Автор: Аганин А.
Миростроительство Категория: Аганин Андрей
Просмотров: 2345

01.02.2020 Что удастся решить Государственному совету Российской Федерации, или Почему Россия – не Камерун?

 

 

Cостав Правительства Российской Федерации обновлён, но придётся ли обновиться и всему управленческому укладу в Российской Федерации, всей системе власти в Российской Федерации? 

 

       1. Политолог Марат Фаатович Баширов пошутил: «Зачитывали Послание Федеральному Собранию, а послали в итоге Правительство». Да, состав Правительства Российской Федерации обновлён, но придётся ли обновиться и всему управленческому укладу в Российской Федерации, всей системе власти в Российской Федерации? Не говоря уже о Конституции Российской Федерации, в которой предстоит закрепить давно назревшие перемены. Чего ждать от этих перемен? И станет ли российскому обществу лучше от этих перемен? Как говаривал красноармеец Фёдор Иванович Сухов из фильма «Белое солнце пустыни»: «Это – вряд ли!». Просто В.В. Путину захотелось уже сейчас продлить себе свои полномочия, без которых он (и/или его окружение) уже не может, но эти полномочия он пытается перенести на новую должность – Председателя (или Председателя Президиума) Государственного совета Российской Федерации. Однако, ему хочется «получить поддержку» от российского народа за бесцельно прожитые годы на своей Родине. Так же он мечтает «сохранить лицо» для мирового сообщества, соблюсти легальность своих полномочий на новый срок и сопроводить их новой легитимностью. А взамен российскому народу он обещает новую «чечевичную похлёбку», по крайней мере, такую же, какая была в первые его два четырёхлетних срока правления.

Перемены, о которых 15 января 2015 года объявил Президент Российской Федерации, едва ли застали врасплох. О том, что роль Государственного совета Российской Федерации существенно усилится, говорилось впервые ещё в 2012 году по итогам келейных обсуждений в Администрации Президента Российской Федерации. А три года назад уже обрисовывались и подробности функционирования обновлённого Государственного совета Российской Федерации.

Обратите внимание, как неожиданно бурно отреагировали на Послание Президента Российской Федерации левые издания. Заголовок статьи на сайте газеты «Завтра» от 15 января 2020 года «Сильнейшее_послание_Путина:_отказ_от_верховенства_международного_права,_запрет_второго_гражданства,_референдум»! То есть, самые близкие единомышленники, похоже, оказались в восторге. Я даже подумал, глядя на заголовок этой статьи, что референдум пройдёт по вопросу о принятии новой Конституции, КОНСТИТУЦИИ СОЦИАЛИЗМА НА НАШЕЙ РОДИНЕ, хотя всё было совсем не так. И единомышленников было несложно понять. Говорилось, что особый акцент В.В. Путин сделал на социальных вопросах, хотя всё было совсем не так (особый акцент В.В. Путин сделал на продлении своих полномочий, подав это продление своих полномочий под соусом социальных вопросов). Также говорилось, что, по сути, провозглашён новый государственный курс – на построение социального государства, но ещё в 1993 году в части первой статьи 7 Конституции Российской Федерации было закреплено: «1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.». Что же мешало хотя бы в период 2012 – 2020 годов осуществлять новый государственный курс – на построение социального государства? Может быть, митинг на Поклонной горе, проведённый редакцией газеты «Завтра» и её друзьями 4 февраля 2012 года? Ни слова не сказано о «среднем классе» как якобы опоре нынешнего строя и его правящего класса. Зато сделан акцент на бюджетниках и социально незащищённых слоях населения. На них-то и будет якобы отныне опираться российская власть. Будет ли выполнено это обещание? А ведь российское общество слышит об этом уже примерно 30 последних годков.

       2. 15 января 2020 года речь шла о ключевых требованиях стратегических партнёров Российской Федерации из КНР, озвученных по итогам визита в Москву комиссии организационного отдела ЦК КПК в 2017 году. Вкратце напомним, о чём тогда велась речь. Китайцы поставили условие кремлёвскому руководству: мол, основным стратегическим партнёром Пекина может быть если не социалистическое государство, то, по крайней мере, социальное. Потому будьте так любезны – преобразуйте общественный строй в Российской Федерации. Так вот, ещё три года назад велась речь на высоком кремлёвском уровне, что Российскую Федерацию ждёт разворот к социализму (об этом было написано в статье  «СССР_с_китайским_лицом._Вернётся_ли_наша_страна_в_социалистическое_завтра_с_подачи_Пекина?» в газете «Наша версия» от 29 октября 2017 года). Многие с недоумением отнеслись к содержанию этой статьи, но, как теперь выясняется, всё было описано правдиво.

