Автор: Аганин А.
Миростроительство Категория: Аганин Андрей
Просмотров: 2926

23.01.2019 Поговорим о харизме, харизматических движениях, харизматических культах и харизматических лидерах

  

Слово χάρισμα употреблялось в древнегреческой мифологии для обозначения способности притягивать к себе внимание. Харитами назывались древнегреческие богини красоты, грации и изящества. 

Хари райя пентакоста

(PENTAKOSTA эмблема/логотип : языки пламени и голубь; голубь цвет: белый серебряный; языки пламени краями: желтый; Смысл: вот, к семи языками пламени, которые символизируют семь светильников огненных, а именно семь духов Божиих (откровение 4:5) образуют цикл, который представляет собой субстанционально, бессмертие. Голуби и язычок пламени относится к событиям излияние Святого Духа в день Пятидесятницы (деяния 2:2-3))

1. Харизма (от др.-греч. χάρισμα – дар (от Бога) – «помазание») – особая одарённость, исключительность личности в интеллектуальном, духовном, или каком-нибудь другом отношении, способность взывать к сердцам (определение из современного словаря советского и российского лингвиста, специалиста в области лексикологии, семантики, стилистики, лексикографии и социолингвистики Леонида Петровича Крысина (родился 6 июня 1935, Москва, СССР)). В словаре советского и российского филолога и переводчика Николая Георгиевича Комлева (30 декабря 1924 года, село Гари Пучежского района Ивановской области, СССР – 10 декабря 1998 года, Москва, СССР) также упоминается: высокая одарённость, личная притягательность. Харизматичный – характеризующийся харизмой.

Обычно под харизмой понимают совокупность эмоционально-психических способностей человека, благодаря которым его оценивают как одарённого особыми качествами, при этом, зачастую, он не имеет каких-либо особенных внешних данных.

2. Слово χάρισμα употреблялось в древнегреческой мифологии для обозначения способности притягивать к себе внимание. Харитами назывались древнегреческие богини красоты, грации и изящества.

В христианстве обозначает «дар Бога». В церковнославянских и русских переводах новозаветных и иных текстов обычно передаётся словом «благодать»; в английском языке – «grace».

В католическом богословии оно употреблялось в значении «исключительно духовное свойство, ниспосылаемое Богом кому-либо ради блага церкви».

3. В христианском богословии «харизма» является термином, обозначающим незаслуженный дар (или благословение), который Бог даёт человеку. Значимость этих духовных даров заключается в том, что они выводят верующего за рамки естественных возможностей и, таким образом, делают его способным к осуществлению особого задания, к которому Бог призвал человека.

В более узкоспециализированном смысле, «харизма» – это сверхъестественное проявление Святого Духа в верующем человеке, предназначенное для назидания церкви (1Кор. 14:12) и для личного духовного назидания (1Кор. 14:4). Согласно Библии, существует девять сверхъестественных даров Святого Духа; об этом говорится в 1-ом послании к Коринфянам 12:8 – 11: «Но каждому даётся проявление Духа на пользу. Одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Всё же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно».

Считается, что ключом к пониманию этих девяти даров Святого Духа является слово «проявление» (см. 1Кор. 12:7). Сам Дух Святой, обитающий внутри верующего, невидим. Но, благодаря действию даров через верующего, Дух Святой являет Себя органам чувств человека. Говоря иначе, каждый из этих даров является сверхъестественным проявлением Духа Святого, живущего в верующем и действующего через него. И поскольку эти дары являют не верующего, но личность Духа Святого, то все они сверхъестественны по своему характеру. И в каждом случае результаты более высокого уровня, чем уровень способностей самого верующего. Все они возможны, как утверждается, только благодаря непосредственному действию Духа Святого. Посредством этих даров, Дух Святой через верующего проникает из не видимой духовной сферы в физический мир пространства и времени и влияет на него. При этом, проявление даров зависит не от человека, но от суверенной воли Святого Духа: «разделяя каждому особо, как Ему угодно».

В пятидесятничестве и харизматическом движении, где харизмам Святого Духа придаётся усиленное внимание, проявления Духа общепринято классифицировать по трём группам:

    дары речи (дары, которые действуют через органы речи верующего) – пророчество, разные языки и истолкование языков.

    дары откровения (дары, дающие тайные знания о ком-либо или о чём-либо) – слово мудрости, слово знания и различение духов.

