Автор: Аганин А.
Миростроительство Категория: Аганин Андрей
Просмотров: 3008

15.10.2019 Вспыхнет ли пожар в Казахстане и Средней Азии?

 

ВСЕ НЫНЕШНИЕ ГОСУДАРСТВА БЫВШИХ СОВЕТСКИХ СРЕДНЕЙ АЗИИ И КАЗАХСТАНА ГОРАЗДО ЛУЧШЕ МОГЛИ БЫ ЖИТЬ В СОСТАВЕ БОЛЬШОЙ РОССИИ. ТАКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ БЫЛО БЫ В ИНТЕРЕСАХ И РУССКИХ, И ТИТУЛЬНЫХ НАРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ. НЫНЕШНИМ ГОСУДАРСТВАМ БЫВШИХ СОВЕТСКИХ СРЕДНЕЙ АЗИИ И КАЗАХСТАНА НУЖНО СДЕЛАТЬ ДВИЖЕНИЕ В СТРОНУ ИНТЕГРАЦИИ С РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ НА ПУТИ К СВОЕМУ СЧАСТЬЮ ИХ НАРОДОВ, А НЕ УЗКИХ ЭЛИТ. 

 

Советские Средняя Азия и Казахстан в 1922 году

1. В 1924  1925 годах в нынешней Центральной Азии произошёл процесс, названный национально-территориальным размежеванием в СССР. Суть его заключалась в том, что в составе СССР были выделены национальные административно-территориальные единицы, получившие статус союзных ССР, автономных ССР и автономных областей.

Так на свет появились Узбекская (27 октября 1924 года образована Узбекская ССР), Туркменская (27 октября 1924 года образована Туркменская ССР), Казахская (14 октября 1924 года образована Киргизская АССР в составе РСФСР), Киргизская (14 октября 1924 года образована Кара-Киргизская автономная область в составе РСФСР), Таджикская (14 октября 1924 года образована Таджикская АССР в составе Узбекской ССР) и Каракалпакская (16 февраля 1925 года образована Кара-Калпакская автономная область в составе Киргизской АССР в составе РСФСР) Советские Социалистические Республики, а 2 января 1925 года образована Автономная область Горного Бадахшана в составе Таджикской АССР в составе Узбекской ССР. Выделение этих образований в составе СССР сыграло важную роль в их дальнейшей судьбе и в том числе отразилось и на последующих отношениях с современной Российской Федерацией. 

В результате размежевания изменились не только названия, но и границы многих национальных административно-территориальных единиц. В итоге вышло так, что коренные народы многих ССР оказались за пределами своей родины, территории их национального формирования. В эпоху перестройки это породило ряд территориальных конфликтов, многие из которых не разрешены до сих пор.

 

Кровавая бойня в Фергане в 1990 году

2. Но потом, после 1991 года, когда среднеазиатские ССР обрели независимость, межнациональные и межконфессиональные конфликты стали неизбежны, ведь начали строиться новые национальные государства. Титульные народы бывших советских республик Средней Азии были охвачены строительством национальных государств на основе декларированной независимости. Конечно, стали подниматься вопросы, связанные с какими-то территориальными претензиями друг к другу. Но на сегодняшний момент удаётся урегулировать даже такие сложные, застаревшие вопросы, как демаркация и признание взаимных границ Киргизии с Узбекистаном и Таджикистаном. Это в том числе способствовало межнациональному конфликту в пределах Ферганской долины. Первая его вспышка произошла еще при существования СССР в 1990 году. Для Казахстана и Средней Азии вообще очень важен экономический вопрос, потому что это – всё-таки в первую очередь аграрный регион, и он продолжает им оставаться, несмотря на индустриализацию времён СССР. Большую роль здесь играет вопрос распределения пресной воды. Например, Таджикистан и Киргизия являются государствами, которые лежат на истоках великих среднеазиатских рек, а уже Туркмения, Узбекистан и Казахстан пользуются их водными ресурсами, так как они расположены ниже по течению этих рек. В рамках единого экономического хозяйства эпохи СССР этих вопросов просто не возникало, а уже после распада СССР, безусловно, эти проблемы существуют. Есть определённый политический тонкий шантаж со стороны, допустим, Таджикистана и Киргизии (это – горные государства) в отношении Туркмении, Узбекистана и Казахстана, которые расположены в более равнинной части Средней Азии.

Самарканд и Бухара являются двумя святынями таджикоязычного населения Средней Азии

3. Следует сказать особо о том, в каких регионах межнациональные конфликты сегодня особенно остры.

Конечно, существует проблема таджикоязычного населения в Узбекистане – это, прежде всего, касается Самарканда и Бухары. Существует проблема киргизско-узбекских межнациональных отношений на территории Ошской области и, потому что Ош – это часть географической Ферганской долины, которая поделена сегодня между тремя государствами – Узбекистаном, Таджикистаном и Киргизией. С точки зрения региональной дипломатии здесь должны действовать очень тонкие механизмы управления, которые могла бы взять на себя Российская Федерация как их арбитр, но которые затруднительны на трёхсторонней равноправной основе.

Что могло быть, если бы национально-территориального размежевания тогда не произошло, и как оно могло отразиться на современном состоянии среднеазиатских государств? Можно предположить, что если бы в 1924 году не было проведено национально-территориальное размежевание, то в 1991 году получился бы «развод» пострашнее, чем раздел СФРЮ. Это было бы очень страшное и кровопролитное событие. Варианта Чехословакии, когда все собрались и мирно разошлись, здесь бы не получилось. Историческая контактная зона народов оседлой земледельческой культуры и кочевого номадского хозяйства дала бы о себе знать в очень неприятных эксцессах.

