Автор: Аганин А.
Миростроительство Категория: Аганин Андрей
Просмотров: 3404

 11.12.2018 Что такое гностицизм ?

 Часть 2

 

Реальная цель всех этих оккультных, эзотерических и неоязыческих течений – повернуть колесо вспять, оправдать идеи последовательного мальтузианства и неомальтузианства. 

 

1. основные черты гностических эзотерических учений

Гностики полагали, что у них есть сакральное знание о Боге, человечестве и остальной части Вселенной, которым остальные не владеют; вера, что спасение достигается через интуитивно постигаемое Знание.

Также к особенностям гностицизма относят:

идея Плеромы, известная, в основном, из текстов последователей Валентина;

концепция Демиурга. Демиург является создателем материальной Вселенной, которой управляют его слуги  Архонты;

докетизм  учение об иллюзорности материи. Гностики пошли ещё дальше античного скептицизма и их «учение о чистой кажимости материи не скептическое, но абсолютно догматическое в своём отрицании существования материи». А.Ф. Лосев называл докетизм гностиков «гибелью античной мысли».

Общим для гностических систем является дуализм (противопоставление духа и материи). В основе гностического мифа лежало представление, что мир пребывает во зле и это зло никоим образом не могло быть сотворено Богом. Отсюда следовало, что мир был сотворён либо злой, либо ограниченной в своём могуществе силой, которую гностики именуют Демиургом (гностический Демиург не имеет ничего общего с Демиургом (богом-ремесленником) Платона), а Высший Бог обитает в занебесной области, однако из сострадания к человечеству он направляет к людям своего посланца (или посланцев), чтобы научить их, как освободиться из-под власти Демиурга. Также в основе систем верования лежит примирение и воссоединение божества и мира, абсолютного и относительного бытия, бесконечного и конечного. Гностическое мировоззрение отличается от всей дохристианской философии присутствием в нём идеи определённого и единого целесообразного мирового процесса. Жизнь материального мира основана только на хаотическом смешении разнородных элементов (греч. σύγχυσις ἀρχική), и смысл мирового процесса состоит лишь в разделении (греч. διάκρισις) этих элементов, в возвращении каждого в свою сферу.

Мир не спасается  спасается (то есть возвращается в область божественного, абсолютного бытия) только духовный элемент, присущий лишь некоторым людям (пневматикам), изначально и по природе принадлежащим к высшей сфере.

Существовало также либертинистское направление в гностицизме, которое А.Ф. Лосев считал (наравне с докетизмом) «чудовищным символом всей античной философско-эстетической гибели». Целью гностиков было достижение знания, но поскольку знание о вещах само вовсе ещё не есть вещь, то, следовательно, тот, кто обладает знанием, тем самым свободен от подчинения вещам, а значит, и от подчинения каким бы то ни было запретам  в том числе социальным и нравственным. Некоторые христианские источники утверждали о разврате у некоторых гностиков, в то же время Иоанн Златоуст писал про гностиков: «Хотя старание о девстве и у нас и у еретиков одинаково, а может быть у них и гораздо большее, но плод этих трудов не одинаков: для них (готовятся) узы, слезы, скорби и вечные мучения, а для нас  участь ангельская, блистательные светильники и главнейшее из всех благ  общение с Женихом… ни Маркион, ни Валентин, ни Манес не удержались в (пределах) такой умеренности; ибо в них говорил не Христос, щадящий овец Своих и полагавший за них душу Свою, но человекоубийца, отец лжи (Иоан. 10:11; 8:44). Посему, они погубили и всех поверивших им, здесь обременив их бесполезными и невыносимыми трудами, а там увлекши вместе с собою в уготованный для них огонь».

2. «Избранный» совершенный гностик, живущий в «иллюзорном мире» тайного знания

В мире, по мнению гностиков, рассеяны частицы потустороннего света, которые должны быть собраны и возвращены к своим истокам. Искупителями являются просвещённые силы, знающие тайный смысл бытия, прежде всего Христос, но их призыву следуют лишь «духовные» люди («пневматики»), тогда как не принявшие гностического посвящения «душевные» люди («психики») вместо подлинного «познания» достигают лишь «веры», а «плотские» люди («соматики») вообще не выходят за пределы чувственной сферы.

