Автор: Аганин А.
Миростроительство Категория: Аганин Андрей
Просмотров: 2892

05.04.2019 Идеология как основа укрепления российской духовности и государственности

 

Идеи правят и управляют людьми больше, чем конкретные политические и социальные субъекты, акторы и организации, поэтому они и составляют психологический портрет различных наций и входят в цивилизационную матрицу. Российским гражданам нужна такая государственная идеология, которая смогла бы вести Россию к большому будущему, идеология, которая способна вывести Россию из её современного хаотического духовного состояния. Государство XXI-го века – это не просто территория, окружённая пограничными столбами, это ещё и сверхидея и смысл жизни для сотен миллионов людей. Без такой официально оформленной идеи не может существовать ни одна организация, что уж и говорить про российское государство. 

 

            1. На протяжении всей истории российского государства вопрос идеологии и выработки национальной идеи был очень важен для нашего общества. Так уж сложилось, что ввиду склада национального (коллективного) характера, что русский человек не может жить без цели. Вот и сейчас необходимость выбора определённого курса очень важна, тем более, что XXI век – это век новых вызовов и опасностей, угрожающих суверенитету наших государства, общества и жизни граждан России. Конечно, выбор идеологического направления развития имеет большое значение и не может быть решён в одночасье, поэтому как специалисты политологи, так и политически активные граждане должны принимать активное участие в определении вектора развития нашего общества и государства в целом.

Вопрос формирования идеологии у граждан (членов) нашего общества не может быть оторван от исторических событий в нашем государстве. В результате политических трансформаций, произошедших в последние десятилетия, граждане России попали в вакуум политической идеологии. Конечно, идеологии были, они есть всегда, но ключевого направления развития нашего общества не наблюдалось. Вместо того, чтобы выработать направление развития всего нашего общества и российского государства, объединиться в это непростое время, все люди подвергались давлению индивидуализма, которое насаждалось западными пропагандистами и отечественными либералами, проводниками ценностей «коллективного Запада».

2. Так получилось, что все 1990-е годы прошли под лозунгом деидеологизации всех сфер жизни нашего общества, а людям доводили до ума, во-первых, то, что идеология – это нечто негативное, своего рода – барьер и преграда на пути к «светлому будущему», демократическому обществу и свободе. Второй главной мишенью либералов-реформаторов выступало российское государство, поэтому во время составления текста Конституции Российской Федерации, в ней было прописано, что ни одна идеология не может считаться государственной, то есть, за основу была принята либеральная идеология «коллективного Запада». В результате подобная деидеологизация привела к деградации всех сфер нашего общества, в котором образовался хаос из-за отсутствия общей объединяющей цели. А внедрение чужеродной идеологии, сформировавшейся на основе протестантской материалистической морали при столкновении с православными духовными и российскими традиционными ценностями, безусловно, является причиной порождения социальных конфликтов в нашем обществе.

Однако с политологической точки зрения – очевидно, что ни одна цивилизация, ни одно общество не может обходиться и гармонично развиваться без собственной уникальной для себя условно «общенациональной» идеологии. Именно от идеологической подсистемы зависит развитие общества в том или ином направлении и его живучесть. В результате же отсутствия подобной системы – в любом обществе образуется плодородная почва для поляризации взглядов различных социальных групп общества и даже радикализации левых и правых сил, что ведёт к дестабилизации общества в целом, что можно было наблюдать в конце XX-го века. В случае же прекращения существования одной идеологии, все слои общества направляют свои стремления на выработку новой идеологической доктрины. Когда заканчивается этот процесс, тогда и подходит к концу кризис. Конечно, абсолютно допустимо существование в обществе сразу же нескольких идеологий, но для предотвращения социальных катаклизмов необходима государственная (общая для различных социальных групп) идеология, идеология, которую разделяли бы и власти, и поддерживало бы общество в целом.