Кириллица или латиница, а может быть, арабица

4. Одним из главных преобразований в годы советской власти в Средней Азии была смена письменности: сначала с арабицы был осуществлён переход на латиницу, а уже вскоре и переход с латиницы на кириллицу, что отразилось на культуре и сознании советских жителей Казахстана и Средней Азии, так как это было удобно в сравнении с латинским или арабским алфавитом. В настоящее время наблюдается тенденция, которую можно описать словами «латиница отдалит Среднюю Азию от Российской Федерации через 15 – 20 лет».

Задачи по развитию национальных языков и переход на кириллический алфавит, который состоялся в 1929 году,  всё это свидетельствовало о том, что центральная власть серьёзно занималась проблемами этого региона, но при этом хотела, чтобы он развивался самостоятельно. Переход на латинский алфавит, который был поначалу одобрен, конечно же, давал некие основания для сближения советской Средней Азии с появившейся тогда на карте мира Турецкой Республикой. Однако, по мнению советского руководства, такой же алфавит, как в Турции, мог в том числе привести к определённому сепаратизму, а то и распространению пантюркизма. Как говорят филологи, латинский алфавит никак не способствует лучшей передаче фонетики языков Средней Азии. В этом смысле он ничуть не лучше, чем кириллица. В связи с распадом СССР в образовавшихся новых национальных государств, в которых тюркские языки были основными, вновь стали популярны идеи пантюркизма, и как следствие движение за восстановление латинского алфавита. В целях унификации и по инициативе Турции уже в ноябре 1991 года в Стамбуле был проведён международный научный симпозиум по выработке унифицированного алфавита для тюркских языков. Он был полностью основан на турецком алфавите, но с добавлением некоторых недостающих 5 букв. В итоге унифицированный общетюркский алфавит был создан и состоит из 34 букв, 29 из которых были взяты из турецкого алфавита.

В последующие годы спала волна интереса к Турции в тюркоязычных государствах, возникших на территории бывшего СССР. Несмотря на это, многие тюркоязычные государства сейчас вновь возвращаются к вопросу о введении латиницы. Так, например, Казахстан и Киргизия, заявили об этом в 2017 году.

И хотя этот обратный процесс сейчас происходит во многих государствах Средней Азии, но филологи говорят, что проблему более точного отражения на письме фонетического строя тюркских языков он не решает. Один и тот же звук в кириллице легко передается одной буквой, а в латинском алфавите – двумя буквами. Так, в чём же тогда разница? Да, ни в чём, но это – теперь уже тоже политическая тенденция, направленная на следующий этап десоветизации и дерусификации.

Кириллица принесла определённую пользу советским республикам в Средней Азии. Она способствовала более быстрому изучению русского языка подрастающим поколением Казахстана и Средней Азии. Даже преподаватели истории обучали студентов из Монголии и благодаря тому, что Монголия пользуется кириллицей еще с 1920-х годов, они очень быстро выучивали русский язык и начинали прекрасно на нём говорить и писать, приобщаясь через русский язык к мировой сокровищнице науки и культуры. Студентов из Монголии нельзя сравнить со студентами из КНР и СРВ. А сейчас бытует некая мифическая идея о том, что, раз все говорят на английском, то, чтобы легче выучить его, нужно свой собственный алфавит перевести на латинские рельсы. Теперь же Российская Федерация не является для среднеазиатских государств неким ориентиром и выходом на мировую арену. Это, конечно, очень печальные звонки во всех смыслах, но этот процесс идёт, и что-то противопоставить ему будет очень непросто. Пока держится только Таджикистан. Но это связано с крайней слабостью экономики и с тем, что он составляют самое опасное пограничье для удара извне исламистских террористических сил. Были попытки прорыва бандформирований через афганско-таджикскую границу, а далее – через киргизскую границу. И, конечно, слабость экономики этих государств ещё сохраняет определённую степень ориентированности их на Российскую Федерацию – видимо, в ожидании какой-то помощи в критический момент. А Казахстан, Узбекистан, Туркмения – это самостоятельные государства, они исторически проводят очень независимую политическую линию, что обусловлено либо значительным населением, либо богатством природными ресурсами. Поэтому они могут себе позволить собственную относительно самостоятельную политику, даже входя в единое экономическое пространство с Российской Федерацией. Процесс латинизации через какое-то время неизбежно приведёт к удалению этих государств от Российской Федерации; может быть, конечно, это произойдёт не прямо завтра, но в рамках обозримых лет 15 – 20, когда подрастёт поколение, которое уже будет изучать родной язык на латинице, а не кириллице, – это очень сильно скажется.

Мусульманская революция достоинства

5. В период существования СССР народы Казахстана и Средней Азии, как и все другие советские люди, были воспитаны в духе патриотизма и любви к единой Родине – Советскому Союзу. Так, например, в Советском Таджикистане с детских лет детям всех национальностей внушали, что их великой Родиной является СССР, а столицей – Москва. А Душанбе – эта их вторая столица.

С развалом СССР, народы Казахстана и Средней Азии находились некоторое время в каком-то замешательстве. Долгое время никому не верилось, что великой единой Родины, каковым был СССР, больше не существует.  С  того момента прошло уже почти тридцать лет, однако коренные жители Казахстана и Средней Азии до сих пор продолжают считать Москву своей столицей, а русский народ – братским. Однако, такие взгляды свойственны людям старшего возраста, а у тех, кому сейчас менее 50 лет, устойчиво присутствует дух независимости и суверенитета их государств.

