Автор: Аганин А.
Миростроительство Категория: Аганин Андрей
Просмотров: 2881

27.12.2018 Кое-что об оккультисте Джоне Ди, его сыне Артуре Ди и участии того в Смутном времени на Руси

  

Такова судьба этих оккультистов, оказавших немаловажную роль на отравление Ивана IV Грозного и проникновение оккультизма в умы тогдашней элиты России. 

 

 По словам Шарлотты Фелл Смит, этот портрет был написан, когда Джону Ди было 67 лет. Он принадлежал его внуку Роуланду Ди, а затем Элиасу Эшмолу, который оставил его Оксфордскому университету

 1. В истории оформления британской имперской идеологии центральное место принадлежит Джону Ди (John Dee, 1527 – 1608 годы) – известному английскому мыслителю, географу и математику. С именем Джона Ди связывают разработку концепции, легшей в основу позднейших колониальных империй, представления об особом предназначении Нового Света, а также попытку соединить магию с мировой политикой. Как утверждала Светлана Тамбовцева в комментарии к моей статье «Что_такое_оккультизм?» от 19 декабря 2018 года в списке значимых людей, высоких интеллектуалов, которые причастны к мистическим доктринам, кто-то сознательно служил тёмным силам, преднамеренно, но большая часть – обманутые и обманувшиеся люди, которые были искренне уверены, что жизнь свою посвящают на благо всему человечеству. К таким очень спорным фигурам может быть отнесён и этот самый британец Джон Ди.

