Автор: Аганин А.
Миростроительство Категория: Аганин Андрей
Просмотров: 2393

21.01.2020 Несколько слов о проекте изменений в Конституцию Российской Федерации

 

Поправок больше, чем их было внесено за все двадцать шесть лет действия Конституции Российской Федерации, но всё равно вся их совокупность носит исключительно лишь косметическо-прагматический характер и оставляет по-прежнему Конституцию Российской Федерации исключительно либеральной 

 

       1.  20 января 2020 года Президент Российской Федерации В.В. Путин представил на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроект № 885214-7 (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти»).

Согласно тексту законопроекта, предлагается изменить 22 статьи Конституции Российской Федерации – 71, 75, 77, 78, 79, 81, 83, 95, 97, 102, 103, 107, 108, 110, 111, 112, 119, 125, 128, 129, 132 и 133. Поправок больше, чем их было внесено за все двадцать шесть лет действия Конституции Российской Федерации, но всё равно вся их совокупность носит исключительно лишь косметическо-прагматический характер и оставляет по-прежнему Конституцию Российской Федерации исключительно либеральной. Законопроект № 885214-7 нисколько не затрагивает ни одну из судьбоносных статей из глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации, положения из которых не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием Российской Федерации в соответствии с часть первой статьи 135 Конституции Российской Федерации.

Чтобы такое стало возможным в соответствии с часть второй статьи 135 Конституции Российской Федерации необходимо чтобы предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации было поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, тогда в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

Но Конституция Российской Федерации до настоящего времени не дописана до своего логического конца, так как к сфере Конституции Российской Федерации помимо её текста относятся тексты всей совокупности федеральных конституционных законов, предусмотренных отдельными статьями Конституции Российской Федерации. Если я не ошибаюсь, в настоящее время отсутствуют четыре федеральных конституционных закона из всей совокупности федеральных конституционных законов, предусмотренных отдельными статьями Конституции Российской Федерации.

В частности, в статье 135 Конституции Российской Федерации указано, что должен быть принят Федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании, однако такой федеральный конституционный закон до сих пор не принят.

Пересмотр Конституции Российской Федерации отличается от внесения конституционных поправок тем, что в первом случае итогом является принятие новой конституции, а во втором – вносятся поправки в существующую редакцию Конституции Российской Федерации. При этом поправки могут быть внесены лишь в главы 3 – 8 Конституции Российской Федерации. При изменении же положений глав 1, 2 и 9 должна быть начата процедура пересмотра Конституции Российской Федерации, которая в настоящее время отсутствует полностью из-за отсутствия федерального конституционного закона о Конституционном Собрании.

Процедура пересмотра Конституции Российской Федерации начинается с внесения субъектом конституционной законодательной инициативы предложения о пересмотре Конституции Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Если это предложение будет принято Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (необходимо получить не менее трёх пятых голосов «за»), то оно в течение пяти дней направляется в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (который также должен одобрить его тремя пятыми голосов). После этого должно быть созвано Конституционное Собрание – особый учредительный орган, порядок формирования и деятельности которого должны быть прописаны в специальном федеральном конституционном законе. Конституционное Собрание принимает одно из следующих решений:

подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации;

разрабатывает проект новой Конституции, который:

принимается самим Конституционным Собранием двумя третями голосов

или

выносится на всенародное голосование, где проект новой Конституции должен быть одобрен более одной второй от числа избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нём приняло участие не менее половины избирателей.

       2. Таким образом, повторюсь ещё раз, законопроект № 885214-7 носит исключительно лишь косметическо-прагматический характер.

Субъект права законодательной инициативы

Президент Российской Федерации

Форма законопроекта

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации

Ответственный комитет

Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству

Отрасль законодательства

010.000.000 Конституционный строй, 010.010.000 Конституция Российской Федерации. Конституции, уставы субъектов Российской Федерации, 010.010.010 Конституция Российской Федерации и акты конституционного значения

Тематический блок законопроектов

Государственное строительство и конституционные права граждан

Профильный комитет

Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству

Срок предоставления отзывов

22 января 2020 года

Принадлежность к примерной программе

Включен в примерную программу решением Совета Государственной Думы на январь 2020 года

Для Николая-574 Перепёлкина-184 специально подчёркиваю: косметика и прагматика – не мой профиль. Меня интересуют стратегия и концептуалистика. «Нет» – косметике и прагматике, «Да» – стратегии и концептуалистике! Сам срок предоставления отзывов – 22 января 2020 года – на законопроект № 885214-7 предполагает и предусматривает их полное отсутствие. Так что, уважаемый Николай-574 Перепёлкин-184, не надо провоцировать меня, навязывая мне идею написания поправок в Конституцию Российской Федерации, они никому из власть предержащих пока не нужны. Уважаемый Николай-574 Перепёлкин-184, перестаньте ставить мне минусы за мои статьи, постарайтесь исправить их на плюсы, что будет приветствоваться мною и способствовать тому, что какие-то зёрна кристаллизации смыслов не погибнут в глупых перепалках-разборках на сайтах, надо уметь объединяться в целях продуцирования самоорганизующихся коллективов.