    дары силы (дары, которые демонстрируют сверхъестественную силу Божью в физической реальности) – вера, дары исцелений и чудотворения.

 

Эрнст Трельч

4. В социологию термин «харизма» ввёл немецкий лютеранский теолог и философ культуры Эрнст Трёльч (нем. Ernst Troeltsch, 17 февраля 1865 года, Хаунштеттен Пруссия – 1 февраля 1923 года). Понятие харизматического авторитета занимало важное место в контексте анализа идеальных типов государств немецким социологом, философом, историком, политическим экономистом Максимилианом Карлом Эмилем Вебером (нем. Maximilian Carl Emil Weber, известным как Макс Вебер (нем. Max Weber), 21 апреля 1864 года, Эрфурт, Пруссия – 14 июня 1920 года, Мюнхен, Германия). По его классическому определению: «Харизмой называется качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается, как одарённая сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, не доступными другим людям».

Максимилиан Карл Эмиль Вебер в 1894 году

Согласно другой точке зрения, харизма – это не врождённое или магическое качество личности, а результат особого невербального поведения, которому можно научиться. Причиной, по которой харизма считается врождённым качеством, может быть то, что харизматичное поведение, как правило, проявляется и закрепляется на ранних этапах жизни, становясь инстинктивным.

Чувство юмора, сообразительность и быстрота реакции – эти качества есть у каждого харизматика по мнению Николая Овчарова, автора книги «Мастер публичных выступлений» (2017 год).

Феномен харизмы имеет место в малых и особенно больших группах, где наблюдается персонификация идеалов в процессе сплочения. Харизма чаще всего возникает в экстремальных исторических условиях, когда формируется соответствующая социально-психологическая потребность.

Харизматики – это знаменитые государственные и военные деятели, такие, как Чингисхан (монг. Чингис хаан, собственное имя – Тэмуджин, Темучин, Темучжин (монг. Тэмүжин), около 1155 или 1162 года – 25 августа 1227 года) или Наполеон I Бонапарт (итал. Napoleone Buonaparte, франц. Napoléon Bonaparte, 15 августа 1769 года, Аяччо, Корсика – 5 мая 1821 года, Лонгвуд, остров Святой Елены). В XX веке среди таких деятелей – Адольф Гитлер (нем. Adolf Hitler, 20 апреля 1889 года, деревня Рансхофен (ныне – часть города Браунау-ам-Инн, Австро-Венгерская империя – 30 апреля 1945 года, Берлин, Германский рейх), Бенито Амилькаре Андреа Муссолини (итал. Benito Amilcare Andrea Mussolini, 29 июля 1883 года, Предаппио, Эмилия-Романья – 28 апреля 1945 года, Джулино-ди-Медзегра, Медзегра, Ломбардия), Франклин Делано Рузвельт (англ. Franklin Delano Roosevelt, в США также известен под инициалами – ФДР (англ. FDR), 30 января 1882 года, Хайд-Парк, штат Нью-Йорк, США – 12 апреля 1945 года, Уорм-Спрингс, штат Джорджия, США), сэр Уинстон Леонард Спансер-Чарчилль (англ. Sir Winston Leonard Spencer-Churchill, 30 ноября 1874 года, Бленхеймский дворец, Вудсток, Оксфордшир, Великобритания – 24 января 1965 года, Лондон, Великобритания), Владимир Ильич Ульянов (основной псевдоним Ленин; 10 (22) апреля 1870 года, Симбирск, Симбирская губерния – 21 января 1924 года, усадьба Горки, Московская губерния), Иосиф Виссарионович Сталин (настоящая фамилия – Джугашвили, груз. იოსებ ჯუღაშვილი, 6 [18] декабря 1878 года (по официальной версии 9 [21] декабря 1879 года), Гори, Тифлисская губерния, Российская империя – 5 марта 1953 года, резиденция высокопоставленных партийных и государственных деятелей СССР «Волынское», Кунцевский район, Московская область, РСФСР, СССР)Лев Давидович Троцкий (псевдоним, также: Перо, Антид Ото, Л. Седов, Старик и другие, имя при рождении – Лейба Давидович Бронштейн, 26 октября [7 ноября] 1879 года, Яновка, Херсонская губерния, Российская империя – 21 августа 1940 года, Койоакан, Мексика), Мохандас Карамчанд «Махатма» Ганди (гудж. મોહનદાસ કરમચંદ (મહાત્માગાંધી, хинди मोहनदास कर्मचन्द (महात्मागान्धी, англ. Mohandas Karamchand "Mahatma" Gandhi, 2 октября 1869 года, Порбандар, Гуджарат – 30 января 1948 года, Нью-Дели), Мустафа Кемаль Ататюрк, Гази Мустафа Кемаль-паша (тур. Mustafa Kemal Atatürk), 1881 год – 10 ноября 1938 года), римский папа Святой Иоанн Павел II (лат. Ioannes Paulus PP. II, итал. Giovanni Paolo II; до интронизации – Кароль Юзеф Войтыла, польск. Karol Józef Wojtyła,  18 мая 1920 года, Вадовице, ныне Малопольское воеводство, Польская Республика – 2 апреля 2005 года, Ватикан) и Мартин Лютер Кинг-младший (англ. Martin Luther King Jr., 15 января 1929 года, Атланта, штат Джорджия, США – 4 апреля 1968 года, Мемфис, штат Теннесси, США). Свойство харизмы относительно безразлично к роду деятельности и её морально-этическому содержанию: харизматическим лидером с равным успехом может быть и святой, и преступник.