Джон Ди, иногда Дии (англ. John Dee; 13 июля 1527 года, Тауэр Уард, Лондон, Англия – 26 марта 1609 года, Мортлэйк, Лондон, Англия) – английский математик, географ, астроном, алхимик, герметист и астролог валлийского происхождения. У нас очень часто говорят об англосаксах, имея при этом в виду элиты Соединённого Королевства или даже элиты США. На самом деле, элиты этих двух государств гораздо пестрее в национальном и религиозном аспектах, чтобы их считать англосаксонскими, это в корне неверно. Так, один из прародителей британской разведки и британской идеологии Джон Ди был кельтом, точнее, валлийцем, однако этот валлиец по праву может быть отнесён к британской элите, да и родился и умер он, как это не покажется странным, именно в Лондоне, с 100 года н.э. – столице римской Британии, с XI – XII столетий – столице Англии, с 1707 года – столице Великобритании, с XVI по XX век – столице Британской империи. И вся британская элита англосаксонской является лишь примерно наполовину, американская элита является англосаксонской примерно на 40 процентов.
Джон Ди родился 13 июля 1527 года в Тауэр Уарде (Лондон). Единственный сын Роланда Ди, торговца тканями, занимавшего также незначительный пост при дворе, и Джоанны Уайлд. Семья Ди имела валлийское происхождение; фамилия Ди происходит от валлийского слова du, значение которого – «чёрный».
С 1535 года Джон Ди посещал школу в Челмсфорде в графстве Эссекс; в ноябре 1542 года он поступил в кембриджский Сэйнт-Джон Колледж, где изучал латынь, древнегреческий, философию, геометрию, арифметику и астрономию. По утверждению биографов, Джон Ди отдавал занятиям по 18 часов в сутки, оставляя себе лишь 4 часа на сон и 2 часа на приём пищи. Главной его страстью была математика. Также увлекался механикой, интересовался картографией и навигацией.
В 1546 году Джон Ди занялся астрономическими наблюдениями и составлением астрологических прогнозов. В том же году он получил степень бакалавра и стал членом совета колледжа. В декабре того же года Джон Ди вошёл в совет новосозданного Тринити Колледжа, вскоре ставшего самым крупным из колледжей Кембриджа.
Будучи недовольным научной атмосферой в Англии, Джон Ди в 1548 – 1551 годах отправился в путешествие по Европе. 24 июня 1548 года он прибыл во фламандский город Лёвен (нидерл. Leuven [ˈløːvə(n)], местн. Leive, нем. Löwen, в русскоязычной литературе широко распространено также его валлонское (французское) название Луве́н (фр. Louvain, валлон. Lovin)), где находился один из крупнейших католических университетов Европы. Там Джон Ди работал в сотрудничестве с Геммой Фризиусом и Герардом Меркатором. Последний вскоре стал его близким другом, Г. Меркатор и Джон Ди вместе конструировали новые модели Вселенной. В Лёвене Джон Ди написал два трактата по астрономии.
В 1550 году Джон Ди совершил поездку в Брюссель для знакомства и обмена опытом с тамошними математиками. По-видимому, именно в это время он познакомился и подружился с Педро Нуньесом. В том же году Джон Ди отправился в Париж, где читал лекции по Началам Эвклида. Несмотря на молодой возраст, Джон Ди показал себя блестящим лектором. Его выступления пользовались огромной популярностью. В следующем, 1551 году, Джон Ди получил предложение занять в Париже должность профессора математики, но ответил отказом.
Вернувшись в Англию, в феврале 1552 года поступил на службу к I-му графу Пембрука, а в конце того же года – к герцогу Нортумберленда. На службе у последнего он написал трактат о приливах. В том же году Джон Ди познакомился в Лондоне с Джероламо Кардано: Джон Ди и Дж. Кардано вместе занимались проблемой вечного двигателя, а также изучением драгоценного камня, якобы имевшего волшебные свойства.
В 1553 году, после прихода к власти католички Марии I Тюдор, в Англии начались репрессии против протестантов. В августе того же года был арестован отец Джона Ди – Роланд Ди. Вскоре он был отпущен на свободу, но его финансовые сбережения были конфискованы. Значительное наследство, которое позволило бы Джону Ди до конца жизни посвятить себя научным изысканиям, не заботясь о пропитании, было потеряно.
Несмотря на серьёзные финансовые трудности, Джон Ди в 1554 году отказался от предложения занять должность профессора математики в Оксфордском университете. Причиной отказа послужило недовольство Джона Ди системой образования в Англии, в которой, по его мнению, слишком большой упор делался на преподавание риторики и грамматики (вместе с логикой составлявших академический тривиум) в ущерб более сложным искусствам квадривиума (арифметика, геометрия, музыка и астрономия). Такой критичный подход ко многим сторонам жизни является характерным для людей научного или учёного склада ума, который также является крайне эффективным в политике и идеологии, но чрезвычайно не приветствуется системой власти, сложившейся в отечественной властной традиции, что не позволяет России в полной мере демонстрировать всю свою мощь и задавать мировую моду. А в Англии выдающийся учёный Исаак Ньютон по велению тогдашней британской элиты возглавил Монетный двор Англии и привёл в порядок не только денежное обращение в Англии, но и сформировал английскую финансовую систему в конце XVII века, ставшую залогом важнейшего фактора британской мощи в последующие годы.
