Автор: Аганин А.
Миростроительство Категория: Аганин Андрей
Просмотров: 3781

04.09.2018 К чему приводят революции кшатриев

  

При невыполнении критических условий на оптимальность управления сложными общественными системами приходит в негодность и варновая структура, устоявшаяся в том или ином обществе, становится возможным, а иногда даже и возникает, новый формат взаимоотношений между отдельными категориями (условно «кастами») разных варн, когда сдвигаются относительно условные «прозрачные» границы между варнами. Возникает желание тех или иных «каст» изменить свою социальную роль, перебраться в более «высокую» варну. Иногда, этому способствуют и заговоры отдельных влиятельных «каст» в той иной варне. 

 

Доктор, скажите, какого она цвета

    1. Как я уже говорил в своей статье от 14 августа 2018 года «О революции кшатриев и иных варновых революциях», трудно отрицать, что устройство тех или иных обществ в различных регионах и макрорегионах мира в различные периоды истории человеческого общества имеют много неявного общего, что в некотором смысле относительно сближает в той или иной степени их с вполне определённым дхармическим устройством общества на Индийском субконтиненте. Важно лишь отличать системы социального устройства обществ, в которых варны носят исключительно наследственный характер, от систем социального устройства обществ,  в которых варны носят характер лишь потенциальной варновой принадлежности того или иного человека по своей сущности. Считается, что свой расцвет Индия переживала тогда, когда варновость (часто у нас путают со словом «кастовость») не была наследственной, то есть, когда «социальные лифты» позволяли человеку принадлежать к той варне, которой соответствуют его потенциалы. Потому что в действительности, разумеется, в любой семье может родиться как шудра, так и брахман, так, во всяком случае, принято считать в нашем обществе и лично я считаю также. Вообще, вовсе не стоит зацикливаться на Индии, так как в любом обществе существовали аналоги варн – сословия: фактически, те же духовенство, дворяне, крестьяне и «чернь», главное – чтобы границы между сословиями были проницаемы для развития потенциала каждого человека по его заслугам перед обществом, членом которого он является.

    Так вот, считается, что то или иное общество процветает тогда, когда все находятся на своих местах – кшатрии управляют и защищают существующий социальный общественный уклад, вайшьи работают, шудры помогают двум первым варнам, а брахманы следят за тем, чтобы всё шло, как надо, чтобы в обществе для всех варн и социальных групп наличествовали так называемые «здравые смыслы» в хорошем значении этих слов. И, напротив, «железный век» в плохом значении этих слов наступает тогда, когда люди оказываются не на своих местах, а своё место им занять не позволяет установленный общественный уклад из-за временного отсутствия социальных лифтов или принципиального их запрета вообще. И чем сильнее и острее в обществе подобные перекосы, тем сильнее в нём отрицательное напряжение для дальнейшего существования этого общества, тем тяжелее и невыносимее жизнь и вероятнее социальные взрывы и «оранжевые революции». Так, в недавние годы в украинском обществе подобное напряжение как раз при определённой режиссуре извне выплеснулось в такой вот социальный взрыв, который у нас стало принято называть идиоматическим неологизмом «майдан», кстати, по-украински и на языке хинди означающем «площадь».

    Итак, варновая структура обществ характерна для всех обществ в разные периоды истории человечества, весь принципиальный вопрос лишь в том проницаемы ли для социальных лифтов границы между варнами.

Кшатрия

    2. Хотелось бы поподробнее обсудить проблемы и последствия, возникающие в связи с социальными изменениями, приводящими к варновым революциям и особенно – к революциям кшатриев.

    Вопросы социального управления и проблемы профессиональной этики связаны с изучением нравственных проблем профессиональной деятельности, межличностных отношений, общественных ценностей, пределов допустимости различных видов принуждения, нравственного формирования личности, проблем теории безопасности.

    На основе социально-философского анализа общественных отношений обосновывается зависимость нравственного содержания духовного мира и отношений личности от социально-профессиональных условий его жизнедеятельности; исследуются конфликтные состояния личности и общества, возникающие в результате взаимодействия нравственных, политических и правовых ценностей.

    На основе всего изложенного можно сделать вывод о конфликтогенности морали в сфере профессиональной деятельности (здесь и далее по этому тексту – и варновой в широком смысле деятельности вообще). Конфликтогенность морали вытекает из двойственного характера социально обусловленной потребности общества в данной форме регуляции.