Эта новая идеология должна отвечать на вызовы современности и формировать новую матрицу жизни в новом обществе. Также как и у каждого человека есть неповторимая цепочка ДНК, у каждой цивилизации тоже присутствует свой цивилизационный код, в котором скрыт набор ценностных ориентиров того или иного общества. В нынешнее время они присутствуют у нашего общества в не слишком чётко выраженной форме. Поэтому политологам и всем представителям общественных наук осмыслить и интерпретировать основные ценности русской нации, которые лягут в основу новой идеологической модели.

3. Вначале важно разобраться, что собой представляет идеология и каковы её формы. В настоящее время многие люди употребляют понятия идеология, государственная идеология и национальная идеология, но не всегда знают о том, что между ними существует разница. Идеология – это система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений. Таким образом, идеология предстаёт чем-то необходимым и присущим каждому обществу. Другое дело, что это может быть оформлено или не оформлено официально и закреплено или не закреплено юридически. Согласно частям 1 и 2 статьи 13 Конституции Российской Федерации: «В Российской Федерации признаётся идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Государственная же идеология представляет собой некую официально оформленную и поддерживаемую властью национальную идею, которой должны придерживаться все граждане данной страны. В данный момент развития у Российской Федерации формально нет никакой государственной идеологии. Но зато у России, как у каждой цивилизационной общности, есть своя национальная идеологияНациональная идеология – это система взглядов, представлений, ценностей, основанных на принципах духовного единства, общности, нации и приоритета её интересов во всех сферах общественной жизни.

Важность принятия мер по выработке новой идеологии сейчас понимают представители различных партий и политических течений, в том числе нынешний президент Российской Федерации В.В. Путин. Ещё во время своего первого президентского срока им были выработаны основные принципы так называемой «русской идеи». Такого же мнения придерживаются и современные политологи. Так, например, в своих размышлениях известный аналитик, С.С. Сулакшин, комментируя идеологический вакуум в Конституции Российской Федерации, пишет о том, что «в этой части российской Конституции заложена формула уничтожения российской государственности». Подобная мера сможет сгладить ситуацию между различными этническими, конфессиональными и экономическими группами, которая обострилась в 1990-е годы в связи с искусственно запущенным процессом деидеологизации советского общества, и скрепить воедино единый народ. Многие исследователи в этой области признают, что «такая «интегративная» идеология должна не просто объединять людей и сглаживать конфликты, но и образовывать общественную нравственность и общепринятые нормы поведения».

Однако здесь стоит заметить, что важность выработки интегративной общенациональной идеи не подразумевает введение единомыслия, которое в наше время уже в принципе трудно представляемо, так как в мире существует не один и не два идеологических центра, а намного больше. Будь то США со своими догматами демократии и либерализма или КНР, которая живёт по принципам сложно описываемой конгломеративной конфуцианско-даосско-буддистской идеологии. Ввиду подобного плюрализма идеологических мнений и мировоззрений, стоит подчеркнуть, что общенациональная идеология должна быть принята народом по своей воле, а не из-за опасения террора над ним. Общество всегда, в той или иной мере, разнообразно, применительно к его религиозным, социальным или этническим принадлежностям, поэтому стремление к воссоединению со своим историческим и культурным наследием должно быть добровольным. Либерализм, который пытались привить российскому обществу уже дважды в XX-м веке, является живым подтверждением того, что невозможно насильно насадить людям определённые взгляды. Насильственное вмешательство в духовную и социальную жизнь людей неизбежно приводит к контрреакции и сопротивлению со стороны общества. Примером тому служит резкое переориентирование ценностей с православных рельс через либерализм в конце XIX-го – начале XX-го века на социалистическо-коммунистические, а затем с социалистическо-коммунистических через либерализм в конце XX-го века на капиталистические. Но в то же время эти этапы в истории нашего народа станут кирпичиками в построении единой общенациональной идеологии, которая будет сочетать в себе опыт прошлых поколений. Ведь именно трудные этапы в истории определяют судьбу и закаляют характер различных народов, а диалог между различными течениями приведёт к синтезу разнообразные течения современности и прошедших эпох.