28 мая 1555 года Джон Ди был арестован «за вычисления» – в ту пору занятия математикой рассматривались обществом как нечто, близкое к колдовству. Возможно, имелись в виду гороскопы, составленные Джоном Ди для Марии I Тюдор и принцессы Елизаветы. Вскоре Джону Ди было предъявлено также обвинение в государственной измене. Джон Ди предстал перед судом Звёздной палаты и сумел оправдаться. Однако вместо освобождения он был направлен к радикально настроенному католическому епископу Боннеру для религиозного допроса. Джон Ди, протестант по убеждениям, сумел оправдаться и на этот раз и в августе, после трёх месяцев заключения, был освобождён. Более того, через некоторое время он стал товарищем «кровавого Боннера». После ареста Джон Ди потерял свои источники дохода; примерно в то же время скончался его отец, не оставив сыну практически никакого наследства. К тому же, теперь Джону Ди приходилось скрывать своё вероисповедание. Джон Ди всячески дистанцировался от конфликта католиков и протестантов и, судя по всему, был вполне лоялен католическому режиму, подвергшему его суду. Существует, однако, версия, согласно которой Джон Ди действовал как шпион протестантов при дворе. Неприятности с властью преследовали Джона Ди всю его жизнь.
15 января 1556 года Джон Ди представил Марии I Тюдор захватывающий план учреждения Королевской библиотеки, в которой предполагалось собрать все важные книги по всем отраслям знания. План Джона Ди был отвергнут, и вместо этого учёный принялся за составление личной библиотеки в своём доме в Мортлэйке (англ. Mortlake). Несмотря на финансовые затруднения, Джон Ди увлечённо собирал научные труды по всей Европе. Его библиотека, уже при его жизни ставшая крупнейшей в Англии, привлекала многих учёных того времени и превратилась в крупнейший научный центр за пределами университетских стен.
В 1558 году после смерти Марии I Тюдор на престол вступила Елизавета I Английская, восстановившая в Англии протестантизм. Джон Ди быстро оказался в фаворе у новой королевы, что довольно-таки странно, учитывая его сотрудничество с прежним режимом (отсюда предположение о шпионской миссии Джона Ди). Елизавета I  Английская сделала Джона Ди своим личным астрологом и советником в делах науки; Джон Ди сам назначил наиболее благоприятную дату коронации Елизаветы I Английской на основании составленного им гороскопа.
2. В 1561 году дополнил и расширил «Основы искусств» –  знаменитую книгу по математике Роберта Рекорда. В 1564 году подтвердил свой статус «великого волшебника», издав свою самую известную и амбициозную книгу по Каббале и геометрической магии, озаглавленную Monas hieroglyphica («Иероглифическая монада»), в том же году поселился в Мортлэйке (неподалёку от Ричмонда), его дом превратился в неформальную академию для поклонников герметизма елизаветинских времён. Здесь были комнаты для хранения научных приборов, помещения для проживания студентов и библиотека, занимавшая около 5 комнат. Библиотека Джона Ди охватывала всё Возрождение и являлась одной из самых больших научных библиотек Англии. В 1570 году написал предисловие к английскому переводу Евклида. В 1576 году вместе с Мартином Фробишером пересёк Атлантику в поисках легендарного северного пути на Восток. В 1577 году была издана его книга «Искусство навигации», в которой выступал за создание постоянно действующего британского флота. В 1582 году Джон познакомился с Эдвардом Келли, вместе с которым занимался сеансами ясновидения, и судя по его дневникам – контактировал с некими Ангелами, от которых получал указания по созданию системы магии, которая в наше время известна под названием «Енохианской Магии». В 1583 году реформировал для Англии юлианский календарь и отправился на континент. В 1584 году жил в Праге под покровительством Рудольфа II, императора Священной Римской империи, интересовавшегося герметикой, в 1585 году посетил Краков, где объяснил принципы герметической магии королю Польши, в 1586 году вернулся в Прагу.
Джон Ди долгое время был доверенным лицом английской королевы Елизаветы I. С одной стороны он готовил для нее астрологические прогнозы, а с другой стороны был непосредственно вовлечён в тайную внешнюю политику королевы Елизаветы I Английской как в отношениях с Францией, так и в начавшейся борьбе за колонии с Испанией. Интересно, что свои секретные сообщения королеве Елизавете I Английской Джон Ди подписывал псевдонимом «007», откуда и пошло употребление «Агент 007» для Джеймса Бонда в Бондиане для вымышленного персонажа Джеймса Бонда, созданного писателем Яном Флемингом, где Джеймс Бонд является секретным агентом британской разведки MI6 и носит кодовое имя 007.
Именно Джону Ди принадлежит появление самого термина «Британская империя» и разработка концепции прав Англии на колониальные завоевания и доминирование в мире. В 1577 – 1578 годы Джон Ди разрабатывал эту идею в своих трактатах. Под империей Джон Ди понимал совокупность Британии и её колоний. Также Джон Ди подчеркивал важность переселения англичан в колонии и соответствующей миграционной политики государства. Джон Ди подчеркивал, что Британская империя превосходит любую земную монархию со времён сотворения мира и может стать всеобщей монархией.
