Автор: Аганин А.
Миростроительство Категория: Аганин Андрей
Просмотров: 2880

29.01.2019 Поговорим об идеологии, идеологемах, идеологических клише и системах ценностей

 

Так называемые «общечеловеческие ценности» были всего лишь политическим клише (идеологическим клише, пропагандистским клише) «коллективного Запада» и ничем более того. Вместе с тем, они оказались чрезвычайно важным элементом разрушения СССР, ОВД и действовавшей в 1949 – 1991 годах межправительственной экономической организации Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) 

 

 1. Идеология (греч. ιδεολογία от ιδέα «прообраз, идея» + λογος «слово, разум, учение») – совокупность системных упорядоченных взглядов, выражающая интересы различных социальных классов и других социальных групп, на основе которой осознаются и оцениваются отношения людей и их общностей к социальной действительности в целом и друг к другу и либо признаются установленные формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновывается необходимость их преобразования и преодоления (радикальные и революционные идеологии).

Идеология – не наука, хотя она может опираться на научные знания. В отличие от науки идеология, как выражение частных интересов в форме всеобщности, представляет собой знание о социально-политической жизни по отношению к интересам составляющих её сил, задавая на этой основе оценку желательности или нежелательности того или иного социального бытия. Идеология, преобладающая в том или ином государстве, стране или обществе, называется господствующей. В некотором смысле идеология является светской формой религии, но ни в коем случае не совокупностью новых религиозных движений.

2. Термин «идеология» был введён во Франции в конце XVIII века французским философом, экономистом, политическим и общественным деятелем, лидером движения «идеологов», создателем слова «идеология» Антуан-Луи-Клодом Дестютом, графом де Траси (франц. Antoine-Louis-Claude Destutt, comte de Tracy, 20 июля 1754 года, Парей-ле-Фрезиль в Бурбонне, Франция – 9 марта 1836 года, Париж, Франция), который вместе с французским философом, аббатом Этьеном Бонно де Кондильяком (франц. Étienne Bonnot de Condillac, 30 сентября 1715 года, Гренобль, Франция – 3 августа 1780 года, Лаи-ан-Валь, Франция) пытался создать науку об общих принципах формирования идей и основах человеческого знания. Будучи последователем сенсуалистической гносеологии английского педагога и философа, представителя эмпиризма и либерализма Джона Локка (англ. John Locke, 29 августа 1632 года, Рингтон, Сомерсет, Англия – 28 октября 1704 года, Эссекс, Англия), А.-Л.-К. Дестют де Траси ввёл данный термин для обозначения учения об идеях, понимаемого им как учение об общих закономерностях происхождения идей из содержания чувственного опыта. Данное учение должно было выступать основными принципами для руководства как в науке, так и в социальной жизни. Поэтому А.-Л.-К. Дестют де Траси видел в идеологии систему знаний первооснов морали, политики, права.

А.-Л.-К. Дестют де Траси и Э.Б. Кондильяк пытались оказать влияние на политику, проводимую оказавшимся у власти Наполеоном I Бонапартом (итал. Napoleone Buonaparte, франц. Napoléon Bonaparte, 15 августа 1769 года, Аяччо, Корсика – 5 мая 1821 года, Лонгвуд, остров Святой Елены), который счёл, что они пытаются заменить политическую реальность абстрактными утверждениями, и негативно отнёсся к выдвинутым предложениям. С лёгкой руки великого исторического деятеля слово «идеология» приобрело уничижительный смысл, который закрепился за ним вплоть до настоящего времени, особенно в среде людей, имеющих отношение к военной службе во всём мире, что является ярчайшим проявлением тотальной по своей духу и глобальной по своему характеру РЕВОЛЮЦИИ КШАТРИЕВ. Хотелось бы также ещё раз обратить внимание читателей, что брахманы бывают в любом обществе (если оно состоятельно как общество в цивилизационном плане, а не является сборищем сосланных на необитаемый остров каторжан), были брахманы и в советском обществе (примеры – С.П. Королёв, С.П. Никаноров, Э.В. Ильенков, П.Г. Кузнецов), в котором их роль была далеко не всегда очевидна, сообщество советских брахманов ни в коем случае не надо путать с болтливой интеллигенцией, преимущественно западнически ориентированной, этих «людей безответственной мысли», о которых идёт речь в статье Татьяны_Воеводиной «Осмеянный_пророк» от 3 января 2019 года. Тему брахманов как-то попыталась осветить или хотя бы затронуть Людмила_Диковицкая в своей статье «Этимология_Закона_и_Благодати» от 24 декабря 2018 года, возможно, что-то недопоняв до конца об их сути или составив не совсем однозначную позицию о них. Но я не соглашусь с комментарием к этой статье уважаемой мною Светланы_Тамбовцевой в том, что «всем нам срочно принимать индуизм, буддизм, иначе без нирваны нам не достичь Царства Небесного, как не достичь и Истины», или что «гордый человек даёт себе высокую, значимую оценку; это движение к вершине, стремление быть над всеми, быть избранным, совершенным „брахманом“ и разъедает такого человека; все эзотерики, мистики, масоны жили и живут по этой схеме». Брахманство ни в коем случае не связано с ценностями именно индуизма или буддизма. Так вот, возникшие в XVIII веке идеологи стали одной из новых каст (существовавшей, отнюдь, не во все времена истории человека) в варне брахманов, которых, ещё раз повторюсь, ни в коем случае не надо путать с «людьми безответственной мысли». В связи с тем, что проект А.-Л.-К. Дестюта де Траси и Э.Б. Кондильяка был отвергнут Наполеоном I Бонапартом, понятие идеологии оказалось на некоторое время забытым.