Кроме того, стоит подчеркнуть, что процесс выработки новой государственной идеологии осложнён тем, что у российского народа в данный момент отсутствует устойчивая социально-культурная и национальная самоидентификации.

4. Роль государства и российских элит является очень важной в процессе этого синтеза. Под элитами здесь необходимо понимать не тех, у кого находятся рычаги финансово-экономического управления обществом, а тех, кто озабочен перспективами выживания и развития российского общества в целом вне процессов глобализма. Принимая во внимание патерналистские традиции российского общества, нельзя отвергать тот факт, что власть всегда будет иметь большое значение в судьбе нашего народа. Как и для решения международных конфликтов часто требуется модератор, так и для стабилизации социального напряжения внутри общества нужен третейский судья. Из этого можно сделать вывод, что будущее нашего народа будет неразделимо связано с государством и его институтами, а также институтами российского общества. Это присуще всем континентальным державам. В отличие от морских государств, в которых на первое место ставится личность, в силу относительной малочисленности народов, ведущих кочевническо-мореходный образ жизни, у традиционно оседлых народов на ведущую позицию выходит государство, то есть, совокупность институтов становления традиционно оседлых обществ. Даже в самые первые годы советской власти роль государства не уходила на второй план, менялись лишь названия, но сущность государственного аппарата никто не отменял. Сменилось лишь содержание, которое раньше было монархическим, а стало социалистическо-коммунистическим.

В 1990-е годы репутация российского государства упала в связи с шоковой терапией и прочими невзгодами, но уже в начале XXI-го века доверие к государственной власти опять начало возвращаться. Опыт 1990-х годов показал чуждость и неприятность либеральных ценностей у российского народа и оставил отпечаток на нашей цивилизационной ДНК. Конечно, сейчас наши сограждане не видят в собственном государстве нечто божественное, как это было ранее, но авторитет государства до конца не исчерпан. И ему вполне по силам выступить корректирующей силой в выработке общественной (или общенациональной) идеологии, устанавливать правила игры, сохраняя многообразие российского народа.

В результате перемен имевших место в истории российского народа, большинству граждан России становится понятно, что выживание в глобализирующемся мире достижимо лишь при крепкой России. И, несмотря на призывы либеральных сил к жизни в достатке, большинство наших граждан желают сохранить свою самобытность и Родину, нежели идти по тупиковой дороге материального комфорта. Привлекательным представляется даже не образ богатства, а образ сильной России. Даже в США, одном из источников либеральных течений, существует своя государственная идеология, так называемая «американская мечта». И за этот образ будущего американские граждане, по крайней мере какая-то значительная их часть, готовы бороться, как и в XVIII-м веке. Составными элементами американской общенациональной идеологии являются патриотизм, вера в величие США, свободу и жизнь в материальном достатке. Именно эти лозунги использовали американские демократы в середине XX-го века для того, чтобы сделать из США один из ключевых центров силы вместо увядающей в тот период Западной Европы. «Провозглашение высших национальных ценностей имеет особое значение в условиях кризиса, становясь одним из механизмов его преодоления».