Поэтому Джон Ди открыто сопоставил нарождающающуюся Британскую империю и с христианским идеалом «мистического универсального града», объединяющего всю землю, и «космополитическим правительством» для управления им. Таким образом, Джон Ди сразу же придавал Британской империи всемирный, глобальный характер. Говорил он в этой связи и о концепции «гражданина мира», о космополитизме в рамках империи. А это приводило к воспитанию имперского чувства и у самих англичан.
Свою имперскую концепцию Джон Ди рассматривал в контексте общего мистического единства мира. В поисках символических «ключей» к пониманию этого единства и преломлению его в том числе в реальной мировой политике, Джон Ди написал, может быть, свой самый известный трактат «Иероглифическая монада».
Важнейшей задачей на пути к созданию империи Джон Ди считал открытие англичанами новых навигационных маршрутов и колонизацию вновь открываемых территорий. Он подробно изучал древние карты мира, детально занимался географией, был знаком с ведущими картографами той эпохи Герардом Меркатором и Абрахамом Ортелиусом.
Все это сделало Джон Ди консультантом британских навигационных проектов. Он был привлечен к составлению маршрута первого английского кругосветного плавания, совершенного Фрэнсисом Дрейком в 1577 – 1580 годах. Также Джон Ди был одним из главных разработчиков так называемого Северо-Западного пути – прохода из Англии в Тихий океан вдоль северного побережья Канады. Джон Ди готовил описание Гренландии и Канады для экспедиций Мартина Фробишера в 1570-е годы, пытавшегося (впрочем, неудачно) пройти этим путём. Идею Северо-Западного пути Джон Ди неоднократно обсуждал и с самой королевой Елизаветой I Английской, и с её ведущими сановниками, в частности с госсекретарем Фрэнсисом Уолсингэмом.
Помимо практических выгод Джон Ди подчёркивал и мистическое значение присоединения к Британской империи территорий Нового Света (главным образом, Гренландии и Америки), рассматривая их как новую землю обетованную, как достигнутые «острова блаженных» из средневековых мифов. Истоки идей о своего рода «Америке духа», позднее распространившиеся в пуританских кругах, во-многом берут своё начало в работах Джона Ди.
Важный акцент делал Джон Ди и на том, что первым завоевателем островов вокруг Гренландии легенды называли ещё короля Артура и его рыцарей Круглого Стола, странствовавших по миру в поисках Святого Грааля. А поскольку Артур был английским королём, то именно Англии и принадлежит право распоряжения Новым Светом.
Одновременно с этим Джон Ди разрабатывал и Северо-Восточный путь – дорогу в Китай через Северный Ледовитый океан и связанные с этим торговые контакты англичан с Россией. В 1570 – 1980-е года он взаимодействовал с «Московской компанией» (Muscovy Company), специально учреждённой англичанами в 1555 году для торговли с Россией, и готовил по её заказу морские карты и возможные пути навигации. Встречался Джон Ди и с Ричардом Ли, который позднее, в 1600 году, стал официальным посланником Елизаветы I Английской в России, плававшим через Архангельск на переговоры с делегацией царя Бориса Годунова. На них Р. Ли, впрочем, безуспешно, пытался убедить царя разрешить англичанам торговлю с Персией через Россию.
Начиная с 1581 году Джон Ди проводил регулярные магические ритуалы вызывания ангелов в хрустальном камне. Для этого он пользовался услугами медиумов – сначала Барнабы Саула, а затем в течение долгого времени – Эдварда Келли. Об этих ритуалах Джон Ди оставил подробные записи в своем дневнике. Ритуалы бесед с ангелами Джон Ди использовал и для выяснения будущего британской колониальной империи. В частности, основываясь на магических выкладках, он предсказывал для англичан успешный исход битвы с испанской «Непобедимой Армадой». Более того, Джон Ди пытался и самих ангелов настроить на службу британской короне.
Естественно, можно по-разному относиться к свидетельствам Джон Ди о его контактах с ангелами, об особой власти над миром, которую они могут даровать. Этому можно верить или нет. С исторической же точки зрения в любом случае необходимо подчеркнуть, что на фоне множества магов, астрологов, алхимиков, оккультистов, пытавшихся влиять на мировую политику, предложения Джона Ди представляются одними из наиболее целостных и оказавших значительное влияние на развитие политической мысли в Европе. Поэтому его деятельность и в этом плане заслуживает серьёзного внимания.
Из разговоров с ангелами Джона Ди получил подтверждение собственного высшего предназначения для познания тайн мира. Так, 11 марта 1582 года архангел Уриэль сказал ему: «Иди вперед: Бог благословил тебя ... Весь мир начинается с твоих деяний ... Ангелы в моей власти будут в твоем распоряжении». Через несколько дней (14 марта 1582 года) архангел Михаил показал Джону Ди магическое Кольцо власти над миром (меч архангела внезапно стал огненным, и из этого пламени появилось Кольцо). Михаил заявил, что никто из людей вплоть до Джона Ди не видел этого Кольца со времён древнееврейского царя Соломона, и что с магической помощью этого кольца Джона Ди сможет получить всемирное могущество.
