), что, с одной стороны, резко увеличит неопределённость в мире, с другой – создаст возможности для новых идей, пусть в начале и на региональном уровне. Быстрое разрушение институтов управления мировой экономической системой (бреттон-вудских институтов) приведёт к острой необходимости повышения самодостаточности региональных экономик.

5. Таким образом, с одной стороны, мы видим, что какие-то «пряники» российским верхам пытается сейчас протянуть президент США Д. Трамп. С другой стороны, Россия и её народ являются множественными слугами, по крайней мере, младшими партнёрами уже и КНР, и США (имеются ввиду те внутриамериканские силы, которые ориентированы на Д. Трампа), и глобальных ТНК и ТНБ (имеются ввиду те внутриамериканские силы, которые ориентированы против Д. Трампа, а также элиты крупнейших государств Европейского Союза и евробюрократия).

Такую реальную внешнеэкономическую политику вполне уместно назвать многовекторной, подразумевая хорошо известный нам пример многовекторной политики в новейшей истории, – то есть, постсоветскую домайданную Украину. Такую политику некоторые авторы даже называли «многоВикторной», подразумевая двух её президентов по имени Виктор – Ющенко и Януковича, оба из которых плохо кончили. К чему вся эта «многоВикторная» как бы политика привела – мы тоже все хорошо знаем – к двум майданам, «мягкому», о котором уже забыли, и «твёрдому», с последствиями которого никак не можем справиться до сих пор. Может быть, действительно мудрая политика для нынешней России сейчас и заключается в такого рода балансировании на грани возможного? Или всё-таки следует забыть о ставшей для кого-то уже привычной роли «множественных младших партнёров» как на Востоке, так и на Западе, а также и в глобальном смысле для ТНК и ТНБ – и включить внутренние резервы нашего народа, наших ресурсов, нашей политической воли, нашего народного, в конце концов, гнева по поводу того униженного положения, в котором последние 30 лет пребывает наша Родина?

К глубочайшему сожалению патриотов России необходимо вслух признать, что до настоящего времени народ России не имеет собственного российского геополитического проекта, российской концептуальной власти. Осуществляемые примерно уже 65 лет властные метания, сначала – менее явные, потом – всё более и более очевидные приводят наш народ к утрате собственной идентичности, а как следствие – к распаду социума и государственности: то попёрли зачем-то на Запад «встраиваться в западное цивилизованное сообщество», то развернулись и побежали на Восток. Но ни там, и ни там у нашего народа достойных места и роли как нет, так точно и не будет, пока мы сами не начнём реализовывать собственный российский геополитический проект. Сейчас вроде открылась великая дружба у нас с КНР, которая несёт по всему миру не только товары своей экономики, но и – свой социализм, как подтвердил, в частности, последний октябрьский 2017 года съезд КПК. И капиталистический мир для КНР, по крайней мере, является соперником. А у России отсутствует какая-либо своя аутентичная идеологии, если не считать таковой неолиберальную, которая прёт даже из бытовых приборов и устройств. Мы вообще где-то в идеологических потёмках бредём без компаса и других навигационных средств. Стране, которая никак не может определиться с образами своего будущего, тем более с таким диким капитализмом, против которого борется китайское руководство, не стоит надеяться, что КНР всё время будет гладить нас по головке, как своего младшего брата.

6. Можно предположить, что Д. Трамп и стоящие за ним силы всё же победят в этой борьбе и во главе национал-экономистов двинут на второй срок. Борьба финансового, виртуального капитала против производительного капитала внутри США будет только усиливаться. И тут мы опять не определились. Как производственный капитал мы совершенно американцам не интересны, здесь нет предмета для взаимодействия, сотрудничества, торговли, совместных проектов – космических или ещё каких-то. Наша доля в мировой инновационной продукции – 0,25 %. Но мы не можем и встать на сторону финансового капитала, что сейчас пытается продавить наш олигархат через своё влияние на В. Путина. Манифестированного собственного российского проекта общественного развития у нас пока просто нет. Но ведь он вырисовывается: нам нужно формировать четвёртое геополитическое пространство. Есть пространства Северной Америки, Европы (возможно, здесь окажутся и Соединённое Королевство с Канадой) и КНР. И даже в рамках Шанхайской организации сотрудничества нам необходимо теснейшим образом работать не только с КНР, но и обязательно – с Индией. Индии пока ещё нужны наши советские технологии, советские разработки, советские вооружения, совместные экономические проекты. Сюда же надо добавить ещё и Иран. Россия – Индия – Иран, Москва – Нью-Дели – Тегеран: вот наша связка, которая нас сделает более защищёнными и более самостоятельными и в мире в целом, и в Шанхайской организации сотрудничества. Иран, скорее всего, станет полноправным членом этой организации. Нужен свой проект и на Ближнем Востоке. Но главное – разворачивание российского проекта общественного развития на постсоветском пространстве. Иначе у нас с Казахстаном вполне может случиться так же, как уже произошло и с Украиной. Так что главная проблема в том, что мы не имеем собственного российского проекта общественного развития. Мы являемся множественными подручными в чужих проектах, в которых у нас отсутствует достойная роль. Как в любом строительстве: если у тебя нет собственного подряда – что предложить? Ты можешь возить тачку то одному, то другому.

Россия должна в самое ближайшее время определиться с российским проектом общественного развития, а по-другому, российской концептуальной властью.

  

http://zavtra.ru/blogs/rossiya_raspadyotsya_v_techenie_desyati_let