И о назревших изменениях в Конституцию Российской Федерации тоже писали не раз в разных изданиях, дивясь, как меняется мнение одного из ключевых разработчиков действующей Конституции Российской Федерации, Олега Германовича Румянцева, от резкого неприятия любых изменений до полного одобрения по итогам нынешнего Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Кстати, об изменениях в Конституции Российской Федерации. Поправки коснутся гарантии минимального размера оплаты труда и индексации пенсий, социальных выплат и компенсаций. Другими словами, в Конституции Российской Федерации будут прописаны ключевые нормы социального государства. Но ведь и ранее существовала норма части первой статьи 7 Конституции Российской Федерации о социальном государстве, но где это самое социальное государство было? Очередные обещания «плюшек», очередные разговоры о «чечевичной похлёбке», но нет ни слова о переходе к целеполаганию в интересах российского человека и российского общества в целом. Вот и всё объяснение первичным восторженным заголовкам на сайте газеты «Завтра».

       3. Действительно ли всё возвращается к проверенным советским стандартам государственного управления и функционирования? С той лишь разницей, что опорой советского строя считались рабочие и крестьяне, а теперь ею станут бюджетники и незащищённые слои населения. И главное ли это в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства? Хотя ничуть не менее важны и другие акценты выступления В.В. Путина. Чего стоит только признание приоритета национального права над международным. Но тогда может стоит что-то сказать и о внесении изменений в часть четвёртую статьи 14 Конституции Российской Федерации? А ведь она утверждает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, а если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Как быть с действием этой нормы, ведь она никуда не исчезает. Неужели в Конституции Российской Федерации возникнет коллизия её различных норм?

«Требования международного законодательства и договоров, решения международных органов, – акцентировал Президент Российской Федерации, – могут действовать только в той части, в которой не противоречат нашей Конституции». «Министры, губернаторы, депутаты, сенаторы и прочие, а также судьи не могут иметь иностранное гражданство, вид на жительство либо иной документ, который позволяет постоянно проживать на территории другого государства».

Издевательская тирада Збигнева Бжезинского, сказанная в отношении российской элиты («это ещё ваша элита или уже наша?») якобы вскоре утратит свой смысл? Хотя чиновникам и без того запрещено иметь чужие паспорта, однако оппозиция упорно продолжает перечислять фамилии тех, кто в добавок к домику на тёплых берегах имеет ещё и вид на жительство ТАМ! А у членов Федерального Собрания Российской Федерации и федеральных государственных служащих Администрации Президента Российской Федерации имеются дети, являющиеся гражданами и постоянными жителями государств – геополитических противников Российской Федерации (например, у В.А. Никонова, Д.С. Пескова). Аналогичная картина бывает и с жёнами тех же лиц.

Художник: Темур Козаев

       4. Всё же особое внимание следует заострить на роли и месте Государственного совета Российской Федерации в новой конфигурации власти. Ещё восемь лет назад в одной из статей газеты «Наша версия» говорилось, что Государственный совет Российской Федерации «не являясь органом власти и не обладая властными полномочиями» «трансформируется в политический орган стратегического назначения». И вот старт этой трансформации, кажется, дан. Одновременно с «добром» на рихтовку (а, отнюдь, не ревизию, так как верх берёт постоянно консерватизм прагматизма, понимаешь!) Конституции Российской Федерации. И здесь невозможно не акцентировать внимания на роли личности в истории. К примеру, вот что ещё газета «Наша Версия» писала три года назад: «Немногие помнят, что нынешний спикер Госдумы Вячеслав Володин на заре своей столичной карьеры, 17 лет назад, инициировал похожий законопроект о Конституционном Собрании. Это была третья попытка изменить конституционный строй, предпринятая в новейшей истории: первую, в 1997 году, предпринял не кто иной, как Геннадий Зюганов (правда, он сам впоследствии и отозвал свой законопроект). С аналогичными инициативами выступали депутаты Виктор Алкснис, Сергей Бабурин и Евгений Фёдоров. И даже – не поверите! – правозащитник Сергей Ковалёв. А в 2016 году полезную идею решено было отряхнуть от пыли и вновь воплотить в жизнь (с подачи спикера Госдумы Володина). Проект условно назвали «Политбюро, версия вторая». Если вкратце, не углубляясь в детали, суть – в следующем: высшая власть передаётся от Президента главе Госсовета, а Госсовет формируется на принципах советского Политбюро ЦК КПСС или, если угодно, «великолепной семёрки», Постоянного комитета Политбюро ЦК Компартии Китая». Такие вот предупреждения звучали и восемь лет назад, и три года назад.