В основе гностицизма  учение об иллюзорности материи. Гностики пошли ещё дальше античного скептицизма и их «учение о чистой кажимости материи не скептическое, но абсолютно догматическое в своём отрицании существования материи». Для гностицизма характерно представление о ступенях, или сферах, мира и их демонических властителях, препятствующих искуплению.

Так возникает совершенный «гностик», как отрешившийся от мира, владеющий собою дух, живущий в Боге и готовящийся к вечности. Остальные же люди — «гилики». Но есть выдающиеся учителя (школы Валентина), отличающие «гиликов» от «психиков», называя последними людей, которые живут законом и верой, для которых вера общины достаточна и необходима. Центр тяжести гностических систем находился не в меняющихся, нам недостоверно известных деталях, но в их цели и в основных предположениях. Высшие спекуляции сообщались лишь под конец и, очевидно, не всем; о различных ступенях преподавания можно заключить из письма Птолемея к Флоре.

3. Магия в гностицизме

Известна магическая герметическая молитва-заклинание для вызова существ из мира духов (в ней описываются ряд принципов и существ, заимствованных гностиками) с припиской: «Когда придёт Бог, смотри вниз и записывай сказанное и то именование его, которое он тебе даст. А он не уйдет из твоей палатки, пока подробно не скажет тебе и то, что тебя касается».

4. История

4.1. Эллинские истоки

Философия гностицизма связана с античными философскими школами (герметизма, орфизма, пифагореизма, платонизма, неоплатонизма). Безусловно, важна и роль взаимопроникновения философий и религий запада и востока в результате завоеваний Александра Македонского (задолго до зарождения христианства).

В основе идей дохристианских гностиков лежит «комплекс специфических интерпретаций реальности, претендующих на тайный характер и подтверждающихся особыми психодуховными практиками». Адепт воспринимал себя уже находящимся на более высокой стадии личности, посвящённой в тайны какого-либо общества или учения, открытого только избранным.

Предтечей данного эзотеризма является и орфизм  мистическое учение в Древней Греции и Фракии, связанное с именем мифического поэта и певца Орфея. Более изучены элевсинские мистерии, в которых вероучение, обряды, культовые действия держались в тайне от непосвящённых, а инициация объединяла человека с богом, вплоть до бессмертия и обладания божественной властью в потустороннем мире. По некоторым источникам, Платон был посвящён в элевсинские мистерии, что отразилось на характере его философствования, так как напрямую он не имел права говорить под страхом смерти.

4.2. Древнеегипетские истоки

В Египте на дохристианский гностицизм серьёзное влияние оказал культ Изиды и связанные с ним мистерии. Самыми торжественными и магическими были, без сомнения, те, что исполнялись в Египте «группой хранителей тайны».

Морис очень наглядно описывает их природу в нескольких строках. Говоря о Мистериях, разыгрываемых на Филе (остров на Ниле), он говорит: «Именно в этих мрачных пещерах раскрывались поклоняющемуся ученику тайны богини (Изиды), когда торжественный гимн посвящения плыл, отражаясь в длинных вереницах каменных ниш».

4.3. Появление гностицизма

Гностицизм  порождение великого синкретического движения в Римской империи (зачатками движения стала ещё до неё недолговечная империя Александра Македонского, соединившая Восток и Запад), начавшегося вследствие перехода религии от одной нации к другой, вследствие соприкосновения востока (древневавилонская религия) с западом и вследствие влияния греческой философии на религии.

Сочинения гностиков дошли до нас главным образом в виде отдельных цитат, приводимых в сочинениях христианских богословов, боровшихся с гностицизмом. Первый известный гностик  Симон Волхв из Самарии, упомянутый в Деяниях апостольских. Наивысшего развития гностические тенденции достигают во II веке.

Помимо влияния иудаизма и восточных религиозных мистерий, для гностицизма характерно усвоение ряда идей позднеантичной философии, главным образом платонизма и неопифагорейства. В основе гностицизма лежит представление о падении души в низший, материальный мир, созданный демиургом  низшим божеством. В дуалистической мистике гностицизма материя рассматривается как греховное и злое начало, враждебное Богу и подлежащее преодолению. В мире рассеяны частицы потустороннего света, которые должны быть собраны и возвращены к своим истокам.