       3. Приведу текст пояснительной записки к законопроекту № 885214-7, который гласит:

«Проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации подготовлен на основании предложений, представленных рабочей группой по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации. Проектом закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации предусматривается внесение изменений, направленных на закрепление на конституционном уровне обязательных требований к должностным лицам, полномочия которых непосредственно связаны с обеспечением безопасности страны и суверенитета государства, в том числе ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Так, к кандидатам на должность Президента Российской Федерации предлагается установить требования о постоянном проживании на территории Российской Федерации не менее 25 лет, а также об отсутствии гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, на момент участия в выборах или когда-либо ранее. Исходя из принципа единства системы государственной власти аналогичные требования об отсутствии гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, предлагается установить для высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, Председателя Правительства Российской Федерации, его заместителей, федеральных министров, руководителей других федеральных государственных органов, а также для судей. В целях защиты социальных прав граждан, обеспечения их равных возможностей на всей территории страны статью 75 Конституции Российской Федерации предлагается дополнить положениями, устанавливающими минимальный размер оплаты труда не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, гарантии обязательной индексации пенсий, социальных пособий и иных социальных выплат, а также основные принципы всеобщего пенсионного обеспечения. В целях защиты государственного суверенитета законопроектом предлагается установить, что решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в истолковании, приводящем к их расхождению с Конституцией Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. В целях повышения эффективности взаимодействия между представительной и исполнительной ветвями власти, усиления роли Государственной Думы и парламентских партий, а также в целях повышения ответственности членов Правительства Российской Федерации предлагается внести в положения Конституции Российской Федерации, устанавливающие порядок назначения Председателя Правительства Российской Федерации, его заместителей, изменения, в соответствии с которыми кандидатуры для назначения на указанные должности назначаются Президентом Российской Федерации после их утверждения Государственной Думой. Аналогичный порядок предусматривается для назначения руководителей министерств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. Для обеспечения большей прозрачности работы силовых ведомств, правоохранительных органов, независимости органов прокуратуры в субъектах Российской Федерации назначение руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, а также прокуроров субъектов Российской Федерации предлагается осуществлять после консультаций с Советом Федерации. Кроме того, к полномочиям Совета Федерации предлагается отнести прекращение по представлению Президента Российской Федерации полномочий судей Конституционного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации, судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьёй своих полномочий. Предлагается усилить роль Конституционного Суда Российской Федерации, наделив его возможностью проверять по запросам Президента Российской Федерации конституционность законов, принятых палатами Федерального Собрания Российской Федерации, до их подписания Президентом Российской Федерации. В целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства предусматривается формирование Президентом Российской Федерации Государственного Совета Российской Федерации. В соответствии с законопроектом органы местного самоуправления и органы государственной власти Российской Федерации входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и взаимодействуют в целях наиболее эффективного осуществления полномочий, имеющих государственное значение. Предусматривается, что предлагаемые изменения в Конституции Российской Федерации подлежат вынесению на общероссийское голосование».

Такие изменения, вносимые в Конституцию Российской Федерации, могли появиться на свет и 20 лет назад. В целом, они – позитивны, но слишком уж запоздалы, почему и напоминают припарки для мёртвых.

 

       4. Благодаря Посланию Президента Федеральному Собранию Российской Федерации, сделанному 15 января 2020 года, суть большинства поправок уже известна. Скажем о том, что выяснилось относительно нового. Главная интрига, связанная с поправками, – статус и полномочия Государственного совета Российской Федерации – сохранилась и после публикации законопроекта № 885214-7. Полномочия Президента Российской Федерации дополняются новым пунктом о том, что он формирует Государственный совет Российской Федерации, но о полномочиях самого этого органа имеется лишь одно указание: «статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом». Разъяснилась интрига, связанная с местным самоуправлением. Предложение третье статьи 12 Конституции Российской Федерации («Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти») не изменяется, так как для этого требуется Конституционное Собрание, но статья 132 Конституции Российской Федерации дополняется новой частью третьей: «Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации». Государственные гарантии местному самоуправлению несколько расширяются: теперь казна обязана компенсировать дополнительные расходы местного самоуправления, возникшие не только в результате прямых решений органов государственной власти, но и возникшие при исполнении «во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций и полномочий, имеющих государственное значение».

