Автор: Аганин А.
Миростроительство Категория: Аганин Андрей
Просмотров: 2401

26.01.2020 Как долго ещё продлится нескончаемый праздник прагматизма, или Продлевать будем?!!!

  

Предлагаемые В.В. Путиным изменения в Конституцию Российской Федерации не предполагают проведения референдума при их принятии/отклонении 

 

        1.  В своей статье от 21 января 2020 года «Несколько_слов_о_проекте_изменений_в_Конституцию_Российской_Федерации» мною было показано, что предлагаемые В.В. Путиным изменения в Конституцию Российской Федерации не предполагают проведения референдума при их принятии/отклонении.

15 января 2020 года из уст В.В. Путина прозвучал целый пакет предложений, которые следует отразить в Конституции Российской Федерации. Вот только некоторые из них:

а) после вступление в силу предлагаемых поправок к Конституции Российской Федерации высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации и Заместители Председателя Правительства Российской Федерации, федеральные министры, руководители федеральных органов государственной власти, судьи больше не смогут иметь иностранное гражданство или иностранный вид на жительство;

б) ещё более жёсткие требования предложено предъявлять к кандидатам на должность Президента Российской Федерации: отсутствие иностранного гражданства или вида на жительство даже в прошлом, а также постоянное проживание в Российской Федерации не менее 25 лет. На первый взгляд, это замечательное требование к кандидатам, которое сделает будущего Президента Российской Федерации настоящим безукоризненным гражданином Российской Федерации, но оно ограничивает права жителей наших новых субъектов Российской Федерации – Республики Крым и города федерального значения Севастополь, то есть, как бы они не хотели, а никто из них Президентом Российской Федерации в ближайшие десятилетия стать уже не сможет;

в) но главное – это запуск политической реформы в Российской Федерации. В.В. Путин, который с первых дней своего пребывания во власти укреплял властную вертикаль, усиливал роль и значимость должности Президента Российской Федерации, всё дальше уводя нас от парламентской республики в сторону президентской республики, вдруг предложил передоверить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации не просто согласование, как сейчас, а утверждение кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации. Дальше – больше, по его представлению, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации должна утверждать всех Заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров. А Президенту Российской Федерации будет вменена обязанность назначать их на должности при утверждении их Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. При этом, Президент Российской Федерации, по предложению В.В. Путина, сохраняет прямое руководство Вооружёнными силами Российской Федерации и правоохранительной системой и самостоятельно назначает руководителей силовых ведомств. Правда, сделана смягчающая оговорка – по итогам консультаций с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Такой же принцип В.В. Путин предложил и при назначении прокуроров субъектов Российской Федерации. «Сегодня они назначаются по согласованию с региональным законодательным собранием… Это может на практике приводить к неформальным обязательствам перед местными властями», – пояснил В.В. Путин.

Конечно, такая масштабная политическая реформа заставила задаться вопросом, почему В.В. Путин вдруг пошёл на сокращение властных полномочий Президента Российской Федерации и усиление положения Федерального Собрания Российской Федерации? И это стало понятно и даже очевидно чуть позже, когда В.В. Путин неожиданно завёл речь о Государственном совете Российской Федерации, образованном Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2000 года № 1602. При этом, многие граждане Российской Федерации впервые услышали о таком существующем у нас институте государственной власти, что и понятно! Ведь в тексте Конституции Российской Федерации нет ни одного слова о Государственном совете Российской Федерации, хотя по факту таковой существует! Напомню, Государственный совет Российской Федерации образован на основании Указа Президента Российской Федерации от 1 сентября 2000 года № 1602 на основании предложений членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, хотя, разумеется, все мы прекрасно понимаем, что в действительности инициатива исходила от самого В.В. Путина. В соответствии с Положением о Государственном совете Российской Федерации Государственный совет Российской Федерации является совещательным органом, «содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти». Членами Государственного совета Российской Федерации являются Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах, высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, руководители фракций в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. А его первое заседание состоялось аж 22 ноября 2000 года. Но до 15 января 2020 года мало кто о нём в российском обществе всерьёз слышал, а ещё меньше понимал, что это за инструмент власти и каково его назначение. Ведь этот самый Государственный совет Российской Федерации за более чем 19-летнюю свою история никак значимо не зарекомендовал себя. Зачем он вообще был нужен?