Управленческая вертикаль Государственного совета Российской Федерации будет прорастать из регионов. А её базовым фундаментом станут высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и их команды.

«Хорошая фраза была у одного монархиста времён Французской революции, – отмечает в этой связи социолог Борис Юльевич Кагарлицкий. – Для того, чтобы всё осталось по-старому, всё должно измениться».

Так или иначе, следует признать, что у В.В. Володина получилось и с Государственным советом Российской Федерации, и с рихтовкой Конституции Российской Федерации. А если к этому добавить то, что новый Председатель Правительства Российской Федерации – тоже протеже Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, можно вести речь о настоящем управленческом триумфе В.В. Володина. Но говорить о триумфе кого-либо, разумеется, можно исключительно только в рамках прагматизма, но ни в коем случае не концептуального таланта стратега.

       5. Три года назад, один журналист много общался с китайскими ответственными товарищами из организационного отдела ЦК КПК, которые приезжали тогда в Москву «на ревизию». Проработали они у нас, к слову, больше месяца, и в беспрецедентном составе – приехало порядка сотни специалистов. Поскольку концепцию работы новой властной конфигурации (Государственный совет Российской Федерации – Совет безопасности Российской Федерации – Президент Российской Федерации) пока внятно никто не изложил для российского общества, можно передать, как виделась она три года назад из Пекина. Собственно, именно там и разрабатывались соответствующие рекомендации. Итак, высшая власть в Российской Федерации – Президиум Государственного совета Российской Федерации во главе с Председателем Президиума Государственного совета Российской Федерации. Это – главный стратегический орган в Российской Федерации. Идеально, считали китайцы, чтобы Президента Российской Федерации «делегировал» Президиум Российской Федерации. Но если Президента Российской Федерации и далее будут избирать, Президиуму Государственного совета Российской Федерации тогда предстоит утверждать его в должности. За Президентом Российской Федерации будет закреплено исполнение представительских целей, задач, функций и полномочий, и он же станет почитаться гарантом соблюдения Конституции Российской Федерации. Также Президент Российской Федерации возглавляет Совет безопасности Российской Федерации – тактическим внешне- и внутреннеполитическим «органом быстрого реагирования». В общем, формально Президент Российской Федерации остаётся главой государства, но при этом за ним будет присматривать коллективное всевидящее око – Государственный совет Российской Федерации с Председателем Президиума Государственного совета Российской Федерации во главе.

Не исключено, впрочем, что вся вышеописанная схема в новых отечественных реалиях будет значительно отредактирована. Китайские товарищи из организационного отдела, надо сказать, не слишком-то привлекали к своей работе российских экспертов, но для одного всё же сделали исключение. Собственно, по этой причине политолог Валерий Дмитриевич Соловей три года назад и оказался самым информированным по теме Государственного совета Российской Федерации. Вот как он определял его роль: «Обсуждается идея создания Госсовета не вместо должности президента, а наряду с ней. Стратегические вопросы перейдут в ведение Госсовета, а оперативные и ритуальные останутся за Президентом. Реальная власть в этом случае будет находиться у главы Госсовета (сами понимаете кого), а отвечать за последствия кризиса перед возмущённым народом придётся новоиспечённому Президенту».

В.Д. Соловей, конечно, несколько утрировал, но механизм тем не менее демонстрировал довольно наглядно. Впрочем, за последствия кризиса основной спрос всё же будет с Правительства Российской Федерации, а не с Президента Российской Федерации.

Кому-то президентское послание – рутина, кому-то – тревога, а кому-то и радость

       6. Теперь об изменениях в Конституции Российской Федерации. Долгое время в правящем классе высказываться на тему таких изменений считалось признаком дурного тона, как будто речь шла о скрижалях с господними заповедями. Между тем, ельцинская Конституция Российской Федерации мало того, что содержит целый ряд сомнительных норм, ещё и изрядно подустарела морально и духовно. Радикальная ревизия Конституции для нашей Родины, в общем-то, – норма. На смену практически ленинским Конституции СССР 1923 года и Конституции РСФСР 1924 года пришли сталинские Конституция СССР 1936 года и Конституция РСФСР 1937 года. А их, в свою очередь, сменили брежневские Конституция СССР 1977 года и Конституция РСФСР 1978 года. Ельцинскую Конституцию Российской Федерации приняли в 1993 году, так что со времени её принятия, согласитесь, немало воды уже утекло.