5. Учитывая текущий кризис идентичности современной России очень важно использовать духовный компонент потенциальной идеологии нашей страны. Вера в силу и величие нашей страны является ключевым звеном на пути выстраивания новой государственной идеологии. В то же время многие современные исследователи уверены, что Россия просто должна быть великой и крепкой страной, этим нас обязывает ряд факторов. Во-первых, это геополитическая составляющая. Наша страна раскинулась от Балтийского и Чёрного морей вплоть до Тихого океана, на её территории находится большое количество природных ресурсов. Одновременно с тем в России проживает примерно 146 млн. человек, что немного для удержания такой территории. Во-вторых, Россия на протяжении веков формировалась как страна со сплочённой экономикой, которая работала на величие нашей страны. Нашу экономику можно назвать цельным механизмом, и никак иначе. Таким образом, такая богатое природными ресурсами государство не сможет удержать свою территорию и богатства не будучи великим. «Или Россия – великая держава – или распад России на ряд русскоговорящих государств», – таково мнение современных аналитиков. Получается, что основой новой общегосударственной идеологии должна выступать идея великой России, способной выстоять перед лицом угроз современности, в том числе, и угроз, привносимых глобализмом. В-третьих, ещё одной важной составляющей общероссийской идеологии должно стать верховенство справедливости и права, основанного на ней, в социальной и политической жизни. Смысл данного предложения заключается в искоренении законными средствами вопиющего социального неравенства в российском обществе во имя предотвращения дальнейшего бессмысленного провоцирования революционного насилия. В современной России мы можем наблюдать, что вся власть, по большому счёту, находится в руках у президента и его аппарата. В действительности же гармония в обществе может быть достижима только при осуществлении принципа обладания властью только теми представителями народа, которые в максимальной степени работают на интересы всего общества в целом. В случае достижения такого паритета – все конфликты будут решаться в правовом поле на законных основаниях, плюс – не будет никакой угрозы осуществления внешними силами цветных революций. Развитие же политической системы в подобном случае будет проходить эволюционным путём. Большую роль в том, чтобы однажды принятая конституция не пересматривалась концептуально постоянно, а лишь дополнялась и совершенствовалась, конечно, играет и качество самой конституции. В подобных конституциях прописаны слова, характеризующие сами государства, как страны, где определены нравственно-политическая матрица всего общества, государства, выражающего интересы всего общества в целом. Так, например, в конституции должны быть сформулированы понятия «народ», «общество», «общее благо народа», «общие цели и задачи развития общества», «государственное сообщество». Подобные понятия приводят к мысли, что внедрение в современную российскую действительность новой идеологии представляется возможным лишь при поправках к конституции нашего государства, служащего защитником интересов российского народа и российского общества. Конституция не должна быть догматом, не должна отражать исключительных интересов узких «элитных» групп, а должна отражать необходимости существования государства для защиты нашего народа и российского общества.

6. Другим немаловажным вопросом в ходе анализа введения государственной идеологии в российском обществе является национальный вопрос. После дезинтеграции СССР национальный вопрос стал одним из ключевых, учитывая современные российские реалии. После образования Российской Федерации, административно-территориальное деление страны стало формироваться по принципу федерализма, но федерализма основанного на национальной принадлежности. Ввиду того, что численность русского населения согласно данным переписи населения в 2010 году составляет примерно 78 %, не удастся выстроить крепкое государство, где русские не будут являться государствообразующим народом. Но при этом данное высказывание не должно звучать как угроза представителям других национальностей и этнических общностей. В отличие, например, от США, страны эмигрантов, в России все народы имеют богатую историю и проживают на своих землях многие века. Цель США – ассимилировать все эмигрантские потоки и поддержать существование конгломеративной когда-то во многом искусственно созданной нации, в России же история каждого народа – это часть общей российской истории. Федерализм по национальному признаку для многих коренных народностей ведёт лишь к обострению отношений между федеральным центром и областями Российской Федерации. Идеи, пропагандируемые западными агентами влияния в таких областях, базируются на требованиях о свободе самоопределения для каждой этнической общности. Но понятие свободы не должно носить вреда для будущего различных этносов Российской Федерации. Такие идеи представляют угрозу для общероссийского суверенитета, так как выжить в активно глобализированном мире по силам только сильной и единой нации, какие бы народы её не составляли. Плюс ко всему, русские, по своему характеру и историческому опыту сожительства со многими народами, терпимы и доброжелательны ко всем национальностям и этническим общностям, что позволяет назвать русских и словами «имперский народ», если понимать отсутствие разделения в общем государстве на метрополию и ограбляемые зависимые колонии. Тем самым государственная идеология в России должна содержать два ключевых правила. Во-первых, русские должны быть основой и стержнем российской государственности. Во-вторых, все народы, проживающие на территории Российской Федерации равны в своих правах и обязанностях в отношении своей общей Родины. Тем более, многие народы сумели не исчезнуть со страниц истории и сохранить свою культуру только потому, что «примыкали к более крупным народам, государственным и терпимым». Кроме того, в современном мире нет такого правила, которое бы гласило, что в мире существует столько же государств сколько этнических общностей.

