Автор: Администратор
Миростроительство Категория: Комогорцев Алексей Юрьевич
Просмотров: 3074

24.10.2012 ВОЛШЕБНАЯ ГОРА

 

Велик не сам журнал "Волшебная гора" — велики его авторы и их мысли. "Волшебная гора" — это окно в таинственный мир древних цивилизаций, религиозных и философских учений

 

                Путь наш в пустыне — длинный,

               Через холмы песка.

              Лепит собак из глины

             Медленная рука.

                                    Александр БУТУЗОВ

Это уникальное издание не случайно же родилось в кроваво-трагическом октябре 1993 года. Его первый, ныне покойный, главный редактор, друг нашей газеты и её автор Артур Медведев писал: "Журнал выходит с "тревожного октября" 1993 г. Хорошо помню, как 3 октября у Крымского моста, обнаружив на вернисаже под открытым небом графическую работу "Слепой шахматист" Владимира Исаева, я договаривался с художником о публикации на фоне штурма демонстрантами оборонных заслонов ОМОНа. Эта работа была напечатана на лицевой стороне обложки первого номера "ВГ". Несмотря на то, что я впитал в себя драматизм тех трагических дней и часов, побывав и у Парламента, и в Останкино, сугубо политический аспект практически так и не затронул страниц "Волшебной горы". Разве что статья нашего выдающегося историка-консерватора Вадима Кожинова в самом первом выпуске журнала. Хотя соблазн приобщения к актуальной политике не раз и возникал, но всё же выбор в пользу "мы пойдём другим путём", а именно путём метафизики, религиозной мысли, историософии, приобщения к сакральным аспектам тех или иных традиций, считаю наиболее правильным…" 

На мой взгляд, в "Волшебной горе" сосредоточен сгусток нашей имперской философии. Многие наши лучшие мыслители, отдав дань публицистике в газете "Завтра", свои философские и культурологические работы несли Артуру Медведеву в "Волшебную гору". Им не нашлось бы места в каком-нибудь научном узкопрофильном журнале. Христианский Восток и исламский Восток, метафизика и эсхатология, откровения буддизма и познание Тибета, наше древлеправославие и сакральная география, авангард и традиция, Россия и Запад, революция и космизм, мистика русского православия и индуистская алхимия, пожалуй, все ростки человеческой мысли в самом широком евразийском всечеловеческом пространстве уже почти 20 лет соединяются на страницах этого необычного издания. Да и почтеннейшие авторы тем или иным образом скрепляют воедино державное "горнее" пространство журнала, от Эзры Паунда и Эрнста Юнгера до Макария Великого и старца Ефимия… Господствует тотальная глобальная мифология, скрепляющая всю нашу державу с давних времен. Вот и в последнем, шестнадцатом номере соседствуют тибетская алхимия, суфийская мистика, русская апокалиптика. Публикуются тексты почтеннейшего Ал-Мутаман Абу Исхак Ибрахим ибн ал-Ассаля и тут же — Рене Генона и Юлиуса Эволы, индуса Ананды Кумарасвами и принца Чарльза Уэльского, огласительное слово преподобного Симеона Нового Богослова, и уникальная глава "Лечение старости" из древнего тибетского трактата "Вайдурья Онбо". 