В Казахстане и Средней Азии считается, что в развале СССР виноваты несколько отдельных личностей. Главы трёх славянских республик СССР –России, Белоруссии и Украины, игнорируя волеизъявление советского народа, который в большинстве своём в ходе проведённого Всесоюзного референдума проголосовал за сохранении СССР, в Беловежской Пуще решили судьбу единого государства иначе, да ещё и одним махом.

После развала СССР руководители некоторых республик Казахстана и Средней Азии попытались запустить процессы региональной интеграции, но она не задалась. Так, создать  региональный союз среднеазиатских республик под названием Туркестан не удалось в той степени, в какой это задумывалось, из-за того, что Таджикистан отказался вступить в данный союз, считая эту структуру организацией тюркоязычных государств. Как известно, таджики являются единственным коренным индоевропейским народом Средней Азии. Таким образом, затея о создании Туркестанского Союза потерпела крах.

За роль лидера в Казахстане и Средней Азии началась борьба между двумя наиболее крупными и мощными государствами этого региона – Узбекистаном и Казахстаном. Казахстан делает упор  на развитие своей экономики, а Узбекистан – на наращивание своей военной мощи, чему способствует и больший демографический ресурс, и большая моногенность населения.  В политическом плане Казахстан долгие годы был намного спокойнее, чем Узбекистан. Однако, ситуация в последние годы меняется, в Казахстане всё более и более зреет местный аналог исламской революции достоинства (англ. revolution of dignity, исп. revolución de la dignidad, араб. ثورتنا ثورة كرامة‎ или انتفاضة الكرامة), несмотря на усилии властей как-то подморозить этот процесс. В 2019 году, чтобы как-то его оседлать, был осуществлён трансферт власти новому руководителю, не связанному родственными связями с Н. Назарбаевым. Эта операция краткосрочно сняла прежнее напряжение в казахстанском обществе. В кабинетах власти стали появляться новые лица, но о среднесрочной стабильности пока говорить преждевременно.

Узбекистан, скорее всего, спустя годы обойдёт Казахстан в конкурентной борьбе, несмотря на более низкий уровень жизни населения. Узбекистан напоминает пороховую бочку, которая может взорваться в любой момент. Три года назад там также успешно была завершена операция по трансферту власти, возникла неустойчивая ситуация среднесрочной относительной стабильности. Новый президент Узбекистана стал начислять пенсии наличными деньгами, что увеличило реальные доходы пенсионеров, так как ранее они вынуждены были платить 20 – 30 % за обналичку пенсионных средств, перечисляемых на электронные карты при практически полном отсутствии банкоматов. Снята некоторая социальная напряжённость, но уровень пенсий в Узбекистане – 200 $, зарплат – 100 $, что гораздо ниже, чем в Казахстане. В этом смысле, понятна ставка руководства  Узбекистана на вооружение. В чем кроется тревога Ташкента? Этих причин несколько.

Во-первых, в Узбекистане много спорных территорий, которые исторически принадлежали соседним народам. Они перешли узбекам после Великой Октябрьской социалистической революции. Таким образом, таджики претендуют на исконно таджикские территории – Самарканд, Бухару и территории вокруг реки Сурхандарья; туркмены считают, что Хорезм принадлежит им; казахи говорят, что Ташкентская область – это земля казахов, так как до Великой Октябрьской социалистической революции большинство населения Ташкента составляли казахи, также как и до Второй мировой войны большую часть населения города Вильно составляли поляки, а не литовцы.

В период перестройки таджики  Самарканда и Бухары выступали за создание Таджикской автономной республики Саманидов на территории их областей в составе Узбекской ССР. В настоящее время данная идея не муссируется, хотя и продолжает существовать. На всех уровнях социального взаимодействия в Узбекистане заметна дискриминация таджиков со стороны узбеков, многие таджики скрывают свою национальную принадлежность. Принято считать, что покойный Ислам Каримов являлся скрытым таджиком или персом по происхождению. Несмотря на то, что таджики и узбеки относятся к разным языковым семьям, судьбы этих народов настолько тесно переплетены, в том числе, через смешанные браки, что узбеки и таджики кажутся более близкими между собой, чем узбеки и другие тюркские народы. Таджики связывают своё происхождение с ираноязычными народами, жившими в Средней Азии до прихода туда монголо-тюрков, а узбеки – с пришлыми из Кашгарии (Восточного Туркестана) народами.  

Во-вторых, в Ферганской долине Узбекистана сильно распространён исламский фундаментализм, который пришёл сюда из Турции, когда узбеки распахнули все двери туркам в начале 1990-х, считая их братьями по культуре и языку и рассчитывая на значительные финансовые и инвестиционные вливания. Не получив оправдания собственных надежд, возлагавшихся на Турцию, Узбекистан стал пристальнее присматриваться к деятельности Турции на своей территории. По этой причине впоследствии Узбекистан был вынужден сильно ограничить свои отношения с Турцией. Однако, оказалось, что было уже поздно.

Первоначально Узбекистан объявил о своём намерении перенять китайский модель  экономического развития, но затем переориентировался на Турцию. Затем, разочаровавшись в них, сделал ставку на развитие отношений с США. Вскоре после Андижанских событий 2005 года, когда США подвергли критике Ташкент за нарушения прав человека, первый президент Узбекистана с момента обретения государством независимости в 1991 году вплоть до своей смерти в 2016 году И. Каримов, чувствуя надвигающуюся на Узбекистан угрозу международной изоляции, повернулся к Москве и нашёл-таки там такую политическую поддержку. Однако, и сегодня уже при новом президенте Узбекистана Шавкате Мирзиёеве, это государство всё равно остаётся в зоне влияния США в большей степени, чем Российской Федерации, влияние которой в последние три года усилилось.

