Основные направления и ориентиры развития космической отрасли страны изложены в проекте так и не принятой «Стратегии развития космической деятельности России до 2030 года и на дальнейшую перспективу», но даже первичный анализ данного документа заставляет усомниться в его актуальности. Указанный документ разработан в парадигме бескризисного, линейного экономического роста, т.е. инерционного сценария, который уже давно не является реалистичным - будущее рассматривается, как чуть улучшенная версия настоящего, что вносит значительные искажения в картину. Аналогичные претензии и к содержанию существующих ФЦП – моральное устаревание и крайне высокая вероятность пересмотра ввиду несоответствия вызовам быстро меняющейся реальности, риски нарушения сроков, объемов финансирования, недостаточности лимитов и др. (общая практика государственных программ). По итогам аналогичных документов – финансирование будет выполнено на половину, фактический результат на четверть от запланированного. Будут ли достигнуты поставленные в проекте стратегии цели – нет. Актуальны ли цели и задачи и задачи проекта стратегии – тоже нет.
Необходим полный пересмотр стратегии развития космической отрасли России.
Существующие и перспективные космические программы и текущие активы отрасли в условиях серьезных изменений имеют невысокую значимость для будущего. Анализ необходимо проводить от макроуровня: мир – панрегионы – отрасль/ технологический контур – функция компании, входящих в отрасль. При этом необходимо понимать, что компании Отрасли являются неотъемлемой частью технологического контура - Космическая отрасль и любые попытки их выделения, перевода на «коммерческую основу», самоокупаемость» и т.д. может иметь крайне негативные последствия. Ни в одном из сценариев развития мира и России (с вероятностью выше «крайне маловероятно») невозможно существование нескольких независимых космических контуров в России, т.е. следствием выделения/ акционирования станет гибель конкретной компаний и утрата функциональной независимости отечественной космической отрасли.
Изменение мировой политической и экономической системы в ближайшие годы будет проходить под знаком преодоления последствий мирового финансового и экономического структурного кризиса. Наиболее вероятным следствием этого станет распад мировой системы на панрегионы (в категориях геополитики и экономики), снижение общего уровня разделения труда и падение среднего уровня жизни (до 30%-40% в развитых странах). В качестве механизмов выхода из кризиса/ развития для большинства регионообразующих стран панрегионов станет запуск сверх высоких инвестиций в научно-техническое развитие (опыт Китая периода 2008-н/в гг. наглядно показал тупиковый характер сверх высоких инвестиций в гражданскую инфраструктуру):
Легко заметить, что космические исследования являются неотъемлемой частью всех приоритетных направлений.
Таким образом, инвестиции в космическое развитие будут среди важнейших приоритетов на ближайшие 20 лет (одно поколение) в мире, мультиплицируя общее развитие экономики, науки и общества.
Центрами космических технологий с большей вероятностью будут (в порядке «значимости»/ лидерства к 2030 году):
Страны, не вошедшие в панрегионы или находящиеся на их периферии, не будут обладать доступом к космическим технологиям и будут выступать в качестве покупателей услуг в части вывода гражданских и военных объектов на околоземную орбиту, остальные программы им будут не доступны.
Таким образом, космическая отрасль России станет одной из основ развития не только страны, но и целого панрегиона.
Принимая во внимание высокий уровень военно-политического напряжения в мире, для повышения безопасности и устойчивости видится разумным сохранение концепции избыточных, дублирующих мощностей, т.е. сохранение Россией нескольких универсальных космодромов. Для поддержания доминирующего положения в панрегионе (определяемого в первую очередь военной защитой) создание новых космодромов на территории других стран недопустимо. Также необходимо ограничение технологического влияния одной страны на все космодромы. Например, сотрудничество с Японией возможно только на «Байконуре», с другими странами на «Восточном» и др. В качестве исключения возможен локальный/ морской космодром во Вьетнаме. По этим же принципам будет развитие социально-производственной инфраструктуры на Земле, т.е. «звездные острова» - территории с замкнутыми производственными цепочками, единые производственные площадки (с возможностями для расширения и/или многосменной работы) и близко расположенные научные городки и специализированные образовательные учреждения.