3. Понятие идеологии получило второе рождение благодаря немецкому философу, социологу, экономисту, писателю, поэту, политическому журналисту, общественному деятелю Карлу Генриху Марксу (нем. Karl Heinrich Marx, 5 мая 1818 года, Трир, Германский союз – 14 марта 1883 года, Лондон, Великобритания). Идеология по К.Г. Марксу – это ложное сознание, превратное мировоззрение, получающееся вследствие материальных противоречий в производственной основе общества – она выражает специфические интересы определённого класса, выдаваемые за интересы всего общества через ложное сознание. Немецкий политический деятель, философ, историк и предприниматель Фридрих Энгельс (нем. Friedrich Engels, 28 ноября 1820 года, Бармен (ныне район Вупперталя), Германский союз – 5 августа 1895 года, Лондон, Великобритания) отмечает в этой связи, что государство – «первая идеологическая сила над человеком» (Ф. Энгельс, «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (нем. «Ludwig Feuerbach und der Ausgang der klassischen deutschen Philosophie»), 1888 год).

Понятие идеологии имеет у К.Г. Маркса ненаучный характер. Следовательно, сочетание идеологии и научного социализма невозможны из-за их принципиальной противоположности. Идеология есть иллюзорное восприятие действительности, когда научный социализм является научным анализом этой действительности.

По мнению советского и российского философа, историка философии Теодора Ильича Ойзермана (1 (14) мая 1914 года, село Петроверовка, Тираспольский уезд, Херсонская губерния, Российская Империя – 25 марта 2017 года, Москва, Российская Федерация) отрицательное отношение К.Г. Маркса к понятию «идеология» и полному недопущению существования «коммунистической идеологии» обусловлено изначальным негативным восприятием всех предшествующих идеологий, которые были враждебны по отношению к рабочему классу.

В трактовке Владимира Ильича Ульянова (основной псевдоним Ленин, 10 (22) апреля 1870 года, Симбирск, Симбирская губерния, Российская Империя – 21 января 1924 года, усадьба Горки, Московская губерния, РСФСР, СССР), понятие идеологии приобрело иной смысл: в своих работах В.И. Ленин неоднократно говорил об идеологии пролетариата, обозначив её как научный социализм или марксизм. Таким образом, В.И. Ленин первым поднял вопрос о революционной идеологии как об особом языке революционного класса, а не ложного сознания в прежнем смысле. Революционная идеология не является ложным сознанием постольку, поскольку её содержанием является научный социализм, и таким образом она является идеологией лишь по внешнему подобию: способам донесения и объяснения для тех, кто не способен мыслить научно или вовсе не образован.

Затем понятие революционной идеологии стало одним из центральных в марксистской традиции и разрабатывалось итальянским философом, журналистом и политическим деятелем, основателем и руководителем Итальянской коммунистической партии и теоретиком марксизма Антонио Грамши (итал. Antonio Gramsci, 22 января 1891 года, Алес, Сардиния, Италия – 27 апреля 1937 года, Рим, Лацио, Италия), французским философом-неомарксистом, одним из самых влиятельных представителей западного марксизма, создателем структуралистского марксизма, членом Французской коммунистической партии (1948 – 1980 годы), профессором Высшей нормальной школы (Париж) Луи Пьером Альтюссером (франц. Louis Pierre Althusser, 16 октября 1918 года, Бирмандреис, Французский Алжир, Франция – 22 октября 1990 года, Ла Верьер, Ивелин, Иль-де-Франс, Франция) и другими. Венгерский философ-неомарксист еврейского происхождения, литературный критик Дьёрдь Бернат Лукач Сегедский (венг. Szegedi Lukács György Bernát, настоящее имя Дьёрдь Бернат Лёвингер (венг. Löwinger György Bernát), в годы жизни в СССР – Георгий Осипович Лукач, 13 апреля 1885 года, Будапешт, Королевство Венгрия, Транслейтания, Австро-Венгерская империя – 4 июня 1971 года, Будапешт, Венгрия) предлагает видеть в идеологии проекцию классового сознания, А. Грамши использует для обозначения идеологии понятие культурная гегемония.