Искупителем является прежде всего Христос (впрочем, существуют такие гностические схемы, в которых он отсутствует), но его призыву следуют лишь «духовные» люди («пневматики»), тогда как не принявшие гностического посвящения «душевные» люди («психики») вместо подлинного «познания» достигают лишь «веры», а «плотские» люди («соматики») вообще не выходят за пределы чувственной сферы. Как отмечал А. Ф. Лосев, «для гностицизма характерно представление о ступенях, или сферах, мира и их демонических властителях, препятствующих искуплению».

4.4. Влияние гностицизма

Развитие гностицизм в начале нашей эры получил:

в религиозной философии (многие идеи гностицизма получили распространение в неоплатонизме и неопифагореизме и так далее);

в религиях (в манихействе, в различных ересях в христианстве, современном мандеизме и так далее);

в оккультизме, в мистицизме, и так далее.

Обосновано и столь его лёгкое проникновение в любые близлежащие религии (то есть, надрелигиозность, так как гностическое учение успешно заимствовало основные ритуальные формы и мифологические образы религий-соседей). Однако это не значит, что гностицизм надо рассматривать как религию, которая положительно относилась ко всем остальным вероучениям. Важно понимать, что гностицизм как явление неоднородно, и если египетский гностицизм видел в Демиурге лишь ограниченного Бога, который сам по себе не есть зло, то халдейский гностицизм придерживался противоположного мнения. Так гностицизм характерный для Симона Волхва и Менандра представляет этот мир как злонамеренное творение злого Бога, который непосредственно соотносится с иудейским Яхве. Тем самым мы можем утверждать о жёстком непринятии халдейскими гностиками иудейской религии, как формы поклонения злому Богу.

При этом гностицизм так же претендовал на «высшую», главенствующую религию над всеми существующими религиями и философскими течениями. Именно это устремление гностицизма переросло в отпочкование манихейства из недр Гносиса в более распространившуюся сформировавшуюся религию.

4.5. Классификация гностических учений

Гностицизм I – III н.э. века, конкурировавший с ранним христианством

каиниты;

последователи магии и учения Симона Волхва, современника апостолов;

докеты;

николаиты.

4.6. Сиро-халдейский гностицизм

4.7. Персидский гностицизм

В начале III века гностические системы начинают терять своё значение. На смену им является новое еретическое учение, по началам сходное с гностицизмом, но отличающееся от него тем, что, при полнейшем отсутствии идей греческой философии и учения иудаизма, оно представляет собой смесь христианства с началами религии Зороастра.

Мандеизм  название течения происходит от арамейского слова «знание», возникла во II веке н.э. Представители этого течения считали себя последователями Иоанна Крестителя. До сих пор существуют небольшие группы мандеистов в южном Ираке (около 60 тыс. чел.), а также в иранской провинции Хузестан.

Манихейство  составленное из вавилонско-халдейских, иудейских, христианских, иранских (зороастризм) гностических представлений синкретическое религиозное учение перса Мани (III век).

4.8. Поздний гностицизм

Офиты

Борбориты

Каиниты

Сифиане

Евтихий (ересиарх)

Павликиане

Тондракийцы

Богомилы

Катары

Каббала

Теософское общество

5. Проблема интерпретации теоретиков гностицизма

Маркион

По мнению Г. Йонаса, несмотря на полемику отцов церкви, Маркион не может быть с полной уверенностью причислен к гностикам, как Василид и Валентин, чей гностицизм бесспорен, ибо:

им руководили не метафизические и не апологетические, а чисто сотериологические интересы;

он ради этого придавал главное значение чистому Евангелию и вере (а не познанию);

он для своего понимания христианства не использовал философию  это был, по крайней мере, его принцип;

он старался не основывать школы знающих (не было тайного учения), а преобразовывать соответственно Евангелию апостола Павла все общины, христианство которых он признавал законническим (иудействующим) и исключающим свободную благодать (у Маркиона не было различия между пневматиками и гиликами: Евангелие для всех, а не тайное знание).

Маркион, в отличие от гностиков, признавал Спасение верой, а не знанием и признавал буквальное, а не аллегорическое толкование Библии.