Обиходное выражение «у него есть харизма» означает, что человек производит на окружающих сильное впечатление, они поддаются его влиянию и готовы следовать за ним.

Вопреки распространённому заблуждению, этот термин не должен применяться для описания или упоминания характеристик неодушевлённых предметов. Например, неверно говорить: «харизматичный дизайн», – правильно: «впечатляющий дизайн».

5. Харизматическое движение (англ. Charismatic movement от греч. χάρισμα «дар <благодати>; дарование») – движение внутри христианства, в основном среди протестантских общин, но также получило распространение среди католиков, провозглашающее, что в его деятельности в соответствии с 1Кор. 12:7 – 10 проявляются дары Святого Духа – исцеление, пророчество, различение духов, чудотворение, иные языки. Во многом учение и богослужебная практика пересекается с пятидесятничеством, но существуют и определённые различия.

6. Термин «харизматическое движение» описывает происходящее в настоящее время международное и межденоминационное христианское движение, в котором индивидуальные, исторически сложившиеся христианские общины принимают верования и практики, сходные с пятидесятническими, а именно «крещение Духом Святым».

Изначально целью харизматического движения было не основание новых харизматических общин, а распространение харизматического опыта во всех уже существующих христианских церквях различных деноминаций. Позднее данный процесс изменился, и харизматическое движение в большинстве случаев стало распространяться через основание новых независимых общин.

Харизматические церкви утверждают о своей приверженности Апостольскому и Никео-Цареградскому символу веры.

В России сами «харизматы» обычно называют себя христианами веры евангельской (пятидесятники). В некоторых регионах для того, чтобы не путать пятидесятников (также ХВЕ) и «харизматов», последние называют себя христианами евангельской веры (также ХЕВ).

7. Харизматическое движение представляет собой совокупность религиозных союзов и независимых религиозных организаций, имеющих, в основном, схожие богословие и форму проведения богослужений.