По мнению словенского культуролога и социального философа фрейдомарксистского толка Славоя Жижека (словен. Slavoj Žižek, родился 21 марта 1949 года, Любляна, НРС, ФНРЮ):

«…идеология. Это не призрачная иллюзия, возводимая нами для укрытия от невыносимой действительности, это по самой своей сути фантазматическая конструкция, служащая опорой для нашей «действительности»: «иллюзия», структурирующая наши конкретные, реальные общественные отношения и, кроме того, маскирующая невыносимую, реальную, непостижимую сущность (то, что Эрнесто Лакло и Шанталь Муфф называют «антагонизмом», то есть травматическое социальное подразделение, не поддающееся символизации).

Функция идеологии состоит не в том, чтобы предложить нам способ ускользнуть от действительности, а в том, чтобы представить саму социальную действительность как укрытие от некой травматической, реальной сущности.».

4. Немецкий философ и социолог, один из основателей Франкфуртской школы Макс Хоркхаймер (нем. Max Horkheimer, 14 февраля 1895 года, Штутгарт, Королевство Вюртемберг, Германская империя – 7 июля 1973 года, Нюрнберг, Бавария, ФРГ) и немецкий философ, социолог, композитор, музыковед, представитель Франкфуртской критической школы Теодор Людвиг Визенгрунд Адорно (нем. Theodor Ludwig Wiesengrund Adorno, 11 сентября 1903 года, Франкфурт-на-Майне, Прусское королевство, Германская империя – 6 августа 1969 года, Фисп, Вале, Швейцария), основатели Франкфуртской школы, переняли и развили Марксов концепт «критики идеологии» («Диалектика просвещения» (нем. «Dialektik der Aufklärung»), 1947 год). Т.Д.В. Адорно проводит различие между «сводной идеологией» субъекта и его идеологиями в различных областях социальной жизни (таких, как политика, экономика или религия). Идеологии различных эпох суть продукты исторических процессов. Сторонники целостных идеологических конструкций по большей части представляют собой меньшинства, поскольку в обычном случае различные идеологические системы абсорбируются и адаптируются в общепринятых мыслительных шаблонах, принимаемых большинством. Критика «тотальной» идеологии реализуется через отрицание так называемой «ослеплённости» (нем. Verblendungszusammenhang), не ограничиваясь отрицанием «овеществления» (нем. Verdinglichung), выведенного К.Г. Марксом и Д.Б. Лукачем Сегедским из товарного обмена. В сборнике эссе «Диалектика просвещения» экономическая рациональность подчиняется исторически активному, инструментальному разуму.

5. Существует довольно большое количество определений идеологии, которые отличаются, в частности, оценкой обозначаемого ими феномена.

Идеология по социологу и философу, одному из основоположников направления социологии знания Карлу Мангейму (нем. Karl Mannheim, венг. Mannheim Károly, 27 марта 1893 года, Будапешт, Королевство Венгрия, Транслейтания, Австро-Венгерская империя – 9 января 1947 года, Лондон, Великобритания) – предвзятое отражение социальной действительности, выражающее интересы определённых групп или классов, находящихся у власти и, тем самым, стремящихся сохранить существующий порядок вещей; противопоставляется утопии как потенциальной идеологии в этом смысле.

Идеология по французскому философу и литературоведу, представителю структурализма и постструктурализма, семиотику Ролану Барту (франц. Roland Barthes, 12 ноября 1915 года, Шербур, Манш, Нормандия, Франция – 26 марта 1980 года, Париж, Иль-де-Франс, Франция) – современный метаязыковой миф, коннотативная система, приписывающая объектам непрямые значения, и социализирующая их.

Идеология по немецкому социологу, философу, социальному психологу, психоаналитику, представителю Франкфуртской школы, одному из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма Эриху Зелигманну Фромму (нем. Erich Seligmann Fromm, 23 марта 1900 года, Франкфурт-на-Майне, Прусское королевство, Германская империя – 18 марта 1980 года, Локарно, Тичино, Швейцария) – это готовый «мыслительный товар», распространяемый прессой, ораторами, идеологами для того, чтобы манипулировать массой людей с целью, ничего общего не имеющей с идеологией и очень часто совершенно ей противоположной.

Вклад в разработку понятия идеология внесли также американский антрополог и социолог, основатель символическо-интерпретативной антропологии, занимающейся изучением различных культур и влиянием концепции культуры на концепцию человека Клиффорд Джеймс Гирц (также Герц, англ. Clifford James Geertz, 23 августа 1926 года, Сан-Франциско, Калифорния, США – 30 октября 2006 года, Филадельфия, Пенсильвания, США), французский социолог и философ, теоретик неомарксизма, автор концепции «право на город» Анри Лефевр (франц. Henri Lefebvre, 16 июня 1901 года, Ажетмо, Ланды, Аквитания, Франция – 29 июня 1991 года, Наварренс, Пиренеи Атлантические, Новая Аквитания, Франция), русский философ, писатель, социолог, публицист Александр Александрович Зиновьев (29 октября 1922 года, деревня Пахтино, Чухломской уезд, Костромская губерния, РСФСР – 10 мая 2006 года, Москва, Российская Федерация) и ряд других представителей социально-гуманитарных наук.