6. Языческий гностицизм

Исторических памятников, отражающих картину дохристианского гностицизма, сохранилось немного. В основном это отрывки космогоний и гимнов из мистических культов, а также гермесианская литература. Определить время происхождения этих документов очень сложно так как многие из них подверглись разным наслоениям, особенно трактаты герметики.

Более 40 арабских, а также латинских трактатов I века, содержавших платоническо-пифагорейские элементы учения и мистические взгляды на гносеологическую теорию возникновения мира и сотериологию (учение о спасении), в частности заимствованные из работ Поседония. Авторство герметических трудов приписывалось Гермесу Трисмегисту, греческому богу наук и покровителю магии, который считался посредником между богами и человеком.

7. Иудейский гностицизм

7.1. Терапевты

Терапевты представляют собой своего рода монашеские общины, ведущие аскетический образ жизни и состоящие в основном из евреев египетской диаспоры. Жили терапевты уединённо недалеко от Александрии. Вся информация, которой мы располагаем, исходит от Филона Александрийского, из его трактата «О созерцательной жизни».

Терапевты посвящали себя созерцательной и благочестивой жизни, они отрицали всякую собственность и жили уединённо в пустыне, проводя время в изучении Св. Писания и посте. В толковании Ветхого Завета у них доминировал аллегорический подход. Тору они уподобляли живому существу, телом которого были буквальные предписания, а душу составлял невидимый смысл, скрытый в словах. По всей видимости, основное содержание их деятельности сводилось к синкретическому примирению иудаизма и эллинистической мысли, при помощи аллегорического толкования. Они отличались воздержанием от семейной жизни и строгим аскетизмом.

7.2. Ессеи

Сведения о ессеях (с конца II века до н.э. по конец I века н.э.) мы встречаем у Филона, Иосифа Флавия и Плиния Младшего.

Все источники по ессейству в основном согласны между собой в основных характеристиках этого движения. Ессейские общины строились отчасти на иудейской основе. В то же время многие из их особенностей нельзя вывести из чистого иудейства. Почитание солнца, чрезмерный аскетизм и безбрачие, знание тайных имён ангелов, мистерии посвящения и трапез, особые омовения, отрицание помазания маслом, иерархическая четырёхступенчатая структура, дуалистический взгляд на человеческую природу, выделение особых людей, выполняющих роль медиумов для предсказания будущего, отрицание рабства и принесения клятв, — все это и многое другое никак не вытекает из иудейских воззрений и социально-религиозной структуры еврейской жизни.

Внешнее влияние очевидно, хотя какое влияние — неопифагорейство, средний платонизм или парсизм,  было доминирующим, судить затруднительно. Однако, гностический характер наглядно представлен, во-первых, религиозной сотериологической направленностью ессейства, во-вторых, дуалистической антропологией и исходящим из неё аскетизма, иерархическим устройством общины, особым сроком послушничества, специальными обетами при поступлении и так далее. По всей видимости, вероучение ессеев отражалось в особых тайных книгах.

8. Наследие культа Исиды в гностицизме

Гностический гимн, связываемый исследователями с Исидой, найденный в библиотеке Наг-Хаммади под названием «Гром, совершенный ум»: «Да не будет не знающего меня нигде и никогда! Берегитесь, не будьте не знающими меня! Ибо я первая и последняя. Я почитаемая и презираемая. Я блудница и святая. Я жена и дева. Я мать и дочь. Я члены тела моей матери. Я неплодность, и есть множество её сыновей. Я та, чьих браков множество, и я не была в замужестве. Я облегчающая роды и та, что не рожала. Я утешение в моих родовых муках. Я новобрачная и новобрачный. И мой муж тот, кто породил меня. Я мать моего отца и сестра моего мужа, и он мой отпрыск».

9. Открытия гностических текстов в XX веке

До середины XX века гностики были известны лишь по сочинениям отцов Церкви, и прежде всего  Иринея Лионского, Тертуллиана, Ипполита и Епифания. Лишь в 1945 году была открыта целая библиотека коптских гностических текстов, которую обнаружили в большом глиняном сосуде, закопанном в поле близ Наг-Хаммади (Библиотека Наг-Хаммади) в Египте (примерно 500 км к югу от Каира, 80 км к северо-западу от Луксора).