    С одной стороны, мораль в сфере профессиональной деятельности несёт на себе отпечаток потребностей и интересов определённых областей социальной действительности, с другой – является выразителем интересов общества в целом, предъявляя к профессиональной деятельности определённые требования и устанавливая границы допустимого поведения.

    Профессиональная сфера не только испытывает влияние общественной морали, но и сама влияет на неё, прежде всего на те нравственные регуляторы, которые воздействуют на входящие в эту сферу общественные отношения, что приводит к своеобразной трансформации этих регуляторов, их мимикрии и, в свою очередь, порождает комплекс противоречий.

    Наличие данной конфликтогенности влечёт за собой компромиссный, «буферный», гомеостатический характер профессиональной морали, что требует постоянной взаимокорректировки стихийно возникающих и сознательно внедряемых моральных норм и ценностей.

    Говоря о пределах принуждения в обществе, вводится понятие нравственной допустимости, разводящее его с нравственной оправданностью.

    Нравственная допустимость есть оценочная категория, которая обозначает объективно обусловленный компромиссный вариант морального выбора в ситуации конфликтного столкновения норм-идеалов, предполагающий возможность отступления от морального идеала и в случае многократного повторения приобретающий характер нормы-меры. Допустимое поведение занимает пограничное положение между идеальным и желательным (нравственно положительным) поведением, с одной стороны, и безнравственным (нравственно отрицательным) поведением – с другой. Нравственная допустимость – это симбиоз экономических, политических, правовых, нравственных и иных интересов, обусловливающий выбор данного поступка или поведения и придающий им нравственно положительное содержание, несмотря на отступление от нормы-идеала.

    Рассматривая такую базовую ценность как общественные отношения, выявляются объективные характеристики нравственной оценки, экстраполирующие их на сферу политики и права. В последние годы в круг научной интересов вошли философско-методологические проблемы теории безопасности, в том числе безопасности духовной сферы. Особое внимание обращается на парадигмальные характеристики безопасности, критерии безопасности и их пороговые значения, за пределами которых происходит разрушение социальной системы, возникновение экстремальных социальных ситуаций (социальных потрясений, психических заболеваний, разрушение духовного единства нации и так далее). Анализируя состояние безопасности духовной сферы современного российского общества, выявляются зависимости между изменениями в экономической и социально-политической сферах и изменениями в системе ценностей, менталитете, архетипических представлениях с позиций их влияния на общественную, государственную и национальную аспекты безопасности.

Поверхность катастрофы Ласточкин хвост

    3. Вместе с тем, общественные (или социальные) скрепы имеют свои допустимые прочность и пластичность. Так, уж получилось, что на отечественной почве возникли прекрасные теории (тектология (А.А. Богданов (Малиновский)), кибернетика (И.А. Вышнеградский, А.И. Берг, А.Н. Тихонов, С.Л. Соболев, А.А. Ляпунов, А.И. Полетаев, А.И. Китов, В.М. Глушков), теория систем, динамические системы, эволюционная кибернетика, адаптивная система, теория катастроф (В.И. Арнольд)), имеющие непреходящее значение для развития передовых обществ современности и более гармоничного управления ими, которые, тем не менее, были отвергнуты заправилами отечественного государственного управления того времени, но получили заслуженно положительные оценки нашими геополитическими и стратегическими противниками, а также были ими прекрасно позаимствованы и адаптированы против нашего государства и общества. При невыполнении критических условий на оптимальность управления сложными общественными системами приходит в негодность и варновая структура, устоявшаяся в том или ином обществе, становится возможным, а иногда даже и возникает, новый формат взаимоотношений между отдельными категориями (условно «кастами») разных варн, когда сдвигаются относительно условные «прозрачные» границы между варнами. Возникает желание тех или иных «каст» изменить свою социальную роль, перебраться в более «высокую» варну. Иногда, этому способствуют и заговоры отдельных влиятельных «каст» в той иной варне. Так и получается, что с помощью незримо присутствующего внешнего «не брата» общество и, прежде всего, его социальная структура и общественное устройство приходят к коллапсу. Иногда бывает, что варна брахманов теряет свою власть в управлении обществом. О последствиях таких общественных катастроф мы поговорим в другой раз.

 

http://zavtra.ru/blogs/k_chemu_privodyat_revolyutcii_kshatriev