Помимо кольца власти ангелы передали Джону Ди и священный Камень власти (магический кристалл для контактов с высшей силой), «самую сокровенную часть римского наследства». С этим Камнем власти, как сказал Джону Ди ангел Кармара, он превзойдёт всех королей земли. Этот Камень власти был передан в руки Джону Ди ангелом, появившимся из западного (закатного) окна его комнаты, что послужило поводом для названия романа Густава Майринка о Джоне Ди – «Ангел западного мира». Отметим также, что в этой истории с получением священного Камня власти вполне очевидны и ассоциации со Святым Граалем.
В ходе таких сеансов ангелы открыли Джону Ди и особый язык, на котором высшие силы общались между собой и обращались к Богу. Технически, контакт Джона Ди с ангелами происходил в мыслях его медиума, и медиум воспринимал высказывания ангелов на своём родном языке, по-английски. Также в этих видениях ангелы использовали для Джона Ди буквы и фразы из древнееврейского и латыни. Но 26 марта 1583 года ангелы начали открывать Джону Ди свой особый язык, передавая его буквы. Они особо подчеркнули, что ни один человек ещё не понимал этот язык, кроме Адама до его грехопадения.
Впрочем, несмотря на эту фразу, зафиксированную в дневнике Джону Ди, его позднейшие комментаторы предполагают, что этот язык был изначальным всемирным языком людей, который исчез после описанного в Библии разрушения Вавилонской башни и появления разных человеческих языков. Также Джон Ди предполагал, что на этом языке разговаривал с Богом библейский провидец Енох. Поэтому сам язык получил в историографии название енохианского или ангельского.
Всего ангелы передали для Джона Ди девятнадцать заклинаний на этом языке (около 250-ти слов). Изучавшие его современные лингвисты отметили, что начертание букв «ангельского» языка походило на буквы древнеэфиопского языка (ныне геэз – священного языка эфиопской церкви). Что касается лексики, то выделялись небольшие параллели с санскритом (древнеиндийским) и древнеегипетским языками, – то есть, одними из древнейших известных человеческих языков. Отдельные слова имели много общего с ивритом, латынью, имелись и славянские корни. Джону Ди было также дано понять, что знание и использование этого языка даёт человеку мистическую власть над миром.
В течение 1583 – 1987 годов Джон Ди, убеждённый, что с помощью ангельской силы можно оказывать влияние на реальную мировую политику, предлагал такого рода услуги как английской королеве Елизавете I Английской, так и ряду других государей Европы. Императору Священной Римской Империи Рудольфу II он предложил с помощью ангельского вмешательства победить турок. Польскому королю Стефану Баторию – укрепить положение Польши в мире. Через ангелов он получал предсказания о будущем англо-испанских отношений, которые сообщал в письмах к английскому двору.
В дневниках Джона Ди сохранились свидетельства, что в этот период через английских купцов, возвращавшихся из России, к нему поступило предложение поступить на службу к рускому царю Фёдору Иоанновичу. По отзывам этих купцов, царь ожидал от Джона Ди консультаций не только по магии, но и по географии – для начавшегося русского освоения Севера и Сибири. Впрочем, в реальности предложения Джона Ди соединить магию с мировой политикой не были востребованы ни в Англии, ни в континентальной Европе. В последние годы своей жизни он удалился от большой политики.
3. Джон Ди вернулся в Англию в 1589 году. За шесть лет его отсутствия библиотека в Мортлэйке, в создание которой Джон Ди вложил столько сил и средств, была разворована, многие ценные книги и научные инструменты утрачены.
Вскоре после возвращения Джон Ди познакомился с Томасом Хэрриотом. Вдвоём они обсуждали предъявленные Т. Хэрриоту и Рэли обвинения в атеизме, а также различные вопросы математики и естественных наук. В 1590 году Т. Хэрриот послал Джону Ди копию одного из своих трудов с надписью «Моему дорогому другу».
В течение нескольких лет Джон Ди пытался добиться назначения на какой-нибудь пост и компенсировать материальные потери, понесённые за время путешествий с Эдвардом Келли. Сперва он добивался назначения на должность Магистра Креста Святого Иоанна. Его прошение было одобрено Елизаветой I Английской, при условии, что своё согласие даст также Архиепископ Кентерберийский. Однако тогдашний Архиепископ Кентерберийский Джон Уитгифт так и не дал своего одобрения.
В 1592 году (или 1596 году) Джон Ди, наконец, был назначен ректором Колледжа Христа в Манчестере. Однако он с трудом справлялся со своими обязанностями, поскольку находившиеся под его началом коллеги не желали подчиняться «злому волшебнику». Вполне возможно, что Елизавета I Английская назначила Джона Ди на этот пост в первую очередь для того, чтобы удалить его из Лондона.
В 1605 году в Манчестере разразилась чума, унёсшая жизни жены Джона Ди и нескольких его детей. Джон Ди переехал в Лондон, где и умер в бедности в конце 1608 году или в начале 1609 года.
Джон Ди был трижды женат и имел восемь детей. Его старший сын, Артур Ди также занимался алхимией и герметической философией. Джон Обри даёт следующее описание внешности Джона Ди: «Он был высок и худощав. Он носил халат, подобный тем, что носят художники, с раскрытыми от локтя рукавами и длинным разрезом. Очень ясное, румяное лицо… длинная молочно-белая борода. Очень красивый человек».

