Автор: Аганин А.
Миростроительство Категория: Аганин Андрей
Просмотров: 2348

19.02.2020 Торжество пиара прагматизма над концептуальной сущностью, или Стоит ли нам так торопиться с принятием поправок к Конституции Российской Федерации?

  

Но никакая жаркая весна 2020 года не должна быть помехой для принятия и вступления в законную силу Федерального (конституционного?) закона о порядке формирования Конституционного Собрания и его процедурах 

 

        1. Спешка, как указывал классик советской литературы, нужна исключительно при ловле блох и при поносе. Потому поспешать с поправками к Конституции Российской Федерации – нехорошо может получиться. В Комитете по законодательству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации это, кажется, поняли и предложили продлить приём поправок к Конституции Российской Федерации. Но российскому обществу уже объявили, что 22 апреля 2020 года будет всенародное голосование. Значит, расшибись, а успей! А расшибиться-то и не хотелось бы.

Навалом камешков, на которых можно споткнуться. Вот, например, советский и российский актёр и режиссёр театра и кино, сценарист, кинопродюсер, художественный руководитель Московского театра Олега Табакова Владимир Львович Машков предложил закрепить в Конституции Российской Федерации запрет на отчуждение территорий Российской Федерации. Разумное предложение? Да, определённо. Но есть, как говорится, нюанс. В действующей Конституции Российской Федерации прописана норма о праве народов Российской Федерации на самоопределение. И в ней же подтверждён принцип территориальной целостности Российской Федерации. Другими словами, Российская Федерация – неделима, но, если кому приспичило самоопределиться, то забирайте кусок территории. Законники про этот неброский, казалось бы, диссонанс написали тонны книг, которые, по идее, должны были прояснить ситуацию. Но, тем не менее, ясности нет, как и не было. Понятно, что авторы действующей Конституции Российской Федерации старались не задеть нежных чувств северокавказских и поволжских самостійников, но чуть переусердствовали. При этом Чеченская Республика всё равно жёстко бойкотировала в 1993 году принятие Конституции Российской Федерации, а в Республике Татарстан мягко порекомендовали её жителям воздержаться от голосования по этосу вопросу. Без малого полстраны в 1993 году «воздержалось», если кто забыл. Так вот о поправке В.Л. Машкова. Президент Российской Федерации её поддержал: «Сама по себе идея мне нравится, юристов попросим сформулировать должным образом». Но как сформулировать, если запрет на отчуждение территорий противоречит норме Конституции Российской Федерации о праве народов на самоопределение?! Тут одно из двух, как в анекдоте, либо крестик снять, либо трусы надеть. При этом уже нет сомнений, что поправка В.Л. Машкова обречена войти в новую редакцию Конституции Российской Федерации. Ведь Президенту Российской Федерации она понравилось, как не уважить?

Лозунг «социальные гарантии» звучит немобилизующе. А вот лозунг «роль русского народа» – уже неплохо. Если подключить телевизор и активировать заметных сторонников с противниками, можно обеспечить нормальный накал политических страстей. Что, похоже, и делается (фото: ТАСС)

       2. В рабочую группу по внесению поправок к Конституции Российской Федерации уже поступило более 500 поправок. Удручает только качественный состав этой группы. Например, в него включена двукратная олимпийская чемпионка по прыжкам с шестом Е.Г. Исинбаева, которая поблагодарила за своё включение в состав и призналась в том, что прочитала Конституцию Российской Федерации только после включения её в состав этой группы. Но ради сохранения олигархического капитализма в Кремле готовы пойти на всё, что угодно. Главный принцип – изменять Конституцию Российской Федерации, чтобы сохранять существующий статус-кво.

Если принять все поправки к Конституции Российской Федерации чохом, можно такого напороть, что двойное дно поправки В.Л. Машкова покажется сущей ерундой. Российский политический деятель, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации первого, четвёртого, пятого и седьмого созывов (член фракции «Единая Россия»), член Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, директор Института диаспоры и интеграции (Института стран СНГ), член Совета по внешней и оборонной политике, член Общественной палаты Российской Федерации Константин Фёдорович Затулин вообще предложил отразить в Конституции Российской Федерации особую роль и значение русского народа: «Мы, русские, в союзе с другими братскими народами, сплотившиеся в многонациональный народ Российской Федерации, соединённый общей судьбой на своей земле». Вроде как это – тоже верно, русских в Российской Федерации – более 80 %, по всем меркам – титульная нация. Тем не менее, поправка К.Ф. Затулина уже вызвала целый шквал критики.