Среди представителей харизматического движения «Движение веры» (лидеры: Кеннет Эрвин Хейгин (англ. Kenneth Erwin Hagin, 20 августа 1917 года – 19 сентября 2003 года), Орал Робертс (англ. Granville Oral Roberts, 24 января 1918 года – 15 декабря 2009 года), Кеннет Макс Коупленд (англ. Kenneth Max Copeland, родился 6 декабря 1936 года) и его третья супруга Глория Коупленд (англ. Gloria Copeland, урождённая Глория Нис (англ. Gloria Neece), родилась 12 февраля 1942 года), Джерри Савелл (англ. Jerry Savelle, родился 24 декабря 1946 года), Джесси Дуплантис (англ. Jesse Duplantis, родился 9 июля 1949 года), Крефло Аугустус Доллар-младший (англ. Creflo Augustus Dollar, Jr., родился 28 января 1962 года), Кит А. Батлер (англ. Keith A. Butler, родился в 1955 году), Тауфик Бенедиктус «Бенни» Хинн (англ. Toufik Benedictus "Benny" Hinn, араб. توفيق بندكتوس "بني" الحن‎, родился 3 декабря 1952 года), Джойс Майер (Joyce Meyer, урождённая Полин Джойс Хатчисон (англ. Pauline Joyce Hutchison), родилась 4 июня 1943 года); движение «Католическое харизматическое обновление» (англ. Catholic Charismatic Renewal); движение «Посольство благословенного Царства Божьего для всех народов» (англ. Embassy of the Blessed Kingdom of God for All Nations, также известное как «Посольство Божье» (англEmbassy of God)) Сандея Сунканми Аделаджи (англ. Sunday Adelaja, родился 28 мая 1967 года, Идомила, штат Огун, Нигерия), южнокорейская «Церковь Полного Евангелия Ёыйдо» (кор. 여의도 순복음교회, кит.-кор. 汝矣島純福音敎會, англ. Yoido Full Gospel Church), входящая в Ассамблеи Бога (англ. The Assemblies of God (AG)), также Всемирное братство Ассамблей Бога (англ. the World Assemblies of God Fellowship)); «Движение обновление» («Пробуждение в Торонто» или «Торонтское» благословение (англ. The Toronto Blessing)), Духовный центр «Возрождение» (укр. Духовний центр «Відродження»). Существуют также и многие другие представители харизматического движения.

8. Трудно выделить все особенности вероучения Харизматического движения ввиду того, что оно делится на множество течений. Однако подавляющее большинство организаций Харизматического движения согласны с утверждениями Апостольского Символа веры. Большинство являются тринитариями. Основным отличием харизматического течения является вера в Дары Духа Святого, через которые Бог может являть себя в любом верующем: «Одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков (1Кор. 12:8)            ».

9. Практика глоссолалии является общей как для харизматического движения, так и для пятидесятников. Её суть заключается в убеждении в том, что каждый верующий человек, переживший «Крещение Святым Духом», может получить сверхъестественный дар от Бога говорить (или молиться) на человеческих (таких как, например, английский, немецкий, итальянский и прочие), а также на ангельских языках. Крещение Духом Святым, по мнению харизматов, пятидесятников и других членов пятидесятнического движения, сопровождается знамением говорения на иных языках. Это основано, например, на этих местах из Библии:

«Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками (Мк. 16:17)»;

«Итак языки суть знамение… (1Кор. 14:22)».

Эта вера строится на некоторых местах из Нового Завета, а именно из книги Деяний и 1-го Послания апостола Павла Коринфянам. Так, например во 2-й главе Деяний описывается, как Дух Святой сошёл на Апостолов в День Пятидесятницы: «И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2:4)».

Харизматы, как и пятидесятники, верят, что это особенные языки, на которых может молиться Дух Святой в человеке, а говорить слова человек. Например, это основывается на данном тексте: «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8:26)».

Смысл произнесённой молитвы, по мнению харизматов и пятидесятников, может истолковать Дух Святой в человеке через дар истолкования языков: «А потому, говорящий на [незнакомом] языке, молись о даре истолкования (1Кор. 14:13)».

По мнению критиков харизматического движения – в первенствующей Церкви дар говорения присутствовал, но апостол Павел пишет в своём послании, что дар этот давался не каждому (1Кор.12:10,28-30).

10. Рождение харизматического движения датируется 3 апреля 1960 года. В этот день епископальный священник Деннис Дж. Беннет (англ. Dennis J. Bennett, 28 октября 1917 года – 1 ноября 1991 года) вместо проповеди рассказал своей общине о пережитом им опыте «Крещения Святым Духом» (Д.Дж. Беннет, уже задолго до этого в 1959 году, стал свидетелем того, как некоторые члены его общины получили «Крещение Святым Духом» и начали «говорить на языках»; впоследствии он тоже начинает страстно желать большей близости Божией и в конце концов позволил пятидесятникам возложить на себя руки и он заговорил «на иных языках»). Это заявление произвело среди членов общины замешательство, что привело к смещению Д.Дж. Беннета. Благодаря прессе и телевидению данный случай получил огласку и вскоре Д.Дж. Беннет был завален письмами и приглашениями. Благодаря его активной лекционно-проповеднической деятельности харизматическое движение стало быстро распространяться, а Д.Дж. Беннет был признан его отцом.