 

Джон Ди и Эдвард Келли вызывают духа

4. Несмотря на всю свою оккультистскую деятельность, Джон Ди был набожным христианином по форме, но в его мировоззрении немалую роль играли философские доктрины герметизма, платонизма и пифагорейства, широко распространившиеся в эпоху Ренессанса.
Джон Ди верил, что число есть основа и мера всех вещей во Вселенной, и что сотворение мира Господом было «актом исчисления». Из герметической философии Джон Ди вынес представление о том, что человек потенциально способен обрести божественную силу; при этом он верил, что божественности можно достичь, в совершенстве познав математику. Для Джон Ди упражнения в каббале и вызывании ангелов (которые были основаны на нумерологии) и углублённые занятия навигацией и другими приложениями математики нисколько не противоречили друг другу, как мы можем полагать сегодня; напротив, они представляли собой два взаимосвязанных аспекта одной и той же деятельности.
Своей целью Джон Ди считал преодоление раскола между протестантской и католической церквями путём обращения к незамутнённой теологии первых веков христианства и создание, таким образом, всеобщей мировой религии.
Енохианская Магия Джона Ди и Эдварда Келли использовалась как один из элементов Посвятительных Ритуалов, и секретных Инструкций в Ордене Золотой Зари. Впоследствии, в наше время, Енохианская магия используется многими практиками оккультизма. В настоящее время в Западных государствах Енохианская магия достаточно широко распространена в кругах людей увлекающихся эзотерикой, и является внушительным наследием, оставленным Джоном Ди миру. По мотивам дневников Джона Ди, описывающих получение системы Енохианской магии, Густав Майринк написал художественный роман «Ангел западного окна». Некоторые авторы приписывают Джону Ди авторство мистификации, известной как рукопись Войнича.
Тем не менее, идеи Джона Ди о Британской империи и её предызбранности к глобальному доминированию не остались в забвении и были восприняты уже на новом переломном этапе развития Великобритании – в конце XIX – начале XX веков, когда англичане приступили к масштабным завоеваниям и колониальному строительству в Индии и Африке. Отголоски колониально-имперской идеологии эпохи великих географических открытий получили своё развитие и позднее, в период расцвета колониальных систем на рубеже XIX – XX веков. И примечательно, что в оба этих периода многие из этих концепций делали акцент на необходимости глобального доминирования наиболее сильной колониальной державы. Наиболее ярким выразителем британских имперских идей в этот период стал предприниматель и политик Сесил Родс. «Я утверждаю, - писал он, - что мы - лучшая нация в мире, и чем большую часть мира мы заселим, тем лучше будет для человечества».