Про то, что Конституцию Российской Федерации изменить в целом несложно, тоже писали несколько лет назад. Работая над действующей Конституцией Российской Федерации, один из её «архитекторов», О.Г. Румянцев, как мог «обезопасил» статьи, в которых были прописаны основы конституционного строя, а также права и свободы человека и гражданина. Но он же придумал зацепку, позволяющую устроить ревизию Конституции Российской Федерации, – статью 135, предусматривающую формирование Конституционного Собрания. Если три пятых части состава Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации поддержат эту идею, основы конституционного строя, а также права и свободы человека и гражданина могут быть пересмотрены. Как и вся система государственного управления вообще.

Нет сомнений, что уже в самое ближайшее время ельцинскую Конституцию Российской Федерации сменит новая, убеждён директор Центра политической конъюнктуры, политолог Алексей Александрович Чеснаков: «Сейчас уже можно сказать, что после окончательного оформления поправок в России будет по-настоящему путинская Конституция. Это – не формальный, а смысловой момент. Путин не только выстроил за 20 лет новую систему российской власти, но и придал ей конституционный каркас, в котором она будет существовать как «долгое» государство».

       7. Резюмируем общую суть предлагаемых перемен. Рихтовка (а вовсе не ревизия) Конституции Российской Федерации позволит решить В.В. Путину вопрос преемственности власти – при помощи легализации и легитимации и так уже фактически существующего условного Политбюро в виде Государственного совета Российской Федерации. Это сделать – проще простого. Роль Государственного совета Российской Федерации закрепляется в новой Конституции Российской Федерации, его цели, задачи, функции и полномочия будут установлены посредством принятия федерального закона (даже не федерального конституционного закона). И далее, круг замыкается. По сути, в новой конфигурации в Российской Федерации властвует Президент Российской Федерации, а правит Председатель Президиума Государственного совета Российской Федерации. Правительство Российской Федерации занимается хозяйственными вопросами, а тактические вопросы внешней и внутренней политики решает Совет безопасности Российской Федерации.

Расширяются полномочия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, теперь это – не просто палаты органа законодательной власти Российской Федерации. Нижняя палата парламента утверждает состав Правительства Российской Федерации – от Председателя Правительства Российской Федерации до федеральных министров. Президент Российской Федерации будет обязан назначить тех, кого утвердила нижняя палата парламента. При этом Президент Российской Федерации сможет отстранять от занимаемой должности Председателя Правительства Российской Федерации и его Заместителей. В свою очередь, верхняя палата парламента согласовывает с Президентом Российской Федерации назначение руководителей силовых ведомств. Таким образом, верхняя палата парламента становится официальной «матерью» силовиков. Если нижняя палата парламента назначает состав Правительства Российской Федерации, то и ориентироваться федеральные министры финансово-экономического и социально-культурного блоков будут в большей мере на руководство Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а не на Президента Российской Федерации. В свою очередь, силовики будут ориентироваться не только на Президента Российской Федерации, но и на Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Участие в Государственном совете Российской Федерации укрепит роль высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, и, возможно, в их среде снова появятся «региональные зубры», как в 1990 годах. Хотя нужно ли это? Кроме того, верхняя палата парламента сможет отстранять от занимаемой должностей судей Верховного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. В результате судебная власть попадает в зависимость от власти законодательной. В целом это, наверное, неплохо – даже независимых судей, как показывает практика, хорошо бы контролировать кому-то со стороны, а не только самой судебной корпорации. Но наверняка у руководства Верховного суда Российской Федерации найдутся на сей счёт некоторые возражения. У Конституционного Суда Российской Федерации их пока не нашлось, и эту покладистость уже оценили там, где надо, – в новой властной конфигурации Конституционный Суд Российской Федерации сможет оценивать по запросу Президента Российской Федерации соответствие нормам Конституции Российской Федерации федеральных законов, принятых нижней палатой парламента и одобренных верхней палатой парламента до их подписания Президентом Российской Федерации, и отменять их. Налицо – система сдержек и противовесов двух ветвей власти – законодательной и судебной.

И ещё из важного – новые нормы Конституции Российской Федерации исключают исполнение Российской Федерацией решений международных трибуналов, которые ей – невыгодны. «По нынешней Конституции международные законы превалируют над внутренними, – разъяснял депутат нижней палаты парламента от фракции КПРФ Владимир Владимирович Бóртко, три года назад инициировавший изменение Конституции Российской Федерации. – Выходит, что наша Конституция – вторична, важнее законы, которые принимаются за пределами нашей страны. Ещё есть странное упоминание о том, что мы руководствуемся общепринятыми принципами. Эта фраза повторяется только в двух конституциях мира – Австрии и Германии. Они их получили после поражения во Второй мировой войне, это – конституции проигравших государств!».