       2.  В экспертной среде такие структуры называют параконституциональными. И их у нас несколько – Государственный совет Российской Федерации, Общественная палата Российской Федерации, институт полпредов Президента Российской Федерации в федеральных округах, о которых тоже нет ни слова в Конституции Российской Федерации. И вот теперь В.В. Путин в своём Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства предложил расширить и укрепить полномочия Государственного совета Российской Федерации и внести в Конституцию Российской Федерации норму о его конституционном правовом статусе при рассмотрении наиболее значимых для российского общества вопросов.

После этого экспертному сообществу стало окончательно понятно, что В.В. Путин если уж и собирается покинуть вершину политического Олимпа нашего государства, уступив её следующему кандидату, но при этом хочет демонтировать и забрать с собой эту самую вершину, чтобы возвести её в другом месте! Для чего планируется сократить полномочия Президента Российской Федерации и передать их часть Федеральному Собранию Российской Федерации, чтобы следующий Президент Российской Федерации уже не был наделён фактически абсолютной властью, и сам, в свою очередь, не мог начать очередную реформу без согласования со всеми ветвями власти, и, в том числе, конечно, с Государственным советом Российской Федерации. При этом действующий Президент Российской Федерации сохранил бы за собой возможность влиять на принятие решений в Российской Федерации, для чего ему необходимо конституционно легализовать и укрепить властными полномочиями Государственный совет Российской Федерации и должность Председателя Государственного совета Российской Федерации. И очень похоже на то, что именно это кресло готовится им для себя, иначе все эти изменения просто невозможно объяснить с позиции здравой логики.

По пакету предложенных изменений в Конституцию Российской Федерации В.В. Путин предложил провести всенародное голосование. Его дата пока неизвестна, но, из последовавших почти сразу заявлений Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Э.А. Памфиловой, стало понятно, что это может произойти раньше ближайшего единого дня голосования, который в этом году придётся на 13 сентября. Хотя, повторюсь, предлагаемые В.В. Путиным изменения в Конституцию Российской Федерации не предполагают проведения референдума при их принятии/отклонении, так как не затрагивают норм статей, относящихся к главам 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации.

В.В. Путину понадобилась легализация и конституирование Государственного совета Российской Федерации с неизвестными до проведения референдума его целями, задачами, функциями и полномочиями. Очень сильно всё это смахивает на утвердившуюся в «новой морали» прагматизма и уже отражённые в образчиках «нового искусства» требования проститутки к незадачливому клиенту, которого она «имеет по полной программе»: «Продлевать будем?!!!». Так и что же понимается под этими словами «Продлевать будем?!!!»? А понимается под этими словами следующее: «Будем продлевать опустошение ваших карманов дальше?».

       3.  Российская Федерация пока находится в зоне относительной финансовой стабильности, которую можно назвать «глазом циклона»: обменный курс рубля и золотовалютные резервы Банка России продолжают расти. Во многом этому способствуют относительно высокие мировые цены на энергоносители, превышающие 60 $ за баррель нефти марки Urals, что обеспечивает мощный приток в Российскую Федерацию «нефтедолларов», и сверхжёсткая денежная политика Банка России с ключевой ставкой, составляющей сейчас, после ряда последовательных снижений, 6,25 % годовых, что почти в четыре раза выше учётной ставки ФРС (1,5 – 1,75 %). В результате Российская Федерация сегодня остаётся едва ли не единственным государством мира с гарантированным доходом по всем финансовым инструментам, что резко повысило спрос на рубли и, соответственно, привело к повышению курса российской валюты. Всё это тормозит экономический рост, разгоняет внутренние цены и сокращает реальные доходы населения, которые, к тому же, распределяются весьма неравномерно. Численность долларовых миллионеров в Российской Федерации продолжает неуклонно увеличиваться и к 1 июля 2019 года составила 246 тыс. чел., то есть, на 74 тыс. чел., или в 1,43 раза больше, чем на 1 июля 2018 года. Аналогичные «процессы идут» и в нижней части социальной пирамиды, только они затрагивают гораздо большие массы российского общества с прямо противоположным значением для них, идёт массовое обнищание населения Российской Федерации.