Велик не сам журнал "Волшебная гора" — велики его авторы и их мысли. "Волшебная гора" — это окно в таинственный мир древних цивилизаций, религиозных и философских учений. Но тут же и самая новейшая литература России и мира, разбор творчества суперсовременного кинорежиссера Ларса фон Триера, рецензия на фильм Джармуша "Мертвец". Какой-то замысловатый путь от чисто детского наивного удивления до познания метафизических истин. Впрочем, это часто одно и то же. К тому же, при всём многообразии мнений, высказываемых в журнале, просматривается в нём и некий консервативно-традиционалистский стержень. Но не случайно же среди авторов "Волшебной горы" множество тех, кто сотрудничает и на сайте "Правая.ру", и в газетах "Завтра" и "День литературы". Это какое-то, как писал Ахутин: "тупое упорство вопрошающей мысли…" Здесь и Александр Дугин, и Гейдар Джемаль, и Вадим Кожинов, и Юрий Стефанов. Вот и в последнем, шестнадцатом номере я нахожу наших авторов: Илью Бражникова, Юрия Нечипоренко, Андрея Бычкова, Григория Бондаренко… Кроме этого, отмечу таких консервативных русских националистов, как Константин Крылов, Виталий Аверьянов. Но каким-то удивительным образом лишь раздёрганная либеральная мысль не укладывается в, казалось бы, предельно широкий дискурс мнений. Любая духовная традиция, демонстрируемая в журнале, предполагает свою суровость и чистоту, в какое бы исламское, иудейское, буддийское или православное русло ни утекала мысль автора. Впрочем, сами же издатели журнала ещё в третьем номере писали: "Возвращение Традиции не благое пожелание кучки экстравагантных интеллектуалов, а насущная потребность современной жизни. Это, поистине, средство исцеления цивилизации". Может быть, поэтому журнал почти и не замечается ни элитарной, ни массовой критикой, хотя других подобных изданий нет. Пожалуй, только лет пять назад хорошую и умную статью написала Ольга Балла в интернет-издании "Взгляд". Больше и назвать нечего. Не знаю лишь, стоило ли умной Ольге Балла привязывать журнал к фашизму, даже метафизическому? "..."Горе" отчётливо интересны мыслители, близкие к фашизму: Эрнст Юнгер, Эзра Паунд, Юлиус Эвола, да в некотором роде и сам фашизм в его противостоянии падшему, разложившемуся, неподлинному "англосаксонскому" миру. О, конечно, с оговоркой: метафизический, так сказать, фашизм, идейный, а не политическая практика с её вульгаризациями, снижениями и огрублениями. Но тем не менее". 

У любого чиновника и либерала сразу уши торчком? Что за "Анатомия протеста"?

К тому же, я никак не отнесу наших древних старцев или восточных мудрецов, или того же принца Чарльза ни к какому метафизическому фашизму. Не надо играть табуированными словами. 

Поражает разнообразие оттенков мысли, их кажущаяся несовместимость. В каком-нибудь академическом журнале вряд ли найдёшь рядом древних православных старцев и Хайдеггера, мусульманских пророков и католических мыслителей. Но, прочитав все эти статьи и раздумья внимательно (а этот журнал заведомо предназначен для неспешного чтения), увидишь, как по-имперски они дополняют друг друга. "Этот журнал, — писал в одном из номеров главный редактор Артур Медведев, — в определённом смысле похож на калейдоскоп.

Подобно тому, как в калейдоскопе при помощи трубы и зеркал разрозненные индивидуальные стеклышки складываются в гармоничную и яркую картину, подчинённую единой перспективе, так же и тексты, из которых составлено данное издание, будучи написаны людьми различных религиозных взглядов, различных интеллектуальных школ и политических убеждений, дают многомерную картину человеческой мысли,.. определяемую единством перспективы, лучом, соединяющим взгляд наблюдателя и конечную цель всякой духовной традиции — трансцендентность за пределами дискурса…" 

"Когда-то человечеству было дано всё, — писал Рене Генон, — но оно, пренебрегая Преданием, разучилось понимать Великие Знамения". Вот журнал, пусть минимальным тиражом, для "кучки просвещённых", возвращает это понимание. Глядишь, вослед за "кучкой просвещённых" к этому пониманию подтянутся и все остальные.

И разве это не есть единый державный стержень: Традиция, Религия, Культура — три составляющих стержня журнала. После смерти прекрасного умнейшего человека, первого редактора "Волшебной горы" Артура Медведева, многие читатели опасались, что этот, отнюдь не прибыльный и не коммерческий, культурологический консервативный проект под названием "Волшебная гора" начнёт медленно рушиться. К счастью, такого не произошло, и новый главный редактор Алексей Комогорцев с новыми силами взялся за столь замечательное издание. 

Только что вышел шестнадцатый номер, который порадовал и старых, и новых читателей. Так как тираж издания невелик, я, с разрешения главного редактора, перепечатываю в газете крайне важную для нас всех и глубоко почвенническую лекцию Чарльза, принца Уэльского, прочитанную им в Ливерпуле. 