6. Мета-идеология изучает структуру, форму и проявления идеологий. Мета-идеология постулирует, что идеология – это взаимосвязанная система идей, основанная на нескольких базовых утверждениях относительно реальности, которые могут иметь (или не иметь) фактологическую основу, но являются результатом субъективного выбора, и служат зерном, из которого произрастают последующие размышления. Согласно этой точке зрения, идеологии не «истинны» и не «ложны», но являются релятивистскими интеллектуальными стратегиями для категоризации мира. Плюсы и минусы идеологии простираются от энергии и рвения истинно верующих до идеологической непогрешимости и фундаменталистской предубеждённости в политике и религии.

Работы с 1930-х годов почётного профессора кафедры психологии и наук о мозге Джорджа Уолфорда (англ. George Walford) и Гарольда Уолсби (англ. Harold Walsby) в области «систематической идеологии» (англ. systematic ideology) направлены на изучение соотношения между идеологией и социальными системами. Профессор политической философии в Монреальском университете Чарльз Блэттберг (англ. Charles Blattberg, родился в 1967 году) в своей работе различает политические идеологии и политические философии.

Дэвид У. Минар (англ. David W. Minar) описывает шесть различных значений в использовании слова «идеология»:

1) как набор идей с определённым «содержанием», как правило, нормативным;

2) как форма внутренней логической структуры, свойственной идеям в наборе;

3) как роль, которую идеи играют в межчеловеческом взаимодействии;

4) как роль, которую идеи играют в структуре организации;

5) как утверждение, направленное на «убеждение»;

6) возможно, как «локус» социального взаимодействия.

Для Уилларда Арнольда Маллинза (англ. Willard Arnold Mullins), идеология составлена из четырёх базовых характеристик:

1) она должна властвовать над познавательной способностью;

2) она должна быть способна руководить оценочными суждениями;

3) должна служить инструкцией к действиям;

4) и, как указано выше, должна быть логически последовательна.

У. Маллинз подчёркивает, что идеологию не следует путать со связанными с ней, но отличающимися от неё «утопии» и «исторической мифологии».

Германский философ Кристиан Дункер (нем. Christian Duncker) призывает к «критическим размышлениям об идеологических концептах» в своей работе «Критические размышления понятия идеологии: о значении идеологий для человека» (нем. «Kritische Reflexionen des Ideologiebegriffes: zur Bedeutung der Ideologien für den Menschen», 2006 год). В своей работе, он пытается вывести концепт идеологии на передний план, также как тесно связанные с ним проблемы эпистемологии и истории. В его работе понятие идеологии определяется как система способов представления, скрытым или явным образом претендующих на абсолютную истину.

Хотя слово «идеология» наиболее часто встречается в политическом дискурсе, существует множество типов идеологии: политическая, социальная, эпистемологическая (научная), этическая и другая.

При всех дальнейших изменениях непосредственного значения этого термина смысловые оттенки первоначального содержания понятия «идеология» таковы:

1) быть теоретическим обобщением исходных чувственных представлений;

2) выступать наиболее существенным компонентом имеющихся в наличии знаний;

3) выполнять в связи с этим роль исходных принципов для практической деятельности.

Новый подход к изучению идеологий был предложен британским политическим теоретиком, наиболее известным как ведущий современный теоретик идеологии (в частности, он разработал морфологический анализ идеологий) и специалистом в либерализме Майклом Фриденом (англ. Michael Freeden, родился 30 апреля 1944 года, Лондон, Великобритания) в его морфологии идеологий. У М. Фридена принципиальным вопросом, определяющим политическое мышления, становится не то, как в тех или иных идеологиях определяются абстрактные идеи (например, социальное равенство), а то, как они между собой взаимосвязаны, то есть иерархически организованы в идеологии.

7. Особую роль критика идеологий играла в эпоху Просвещения. Главной целью Просвещения было освобождение человеческого сознания от суеверий, заблуждений и предрассудков, которые были нужны для легитимации их господства. Французские материалисты, среди них – французский философ немецкого происхождения, писатель, энциклопедист, просветитель, иностранный почётный член Петербургской Академии наук Поль Анри Тири Гольба́х (барон д’Ольба́х, фр. Paul-Henri Thiry, baron d’Holbach, немецкое имя Пауль Генрих Дитрих Барон фон Го́льбах, (нем. Paul Heinrich Dietrich Baron von Holbach), 8 декабря 1723 года, Эдесхайм, Зюдлихе Вайнштрассе, Священная Римская империя германской нации – 21 января 1789 года, Париж, Франция) и французский литератор и философ-материалист утилитарного направления Клод Адриан Гельвеций (франц. Claude Adrien Helvétius, 31 января 1715 года, Париж, Франция – 26 декабря 1771 года, Париж, Франция), критиковали в особенности католическую церковь и характеризовали её догматы (по их мнению, направленные на удержание власти) как «клерикальный обман» (также «священнический обман» (нем. Priesterbetrug) или «мужское мошенничество» (нем. Herrentrug), «учение о священническом и мужском мошенничестве» (нем. „Lehre vom Priester- und Herrentrug“), „священническое несение идеи“ (нем. „Priestertrugidee“) или «теория жрецов» (нем. „Priesterbetrugstheorie“)). Деятели Просвещения требовали практической реализации политических принципов «разума», «науки», «демократии» и «прав человека».