Добавим сюда гигантскую сумму остатков средств федерального бюджета, которая преодолела отметку в 13 трлн. руб., или более чем 200 млрд. $, – и мы поймём, насколько далека от понимания задач развития национальной экономики нынешняя российская «властная вертикаль».

       4. Никаких иллюзий о каком-либо «левом повороте» или «модернизации» пока быть не должно, их нет даже и в помине: даже в самом лучшем случае правящей бюрократии попросту не до них (да они и в принципе невозможны при контроле либералов за Банком России, а прагматиков – за всем остальным). Левый поворот всегда предполагает переход к концептуалистике и целеполаганию, то есть, сущностной осмысленности любых политических действий для всего общества в целом, а не для неких узких «элитных» групп. Но многие меры, вынужденные необходимостью сохранить власть и минимальную стабильность российского общества, будут поневоле ориентированы именно в социальном и модернизационном направлении.

Действующий Президент Российской Федерации в течение последних нескольких лет всё-таки с нарастающим беспокойством ощущал резкое падение своей популярности, что требовало от него неких действий, способных компенсировать падение уровня жизни населения Российской Федерации. Для поднятия его рейтинга предпринимались отдельные попытки «патриотических» действий, которые не дали ожидаемого результата. Тем более, что Правительство Российской Федерации во главе с Д.А. Медведевым, несмотря на гигантский рост бюджетных доходов, так и не смогло обеспечить хотя бы близких к мировым темпов развития российского общества, что также вело к падению уровня жизни широких масс населения Российской Федерации и растущим протестным настроениям во всём российском обществе.

Заявленная В.В. Путиным политическая реформа представляет собой, бесспорно, запоздалую, но в целом правильную попытку создания более демократичного, а потому и более гибкого, более устойчивого управляющего механизма, учитывающего суровый, хотя до сих пор мало кем осмысленный урок гибели западной демократии.

       5. За попыткой конституирования Государственного совета Российской Федерации может скрываться желание установления стратегического контроля над российским обществом вместо уже давно набившего оскомину режима «ручного управления».

Первая, социальная часть Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства была посвящена «плюшкам», то есть, мерам, которые заметно, хотя и не кардинально могут улучшить жизнь многих людей, искусственно погружённых в нищету либеральным социально-экономическим курсом, проводимом на протяжении почти 30 последних лет.

С политической же точки зрения она вроде бы производит впечатление простого продолжения «большого извинения» власти после позапрошлогодней (2018 года) кражи у граждан Российской Федерации пяти лет жизни в связи с пенсионной реформой. Действительно: почти все меры социальной политики после этого были направлены на небольшие и локальные, но улучшения условий жизни тех или иных групп населения, однако они не дали, да и не могли дать, никакого положительного результата для властьимущих.

И то, что обещания проиндексировать пенсии с начала 2020 года на величину, более чем вдвое превышающую официальную инфляцию (и, значит, впервые примерно компенсирующую реальный рост цен), российское общество просто не заметило, никого во власти ничему не научило. Безусловно, это свидетельствует о глубине её интеллектуальной ущербности и продолжающейся духовной, нравственной и интеллектуальной деградации, но самые жалкие, нелепые и недостаточные извинения – всё же лучше, чем их полное отсутствие.

А в логике самого часть Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства социальные выплаты стали всего лишь предисловием и предпосылкой к важнейшей конституционной реформе, нацеленной на трансферт власти под покровом якобы создания качественно новой политической системы при минимизации формальных изменений.