Андижан расположен в Ферганской долине Узбекистана. В этом регионе самый высокий уровень безработицы по Узбекистану. Строительство автосборочного завода «УзДЭУ» не смогло спасти ситуацию. Жители Ферганской долины сходятся во мнении, что работой обеспечены на заводе всего несколько сот местных кадров, а доходы от производства не пополняют казну государства и не облегчают жизнь простых людей, а оседают в карманах лиц из окружения бывшего президента Узбекистана И. Каримова.

Напряжённая обстановка в Ферганской долине обусловлена и низким уровнем жизни населения, и широким распространением исламского фундаментализма.

После развала СССР в Казахстане и Средней Азии особенно активизировались исламские фундаменталисты. Через территории этих государств осуществляется наркотраффик в государства Европы и бывшие советские республики. Эти две проблемы очень сильно переплетены между собой. Обеднение населения этих государств после развала СССР приводит к социальным проблемы, которые в свою очередь подталкивают население к употреблению наркотиков, которые транспортируются исламскими фундаменталистами из Афганистана через территорию этих государств с участием местных пособников наркотранзита. Отсюда и возникают условия для политической и социальной нестабильности почти повсеместно. Исламские фундаменталисты намеревались захватить власть  и создать единую исламскую империю по образу Исламского Халифата средних веков. Эта угроза, угроза религиозной войны, была сильна, прежде всего, в Узбекистане. Однако, война вспыхнула не в Узбекистане, а в соседнем Таджикистане.

Гражданская война разорила и без того слабую экономику Таджикистана. В Душанбе считают, что в экспорте войны в Таджикистан безусловно есть рука Узбекистана. Таким образом, бывший президент Узбекистана И. Каримов одним выстрелом убил двух зайцев. Во-первых, сознательно перенаправил огненного дракона войны на Таджикистан, спасая Узбекистан от неминуемой дестабилизации. Во-вторых, предотвратил укрепление Таджикистана и усиление его влияния в регионе в те годы, что могло спровоцировать отделение Самарканда и  Бухары от Узбекистана.

На ситуацию в Казахстане и Средней Азии большое влияние оказывает Афганистан. Не секрет, что основатель и первый эмир запрещённой в Российской Федерации международной исламистской террористической организации «Аль-Каида», взявшей на себя ответственность за теракты 11 сентября 2001 года и взрывы посольств США в Африке в 1998 году, как и за ряд других атак на военные и гражданские цели по всему миру, Усама бен Мухаммед бен Авад бен Ладен использовался американцами против советских войск в Афганистане. После ухода советских войск из Афганистана, Бен Ладен стал ненужным и опасным для США. Под предлогом борьбы с терроризмом, американцы наращивали своё присутствие в Центральной Азии. Они использовали военно-воздушную базу Ханабад (Узбекистан)  в своих целях, но из-за похолодания отношений с Ташкентом  были вынуждены уйти. Затем США разместили свою военно-воздушную базу в Киргизии.

В последние годы Таджикистан развивает разносторонние  отношения с США, Ираном  и КНР. Причиной стало похолодание отношений с Российской Федерацией по причине одобрения Москвой позиции Ташкента в споре по проблемам трансграничных рек между Таджикистаном и Узбекистаном, а также арестом Россией в 2009 году за незаконную деятельность одного из родственников президента Таджикистана, носящего титул «Пешвои миллат» (Лидер нации, полное наименование титула – «Основатель мира и национального единства – Лидер нации») Эмомали Рахмона.

Вода к войне Узбекистан, Казахстан, Туркмения против Таджикистана и Киргизии

6. Проблема использования воды трансграничных рек Казахстана и Средней Азии  является причиной многих разногласий между государствами Казахстана и Средней Азии. Узбекистан считает воды рек Сырдарья и Амударья даром Божьим и не намерен платить за воду. А Таджикистан и Киргизия считают воду своим природным богатством. Узбекистан препятствует Таджикистану в строительстве Рогунской ГЭС, а также ряда других запланированных водохранилищ, из-за которых Узбекистан может сильно зависеть от воли Душанбе. Ташкент уговаривает Москву при строительстве Рогунской ГЭС  учесть интересы Узбекистана и уменьшить высоту плотины. Согласие Москвы с этим мнением Ташкента стало причиной обиды Душанбе на Москву и привело к значительному похолоданию их отношений.

К усилению своего влияния в Казахстане и Средней Азии стремятся  КНР, Иран, Индия и США, а также Турция и Пакистан. Пытаются проникнуть сюда и государства Европейского Союза, и Саудовская Аравия, и Япония, и Республика Корея.

На протяжении последнего десятилетия отмечается заметное сближение позиций Душанбе и Тегерана. Этому способствует единство языка, культуры, религии и истории двух государств.

Также большое влияние на Таджикистан  оказывает КНР благодаря инвестициям в экономику Таджикистана и развитию торговых отношений.  КНР строит в Таджикистане автодороги, а Иран – туннель на автодороге Душанбе – Худжанд через горный перевал Анзоб, а также Сангтудинскую ГЭС.