Термин «харизматический» был введён американским лютеранским священником Харальдом Бредезеном (англ. Harald Bredesen, 18 августа 1918 года – 29 декабря 2006 года) в 1962 году, чтобы описать то, что происходило в протестантских деноминациях.

Дальнейшее распространение харизматического движения:

    1961 год – лютеранский пастор Ларри Кристенсон (англ. Larry Christenson, 10 марта 1928 года – 26 декабря 2017 года) пережил момент возникновения харизматии в своей общине в Сан-Педро.

    1962 год – англиканский священник Майкл Клод Харпер (англ. Michael Claude Harper, 12 марта 1931 года – 6 января 2010 года) из Лондона испытывал аналогичное харизматическое переживание и основал общину «Источник веры», которая сыграла значительную роль в распространении харизматического движения в Англии. В 1964 году Дэвид Йоханнес дю Плесси (англ. David Johannes du Plessis, 7 февраля 1905 года – 2 февраля 1987 года) принял приглашение Ватикана участвовать во Втором Ватиканском соборе.

    1965 год – в Германии состоялось экуменическое совещание по харизматическому созиданию церкви.

    1966 год – харизматическое движение зародилось и в среде католической церкви в группе студентов-католиков из Дуквенского университета.

    1967 год – харизматическое движение было занесено в католический Университет Нотр-Дам в городе Саусбенд (штат Индиана, США), оттуда движение очень быстро распространилось по всем штатам США и Канаде.

    1969 год – прошла Первая встреча членов движения харизматического обновления в католической церкви, а в 1970 году прошла Вторая встреча, в 1971 – Третья встреча.

    1974 год – в Иерусалиме состоялась международная конференция по теме «Святой Дух». Участие в основном приняли члены пятидесятнических церквей и харизматических церковных групп.

    1973 год – прошёл Первый международный конгресс католическо-харизматического движения, 1975 год – Второй международный конгресс, 1978 год — Третий международный конгресс.

    1981 год – на Берлинском олимпийском стадионе прошло мероприятия под названием «Олимпия-81». Инициатором его был Фолькхард Шпитцер (нем. Volkhard Spitzer, 12 августа 1943 года, Гёппинген, ФРГ), получивший видение о переполненном людьми стадионе.

Приблизительно в 1980 году стало ясно, что харизматическое движение, если брать его в мировом масштабе, уже оставило позади кульминацию своего развития. Продолжением харизматического движения стало движение, которое стали называть «Третьей волной Святого Духа» («Первой волной Святого Духа» считается пятидесятническое движение, «Второй волной Святого Духа» – харизматическое движение), хотя не все придерживаются такой точки зрения и считают «Третью волну Святого духа» следующим этапом становления Харизматического движения, уже ставшим внеденоминационным.

На сегодняшний день самые большие харизматические общины в Европе находятся в Швеции, Норвегии, Финляндии и Италии. В Латинской Америке в Бразилии имеется пять харизматических деноминаций, каждая из которых включает в себя более 2 миллионов человек, в Мексике пятимиллионная организация «Церковь Живого Бога» ((исп. Iglesia del Dios Vivo, англ. Church of the Living God), также «Столп и основание истины» (исп. Columna y Apoyo de la Verdad, англ. Pillar and Ground of the Truth) или «Свет мира» (исп. La Luz del Mundo, англ. The Light of the World)) является самой крупной в мире испаноговорящей харизматической общиной. В Африке харизматическое движение более всего распространено к югу от Сахары, в так называемой Тропической Африке. Харизматическое движение также широко распространено и в США.

Также харизматические общины разделяют большинство догматов протестантизма – об «оправдании верой» и «только Писание» (лат. Sola Scriptura).

11. Первые общины харизматического движения стали появляться параллельно тому, как начиналась перестройка в СССР. Огромную роль в этом сыграл Ульф-Гуннар Экман (швед. Ulf Gunnar Ekman, 8 декабря 1950 года, Гётеборг, Швеция) – основатель и пастор харизматической церкви «Слово жизни» (швед. Livets Ord, англ. Word of Life) из города Уппсала (Швеция) и его помощник Карл-Густав Северин (швед. Carl-Gustaf Severin, родился в декабре 1953 года).

К.-Г. Северин впервые приехал в СССР в 1985 году, в город Ленинград (нынешний Санкт-Петербург). Первое культовое здание было открыто в городе Гатчина (Ленинградская область). В 1988 году, К.-Г. Северин совершил свой приезд в Хакасию.