Динамика изменения численности населения Армении в 1950 – 2010 годах

Советский и российский кинорежиссёр, сценарист, кинопродюсер и общественный деятель, генеральный директор и председатель правления киноконцерна «Мосфильм», народный артист Российской Федерации, сын советника М.С. Горбачёва Карен Георгиевич Шахназаров и завсегдатай прямых эфиров центральных телеканалов Геворг Валерьевич Мирзаян откровенно и не без причины восстали. С территории Республики Армения армяне бегут уже не один век, да и другие народы уезжают оттуда так или иначе. Численность населения Республики Армении «з незалежністю» уменьшилась с 3,6 млн. человек в 1990 году до менее 3,0 млн. человек в 2018 году. Но почему-то многим народам бывшего СССР, завоевавшим «незалежність» в 1991 году не без помощи отца К.Г. Шахназарова, хочется жить за пределами своих государств, в том числе, и в Российской Федерации, но качать для себя те права в Российской Федерации, на которые они даже не пытаются покуситься где-нибудь в США или Французской Республике. И их «власні проблеми незалежності» (рус. собственные проблемы независимости), такие как «наповнення державного незалежного бюджету» (рус. наполнение государственного независимого бюджета) или «територіальна цілісність Азербайджану» (рус. территориальная целостность Азербайджана) они считают, что должны решать россияне, а в объятия они бросаются к представителям государств «коллективного Запада», которых ещё и облизывают при этом. Вот, и К.Г. Шахназаров потребовал «понимать психологию таких, как я, инородцев» и грозил, что «русский народ потеряет союзников внутри страны». А Г.В. Мирзаян опубликовал на либеральном ресурсе – сайте журнала «Сноб» статью с полностью разъясняющим суть его претензий заголовком: «Стержневая нация и унтерменши». Национальный вопрос – вообще очень деликатный. Так что нечего удивляться, если завтра с теми же претензиями выступят татары, якуты, так как Республика Саха (Якутия) по территории занимают изрядную долю Российской Федерации, чеченцы с ингушами et cetera. Конституция Республики Татарстан (да-да, такая есть!), кстати, и без того «выражает волю многонационального народа республики и татарского народа». В общем, начать считаться составом крови может быть опасно. Едва ли власть, запуская процесс обсуждения реформы Конституции Российской Федерации (да и процесс самой реформы Конституции Российской Федерации, откровенно говоря), задумывалась о последствиях. Вот и российский общественный деятель, соучредитель и генеральный директор ООО «Институт политических исследований», депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 5-го созыва, член Общественной палаты Российской Федерации, доверенное лицо Президента Российской Федерации В.В. Путина, политолог Сергей Александрович Марков это подмечает: «Неожиданно для власти в обсуждении реформы на первое место вышли не дискуссии об отношениях ветвей власти, а о том, нужно ли там упоминать русский народ». Но могло ли быть по-другому, если, как справедливо указывает эксперт, корень проблемы в недовольстве русских своим положением? «И через упоминание в Конституции они пытаются защитить свои нарушающиеся права». Можно сказать: не ради этого затевался сыр-бор с внесение поправок к Конституции Российской Федерации. Хотя это – и так, но цепная реакция, тем не менее, началась.

В Отечестве имеется богатый и давний опыт того, как одобрять, например, новую Конституцию СССР