8. Немецкий политолог Курт Ленк (нем. Kurt Lenk, родился в 1929 году, Кааден, Чехословакия) в своей работе «Народ и государство: структурные изменения политических идеологий XIX – XX веков» (нем. «Volk und Staat: strukturelle Veränderungen der politischen Ideologien des XIX  XX Jahrhunderts», 1971 годпредложил классификацию идеологийОн провёл различие между идеологиями апологетическими, комплиментарными, маскирующими и выражающими. Под апологетическими К. Ленк понимает моделирующие идеологии, которые распространяются на все общественные отношения. Основополагающей моделью при этом является толкование реальности, апеллирующее к рациональности и научности. К. Ленк называет эту модель «идеологией», поскольку она стремится представить в качестве единственно «разумного» и обязательного такое понимание реальности, которое основано на рациональных аргументах.

9. Австрийский и британский философ и социолог сэр Карл Раймунд Поппер (нем. Karl Raimund Popper, 28 июля 1902 года, Вена, Эрцгерцогство Нижняя Австрия, Цислейтания, Австро-Венгерская империя – 17 сентября 1994 года, Лондон, Англия, Великобритания) в своей работе «Открытое общество и его враги» (англ. „The Open Society and Its Enemies“), вышедшей в 1945 году критиковал платонизм, марксизм, тоталитаризм («закрытое общество»), историцизм и выступал в защиту демократии. В этом труде К.Р. Поппер также выдвинул идею открытого общества – общества, основанного на демократии и критическом мышлении индивидов. В таком обществе индивиды свободны от различных табу и принимают решения исходя из достигнутого, в результате договорённости, консенсуса. Политическая элита в таком обществе не имеет неограниченной власти и может быть отстранена без кровопролития.

К.Р. Поппер утверждал, что поскольку процесс накопления человеческого знания непредсказуем, то теории идеального государственного управления принципиально не существует, следовательно, политическая система должна быть достаточно гибкой, чтобы правительство могло плавно менять свою политику. В силу этого общество должно быть открыто для множества точек зрения и культур, то есть, обладать признаками плюрализма и мультикультурализма. Последние тридцать лет в Европе полностью опровергли на практике эту, с позволения сказать, «теорию».

10. С развитием Просвещения отмежевание от идеологии стало составной частью научного подхода. В отличие от идеологии и веры, наука стремится оставаться нейтральной, интерсубъективной и свободной от нормативных высказываний. Действительность её гипотез и теорий подтверждается эмпирическим путём, с помощью фактов и опыта (философия науки).

Научные шаблоны, научные парадигмы и школы также способны вбирать в себя идеологические и негативистские подходы, препятствуя тем самым развитию научного знания. Американский историк и философ науки Томас Сэмюэл Кун (англ. Thomas Samuel Kuhn, 18 июля 1922 года, Цинциннати, Огайо, США – 17 июня 1996 года, Кембридж, Массачусетс, США) в своей книге «Структура научных революций» (англ. „The Structure of Scientific Revolutions“, 1962 год) проанализировал научные парадигмы также с точки зрения их конкуренции как идейных школ. Эти школы устанавливают:

1) что наблюдается и проверяется;

2) способ постановки вопросов применительно к рассматриваемой теме;

3) направление, в котором интерпретируются результаты научного исследования.

Отдельные теоретики науки (например, французский социолог науки и философ Бруно Латур (франц. Bruno Latour, родился 22 июня 1947 года, Бон, Кот-д’Ор, Бургундия, Франция), автор таких книг, как «Нового Времени не было. Эссе по симметричной антропологии», «Лабораторная жизнь» и «Наука в действии») считают противопоставление идеологии и объективной науки приёмом, используемым для борьбы за власть и сокрытия фактов. Эта позиция, в свою очередь, подвергается ожесточённой критике, как ведущая к тотальной иррационализации науки (мистификация Сокала – шутка, разыгранная специалистом по математической физике, профессором математики в Университетском колледже Лондона и профессором физики в Нью-Йоркском университете Аланом Дэвидом Сокалом (англ. Alan David Sokal, родился 24 января 1955 года, Бостон, Массачусетс, США)).