7. Ещё одним ключевым вопросом в формировании новой идеологии должна стать духовность. Духовный фактор представляется очень важным не только для России, но и для всех государств, которые хотят продолжить своё существование в XXI-м и последующих веках. Уже сейчас можно наблюдать, что многие государства в современном мире консолидируются по цивилизационному признаку. Например, КНР позиционирует себя проводником всех азиатских государств, государства Латинской Америки стремятся выступить единым целым, как представители Ибероамериканской культуры. Согласно мнению французского учёного, Алена Турена, в индустриальном обществе главный конфликт развивался между представителями различных классов, пролетариата и буржуазии, а дискуссия шла о правах человека, их свободе и справедливом распределении произведённых благ. В постиндустриальном же обществе центральным вопросом будет организация общества, его цельность и уровень счастья. Не стоит забывать и про три столпа Российской Империи: монархия, православие, народность. Уже в XX-м веке правящие круги понимали насколько важен духовный фактор в объединении и целостности государства. В XXI-м веке речь не идёт о том, что православие должно быть столпом нашей государственности, но общероссийская духовность, заключающаяся в истории, традициях и опыте межкультурной коммуникации, должна служить цементирующей частью государственной идеологии России.

Кроме того, важным составляющим российской государственной идеологии должен быть определённый патернализм. Конечно, государство не должно опекать своих граждан наподобие патернализма царской России, когда народ представлялся беспомощным объектом истории. Новая российская идеология должна базироваться на синтезе дореволюционного патернализма и советского попечительства. Россия, как это прописано в настоящей конституции является социальным государством, но простых слов недостаточно для создания сильного государства. В обществе должен существовать патерналистский минимум, целью которого было бы воспитание и поддержание духовно-нравственных ценностей у общества в целом. В свою очередь, это очень важно при формировании патриотизма и гражданского сознания среди граждан России. А гражданское сознание характеризуется не только развитой демократией и самоуправлением, но и «присутствием множества сильных и – главное – ответственных, политических и социальных субъектов». А воспитание таких политических и социальных субъектов и акторов возможно лишь под влиянием общественной морали, регулируемой государственной идеологией.

Учитывая кризис развития советского коллективизма, который также во многом свойственен восточным цивилизациям, и проблемную адаптацию западного индивидуализма, новая идеология должна акцентироваться на укреплении института семьи. Семья служит точкой соприкосновения между Западом и Востоком и хорошо отражает евразийскую сущность России. Семья – это самый лучший источник духовности общества в условиях глобализированного мира. Именно семья даёт силы каждому гражданину государства и служит строительным материалом при строительстве правового и социального общества в России.

8. Подводя итоги, стоит выделить, основные положения в отношении новой идеологии современной России.

Во-первых, идеология напрямую связана с государственным благополучием и состоянием развития общественных отношений и, следовательно, является системно образующим фундаментом для обеспечения суверенитета Российской Федерации. Отсюда можно сделать вывод о том, что Россия в XXI-м веке может защитить свой суверенитет и удержать свои позиции в мире, лишь обладая сильным идеологическим фундаментом. Но при этом государственная идеология не должна навязывать человеку одну точку зрения и контролировать его поведение и вмешиваться в личную жизнь. Независимо от того, будет ли принята новая конституция или изменена ныне существующая, 13 статья представляет собой бомбу замедленного действия и должна быть или изменена, допуская создание государственной идеологии, основанной на сплочении и единении всех граждан Российской Федерации, или вовсе утратить силу. Но в таком случае, в одном из нормативных правовых актов должно быть закреплена норма о недопустимости создания общества, схожего с тоталитарным.