На сегодняшний день в России образовалось множество независимых общин харизматического движения, часть из них входят в разные харизматические объединения, сохраняя, однако, при этом свою автономность, другие – остаются вне них.

12. В настоящий момент ситуация достаточно сложна. Несмотря на строго консервативную точку зрения целого ряда лидеров в субъектах Российской Федерации, наличие церквей с «новыми формами служения» по всей России не было чем-то необычным для Российской Церкви ХВЕ, хотя с начала 1990-х годов этот общероссийский союз считался традиционно пятидесятническим. Противоречия в среде харизматов и пятидесятников возникают, главным образом, из-за разнящихся взглядов на вопросы миссионерства и проведения служений. Так, харизматы признают и используют новые формы в богослужении и в миссионерской работе, а консерваторы отвергают идеи новых теологических доктрин (где, к примеру, делается акцент на процветании и здоровье), а также слишком эмоциональные, по их мнению, формы служения. Представители консервативного пятидесятнического движения чётко разделяют пятидесятников и харизматов. Отличие этих двух течений епископ нижегородского объединения Церкви Христиан Веры Евангельской Пятидесятников (ЦХВЕП) Евгений Иванович Дулесин (родился 30 июля 1961 года) видит не во внешнем стиле служения, а в разном подходе к учению. Харизматов Е.И. Дулесин считает представителями либерального развития христианской церкви, а пятидесятников видит фундаменталистами, не отходящими от чистоты учения. Харизматы, по его мнению, больше всего заботятся о правах личности гражданина, о том, «…как приспособиться к мирской жизни…», а также допускают возникновение новых учений, таких как учение о богатстве и здоровье.

13. Основные различия харизматической теологии с традиционной пятидесятнической – это понимание причин «рождения свыше», которое, в традиционном понимании, происходит через просвещение, осознание и полное обращение (покаяние), а не через чувственное принятие решения (поверхностное покаяние под воздействием нахлынувших чувств). Также разница состоит в придании акцента в ходе собраний общины действиям, направленным на возможные проявления действия Бога в каждом прихожанине, при этом, как правило, разница состоит в размерах аудитории, которая у традиционных пятидесятников меньше. Согласно доктринам пятидесятнических церквей, в традиционных общинах являются невозможными практики, которые допустимы в харизматических группах:

    молитва за верующих христиан об освобождении от нечистых духов и проклятий;

    «падение под действием Святого Духа»;

    «танцы в духе».

Харизматы, в целом, выступают за внешние нововведения в ход богослужения в церкви, придающие ему «современный» вид и звучание, что, зачастую, категорически осуждается пятидесятниками. Существенная разница касается самой формы проведения богослужений. Харизматические собрания, как правило, достаточно ярко эмоционально окрашены, в ходе литургической части нередко используется ритмичная музыка, популярная в среде молодёжи (диско, рок и тому подобное), в то время, как у пятидесятников богослужения проходят значительно спокойнее. Также различно понимаются вопросы благочестия (отношение к материальным средствам, внешний вид и поведение христианина, семейные отношения и субординация). Некоторые моменты харизматического богословия (например «евангелие процветания»), совершенно неприемлемы с точки зрения консервативных пятидесятников.

Религиоведы по-разному оценивают различия между пятидесятниками и харизматами. Часть религиоведов склонна считать, что это принципиально разные направления в христианстве, другие же относят эти движения в одно целое.

14. Сегодня харизматические церкви пытаются играть довольно активную роль в современном обществе, стремясь оказать на него влияние.

Традиционно широко распространена благотворительность, принимается посильное участие в социальных проектах по месту нахождения той или иной харизматической общины. В различных населённых пунктах представлена сеть пятидесятническо-харизматических организаций, бесплатно помогающих наркоманам и алкоголикам избавиться от своей зависимости. Вместе с тем, деятельность таких организаций подвергается мониторингу правоохранительных органов, что зачастую вызывает недоумение пациентов и их родственников. Как отметил один из участников такого проекта: «…Когда мою 17-летнюю дочь пьяной подбирали на улицах, а потом меня штрафовали за это на 500 рублей, в милиции и прокуратуре по этому поводу никто не переживал. А теперь, когда появилась надежда, что мой теперь уже совершеннолетний ребёнок не умрёт где-нибудь под забором, у меня требуют объяснений…».