11. Политика, как практическая реализация интересов тех или иных обществ, социальных классов и групп, повсюду тесно связана с политической идеологией, как концептуальным, теоретическим отражением таких интересов. Политические программы основываются на определённых системах ценностей. Основополагающие политические идеологии – это либерализм (опора на свободу), социализм (опора на равенство) и консерватизм (опора на традиции).

В политических дискуссиях часто встречается упрёк противника в «идеологизации». Таким упрёком как бы дают понять, что позиция противника небезупречна, поскольку базируется на какой-то политической идеологии. Собственная же позиция при этом (явно или скрыто) подаётся как основанная на научном анализе фактов, здравом человеческом рассудке или на несомненных этических принципах. Подобный подход часто связан с тем, что участники политической дискуссии не осознают, какие идеологемы (элементы идеологии) в действительности определяют содержание дискуссии.

12. Наряду с понятием «политическая идеология» широкое применение в науке имеет также понятие «религиозная идеология»Религиозная идеология – это идеология, которая благодаря обращению к потустороннему связывает общество и личность в концепции единого существования и создает интеграционные, связующие силы между различными социальными группами. Возникновение религиозной идеологии часто связано с тем, что в силу своей оппозиционности религиозная конфессия начинает играть значимую политическую роль. Общепринятыми примерами религиозных идеологий являются мировые религии, в особенности – такие конфессии христианства как протестантизм и католицизм, независимо от того, имели ли они изначально политические мотивы. В данном случае под религиозной идеологией понимается не религия в целом, а те её религиозные и политические аспекты, которые могут вызвать к жизни религиозное движение. Понятие религиозной идеологии употребляется в связи с понятиями «ортодоксия» и «фундаментализм».

Политолог Матиас Хильдебрандт (нем. Matthias Hildebrandt), который пытается приравнять друг другу понятия «религиозной идеологии» и «фундаментализма», считает традиционализм общим признаком религиозных идеологий: «они претендуют на то, чтобы вернуться к первоисточникам собственной традиции и освободить её от искажений исторического развития, это развитие зачастую воспринимается ими как процесс дегенерации». Парадокс религиозных идеологов состоит в том, что вопреки их претензиям на возврат к истинному учению, «в большинстве случаев они создают современную религиозную идеологию».

Наряду с понятием «религиозной идеологии» в политологии религии разрабатывается понятие «политической религии». В этом понятии подчеркивается тесная взаимосвязь между религиозными и политическими способами мышления и действия.

13. Основные современные идеологии сложились в XIX веке. Несмотря на значительное количество различных идеологий, в самом общем виде принято выделять:

В конце XX века среди политиков и партий наметилась тенденция в прагматических целях всё чаще отказываться от устойчивой идеологии, то есть брать на вооружение тактику антиидеологизма, а то и популизма.

14. Предпосылками для появления новой идеологии являются:

1) социальный запрос на новые идеи;

2) наличие активной образованной аудитории;

3) наличие институциональных площадок и работающих сетей распространения идей.

15. Идеологема  политический термин, часть какой-либо идеологии, элемент идеологической системы. У идеологемы, в отличие от термина, нет строго определённого (ограниченного) значения. Эти значения меняются в соответствии с политической прагматикой.

Идеологема всегда маркирована, то есть эмоционально окрашена. Целенаправленное использование идеологем является эффективным средством управления массовым сознанием  идеологема легко запоминается и создает иллюзию понимания у объекта манипуляции. Отличительным признаком идеологемы считается многократное изменение значений, либо изначальная расплывчатость значений.

16. Необходимо привести примеры идеологем. Их условно можно разделить на:

1) негативно маркированные идеологемы, такие как несториане, гёзы, карбонарии, массовые репрессии, кулак, культ личности, тоталитаризм, национал-социализм, шииты, раскольники, наёмники, сепаратисты, фашизм;

и

2) позитивно маркированные идеологемы, такие как коллективное руководство, суверенная демократия (небесспорная), демократия (небесспорная), энергетическая сверхдержава (небесспорная), добровольцы, борцы за свободу, борцы за независимость.

17. Политическое клише (идеологическое клишепропагандистское клише шаблонное выражение, употребляемое в публицистике, журналистике, публичных выступлениях политических и государственных деятелей, программных документах политических партий с целью в короткой, декларативной форме классифицировать (как правило, однозначно) и дать оценку политическим субъектам или явлениям. Для понимания политического клише нужно обязательно знать контекст, в котором оно употребляется, так как, в зависимости от этого, одно и то же выражение может иметь разные значения. Может рассматриваться также как приём риторики.

Некоторые исследователи относят идеологическое клише к современным мифам.

18. Доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик Академии педагогических и социальных наук и МАНПО, председатель диссертационного (докторского) совета при УрГПУ Август Соломонович Белкин (родился 31 августа 1930 года, Свердловск, РСФСР, СССР) отмечает, что в системе советского образования имел место «феномен, который сейчас определяется как сверхидеологизация школы, содержания образования, воспитания». Он указывает на то, что вопрос «Для чего ты живёшь?» не должен был возникать, поскольку «на него дали ответ и классики марксизма-ленинизма, и классики литературы» в серии идеологических клише таких как: «Человек рождён для счастья, как птица для полёта», «Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы», «Смысл жизни  борьба», «Клянусь всю жизнь посвятить борьбе за дело…». А.С. Белкин замечает, что «это идеологическое клише подавляло стремление юношей и девушек выразить своё видение жизни». Также он обращает внимание на то, что «большинство семей не страдало и не особенно страдает даже в самые застойные годы от избытка идеологических клише в воспитании детей, хотя и они не могли в какой-то мере не сказаться на позициях её старших членов».

19. Примеры идеологических клише: «Люди доброй воли», «прогрессивная общественность», «мировая закулиса», «реакционные круги», «политическая проститутка», «слуги капитала», «жёлтая пресса», «чувство глубокого удовлетворения», «свободный мир», «равные возможности», «железный занавес», «империя зла», «последняя диктатура Европы», «вертикаль власти», «цивилизованная страна».

20. Система ценностей – понятие теории ценностей, обозначающее совокупность сложившихся у людей мнений о значении в их жизни вещей и явлений, встречаемых в природе и обществе («социальных установок»).

Человек и общество опираются на систему ценностей при сравнении и выборе решений.

21. В своём обзоре «Показатели личности и социально-психологических установок» (англ. V.A. Braithwaite, W.A. Scott. Values. // J.P. Robinson, P.R. Shaver, L.S. Wrightsman (ред.), Measures of Personality and Social Psychological Attitudes. New York: Academic Press, 1991) В.АБрэйтуэйт (англ. V.A. Braithwaite) и У.АСкотт (англ. W.AScottотносят зарождение понятия о совокупности ценностей к достигнутому в 1950-е и 1960-е годы консенсусу об отнесении понятия ценности к характеристике не предметов, а людей и их желаний, но не требований к ним.

Несмотря на согласие исследователей по вопросам определений, по поводу количества и набора ценностей в системах между психологами существуют глубокие расхождения, хотя некоторые, подобно Шалому Х. Шварцу (англ. Shalom H. Schwartz, ивр. שלום שוורץ), и говорят об «универсальном» характере «базовых» ценностей.

Согласно В.А. Брэйтуэйту и У.А. Скотту, практический прорыв в изучении систем ценностей наступил, когда американский психолог польского происхождения Милтон Рокич (англ. Milton Rokeach, урождённый Мендель Рокич (англ. Mendel Rokicz), 27 декабря 1918 года, Хрубешув, Польша – 25 октября 1988 года, Лос-Анджелес, США) в своих работах 1968 и 1973 годов, используя ранее полученные результаты, разделил ценности на терминальные (также конечные, то есть убеждения в том, что достижение некоторых конкретных целей является смыслом человеческой жизни) и инструментальные (таланты, связанные с методами достижения целей). Например, по М. Рокичу любовь является конечной ценностью, а способность любить – инструментальной. М. Рокич постулировал, что внутри обоих поднаборов ценностей существует иерархия (ценности упорядочены), и, тем самым, система ценностей индивида представляет собой два упорядоченных списка. М. Рокич также провёл различие между ценностями и установками: ценность характеризует веру в общее понятие, которое может относиться к нескольким конкретным объектам и ситуациям, в то время как установка – это набор верований, которые относятся к одному объекту или ситуации.

22. М. Рокич выделил по 18 конечных и инструментальных ценностей. Ниже приводятся оба списка ценностей полностью.

Конечные ценности:

1) безбедная жизнь (англ. A Comfortable Life; a prosperous life);

2) равенство и братство (англ. Equality; brotherhood and equal opportunity for all);

3) интересная и активная жизнь (англ. An Exciting Life; a stimulating, active life);

4) забота о близких (англ. Family Security; taking care of loved ones);

5) свобода и независимость (англ. Freedom; independence and free choice);

6) здоровье (англ. Health; physical and mental well-being);

7) внутренний мир (англ. Inner Harmony; freedom from inner conflict);

8) зрелая любовь (англ. Mature Love; sexual and spiritual intimacy);

9) безопасность (англ. National Security; protection from attack);

10) веселье (англ. Pleasure; enjoyable, leisurely life);

11) спасение (англ. Salvation; saved; eternal life);

12) самоуважение (англ. Self-Respect; self-esteem);

13) чувство достижения (англ. A Sense of Accomplishment; a lasting contribution);

14) уважение общества (англ. Social Recognition; respect and admiration);

15) дружба (англ. True Friendship; close companionship);

16) мудрость (англ. Wisdom; a mature understanding of life);

17) мир во всём мире (англ. A World at Peace; world free of war and conflict);

18) понимание красоты (англ. A World of Beauty; beauty of nature and the arts).