Долгие годы в Таджикистане на законном основании функционировала оппозиционная исламистская политическая партия, основанная в 1990 году в Таджикистане, Партия исламского возрождения Таджикистана. Эта единственная в своём роде в Казахстане и Средней Азии разрешённая религиозная партия, что вызывало раздражение Ташкента, где исламисты также требуют своей легализации по примеру Таджикистана. Лишь относительно недавно 29 сентября 2015 года – Верховный суд Республики Таджикистан запретил деятельность Партии исламского возрождения Таджикистана на территории государства. До запрета ПИВТ была единственной легально действующей политической партией исламского толка на постсоветском пространстве.

Периодические вылазки боевиков исламистской организации  «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ), созданной в 1996 году бывшими членами ряда запрещённых в Узбекистане политических партий и движений, включая «Адолат уюшмаси» («Общество справедливости»), «Исламская партия Возрождения»«Исламская партия Туркестана»«Ислом Лашкарлари» («Воины Ислама») и других, дестабилизируют обстановку не только в Узбекистане, но и в Казахстане и во всей Средней Азии. Фактически ИДУ взаимодействует с афганскими талибами. Для обеспечения своей безопасности у Ташкента нет иного пути, кроме как опираться на помощь и поддержку России, но тут вступают в действие запреты, возлагаемые на политическое руководство Узбекистана со стороны США.

Под предлогом защиты границ Узбекистана от проникновения боевиков ИДУ, узбекская сторона минирует пограничные зоны с Таджикистаном и Киргизией. На минах подрывались и подрываются ни в чем не повинные мирные граждане, счёт жертвам идёт на сотни. Данный факт также является причиной натянутых отношений соседей с Ташкентом.

Разногласия между руководствами Таджикистана и Узбекистана привели к открытому вмешательству Узбекистана во внутренние дела Таджикистана. В 1998 году таджикский военный деятель, полевой командир, участник Гражданской войны в Таджикистане, возглавлявший три антиправительственных мятежа (1996, 1997 и 1998 годов), полковник Махмуд Худойбердыев поднял третий вооружённый мятеж против властей Таджикистана. Таджикистан обвинил узбекскую сторону в  оказании активной  поддержки мятежникам и назвал это агрессией Узбекистана против Таджикистана. В ответ Ташкент свернул все свои отношения с Душанбе, закрыл границу  и ввёл визовый режим. Это вызывает недовольство народов двух государств, которые связаны родственными узами.

Считается, что в  Узбекистане государство – богатое, а народ – бедный. А в Таджикистане все наоборот, государство – бедное, однако народ живёт лучше, чем в Узбекистане. Это, прежде всего, благодаря трудовым мигрантам, которые работают в ближнем и дальнем зарубежье, прежде всего, – в России.

Всемирные игры кочевников

7. Я ни в коей мере не хотел бы принизить народы Средней Азии, но приходится констатировать, что это – относительно молодые народы, не имевшие традиций собственной государственности, которым далеки идеалы наций в том смысле, в котором его понимают нации, ставшие на путь модерна несколько веков назад. Поэтому, руководители молодых государств Средней Азии и Казахстана, а также их новые элиты, включая элитные группы, оставшиеся от времён до прихода сюда Российской Империи, не очень понимают как строить национальное целеполагание и национальные стратегии. Им также не очень понятно с кем можно выстраивать долгосрочные международные отношения. В этой важной части существует концептуальный вакуум, ещё более острый, чем у современной Российской Федерации.

Под началом Турции создана международная организация, объединяющая современные тюркские государства, главной целью которой является развитие всестороннего сотрудничества между государствами-членами, Тюркский совет, а также Совет Сотрудничества тюркоязычных государств.  В него входят Турция, Азербайджан и все тюркоязычные государства Казахстана и Средней Азии, кроме Туркмении, которая является государством – потенциальным членом Тюркского совета, плюс Венгрия, которая является – государством-наблюдателем Тюркского совета.

Но не надо забывать ещё и Международную организация тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) – международную организацию, объединяющую тюркоязычные государства, основной целью позиционирующей «сотрудничество между тюркскими народами для сохранения, развития и передачи будущим поколениям общих материальных и культурных памятников тюркских народов». Её члены – практически те же Турция, Азербайджан и уже все тюркоязычные государства Казахстана и Средней Азии, включая Туркмению, плюс Татарстан, Башкортостан, Гагаузия, Северный Кипр, которые являются наблюдателями Международной организации тюркской культуры (ТЮРКСОЙ).

В апреле 2012 года руководство Ирана, Афганистана и Таджикистана выразили намерение о создании Экономического совета персоязычного союза.

Киргизия стала на наиболее демократический путь, если говорить о государствах Средней Азии и Казахстана. Но и в Киргизии возник устойчивый спрос на отсутствие демократической смены власти. Так уж повелось, что каждый президент Киргизии (а так было дважды) изгонялся из страны в результате «цветных революций» со значительной примесью деятельности киргизской наркомафии. В достаточно непростой ситуации в конце 2017 года была осуществлена смена власти в Киргизии, ситуация оставалась крайне нестабильной в течение предшествующего года. К тому времени, в Киргизии подросли проамериканские молодые политики через деятельность НКО и НПО. После прихода к власти «южанина» Сооронбая Жээнбекова им была проведена значительная зачистка этой молодой политической поросли, но одновременно встал вопрос и о выяснении отношений с прежним президентом Киргизии «северянином» Алмазбеком Атамбаевым. Возникла новая политическая конфигурация, когда «северяне» политически были вытеснены на периферию власти в Киргизии, пришлось вернуться из эмиграции некоторым их представителям, оказавшихся за пределами Киргизии при земляке А. Атамбаеве. Ситуация и в Киргизии достаточна неустойчива, слишком много факторов влияют на неё, включая деятельность НКО и НПО, а также школ Фетхуллаха Гюлена.