К 2030 году первенство будет у стран/ панрегионов перешедших на шестой (трансиндустриальный) техноуклад, где приоритетом будут аддитивные технологии (3D печать), робототехника, замкнутые экосистемы, нанотехнологии. Космическая экспансия будет выступать в качестве оптимального способа отработки указанных технологий.
Среди революционных технологий к 2030 году прогнозируют создание ионных двигателей (MIT, McKinsey, группа С.Б. Переслегина и другие прогнозы развития технологий). Автономные космические базы (основа космического колониализма) ожидаются не ранее 2040 года. В это же время возможно начало создания орбитальных лифтов (о чем говорил еще Циолковский); преодоление светового барьера не рассматривается в перспективе ближайших 40-60 лет.
В настоящее время космонавтику можно охарактеризовать следующими критериями – околоземная, беспилотная, практичная (приоритет прямой выгоде, а не познанию). В 2030 году видится существенное изменение характера космонавтики (переходное состояние):
За счет создания ядерных реакторов/ двигателей в 2030 году будет полным ходом идти подготовка к созданию базы для серийных замкнутых и энергетически достаточных баз (цель – обитаемые базы с возможностью рождения детей вне Земли). В дальнейшем космические корабли будут собираться на орбите в космическом доке, иметь модульный характер, и многофункциональное научное назначение (док станет частью орбитального лифта в виде противовеса). К 2030 году будет начата работа по созданию указанного космического дока. С большой долей вероятности уровень кооперации с другими панрегионами будет низкий (США делают самостоятельно, а с другими нет смысла сотрудничать).
Таким образом, требования к наземной инфраструктуре будут существенно изменены – пилотируемые суда (взлетно-посадочные полосы и др.), ядерные реакторы, регулярные рейсы на орбитальную базу, перспектива баз в ближнем космосе (полеты в дальний космос через пересадку на базах), на порядок больший поток грузовых одноразовых рейсов (технология орбитального лифта будет доступна к 2040 году). Так же можно прогнозировать рост традиционных околоземных запусков аппаратов (военные, гражданские, научные) – конкретные доли и объемы находятся вне формата и глубины проработки данного документа. Важно отметить, что данные изменения в полной мере станут актуальны в 2035-2040 гг., для 2030 года будет характерно начало масштабных программ по формированию инфраструктуры для новых направлений, в первую очередь наземной.
Как ранее отмечалось, помимо космических технологий будет вестись активное развитие военных программ, программ освоения Арктики и океанов, т.е. речь идет о создании пилотных проектов наземных/ подводных эксплуатируемых объектов, к 2030 году следует ожидать активных работ по переводу подобных проектов в серию, что особенно интересно в свете разработки арктического шельфа.
Решение указанных выше задач, а именно подготовка к отправке на границы Солнечной системы автономных обитаемых станций (не ранее 2040 года) невозможна без решения общественно-гуманитарных и образовательных вопросов. Решение первых вопросов способно дать «смысл жизни», идею существования для многих людей, ведь как отмечалось выше, средний уровень жизни в результате структурных экономических проблем значительно упадет (развращающий характер общества потребления придется забыть). В части образования, необходимо будет возрождение/ создание системы подготовки кадров.
Таким образом, состояния космической отрасли России к 2030 году (собственно то, что должно было быть прописано в целях Стратегии развития Отрасли) будет характеризоваться следующим:
Существующие планы развития космической отрасли России не актуальны и требуют полного пересмотра. Представленный анализ содержит основу для формирования новое стратегии развития отрасли.
Данные предложения требуют формализации, строгой привязки к источникам, фактам и прогнозам, а так же сценарирования, поскольку стратегия должна быть поверх наиболее вероятных внешних сценариев и учитывать возможных «черных лебедей».
Дальнейшая работа стратега заключается в корректировке, уточнении, обсчете и т.д. базовых предположений методом «набегающей волны», но это уже полноценная работа на долгие месяцы.
http://aurora.network/forum/topic/59468-kakoy-budet-kosmicheskaja-otrasl-rossii-k-2030-godu