       3. И это законники ещё не сказали своего веского слова касательно процедурных вопросов. Поправки к Конституции Российской Федерации следовало бы, пожалуй, внести так, как их вносили до сих пор. Проголосовали законодатели, и дело – с концом. Но, объявив 15 января 2020 года о «всенародном голосовании», Президент Российской федерации нарочно расширил рамки предстоящей дискуссии. Народная поддержка поправок призвана добавить легитимности предстоящей реформе Конституции Российской Федерации, так что это – понятно. Но вот норма Конституции Российской Федерации. Статья 135 Конституции Российской Федерации оговаривает порядок внесения поправок к Конституции Российской Федерации. Никакого всенародного голосования для этого не требуется, утверждает поправки Федеральное Собрание Российской Федерации. Если, конечно, не меняются ключевые главы, а именно первая, вторая и девятая. Президент Российской Федерации же указал: первую главу Конституции Российской Федерации об основах конституционного строя не меняем, а все остальные можно менять. То есть, «либеральная идея» «пережила свою цель», но только не в Российской Федерации. Таким образом, процедура в соответствии с действующими нормами Конституции Российской Федерации значительно усложняется. Механизм – следующий: сначала поправки к Конституции Российской Федерации согласуют в обеих палатах Федерального Собрания Российской Федерации, а затем созывается Конституционное Собрание. Вот с этим самым Конституционным Собранием – проблема, «загогулина», как говаривал когда-то «всенародноизбранный». Федеральный (конституционный?) закон о порядке формирования Конституционного Собрания и его процедурах до сих пор не принят. Это означает, что сформировать его нет возможности. Если, конечно, действовать строго в рамках права, а не по привычным понятиям с очень криминальным душком. Нет сомнений, что так и было задумано.

Власть, стремясь сохранить дух и букву ельцинской Конституции Российской Федерации (а неельцинской Конституции Российской Федерации ещё никогда не бывало), таким образом, обыграла саму себя. Но неужели, если Конституционное Собрание никак не может быть сформировано, а поправки к Конституции Российской Федерации принять тем не менее нужно, да к тому же – и в рекордно короткие сроки, за каких-то два месяца, то придётся перечеркнуть законную процедуру? В соответствии с которой Конституционное Собрание, найдя поправки к Конституции Российской Федерации целесообразными, должно было бы разработать проект новой Конституции и либо принять её самостоятельно, либо, не придя к согласию, вынести его на референдум, сиречь на «всенародное голосование». Таким образом, указывают юристы, то, что происходит сегодня с поправками к Конституции Российской Федерации, происходит вне правового поля. И не согласуется с нормами Конституции Российской Федерации. Революционная целесообразность власти берёт верх над соблюдением самой Конституции Российской Федерации, что впоследствии не раз икнётся российскому обществу (не дай БОГ – остаткам от российского общества). А предложенная процедура одобрения поправок к Конституции Российской Федерации больше напоминает плебисцит. Проблема – лишь в том, что проведение такого плебисцита находится вне правового поля. Но Президент Российской Федерации – юрист по образованию, как и М.С. Горбачёв, не то, что какой-то там «всенародноизбранный».

       4. Молодёжи-то, знамо дело, – невдомёк, но в Российской Федерации ещё многие помнят, что за дата такая – 22 апреля 2020 года. У В.И. Ленина, вождя мировой революции, круглая дата – 150 лет со дня рождения. В Российской Федерации на этом внимание акцентировать не станут, зато в КНР – наоборот. Вот, что пишет китайская пресса о происходящем в Российской Федерации: там чуть ли не о смене нашего общественного строя вещают (хотя ещё раз необходимо подчеркнуть: в новой редакции Конституции Российской Федерации первую главу, где об этом как раз и идёт речь, решено не менять). Прописанные в Конституции Российской Федерации социальные гарантии – то, на чём всякий раз акцентирует внимание российского народа Президент Российской Федерации. «Разворот к социализму», никак иначе, с сохранением всех олигархических «семейств», как старых, так и новых. В «семействах» они (но не мы) – едины. Так китайцам становится понятнее: их стратегический партнёр, Российская Федерация, возвращается на путь, с которого по недоразумению свернула то ли в 1991 году, то ли ещё раньше – в 1956 году.