Если будет продолжаться нынешняя тенденция, то в скором времени Российская Федерация может совсем потерять Казахстан и Среднюю Азию как зону своих общественно-государственных интересов очень надолго, если не навсегда.

Простые люди в Казахстане и Средней Азии хотят сохранения и развития близких и взаимовыгодных отношений с Российской Федерацией. Они, как и в прежние времена, сохраняют веру  и уважение к русскому народу. И необходимо, чтобы, несмотря на все политические амбиции, эти добрые отношения между народами перенеслись в политическую плоскость.

Митинги в Душанбе весной 1992 года

8. Полагаю, что состоявшейся экскурс позволяет сделать несколько обобщающих фундаментальных выводов. Во-первых, мы фиксируем сложившееся положение в Казахстане и Средней Азии как удалении всех государств региона от Российской Федерации, их дрейф в сторону различных центров силы и региональных держав, что так или иначе по различным основаниям и мотивам поддерживается как «коллективным Западом», так и КНР. Только под таким углом зрения нужно рассматривать сокращение русского и русскоязычного населения во всех без исключения государств Казахстана и Средней Азии, проживавшего на этой территории в период после 1991 года.

Так, по данным переписи, доля русских в населении Таджикистана оказалась значительно ниже ожидаемой. В 1989 году в Таджикской ССР проживало 388,5 тыс. русских; по данным государственного учёта Таджикистана на 1996 год, с учётом миграций и естественной убыли, численность русских была оценена в 189,5 тыс., но перепись населения Таджикистана 2000 года обнаружила лишь 68,2 тыс. русских.

Понятие о геноциде русских должно быть введено в государственную политику Российской Федерации. Феномены отдельных руководителей государств описываемого региона являются не случайной игрой обстоятельств, а результатом многолетней работы различных «закулис» (не только западных (американской и европейской), но и восточных (китайской, турецкой, иранской, арабской и других более, казалось бы, экзотических)), что лишь постепенно обостряет линию на трансформацию общественного сознания в антирусском направлении. Именно так ведётся подготовка к новой фазе изгнания Российской Федерации из территорий традиционного Русского мира. Кремлю придётся гораздо сложнее вести свою деятельность в предстоящие годы в отношении более прозападного Узбекистана и менее прозападной и прокитайской Киргизии, прокитайского и проиранского Таджикистана, проиранской Туркмении, а также прозападного, прокитайского и националистического Казахстана.

Борьба за Казахстан и Среднюю Азию и за умы титульных и прочих народов, населяющих эти государства должна стать одним из приоритетов государственной политики Российской Федерации, тогда как сегодня она считается третьестепенным направлением. Об этом говорит, в том числе, недостаточное присутствие радио- и телевещания на эти государства. Кремль не использует как систему «народной дипломатии», так и систему «мягкой силы» в продвижении общественно-государственных интересов.

Важнейшими инструментами российской политики в отношении Казахстана и государств Средней Азии должны стать опережающие успехи в социально-экономическом развитии Российской Федерации, а также выдвижение новой идеологии построения интеграционных процессов на постсоветском пространстве, налаживание дружественных отношений к Российской Федерации. Это становится невозможным без смены идеологической «матрицы» внутри самой Российской Федерации, которая во многом определяется как «олигархический капитализм». Никакая российская политическая сила не можем предлагать титульным народам замену одних олигархов другими в виде органического сотрудничества между Российской Федерацией и тем или иных постсоветским государством. Таким образом, исход борьбы за Казахстан и Среднюю Азию в решающей мере зависит от Российской Федерации и её руководства.

В Ашхабаде началось заседание Совета глав государств СНГ

9. В заключении хочется напомнить, что совсем недавно, на прошлой неделе, 11 октября 2019 года, в столице Туркмении прошло заседание Совета глав государств – участников СНГ. Туркмению смело можно назвать на сегодня самым слабым звеном в Центральной Азии в свете противостояния исламскому фундаментализму с территории Афганистана. А ситуация в Туркмении также очень и очень непростая.

Так, проведя 5 июля 2019 года расширенное заседание кабинета министров Туркмении по итогам первого полугодия 2019 года, бывший любимый зубной врач первого Туркменбаши, а ныне и сам «отец всех туркмен» Гурбангулы Бердымухамедов, убыл в отпуск и бесследно исчез! Туркменский официоз публиковал его старые фото и видео, выдавая их при этом за новые, но шила в мешке не утаишь. В информационном пространстве повис вопрос: «Так он жив или мёртв, бесследно выпавший из выпусков новостей второй президент Туркмении?».

Ранее похожая ситуация случилась в конце августа 2016 года в Узбекистане. Тогда за пару недель до своих похорон отовсюду пропал тогда ещё действующий первый президент Узбекистана (с момента обретения страной независимости в 1991 году вплоть до своей смерти в 2016 году) И. Каримов? Кстати, тут как раз нынешний президент Узбекистана Ш. Мирзиёев поведал: мол, ему на днях позвонил Г. Бердымухамедов, чтобы поздравить с днём рождения! Но ему периодически и старшая дочь первого президента Узбекистана И. Каримова, Гульнара Каримова, якобы названивает, хотя её уже несколько лет тоже никто не видел. Ох, и верно: тонкое дело – этот Восток.