 

Портрет Артура Ди

5. Артур Ди, на русский манер Артемий Иванович Дий (англ. Arthur Dee; 13 июля 1579 года, Мортлэйк, Лондон, Англия – сентябрь или октябрь 1651 года, Норвич, Англия) – английский врач и алхимик, сын Джона Ди. Некоторое время жил и работал при дворе царя Михаила Фёдоровича в Москве.
Артур Ди был старшим сыном Джона Ди и его второй жены Джейн Фромонд. Уже в восемь лет помогал отцу в магических ритуалах. Обучался в Вестминстерском колледже, после его окончания учился в Оксфорде, но не получил никакой учёной степени. После этого он поселился в Лондоне и практиковал медицину. Примерно в то же время женился на Изабелле Прествич, дочери манчестерского судьи.
Затем, по рекомендации короля Якова I, поступил врачом на службу к русскому царю Михаилу Фёдоровичу Романову. Проживал в России, по большей части в Москве, около четырнадцати лет. В России же написал свою самую известную работу по алхимии, Fasciculus Chemicus.
В 1637 году, после смерти своей жены, Артур Ди вернулся в Англию, где стал придворным врачом короля Карла I. Последние годы своей жизни после выхода на пенсию Артур Ди провёл в Норвиче, где стал близким другом писателя сэра Томаса Брауна. Его отношения с Т. Брауном мало изучены, один литературный критик размышляет об этих отношениях: «Мало что известно об этом сыне Ди; нельзя не задаться вопросом, однако, насколько сильно он мог повлиять на Брауна, который был одним из величайших литературных представителей семнадцатого века типа оккультной философии, в которую были погружены оба Ди».
Умер Артур Ди умер в сентябре или октябре 1651 года и был похоронен в церкви Святого Георгия, Томбланд, Норвич, завещав Т. Брауну основную часть своих книг и манускриптов. У Артура Ди было семеро сыновей и шесть дочерей. После его смерти большая часть алхимических рукописей и книг Артура Ди также была завещана сэру Т. Брауну.
Артур Ди был старшим сыном Джона Ди от его третьей жены Джейн, дочери Бартоломью Фромонда из Восточного Чима в графстве Суррей, и родился в Мортлэйке 13 июля 1579 года. Он сопровождал своего отца в путешествиях по Германии, Польше и Богемии. После его возвращения в Англию он был помещён в Вестминстерскую школу 3 мая 1592 года под руководством Эдварда Гранта и Кэмдена. Энтони Вуд был проинформирован о том, что он впоследствии учился в Оксфорде, но он не получил никакой степени, и его колледж неизвестен.
Поселившись в Лондоне с намерением заниматься «физикой» (медициной), он выставил у дверей своего дома список лекарств, которые, как говорили, являются определённым лекарством от многих болезней. Цензоры Коллегии врачей вызвали его, чтобы предстать перед ними; но неизвестно с каким исходом. Направляясь в Манчестер, Артур Ди женился на Изабелле, дочери Эдварда Прествича, мировом судье.
В начале XX-го века якобы Григорий Распутин украл ряд переводов Артура Ди писаний его отца на русский язык. Позже они были возвращены семьей Романовых и возвращены в Императорскую библиотеку в Москве.
Такова судьба этих оккультистов, оказавших немаловажную роль на отравление Ивана IV Грозного и проникновение оккультизма в умы тогдашней элиты России.

 

http://zavtra.ru/blogs/koe-chto_ob_okkul_tiste_dzhone_di_ego_sine_arture_di_i_uchastii_togo_v_smutnom_vremeni_na_rusi