Это такая «экспортная версия» происходящего в Российской Федерации, специально для китайцев, точнее, для политических кругов КНР, олицетворяемых Си Цзиньпином. Такая вот российская фишечка (она же – козья морда) для такого вот китайского джокера получается. Это, как говорится: «И рыбку съесть, и кости сдать». Тем не менее, как-то сложно поверить в то, что дата выпала совершенно случайно. Пожалуй, неслучаен и выбор поправок к Конституции Российской Федерации, оказавшихся в центре внимания обсуждающих. Кто там знает, что за 500 поправок к Конституции Российской Федерации поступило в рабочую группу по их внесению? Но про поправки к Конституции Российской Федерации В.Л. Машкова и К.Ф. Затулина теперь знают многие и спорят громко, с пеной у рта, по всем федеральным телевизионным каналам. Не захочешь, но обратишь внимание, а ларчик, между тем, открывается просто. Чтобы плебисцит состоялся, необходимо, чтобы явка была на уровне 50 %. А ещё поправки к Конституции Российской Федерации должны одобрить 70 % голосовавших. Показатели требуются довольно высокие, не так ли? А на выборах в Московскую городскую думу 2020 года (совсем недавно), сопровождавшихся громкими скандалами и массовыми выступлениями, явка составила всего 21 %. И как прикажете обеспечить видимость массовости? В последнее время даже против пенсионной реформы народ массово не бузил. Что-то массовое наблюдалось в 2014 году, когда народные толпы вываливали на улицы по случаю воссоединения Крыма с Российской Федерацией. Но эту политическую волну власть загасила от греха подальше. Стало быть, к урнам для голосования народ должно согнать что-то на самом деле важное, что-то такое, что люди ощутят своей собственной шкурой, своим нутром. Социальные гарантии – хорошо, конечно, но эта идея – немобилизующа. А вот роль русского народа, прописанная в Конституции Российской Федерации, – это неплохой спусковой крючок. Если подключить телевизор и активировать заметных сторонников (К.Ф. Затулин) с противниками (К.Г. Шахназаров; оба, по едва ли случайному совпадению, – завсегдатаи вечерних телевизионных посиделок у Владимира Рудольфовича Соловьёва), за два месяца можно обеспечить вовлечённым в просмотр телезрителям нормальный накал страстей. Что, похоже, и делается официальной пропагандой. Так и возникает торжество пиара прагматизма над концептуальной сущностью.

Виталий Товиевич Третьяков

       5. Политолог Виталий Товиевич Третьяков делает следующее умозаключение: «Бытует мнение, что народ не придёт голосовать за поправки. Что явки не будет, как на прошлогодних выборах в Москве. А я считаю, что народа будет достаточно, даже в избытке, слишком важные темы поднимаются в поправках, касающиеся буквально каждого. И дело даже не в социальных гарантиях и обязательствах, и укреплении социального характера государства, и не в гражданском контроле за чиновниками, хотя, безусловно, важно и это. А вот вопросы о Боге и роли русского народа, я считаю, – и ключевые, и, что особенно важно, мобилизующие. Заставляющие высказаться. Понятие «Бог», я считаю, вносить в текст Основного закона нет необходимости, а вот не упомянуть роль русского народа – равносильно предательству. Это – трусливое потакание внутренним русофобам. Утверждение, что такое упоминание «обидит другие народы», считаю провокацией. Кто эти обидчивые?».

Между тем ряд поправок, на которых внимание как бы и не акцентируется, вызывает самый живейший интерес у экспертов. В частности, это касается предложения председателя Тульской областной думы Сергея Алексеевича Харитонова прописать в Конституции Российской Федерации понятие «территории с особым конституционно-правовым статусом». По мнению С.А. Харитонова, к таким территориям можно было бы отнести арктическую зону, а также российские военные и стратегические объекты на территории других государств, те же военные базы в САР, например. А ещё обширный полярный архипелаг Шпицберген, расположенный в Северном Ледовитом океане, который отчасти российский, хотя и норвежский. Антарктика – пока ещё «общая», но, как знать, надолго ли сохранится таковым её правовой статус. Заодно к территориям с особым правовым статусом можно было бы причислить и народные республики Донбасса. А почему бы и нет? Эту мысль озвучил, правда, не С.А. Харитонов, зато предложение председателя Тульской областной думы тут же нашло самый горячий отклик у сопредседателя рабочей группы по подготовке поправок к Конституции Российской Федерации Андрея Александровича Клишаса («Это – важная новелла, имеющая шанс на скорую реализацию») и Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентины Ивановны Матвиенко, поручившей председателям двух профильных Комитетов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации изучить предложение С.А. Харитонова. С этими федеральными территориями всё – крайне увлекательно. Даже безотносительно народных республик Донбасса и обширного полярного архипелага Шпицберген.