Но оказалось, что Г. Бердымухамедову доктора якобы пересадили почку, так что, согласитесь, есть веский повод тревожиться за здоровье 62-летнего второго Туркменбаши. Но в Ашхабаде уверяют: президент Туркмении в полном порядке! И не показывали его никому почти целый месяц. Правда, между 15 и 20 июля 2019 года по туркменскому телевидению несколько раз показали сюжет, в котором президент Туркмении играл с внучками. Вот только рубашка на нём с длинными рукавами, тогда как жара в стране нынче – до 45 градусов. Так что есть большие сомнения, что запись свежая.

Хотя первые «свидетельства» о том, что Г. Бердымухамедов умер от почечной недостаточности от туркменских экспертов-оппозиционеров, находящихся в Западной Европе. Туркменские эксперты-оппозиционеры из России сообщали, что «в стране соответствующие службы переведены на особый режим работы».

Но всему причиной была игра, когда вокруг туркменского газа начала закручиваться нешуточная интрига, в которой одновременно участвуют Россия, Иран, Турция, КНР и Европейский Союз, суть которой заключалась в следующем. Накануне своего исчезновения второй Туркменбаши так и не решил ключевой вопрос: по какому из четырёх маршрутов потечёт на экспорт туркменский газ – на юг, в Иран, на север – через Россию в Европу, на запад – тоже в Европу, но через Турцию, или же на восток, прямиком в КНР? Запуск ТАНАП и ускоренное продвижение всей системы Южного европейского газового коридора ставит ребром вопрос о привлечении в систему дополнительных к азербайджанским объёмов газа. Туркмения, как страна с серьёзными запасами газа, не может остаться в стороне. Турки жёстко лоббируют два варианта подключения Туркмении к системе: либо через Транскаспийский трубопровод, либо через Иран. Если остановятся на втором варианте, то Иран станет страной-транзитёром газа. Тогда у Ирана появится возможность «сбрасывать» под видом туркменского свой собственный газ на экспорт. Это устраивает Турцию и Европейский Союз, но совершенно неинтересно ПАО «Газпром» и, естественно, КНР.

Позицию ПАО «Газпром» просчитать несложно: продавайте, дорогие туркмены, свой газ, куда вам заблагорассудится, только не в Европейский Союз, так как Европейский Союз – это наш маршрут! А если приспичило, то продавайте, конечно, но только при нашем посредничестве. Между тем, сам Европейский Союз тащит одеяло на себя, стремясь диверсифицировать поставки, ужесточить конкуренцию и тем самым обвалить цены на газ. Такая «сбалансированная схема поставок» даёт Европейскому Союзу преимущества как экономического, так и политического характера. При этом из рук у Москвы вырывают действенный инструмент газового влияния на политику Европейского Союза. Так, кому больше на руку было бы исчезновение президента Туркмении и что могло бы послужить реальной причиной его «исчезновения». Если бы Г. Бердымухамедов действительно умер бы, то это могло быть связано с тем, что у кого-то из участников забега за туркменским газом не выдержали нервы и было решено создать рукотворный кризис.

Президент Узбекистана же играл на стороне своего коллеги из соседнего государства, памятуя о том, что он и сам – не вечен, а, значит, поддерживая коллегу – поддерживаешь и себя: «Работает с документами, рукопожатие – крепкое». После того как Ш. Мерзиёев отчитался о телефонном звонке второго Туркменбаши, по телевизору вновь показали сюжет с «нашедшимся» президентом Туркмении. При этом сюжет не содержит ни одного «синхрона» – кадров с живой речью, просто картинка и ничего больше. Даже отдельные крупные российские эксперты на интернет-страничке сообщали о том, что второго Туркменбаши якобы отравили, оправдываясь потом тем, что «сообщение не подтверждено, но мы его опубликовали в силу исключительной значимости Туркмении для мировых энергетических рынков, и для России в том числе. Власти соседнего Узбекистана неделю не сообщали о смерти президента И. Каримова, несмотря на потрясавшие страну слухи; в прошлом году сообщалось, что президент Туркмении впадал в кому, а сегодня эта страна переживает беспрецедентный по тяжести социально-экономический кризис, вызванный неадекватным управлением.

Социально-экономический кризис, вызванный неадекватным управлением, – это ещё мягко сказано, так как в Туркмении проявился настоящий голод. Очереди за хлебом люди занимают с 5 утра, в одни руки дают два батона. Муку же отпускают по карточкам, по два килограмма в одни руки – на месяц. Половина взрослого населения из Туркмении сбежала на заработки, часть – в Турцию, с которой у Туркмении существует безвизовый режим и особые отношения (турки и туркмены являются ветвью когда-то единых тюрков-огузов, потомками огузо-туркменского племени кынык, которое относится к современным туркменам – «старшим братьям» турков), другая – в Россию. Год назад обнищавший народ Туркмении устроил многотысячный «голодный марш» на столицу, людей тогда разогнали довольно жёстко, и, как сообщали СМИ «коллективного Запада», не обошлось без жертв. Так что кризис в Туркмении – уже, можно сказать, системный, длиной как минимум в год. При этом власть продолжает качать из недр нефть и газ, возводить дворцы и строить показушные магистрали через всю страну, по которым почти никто и почти никогда не ездит. Тем временем тревога у людей нарастает и крепнет. Приходили новости о массовых задержаниях и арестах окружения Г. Бердымухамедова, его сын Сердар оказался под домашним арестом. Возникла примерно та же картина, что и со смертью И. Каримова, когда его «рукопожатие оставалось твёрдым», а «работа с документами» была в самом разгаре.