Во-вторых, не является допустимым перенесение на российскую цивилизационную общность идеологических моделей, доминирующих в других государствах, так как у каждого государства имеется своя национальная идеология, которая вступит в конфликт с государственной идеологией нашей Родины. Это может привести к повторению событий начала 1990-х годов за исключением того, что новых политических потрясений Россия в данный момент может и не перенести и потерять как свою целостность, так и свой суверенитет. Поэтому новая государственная идеология должна разрабатываться путём научной, аналитической и экспертной деятельности с учётом богатого культурно-исторического наследия Российской Федерации и во многом при содействии органов государственной власти, но также и с обязательным участием политических и социальных субъектов внутри российского общества.

В-третьих, новая государственная идеология должна базироваться на:

1) духовности, учитывая культурно-исторический опыт и вне зависимости от религиозной принадлежности;

2) патриотизме, который должен воспитываться, начиная с семьи и заканчивая учебными учреждениями, и о котором неоднократно говорил В.В. Путин;

3) социальной справедливости.

Кроме того, государственная идеология должна базироваться на трёх принципах:

1) использование эволюционного подхода в развитии общества и формировании государственной идеологии, сохранение культурно-исторических ценностей;

2) укрепление государственности и удержание порядка в обществе, что включает в себя восстановление нравственных ценностей и обоюдного уважения в духовной сфере;

3) приоритет общих интересов государства, народа и общества над индивидуальными, групповыми, ведомственными, отраслевыми, региональными и прочими узкими интересами, что является одним из принципов «суверенности российского общества», который находит поддержку в научных и политических кругах.

Стоит заметить, что в дополнение к этим принципам следует учитывать и опыт, который получила России в XX-м веке и который отражается в следующих положениях. Во-первых, во избежание повторения революционного пути развития, российское общество не должно терять связи с прошлым и учитывать все плюсы и минусы прошлых политических систем и политических режимов. Во-вторых, новая государственная идеология должна содержать в себе положения о недопустимости дробления государства и выработки определённых границ в области дезинтеграции государства во избежание прекращения существования общероссийской общности. В российскую цивилизационную ДНК должно быть раз и навсегда заложено наше общероссийское процветание и благополучие, зависящие от духовной крепости, моральной близости и здравого патриотизма.

В заключении стоит отметить, что в каждом обществе должна проводиться коррекция общественного мнения и политической психологии населения. Независимо от общества и формы правления, государство может выстоять и защитить свой суверенитет только при условии наличия государственной идеологии, основанной на общественно-государственном идеале государства необходимого для защиты общественного интереса. Конечно, это не снижает роль других идеологий, которые существуют в мире, и которые к тому же являются стимулом для развития и совершенствования государственной идеологии. В Древнем Риме солдаты шли в бой, ведомые идеей Великого Рима, русские солдаты шли в атаку, веря, что они выполняют свой священный долг перед своей семьёй и землёй, в США люди готовы встать стеной за свободу и свои права, а также за «американскую мечту». Можно сказать, что все эти идеи правят и управляют людьми больше, чем конкретные политические и социальные субъекты, акторы и организации, поэтому они и составляют психологический портрет различных наций и входят в цивилизационную матрицу. Российским гражданам нужна такая государственная идеология, которая смогла бы вести Россию к большому будущему, идеология, которая способна вывести Россию из её современного хаотического духовного состояния. Государство XXI-го века – это не просто территория, окружённая пограничными столбами, это ещё и сверхидея и смысл жизни для сотен миллионов людей. Без такой официально оформленной идеи не может существовать ни одна организация, что уж и говорить про российское государство.

 

http://zavtra.ru/blogs/ideologiya_kak_osnova_ukrepleniya_rossijskoj_duhovnosti_i_gosudarstvennosti