Две поправки имеют социальный характер: минимальный размер оплаты труда не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, пенсионная система базируется на всеобщности, справедливости и солидарности поколений. Это означает, что чисто накопительной пенсионная система быть не может, работающие граждане и впредь будут формировать пенсии не только для себя, но и для нынешних пенсионеров. Обе поправки предусматривают обязательность регулярных индексаций размеров пенсий, социальных пособий и иных социальных выплат. Наконец, решён технический, но существенный вопрос: как быть с цензом оседлости на выборах Президента Российской Федерации для граждан, живущих на территориях, недавно присоединившихся к Российской Федерации (в данный момент это Республика Крым и город федерального значения Севастополь).

«Я думаю, что этот документ может попасть уже в четверг, 24 января, на пленарное заседание Государственной Думы. А уже после первого чтения начнётся наша основная работа над поправками к законопроекту... Я ознакомился с законопроектом – он действительно соответствует тому, что предлагал Президент в своём Послании Федеральному Собранию. Дальше речь идёт уже о конкретных формулировках, которые мы будем прорабатывать», – сказал «Парламентской газете» председатель Комитета по образованию и науке Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, член конституционной рабочей группы, президент фонда «Политика», член президиума Совета по внешней и оборонной политике, председатель правления фонда «Русский мир» Вячеслав Алексеевич Никонов, сын от первого брака которого Алексей Вячеславович Никонов (родился в 1979 году) является гражданином США.

Также В.В. Путин дал поручение Правительству Российской Федерации представить проект указа Президента Российской Федерации о создании общероссийской общественно-государственной организации, которая будет осуществлять деятельность по реализации государственной национальной политики. Срок исполнения поручения – до 1 апреля 2020 года.

Кроме того, В.В. Путин дал поручение Правительству Российской Федерации, Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации подготовить предложения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на определение правового положения национально-культурных общественных объединений. Срок исполнения поручения – до 1 августа 2020 года.

     5. На этом конституционная реформа будет завершена.

И сразу вспоминается переведённая на русский язык французская песня «Всё хорошо, госпожа маркиза» (франц. «Tout va très bien, Madame la Marquise», 1935 год). Автором оригинального текста и музыки является композитор Поль Мизраки в соавторстве с Шарлем Паскье и Анри Аллюмом. Аранжировка была выполнена джазменом Рэймондом «Рэем» Вентурой. В 1936 году режиссёр Анри Вульшлегер (франц. Henry Wulschleger) снял одноимённый фильм.

В 1935 году в СССР песню перевёл советский поэт Александр Ильич Безыменский (по другим данным – Анатолий Адольфович Френкель). Песня вошла в репертуар известного эстрадного артиста Леонида Осиповича Утёсова, который исполнял её в дуэте с дочерью – Эдит Леонидовной Утёсовой – и в сопровождении своего джаз-оркестра. В своих воспоминаниях Л.О. Утёсов писал, что во время подготовки концертной программы «Песни моей Родины» он получил письмо от А.И. Безыменского, в котором тот предлагал перевод понравившейся ему французской песни. Несмотря на то, что песня выпадала из общей программы, Л.О. Утёсов включил её в свой репертуар.

Выражение «всё хорошо, прекрасная маркиза» используется, как иллюстрация отрицания в отчаянной ситуации и неуклюжей попытке скрыть реальное состояние дел.

 

Всё – хорошо, прекрасная маркиза,

Дела идут и жизнь легка,

Ни одного печального сюрприза,

За исключением пустяка:

Так, ерунда, пустое дело,

Кобыла ваша околела,

А в остальном, прекрасная маркиза,

Всё – хорошо, всё – хорошо!

 

Алло, алло, Мартен, ужасный случай,

Моя кобыла умерла,

Скажите мне, мой верный кучер,

Как эта смерть произошла? 

...

Все хорошо, прекрасная маркиза,

И хороши у нас дела,

Но вам судьба, как видно, из каприза

Ещё сюрприз преподнесла:

Сгорел ваш дом с конюшней вместе,

Когда пылало всё поместье,

А в остальном, прекрасная маркиза,

Всё – хорошо, всё – хорошо!

 

Алло, алло, Люка, сгорел наш замок,

Ах, до чего мне тяжело,

Я вне себя, скажите прямо,

Как это всё произошло?

 

https://zavtra.ru/blogs/neskol_ko_slov_o_proekte_izmenenij_v_konstitutciyu_rossijskoj_federatcii