Ну, и наконец, главный вывод: «Чёрный халифат» готов напасть на Туркмению. Ровно месяц назад второй Туркменбаши, а если точнее – Аркадаг (покровитель) Г. Бердымухамедов, назначил своего единственного сына Сердара хакимом Ахалского велаята (главой бывшей Ашхабадской области). До сих пор 37-летний Сердар Бердымухамедов занимал сравнительно невысокие должности, так что в свите его отца немедленно зашушукались: Аркадаг готовит себе преемника. Но у свиты имеется и другой условный преемник – 17-летний внук Керимкули Бердымухамедов, подросток. В своих предпочтениях свита разделилась, и спор, кому быть преемником, идёт при этом нешуточный, с подключением европейских пиар-агентств. К. Бурдымухамедову создают репутацию недалёкого и отстающего в развитии ребёнка, он имеет великое множество обидных прозвищ. А ещё, как выясняется, у Г. Бердымухамедова может быть не одна законная супруга, а две. Вторую «жену» зовут Марина, она – русская, врач, и в прошлом они с президентом Туркмении вместе работали в стоматологической клинике. В общем, какой-то восточный базар, и никакой ясности.

И хотя второй Туркменбаши оказался жив, да только вполне ли он здоров? В июле 2019 года его самолёт обнаружили в ФРГ, где проходила лечение его мать. Среди посольских работников ходит слушок, что сыну стало плохо прямо в палате у матери, а уж? почему так получилось, никто пока не может сказать, удастся ли немецким врачам долго поддерживать его здоровье и жизнь – как знать? Это, однако, не означает, что состояние здоровья туркменского президента не внушает опасений. Причём, его предшественник, Туркменбаши, также стал лечиться с некоторых пор у немецких и американских врачей, но ушёл в мир иной сравнительно рано, в 66 лет. Как знать, возможно, лечение в России было бы более надёжным для туркменских лидеров, в части страхования рисков для их жизни.

Между тем стоило бы внести хоть какую-то ясность. Армия Туркмении, пожалуй, самая слабая в регионе. А на границе с Исламской Республикой Афганистан имеется до 10 тыс. боевиков «чёрного халифата». Половина из них, для ясности, – этнические туркмены, бежавшие за границу от безысходности, а география Туркмении – фактически цепочка оазисов вдоль северного подножия хребта Копетдаг, контроль над несколькими из которых позволит говорить о полном контроле над страной. И хотя не так давно МЧС Туркмении было присоединено к Государственной пограничной службе Туркмении, юго-восточная граница Туркмении держится на честном слове. Прорыв боевиков «чёрного халифата» из Исламской Республикой Афганистан может привести к полному краху всю социальную и государственную инфраструктуру Туркмении.

И в заключение несколько общих слов не о самой Туркмении, а об интеграции на постсоветском пространстве. Зачем я рассказываю об этом сейчас так подробно? Да всё потому, что самостійність (русск. самостоятельность), пусть даже туркменская, ни к чему хорошему и никого не приводит, в том числе, она не нужна ни русским, ни туркменам. Она гораздо в большей степени нужна ИРИ, КНР, Европейскому Союзу, Турции, США, Соединённому Королевству, ФРГ. Может последовать вопрос: «А почему?». А чтобы можно «было доить» халявно природные ресурсы и богатства туркменской территории, когда-то принадлежавшие единому советскому народу. От этой «дойки» ни подавляющей части русских, ни ещё более подавляющей части туркмен ничего «не перепадает», только беспробудная и беспросветная нищета, тотальная наркомания и растление молодёжи и даже детей стали сегодняшней нормой жизни в Туркмении.

Отсюда вывод: ВСЕ НЫНЕШНИЕ ГОСУДАРСТВА БЫВШИХ СОВЕТСКИХ СРЕДНЕЙ АЗИИ И КАЗАХСТАНА ГОРАЗДО ЛУЧШЕ МОГЛИ БЫ ЖИТЬ В СОСТАВЕ БОЛЬШОЙ РОССИИ. ТАКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ БЫЛО БЫ В ИНТЕРЕСАХ И РУССКИХ, И ТИТУЛЬНЫХ НАРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ. ТОЛЬКО ВМЕСТЕ РУССКОМУ И СРЕДНЕАЗИАТСКИМ НАРОДАМ МОЖНО ПОСТОЯННО ОТСТАИВАТЬ СВОИ ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ В МИРЕ – КАК ИНТЕРЕСЫ ЕДИНОГО НАРОДА БОЛЬШОЙ РОССИИ, ГДЕ ЕСТЬ ДОСТОЙНОЕ МЕСТО ДЛЯ ВСЕХ НАРОДОВ БЫВШЕГО СССР ВМЕСТЕ И ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ НИХ. ПРОЕКТ ПОСТРОЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ НА ТЕРРИТОРИИ БЫВШЕГО СССР ПРОВАЛИЛСЯ ОКОНЧАТЕЛЬНО И БЕСПОВОРОТНО. КРУГОМ – FAILED STATES, ДЕГРАДАЦИЯ ИХ ОБЩЕСТВ УЖЕ МНОГИЕ ГОДЫ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОСТАНОВЛЕНА В УСЛОВИЯХ самостійністіНЫНЕШНИМ ГОСУДАРСТВАМ БЫВШИХ СОВЕТСКИХ СРЕДНЕЙ АЗИИ И КАЗАХСТАНА НУЖНО СДЕЛАТЬ ДВИЖЕНИЕ В СТРОНУ ИНТЕГРАЦИИ С РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ НА ПУТИ К СВОЕМУ СЧАСТЬЮ ИХ НАРОДОВ, А НЕ УЗКИХ ЭЛИТ. 

 

http://zavtra.ru/blogs/vspihnet_li_pozhar_v_kazahstane_i_srednej_azii