Если этот замысел удастся реализовать хотя бы частично, то впереди российское общество ждёт длительный период даже не столько формирования, сколько тестирования этой политической системы, включая выборы уже в новых условиях Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и анализ её работы по новым правилам вплоть до ключевого 2024 года.

Главное в этой части Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства по стандартным законам бюрократии является то, о чём было сказано вскользь и наименее внятно: некий «конституционный статус Государственного совета Российской Федерации». Каким именно он будет? Очень хотелось бы верить, что российское общество узнает об этом не позже принятия поправок к Конституции Российской Федерации, то есть, скорее всего, уже в марте 2020 года (так как эти поправки ещё надо доработать, опубликовать и «всенародно обсудить» до принятия к 1 мая 2020 года). Наиболее вероятный смысл конституционного статуса Государственного совета Российской Федерации – очевиден, и заключается в том, что это – перенос центра власти с должности Президента Российской Федерации на должность Председателя Государственного совета Российской Федерации (впервые это предлагалось и прорабатывалось, помнится, ещё для «позднего» «патриарха рыночных реформ и демократии» Б.Н. Ельцина).

Как нынешний Председатель Государственного совета Российской Федерации, В.В. Путин надеется, что будет влиять и в дальнейшем на Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утверждающий силовых руководителей. Предлагать-то можно кого угодно, а вот утвердят только тех, с кем будет согласен будущий Председатель Государственного совета Российской Федерации. Это стало бы элегантным и намного более демократичным переформатированием существующей нынешней схемы прямого назначения: дополняются новые публичные (что важно) участники процесса, которые могут оказывать на него влияние, если что-то пойдёт совсем уж не так. Это повышает суммарную прочность системы государственной власти.

Государственный совет Российской Федерации, насколько можно предположить, может стать ПУБЛИЧНЫМ СТРАТЕГИЧЕСКИМ ОРГАНОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (после ожидаемого В.В. Путиным срыва человечества в глобальную депрессию), разрабатывающим программы развития, а Правительство Российской Федерации будет низведено до роли их исполнителя, которому позволено выбирать инструменты, но не цели и даже не методы их достижения. Очень бы хотелось, чтобы было именно так!

С Правительством Российской Федерации может получиться совсем уж красиво: главной его управленческой проблемой в настоящее время является неподчинение федеральных министров Председателю Правительства Российской Федерации, так как не он их назначает на должность и освобождает от занимаемой должности. В.В. Путин нашёл способ сохранить свою власть при заимствовании лучшего у парламентской системы: как и в ней, Председатель Правительства Российской Федерации формирует свой состав Правительства Российской Федерации (точнее, его гражданскую часть), а Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации этот состав утверждает. При этом Президент Российской Федерации сохраняет право увольнять политически недееспособных федеральных министров (как и губернаторов), за которых (внимание!) отвечает уже не он, а – Председатель Правительства Российской Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации.

Вероятно, право увольнения членов Правительства Российской Федерации перейдёт от Президента Российской Федерации к Председателю Государственного совета Российской Федерации вместе с переходом В.В. Путина с первой должности на вторую. Но, может статься, что это будет хлопотным делом.

В результате Председатель Правительства Российской Федерации десять раз должен подумать перед тем, как назначить федерального министра без одобрения Председателя Государственного совета Российской Федерации, а большинство Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации – перед тем, как его утвердить. Но в действительно критических ситуациях они смогут пойти поперёк воли Председателя Правительства Российской Федерации, ставя его перед выбором между роспуском Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и подчинением Председателю Правительства Российской Федерации ради стабильности.

Таким образом, описанный вариант новой политической системы сможет обеспечить больше и контроля, и гибкости, и демократии, причём одновременно. Предложившие данную схему заслуживают многого, и можно предположить, что их ещё можно будет увидеть на вершинах политической власти Российской Федерации.