Как выясняется, двумя нашими военными базами в САР интерес Минобороны России к освоению горизонтов не исчерпывается. Возводятся военные базы в государствах Центральной Африки, и «засвеченная» военная база в Демократической Республике Судан – лишь одна из нескольких. Не исключено, что придётся строить новые военные базы и в государствах Ближнего Востока. Израильтянам очень понравилось, как российские военные защищают их государство от неформального воинства иранского КСИР. И вскоре на спорных территориях может появиться российский то ли укрепрайон, то ли целый военный городок, а, может быть, даже и не один. Несколько военных «баз подскока» российской военной авиации оборудованы в Арктике: расконсервированы советские, построены новые, а правового статуса у них нет. Пока обходились и без него, но военных баз, по всей видимости, у Российской Федерации будет много, и уже совсем скоро. Вот и потребовалось их как-то юридически упорядочить, «застолбить» это правовое непаханное поле. А осуществить это в Конституции Российской Федерации было бы очень разумно. Что же до народных республик Донбасса, то, раз в Кремле разделили украинское направление деятельности с донецко-луганским, то наступает самое время подверстать под законодательство Российской Федерации и ДНР с ЛНР. Признавать народные республики Донбасса – слишком хлопотное дело. Но их разрушенную экономику так или иначе нужно восстанавливать. А отчего бы не дать народным республикам статус федеральных территорий? Как будто бы это – наши военные базы за рубежом, что отчасти именно так и есть.

Вот и получается очень увлекательная история! Кто-то явно пытается создать себе кормовую базу за границей и закрепить положение дел в Конституции Российской Федерации. И кто бы это мог быть? У вычленения федеральных территорий, впрочем, может быть и иная подоплёка. Как уже не раз писалось, в новой редакции Конституции Российской Федерации будут прописаны полномочия Государственного совета Российской Федерации – этакого нового Политбюро, уходящего корнями в элиты субъектов Российской Федерации. Полномочий у субъектов Российской Федерации, равно как и возможностей влияния на принятие ключевых решений, таким образом, станет значительно больше. И в одночасье высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти), например, Иркутской области и его команда, скажем, могут возжелать объявить озеро Байкал зоной интересов Иркутской области. Ценность пресной воды день ото дня растёт, а озеро Байкал – общенациональное достояние (точно так, как и ПАО «Газпром»), даром что такая норма в Конституции Российской Федерации отсутствует. Как же быть в такой ситуации, как подстраховаться для её предотвращения? В США сделали так: выделили 14 федеральных территорий, номинально находящихся на территории того или иного штата, но законодательно подчиняющихся напрямую США. Следуя по такому пути, можно вслед за озером Байкал объявить федеральными территориями Ханты-Мансийский автономный округ – Югру с Ямало-Ненецким автономным округом, якутские алмазные копи и что угодно ещё. Было бы это разумно? Здравое зерно, несомненно, присутствует, но что скажут в субъектах Российской Федерации? Одобрят ли такие начинания федерального центра?

       6. И вот ещё на что следовало бы обратить внимание в свете всего вышесказанного. Голосование за поправки к Конституции Российской Федерации – не только часть процедуры изменения её редакции, но и в известной мере «краш-тест» для системы государственного управления. Недовольных может быть много, даже критически много (вспомним, что в 1993 году в поддержку Конституции Российской Федерации не голосовали целые субъекты Российской Федерации). Либеральная несистемная оппозиция грозилась собрать недовольных на проспекте Сахарова в Москве 17 февраля 2020 года, а левые с правыми раздумывают, не подключиться ли им к разгорающейся протестной буче. «Патриотическая оппозиция» на днях провела митинг – требует референдума. Народу пришло – кот наплакал, но лиха беда начало. Сто лет назад народ тоже требовал созыва Учредительного Собрания, а закончилось дело Великой Октябрьской социалистической революцией, а накануне юбилея со дня рождения В.И. Ленина нелишне будет об этом напомнить. И не случайно лидер несистемных левых Сергей Станиславович Удальцов тоже отмечает, что поправки к Конституции Российской Федерации – «стресс-тест для властной системы, и мы видим, что этот тест система начинает проваливать». С.С. Удальцов полагает, что Кремль «сделал серьёзный подарок для оппозиции, несогласной с социально-экономическим курсом власти, и оппозиция просто обязана этой ситуацией воспользоваться». Так, что весна 2020 года обещает быть жаркой? Но никакая жаркая весна 2020 года не должна быть помехой для принятия и вступления в законную силу Федерального (конституционного?) закона о порядке формирования Конституционного Собрания и его процедурах.

 

https://zavtra.ru/blogs/torzhestvo_piara_pragmatizma_nad_kontceptual_noj_sushnost_yu_ili_stoit_li_nam_tak_toropit_sya_s_prinyatiem_popravok_k_konstitutcii_rossijskoj_federatcii