Инструментальные ценности:

1) амбициозный (англ. Ambitious; hardworking and aspiring);

2) непредубеждённый (англ. Broad-minded; open-minded);

3) компетентный (англ. Capable; competent; effective);

4) аккуратный (англ. Clean; neat and tidy);

5) твёрдый (англ. Courageous; standing up for your beliefs);

6) прощающий (англ. Forgiving; willing to pardon others);

7) помогающий (англ. Helpful; working for the welfare of others);

8) искренний (англ. Honest; sincere and truthful);

9) творческий (англ. Imaginative; daring and creative);

10) самодостаточный (англ. Independent; self-reliant; self-sufficient);

11) интеллигентный (англ. Intellectual; intelligent and reflective);

12) последовательный (англ. Logical; consistent; rational);

13) любящий (англ. Loving; affectionate and tender);

14) верный (англ. Loyal; faithful to friends or the group);

15) послушный (англ. Obedient; dutiful; respectful);

16) вежливый (англ. Polite; courteous and well-mannered);

17) ответственный (англ. Responsible; dependable and reliable);

18) сдержанный (англ. Self-controlled; restrained; self-disciplined).

Система ценностей М. Рокича характеризовалась её критиками как произвольный и субъективный набор ценностей, сам М. Рокич считал свою работу «интуитивной». Однако, исследования, использующие более широкий набор ценностей, в целом подтвердили результаты М. Рокича. Так, В.А. Брэйтуэйт и Ло в 1985 году использовали набор из 54 «целей жизни» и 71 «способа поведения», но после анализа смогли свести результаты к 19 измерениям, которые в целом хорошо согласуются с ценностями М. Рокича. К 1991 году типичные пробелы, найденные у М. Рокича, включали отсутствие ценностей «справедливость» и «здоровье» (последнее было позже добавлено М. Рокичем в его систему).

Критиковался также подход М. Рокича, при котором каждой ценности соответствовал один элемент опроса. При таком отдельном элементе опроса (англ. single issue) подходе неизбежны ошибки из-за непонимания вопроса и других проблем, почему социологи и предпочитают опросники, в которых каждому понятию соответствует много вопросов. Однако, простота подхода М. Рокича позволяет проводить опросы быстро и повторять их, одновременно сохраняя одни и те же повторяющиеся ошибки допущения неточночтей. При проведении повторных опросов некоторые исследователи обнаружили плохую корреляцию результатов после перерыва в один год.

Культурная карта мира Р. Инглхарта К. Вельцеля, построенная социополитическими учеными Рональдом Инглхартом (англ. Ronald Inglehart) и Кристианом Вельцелем (нем. Christian Welzel) на основе исследования мировых ценностей

Абстрактность понятий, использованных М. Рокичем, приводит также к трудностям при сравнительном исследовании разных культур, многие исследователи показали чрезвычайную трудность сравнения результатов опроса в разных культурных контекстах, что отчётливо и демонстрирует Культурная карта мира Р. Инглхарта – К. Вельцеля, построенная социополитическими учёными – американским социологом и политологом, создателем социологической теории постматериализма Рональдом Франклином Инглхартом (встречается также транслитерация Инглегарт (англ. Ronald Franklin Inglehart), родился 5 сентября 1934 года, Милуоки, Висконсин, США) и немецким политологом в Люнебургском университете «Лёйфана» (нем. Die Leuphana Universität Lüneburg) и директором по исследованиям Ассоциации исследовательского проекта «Всемирный обзор ценностей» (англ. World Values Survey, WVS), объединяющего социологов по всему миру, которые изучают ценности и их воздействие на социальную и культурную жизнь, Кристианом Вельцелем (нем. Christian Welzel, родился 25 марта 1964 года, Саарбрюккен, Саар, ФРГ) на основе исследования ценностей, являющихся таковыми у самых различных народов мира.

Как показывает названная Культурная карта мира Р. Инглхарта – К. Вельцеля общечеловеческих ценностей в принципе пока нет, и они могут не возникнуть даже и в отдалённой перспективе, что предопределяется расовыми, культурными, цивилизационными, географическими, климатическими и прочими условиями развития самых различных народов мира.

Вместе с тем, так называемые «общечеловеческие ценности» навязывались извне «коллективным Западом» и вошедшим с ним в союз Клубом «Проект К-17» народам, проживавшим в государствах, входящих в Организацию Варшавского договора (ОВД, также Организацию Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 14 мая 1955 года), как сама собой единственно разумная универсальная система ценностей для всего человечества. Таким образом, так называемые «общечеловеческие ценности» были всего лишь политическим клише (идеологическим клише, пропагандистским клише) «коллективного Запада» и ничем более того. Вместе с тем, они оказались чрезвычайно важным элементом разрушения СССР, ОВД и действовавшей в 1949 – 1991 годах межправительственной экономической организации Совет экономической взаимопомощи (СЭВ).

 

http://zavtra.ru/blogs/pogovorim_ob_ideologii_ideologemah_ideologicheskih_klishe_i_sistemah_tcennostej