10. Источники

Гностические писания

Мандеистские тексты

Тексты валентинианской школы на коптском языке:

Библиотека Наг-Хаммади из Верхнего Египта

Манихейские папирусы

Свитки Мёртвого моря

Полемические сочинения отцов Церкви

Иустин Философ «Syntagma»

Ириней Лионский «Против ересей»

Ипполит Римский «Опровержение всех ересей»

Климент Александрийский Строматы

Епифаний Кипрский Панарион

Аврелий Августин «О ересях»

Иоанн Дамаскин «Источник знаний»

Тертуллиан «Об отводе возражений еретиков».

Картина Генриха Фридриха Фюгера Прометей приносит огонь для человечества (1817 год)

11. В современном мире все влиятельнейшие клубы (главные фракции «глубинных государств» различных современных государств и их объединений) так или иначе формируются на основании и по принципу исповедования того или иного (нео) позднеантичного религиозного течения, единого для всех членов этого клуба.

Ни один современный влиятельнейший клуб не основан на принципах гуманизма, на что я косвенно указывал в своей статье от 20 августа 2018 года «Что такое гуманизм,_и_с_чем_его_едят», который впервые проявился в зороастризме, а впоследствии – в мифологии Древней Греции (надо вспомнить Прометея) и авраамических религиях.

Хотя Прометей (др.-греч. Προμηθεύς, букв.  радетель)  один из титанов в древнегреческой мифологии, защитник людей от произвола богов, царь скифов, проживавших на территории Причерноморья и Придонья, что тоже каким-то непостижимым образом увязывает его с нашей Родиной. Он являлся двоюродным братом Зевса. Сын титана Иапета и Климены (по Аполлодору  Асии, по Эсхилу  сын Фемиды-Геи, по Евфориону  сын Геры и титана Евримедонта). Он также являлся братом Атланта, Менетия и Эпиметея, супругом Гесионы, отцом Девкалиона (по варианту  от Пандоры), Ио (согласно Истру).

Имя Прометей означает «мыслящий прежде», «предвидящий» (в противоположность имени его брата Эпиметея  «думающего после», «крепкого задним умом»). Его имя также могло возникнуть в греческом языке из-за неправильного прочтения санскритского слова pramantha, то есть, палочка для добывания огня, которую он якобы изобрёл.

Я ни в коей мере не стремлюсь к конспирологии, всё происходящее имеет под собой какое-то естественное объяснение, но с началом постепенного «освобождения советского народа» от «наслоений сталинизма» мир вступил в «эру дегуманизации» всего и вся, для кого-то крайне долгожданную и желанную. Этот якобы объективный процесс привёл ко всему тому, что мы наблюдаем в настоящее время – торжеству гностицизма всех сортов, вполне не случайным нападкам на христианство, которое кое-кто пытается упрекнуть в самых бесчеловечных формах закабаления человека. Здесь необходимо вспомнить и дискуссию о существовании у Иисуса Христа жены и даже детей.

На самом деле, происходит ползучее наступление тотального гностицизма всех мастей (как различных клубных религий мировых элитных групп) через всяческую пропаганду неоязычества, под которыми скрывается попытка реинкарнации древнеегипетских, древневавилонских культов и каббалы (ивр. ‏קַבָּלָה‏‎, «получение, принятие, предание» от слова ивр. ‏לקבל‏‎ «получать, соглашаться») – религиозно-мистического, оккультного и эзотерического течение в иудаизме, появившегося в XII веке и получившего распространение в XVI веке. Эзотерическая каббала представляет собой традицию и претендует на тайное знание содержащегося в Торе божественного откровения. Эти и другие оккультные, эзотерические и неоязыческие течения распространяются под видом возвращения к традиционным истокам тех или иных народов, здесь необходимо назвать и Нью Эйдж (англ. New Age, буквально «новая эра»), религии «нового века» – общее название совокупности различных мистических течений и движений, в основном оккультного, эзотерического и синкретического характера.

Реальная цель всех этих оккультных, эзотерических и неоязыческих течений – повернуть колесо вспять, оправдать идеи последовательного мальтузианства и неомальтузианства. 

 

http://zavtra.ru/blogs/chto_takoe_progressizm_(chast_2)