Принц Чарльз давно уже заклеймён у себя на родине, как "антипрогрессист" и всяческий противник науки. А он всего лишь призывает не терять связь с природой и всем окружающим, в том числе и нематериальным миром. Он понимает, в отличие от наших "пусек" и гельманов, значение сакральных символов в жизни и человека, и человечества. Это прямо наперекор им пишется: "Ныне мы живём в крайне буквалистском мире, где почти не осталось места для символов…" Он против того, чтобы все народы мира отказались от мудрости былых времён, от традиционных знаний. По его мнению, "…слово "пред-рассудок", несомненно, несёт гораздо более глубокое значение, чем то, к которому мы привыкли. Оно отражает наше чувство глубинной причастности к живому организму…". Я рад, что эту важную для всех традиционалистов мира, глубоко принципиальную лекцию перевёл с доброго согласия его королевского высочества мой сын, работающий сейчас в Ирландии. Рад, что наследник британского престола принц Чарльз разрешил публиковать этот перевод у нас в России. 

Принца Чарльза недолюбливают и в британской королевской семье. Очень уж он выбивается из европейской традиции, очень уж тянется к православию. Кое-кто поговаривает о его тайном принятии православия и даже чуть ли не о желании уйти в монахи. Совсем незачем. России нужен хоть один европейский монарх, симпатизирующий православию. Принц Чарльз любит ездить в Сербию и в Грецию, по православным монастырям; он восстановил и содержит православный монастырь Ватопед на Афоне. Так что никакому Дмитрию Галковскому с его англофобией принца Чарльза не достать.

В параллель с лекцией принца Чарльза созвучна ей и публикуемая в этом же номере журнала важнейшая работа о символах известнейшего метафизика, автора фундаментальных работ по буддизму первой половины прошлого века, индуса Ананды Кумарасвами "О зайцах и снах". Я рад, что мои книги о древнейшем восточном символе — Лунном Зайце, оказались созвучны этой новой для меня публикации. Учёный пишет о символической связи Зайца с Луной и Псом. "Луна является Небесным Псом; он обозревает злым взором… Именно поэтому люди боятся лунного света и всегда скрываются в тени. Они называют лихорадку укусом Пса". Конечно, можно смеяться над всеми этими символами и предрассудками, но почему-то до сих пор сакральная Юго-Восточная Азия уже определяет развитие всего мира, а белая цивилизация в глубоком упадке. Не пора ли вернуть или как-то обновить наши великие символы и сакральные ценности?

В журнале продолжается дискуссия о традициях и авангарде в современной России, и я рад, что в дискуссии активнейшее участие принимают наши авторы: Андрей Бычков, Григорий Бондаренко, Яна Бражникова. Интересна статья и главного редактора Алексея Комогорцева "Традиция и развитие".

Настало время, когда, казалось бы, абстрактные и далёкие от жизни дискуссии о сакральных символах и древних святынях переносятся на улицу, выливаясь то в кощунство "Пусси райот", то в глумление над иконографическими символами на выставке Марата Гельмана. И оказывается, такие уникальные и малодоступные в широкой среде журналы, как "Волшебная гора", оказываются чуть ли не главными идеологическими защитниками нашего государства. И становятся самыми актуальными такие, казалось бы, абстрактные стихи Александра Бутузова, опубликованные в одном из номеров журнала: "Бог нам оставил знаки — Камни, Коран, святых. А глиняные собаки — Такие же, как и ты". Будем же беречь эти древние знаки. Не будем трогать ни святынь, ни даже собак глиняных, которые их охраняют. Ибо "Всё же ты их не трогай — Не искушай судьбы: Собаки — то стражи Бога, Мы же — Его рабы". Никакая армия с её бомбами и ракетами не поможет, если солдат и офицер, в конце концов, главнокомандующий, не знает, какие сакральные ценности он защищает. 

Становится модным не сам французский эзотерик Рене Генон, а та большая Традиция, то большое священное знание, которое он доносил до людей.

Будем считать новый шестнадцатый номер "Волшебной горы" ещё одним важным знамением наших дней.

 

Отрывки из книги А. Орлова "Слава Сокрытого Бога: Традиции Двух Владычеств и Ранняя Христология"

Владимир Бондаренко

http://zavtra.ru/blogs/volshebnaya-gora-2012-10-24-000000