       8. Опорой советского строя считались рабочие и крестьяне, а теперь ею якобы могут стать бюджетники и незащищённые слои населения. Если это будет действительно так, то тогда, пожалуй, это – главное в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Можно наверняка спросить: ну а российскому народу какой толк от всех этих перестановок и перегруппировок? Что они изменят в повседневной жизни российского народа? Российский народ точно станет жить лучше? Или будет, как и прежде: у власти – своя свадьба и своё кино, а у народа – своя свадьба и своё кино? Беднейшим слоям – пенсионерам, бюджетникам, многодетным семьям и прочим – однозначно станет лучше, как считают некоторые эксперты. Социальное государство – их выигрыш. В.В. Путин в своём Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства об этом очень подробно поведал. Российскому народу важно выправить свою демографию – значит, ради этого российское государство готово платить. Якобы увеличат и проиндексируют пособия, отрегулируют ипотеку, пересмотрят кредитную политику. Причём Президент Российской Федерации подчеркнул: это будут не копеечные подачки – на реализацию новой социальной политики Российской Федерации будут брошены «серьёзные материальные ресурсы» и ради этого даже пересмотрят федеральный бюджет на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, так что перемен к лучшему можно ждать уже даже завтра. Может быть, на 616 тыс. материнского капитала за второго ребёнка столичных хорóм и не купишь, но сменить однокомнатную квартиру на двухкомнатную где-нибудь в провинции – вполне можно. А с рождением третьего ребёнка Российская Федерация может и вовсе погасить ипотечный кредит. Главное – соблюсти важную тонкость, которую никто и не думает соблюдать сейчас, чтобы государственные выплаты в первую очередь получали граждане Российской Федерации, а не заезжие многодетные семьи из той же Киргизской Республики и прочих бывших республик СССР.

Поддержка «бюджетного» образования и «бюджетной» медицины – тоже значительное социальное подспорье. В общем, тем, кто – небогат, можно смело надеяться на улучшения. Самым богатым, впрочем, тоже будет неплохо (а когда им было плохо?) – ни о прогрессивной шкале налогов, ни о других беспокойствах в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства не было сказано ни слова. Нельзя, видите ли, трогать «священных коров», это – «наше всё». А вот остальным – среднему классу, торговому сословию и всем, кто не бедствует, но и особо не жирует, лучше и проще жить, наверное, не станет. Про средний класс Президент Российской Федерации и вовсе не обмолвился в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Социальное государство, оно – такое, больше находится только на бумаге – в Конституции Российской Федерации. В общем, скоро будем жить, как в КНР. А уж хорошо ли это или плохо, пусть каждый сам решит для себя.

Поль Бийя

       9. Да что всё время идёт разговор о Государственном совете Российской Федерации, да о Государственном совете Российской Федерации? В Конституции Российской Федерации даже Следственный комитет Российской Федерации ни разу не упоминается, но за решётку граждан всегда может отправить и без своего конституирования. Всё определяет политический режим (от франц. régime – режим, управление, руководство) – совокупность средств и методов, с помощью которых происходит осуществление политической власти в той или иной стране.

Вот, например, Поль Бийя́ – камерунский политический и государственный деятель; премьер-министр Камеруна (30 июня 1975 года – 6 ноября 1982 года), президент Камеруна (с 6 ноября 1982 года). Совокупное правление Поля Бийи́ в Республике Камерун всё ещё длится и приближается уже к 45 годам. В связи с этим, вспоминается такой анекдот.

Французское информационное агентство Агентство Франс Пресс (франц. Agence France-Presse, AFP) берёт интервью у Поля Бийи́:

AFP: Если бы конституция Республики Камерун позволяла бы быть президентом Республики Камерун два срока подряд по 10 лет, то Вы могли бы при таких условиях исполнять обязанности президента Республики Камерун?

Поль Бийя́: Да, мог бы.

AFP: Если бы конституция Республики Камерун позволяла бы быть президентом Республики Камерун два срока подряд по 15 лет, то Вы могли бы при таких условиях исполнять обязанности президента Республики Камерун?

Поль Бийя́: Да, мог бы.

AFP: Если бы конституция Республики Камерун позволяла бы быть президентом Республики Камерун два срока подряд по 20 лет, то Вы могли бы при таких условиях исполнять обязанности президента Республики Камерун?

Поль Бийя́: Ну, ведь исполняю же! 

 

https://zavtra.ru/blogs/chto_udastsya_reshit_gosudarstvennomu_sovetu_rossijskoj_federatcii_ili_pochemu_rossiya_ne_kamerun