И, наконец, всеми забытые в горячке пересудов о личных перспективах тех или иных деятелей «конституционные принципы публичной власти» также могут преобразить Российскую Федерацию, хотя и не столь быстро. В настоящее время органы местного самоуправления государственной властью не являются и формально ей не подчиняются. Государство контролирует их только посредством законодательства Российской Федерации (которое «на местах» иногда даже милостиво читают), средствами бюджетов субъектов Российской Федерации (которых там обычно не хватает) и вертикалью правоохранительных органов государственной власти (которые далеко не всегда мешают возглавлять органы местного самоуправления даже откровенным бандитам, которые способны обеспечить хоть какой-то порядок).

В результате муниципальные власти не имеют отношения к государственному управлению и часто (даже чаще, чем в государствах западной демократии) являются источниками безумия и произвола. Смысл новации заключается в повышении их прав и, вероятно, финансирования, в обмен на подчинение их государственной власти. Для нормальных людей такой обмен (по крайней мере, пока) выглядит более чем адекватно.

       6. Не стоит строить особых иллюзий относительно нового состава Правительства Российской Федерации.

Обладающий железной выдержкой М.В. Мишустин как технократ сделал налоговую систему Российской Федерации едва ли не лучшей в мире по техническому уровню, и уж точно он это сделал быстрее всех в мире. «Террор мытарей» в отношении бизнеса это естественным образом лишь усилило, зато сама Федеральная налоговая служба выглядела на фоне многих других федеральных органов исполнительной власти (особенно откровенно безумных социальных и околонаучных) как подразделения специального назначения на фоне стаи бабуинов.

Безусловно, налоговик как Председатель Правительства Российской Федерации (хотя он и знает реальное состояние экономики лучше всех) означает, что Правительство Российской Федерации не будет заниматься развитием, модернизацией и инвестициями. Но вполне очевидно, что это, ещё не созданное до конца Правительство Российской Федерации, будет носить, прежде всего, политический, а не хозяйственный характер.

Весьма вероятно, основной целью М.В. Мишустина как профессионального налоговика («бывших» в этом деле не бывает, равно как и в специальных службах) станет усмирение крупных хозяйственно-олигархических кланов и семейств, а также зачистка коррупционных структур, созданных обезумевшей от безнаказанности бюрократией. Не потому, что они разрушают социальную ткань российского общества, а потому, что они мешают сохранению политической стабильности в новых условиях: как внутриполитических, так и глобальных.

О понимании этих новых глобальных условий В.В. Путиным, в полном соответствии с управленческими нормами стремящимся всячески затушевать новизну начатых преобразований, свидетельствует указание в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства на желание обеспечить самодостаточность экономики. Такая формулировка в принципе невозможна ни в каких стабильных условиях. Само её появление (даже при полном отсутствии социально-экономических мер, направленных хотя бы на движение в этом направлении) – знак осознания реальной ситуации в мире, ибо постановка такой задачи возможна только при ясном понимании неизбежности распада единых мировых рынков на макрорегионы и обрушения в глобальную депрессию, причём в непосредственном будущем и уж точно до 2024 года.

Это объясняет и замену сверхлояльного Д.А. Медведева, и кадровое обновление Правительства Российской Федерации: в его прошлом составе оно блистательно и с исчерпывающей очевидностью доказало свою неспособность осуществлять не только сколь-нибудь сложные действия, но даже и последовательно осуществлять вполне простые процедуры.

А времена впереди предстоят сложные, и они потребуют сложных же управленческих действий. Так, предлагающаяся новая конституционная норма о главенстве Конституции Российской Федерации (в части прав граждан) над международными договорами, по идее, может позволить аннулировать Соглашение о вступление Российской Федерации в ВТО как лишающие миллионы граждан Российской Федерации права на труд.

А их реализация выведет на ключевые позиции соответствующие кадры, восприимчивые к разуму, а не только к воровству и коррупции под неолиберальные разглагольствования и чтение неолиберальных мантр, что быстро воссоздаст потенциальную возможность для развития российского общества, утраченную уже около 30 лет назад.

 

https://zavtra.ru/blogs/kak_dolgo_eshyo_prodlitsya_neskonchaemij_prazdnik_pragmatizma_ili_prodlevat_budem