Автор: Школьников А.
Миростроительство Категория: Школьников Андрей
Просмотров: 4046

03.03.2019 Слом административной машины

 


В книге «Да, господин министр» хорошо показано, как сотрудники министерства заваливают своего политического, т.е. назначенного выигравшей партией, министра чемоданами бумаг. Вот примерно так наши чиновники и стремятся не давать «скучать» президенту. Предлагаю посмотреть, что именно «сломалось» в государственной системе

Думаю, все слышали о правиле «семь плюс/минус два», которое заключается в том, что нормальный человек способен управлять именно таким количеством прямых подчиненных и/или вести указанное количество дел. Если число задач растет, то концентрация внимания падает, и качество управления и работы резко ухудшаются.

Вещь это известная и ей можно пользоваться. Несколько лет назад мой начальник, под грузом нового, дополнительного функционала, испытывал серьезные проблемы с контролем дел. В результате этого, в любой момент могло прилететь совсем не связанное с тобой задание, он банально не помнил, что ты чем-то занят, а доказать обратное ему было невозможно – решение он уже принял. После того, как будучи ответственным за стратегию и инвестиционный анализ, я чуть было не занялся определением лучшей закупочной цены трубопроводной арматуры для газопроводов-отводов, я понял, что так дальше жить нельзя.

В результате, я каждый день заваливался в приемную, несколько минут разговаривал с ним за жизнь, далее кратко рассказывал о каком-нибудь идиотском запросе, ну например, из МИД пришел запрос, не хочет ли компания «Стройгазмонтаж» принять участие в строительстве трубопровода из ниоткуда в никуда посреди Африки. Как приезжает в Россию очередной вождь/президент, так сразу начинают мифические проекты сотрудничества с двух сторон придумывать, чтобы картинку сделать красивую. Подозреваю, что механизм креатива полностью повторяет сюжет из спектакля/ фильма «День радио», это когда появился североамериканский кролик-зануда, подкустовный выползень и прочие зверушки.

Некий идиотизм в министерстве придумали, далее он попадает в крупнейшие компании страны, после расписывается в стратегию, а там уж я сидел и вслух зачитывал самые гениальные перлы. Ну не позволяла совесть мне поставить резолюцию «участие нецелесообразно» не глядя. Кстати, это не самый сильный бред, по весне и осени еще и не такие «прожекты» приходили.

Так вот, после рассказа про такую «победу», а как же, задача решена, даже вникать ему не нужно, или данный нами ответ на какой-нибудь запрос в смежное подразделение, мой начальник успокаивался. Он не мог вспомнить, чем конкретно я занимаюсь (я сам забывал этот идиотизм), но четко помнил, что что-то я делаю, причем даже сегодня, ведь он меня видел. В итоге я спокойно занимался своим функционалом, отчитываясь раз в неделю и не забивая себе голову чужими задачами.

Возвращаясь к нашему чиновничеству, ключевая проблема системы управления, в рамках которой работает В.В. Путин, заключается в очень большом количестве дел и задач, которые он вынужден решать в ручном режиме. Фильтры, что призваны не допускать откровенного бреда, банально выведены из строя.

Что должно быть

Давайте разберем, как должна работать система. На рисунке сплошными линиями показаны вопросы, решение которых полезно и правильно, а пунктиром – вредительство или глупостью.

Схема нормально принятия решения Президентом

Должно быть два больших фильтра, на уровне аппарата Правительства и Администрации Президента. Чтобы всякая откровенная глупость и вредительство отсеивались заранее. Чтобы нельзя было отчитываться рассказами, сколько времени мы потратили на написание отчетов, а под видом стратегии подсовывать смету на освоение бюджетных средств.

Помимо официальных, существуют неофициальные контуры, через которые к Президенту идут вопросы с резолюциями уважаемых им лично экспертов, это было, есть и будет всегда и во всех странах.

В итоге, «Солнце наше» получал бы не очень большой список поистине важных вопросов, под каждый ложилось бы особое мнение спецслужб (это не фильтр, а именно краткая справка) и вопросы решались бы в нормальном порядке.

Что есть сейчас

Фильтры Правительства и Администрации толком не работают, а зачастую и принимают непосредственное участие в создании информационного шума. Ну не готов рядовой чиновник взять на себя ответственность за выкидывания в мусорную корзину запроса важного лица. А ведь за каждой такой писулькой стоит интерес очень богатых и значимых лиц. Сколько сил и средств тратится на впихивание очередного «просю выделить немножко денюшек…» на стол первому лицу. Да и личная выгода может появиться у чиновника…

Схема существующего принятия решения Президентом

В результате, куча бреда и вредительства беспрепятственно проскакивает до самого верха, где «Солнце наше» вынужден в ручном режиме все эти кучи разгребать. И вот ведь неожиданность, силы человеческие не беспредельны, внимание притупляется, и отдельные гадости проскакивают, а правильные вещи нет.

Кстати, если плохие идеи наверх проходят, то многие хорошие рубятся, ведь за ними не стоит больших и важных людей, а показывать свою работу на чем-то чиновникам надо.

Таким образом, существующая чиновничья система не позволит нормально работать и проводить правильные решения, даже буде у главы государства такое желание. Что делать для исправления ситуации? Вычистить по первой хотя бы аппарат Правительства, возродить контрольный, независимый и зачастую безбашенный (в смысле смелый) контур в Администрации и разгрузить аналитическую службу спецслужб.

Без решения этой административно-аппаратной задачи, пробить сопротивление чиновничества будет не реально, какие силы не прикладывай. 

 

https://aurora.network/articles/10-vlast-i-obshhestvo/65679-slom-administrativnoy-mashiny