Так, одним из подобных реабилитационных центров является реабилитационный центр «Новая жизнь» в годе Кингисепп Ленинградской области. На примере этого центра видно, что, в отличие от коммерческих центров, христианские центры реабилитации помогают любому обратившемуся. Выходцы из центра в Кингисеппе создали 17 новых центров по Российской Федерации (город Смоленск и другие города). Всего в Российской Федерации евангельскими христианами организовано около 300 таких центров. Также, к примеру, согласно статье на сайте «Русский Архипелаг», нижегородская харизматическая организация «Лоза», относящаяся к харизматической «ветви» пятидесятничества, оказывает помощь детским приютам, интернатам, помогает фонду гематологии, проводит детские лагеря для всех желающих. Христианский центр «Восстановление» (город Москва) имеет свой реабилитационный центр в Тверской области, где получают помощь наркоманы и алкоголики. Периодически пятидесятники-харизматы встречают сопротивление в своей социальной деятельности со стороны государственных и муниципальных чиновников и православных, но преодолевают все препятствия «с „харизматической“ агрессивностью и бескомпромиссностью».

15. Харизматический культ или харизматическая группа – одна из разновидностей новых религиозных движений (НРД) или «сект», «культов» в зависимости от принимаемой теологической или социологической терминологии.

Харизматический культ создаётся на основе объединения последователей и приверженцев какой-то определённой личности (вожака, вождя, лидера), признающей себя саму и признаваемой другими в качестве носителя особых божественных качеств (харизмы). Некоторые нетрадиционные религии формируются и развиваются как харизматические культы.

Наиболее распространённое определение признаков харизматического культа:

    обожествление вождя (культ личности) (основатель и/или руководитель такой религиозной организации объявляет либо самого себя Богом, либо наместником Бога на земле, либо представителем какой-либо сверхъестественной силы (например, Сатаны);

    малочисленность (на первых порах, хотя со временем численность может значительно возрасти);

    замкнутость (самоотчуждение членов от окружающего мира, контроль за членами);

    исключительность (мания величия, притязания на конечную истинность своих установок и ценностей);

    фанатизм (непримиримость к инакомыслию и враждебность к внешнему миру);

    мистицизм (катастрофическо-апокалиптические взгляды).

16. Понятие «харизматический культ» применяется некоторыми исследователями для описания харизматов, а некоторые харизматические организации используют данное понятие в своём наименовании.

 

Иисус Христос считается учеными (например, немецким социологом, философом, историком, политическим экономистом Максом Вебером) харизматичным религиозным лидером

17. Харизматическая власть основывается на придании святости выдающемуся героизму или достойному подражания характеру определённой личности, а также нормативным паттернам, приказам, сформулированным либо предписанным этой личностью.

Харизматическая власть является одной из трёх форм власти, сформулированной М. Вебером как трёхсоставная классификация власти; остальные две составляющие – традиционная власть и рационально-законная власть. Эта концепция получила широкое распространение среди социологов.

18. Харизматическая власть основана на исключительных качествах, приписываемых лидеру. Сам термин харизма (от греч. χάρισμα, «милость», «божественный дар», «благодать») ввёл в социологический концептуальный аппарат немецкий лютеранский теолог и философ культуры Э. Трёльч. При наличии этого типа власти приказы исполняются потому, что последователи или ученики убеждены в совершенно особом характере своего вождя, власть которого превосходит обычную, существующую и известную им. Харизматическая власть основана на экстраординарных, может быть, даже магических способностях, которыми обладает руководитель. При этом неважно, что возможно этими способностями наделяют его адепты, хотя они и считают, что его наделяют этим даром некие высшие силы. В таком случае не играют особой роли ни происхождение, ни связанная с ним наследственность, ни другие рациональные соображения – только личные качества лидера. Наличие харизмы означает прямую, непосредственно осуществляемую власть. Очень вероятно, что харизматиками были большинство прославленных в истории пророков (включая всех основателей мировых религий), полководцев и выдающихся политических вождей.

Довольно часто, после смерти лидера ученики разносят харизматические верования или превращают их в традиционную («официальную харизму»),  либо рационально-законную формы. Поэтому сама по себе харизматическая власть не имеет стабильного и долговременного характера. 

 

http://zavtra.ru/blogs/