Автор: Иванов С.С.
Миростроительство Категория: Проблемы Социализма
Просмотров: 3039

 

Заключение научной работы

диссертация на тему "Христианский социализм как политический феномен"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных общественно-политических условиях особую значимость приобретает личностное измерение политики, становящееся все более востребованным по мере усиления угрозы деперсонализации человека в массовом обществе. В связи с этим обращение к проблемам изучения взаимодействия личности и общества особенно важно для осознания духовно-нравственного смысла человеческих деяний.

Историческое значение христианского социализма как политического феномена в ходе процесса общественного развития состоит в дуалистическом синтезе нравственного и экономического преобразований общества, что способствует социальному прогрессу в целом. Частные проявления подобного дуализма - взаимодействие свободы и равенства, экономики и политики, культуры и религии, морали и права, Церкви и государства, собственности и власти - так или иначе рассматриваются христианскими социалистами в контексте их программ общественного преобразования.

Наблюдающиеся сегодня процессы дегуманизации, сопряженные с деперсонализацией, поставили христианских социалистов перед необходимостью разработки и реализации конструктивной программы глубоких социальных реформ на основе развития широко понимаемого творчества. По их убеждению, только при условии нравственной организации общества возможно приближение к политическому идеалу справедливого государства, в котором личностный и общественный прогресс обусловлен гуманистической ориентацией социальной политики.

В поисках новых политических технологий западная и российская политическая наука все чаще обращаются к духовному наследию прошлого. Христианский социализм может стать основой одного из возможных вариантов социальной политики, так как отражает устремления общественных сил к справедливому будущему, выражающемуся, по словам Г.П. Федотова, в полноте жизни для широких народных масс1.

Теория христианского социализма, развивавшаяся на протяжении многих веков и получившая глубокое социально-философское обоснование в трудах мыслителей Запада и России, в Новейшее время нашла применение в социальной политике целого ряда европейских государств. Политические партии, придерживавшиеся христианско-социалистической ориентации, добились существенного социально-экономического прогресса благодаря воплощению в жизнь основных программных положений христианского социализма, касающихся главных сфер общественной деятельности, и в первую очередь ее нравственных оснований.

Выявляя причины широкого распространения идеологии христианского социализма в западноевропейских обществах, следует обозначить ряд факторов, оказавших существенное влияние на формирование и становление этого движения. Прежде всего это глубокие религиозно-культурные традиции, способствовавшие перманентному обновлению политической практики и в то же время обеспечивающие ее преемственность последующими поколениями. Очевидны и изменения в социально-экономической структуре, связанные с развитием капиталистических отношений и формированием рабочего класса, которые привели к расширению профсоюзного движения, в том числе христианского синдикализма.

Еще одна существенная причина, обусловившая укрепление идеологии христианского социализма, заключалась в насущной необходимости оформления оптимальной модели государственного устройства, основанной на воплощении в жизни гуманистических идеалов христианской политики, связанных с нормативно-правовым регулированием церковно-государственных и социально-экономических отношений в строе христианской цивилизации. Подобное регулирование осуществлялось органами законодательной власти на основе демократии участия,

1 См.: Федотов Г.П Судьба и грехи России. Л., 1991. задействовавшей как парламентское политическое представительство христианских социалистов, так и широкие народные массы в ходе реализации метода «обратной связи» между правовым государством и гражданским обществом.

Достижения в сфере построения справедливого государства и плюралистической смешанной экономики стали возможными не в последнюю очередь благодаря деятельности политических партий и общественных движений христианско-социальной ориентации, которые сумели качественно изменить политический облик послевоенной Европы посредством развития органической демократии участия во всех сферах общественной жизни, включая экономические и социальные процессы. Прогрессивная политика позволила осуществить преобразования, получившие название «экономического чуда». Основным результатом социальной политики христианского социализма в Западной Европе явилось утверждение среднего класса в качестве главной опоры политико-экономических реформ.

Русский христианский социализм нашел свое воплощение главным образом в научно-теоретических изысканиях выдающихся мыслителей XIX-XX вв., заложивших доктринальные основы социального действия, которые впоследствии отразились в программах целого ряда политических партий и общественных объединений христианско-социальной направленности.

Влияние идей христианского социализма на современную политическую мысль определяется его местом в широком спектре идейно-политических течений. В отличие от других политических идеологий христианский социализм обладает универсальным нравственным содержанием, что позволяет ему сохранять независимость от узкоклассовых интересов и осуществлять программу практического социального действия в общенародных интересах.

В свое время именно нравственная составляющая социальных реформ стала основой программ организаций христианского синдикализма, объединившихся в Международной конфедерации христианских профсоюзов, которая вследствие позднейших процессов секуляризации общества была преобразована во Всемирную конфедерацию труда, а после объединения в 2006 г. с Международной конфедерацией свободных профсоюзов (МКСП), придерживавшейся социал-реформистской идейно-политической ориентации, - в Международную конфедерацию профсоюзов1. Несмотря на национально-историческую и конфессиональную специфику формирования и развития христианских профсоюзов, они были едины в главном: необходимости отстоять гражданский мир перед лицом тоталитарных политических режимов, предложить оптимальное решение глобальных проблем человечества на основе демократических принципов, ориентировать развитие общества на социализацию рыночных отношений.

Общечеловеческие гуманистические ценности, облеченные в религиозно-символическую форму, являются фундаментом христианской цивилизации и прочно вошли в политический арсенал христианского социализма стран Запада и России. Перспективной социальной моделью в связи с этим представляется органическое общество, которое сами христианские социалисты связывают с синдикализмом. Поэтому сегодня задачей христианской общественности становится правовая институционализация власти и собственности, на основе которой должна повыситься социальная ответственность субъектов общественных отношений, а вследствие применения методов социального партнерства и межклассового сотрудничества - стабилизироваться социально-экономическая ситуация как внутри государств, так и в международных масштабах.

Россия и Франция - страны, в которых христианский социализм как политический феномен получил наиболее глубокое теоретическое обоснование. Практическая реализация ряда программных положений теории христианского социализма была осуществлена в ведущих европейских странах - Франции, Германии, Италии, Испании, а Россия в очередной раз оказалась в положении «догоняющей цивилизации», не успевшей

1 URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ воспользоваться достижениями собственной общественной мысли для повышения благосостояния и качества жизни людей. То, что в политической мысли России обозначалось как проект, нашло практическое воплощение в социальной политике государств Западной Европы.

Основными политическими силами, способствующими осуществлению программных принципов христианского социализма в общественной жизни, являются христианско-социалистические партии, а также организации христианского синдикализма, содействующие широкой гуманизации общественных отношений.

В XX столетии в рамках теории христианского социализма сформировался целый ряд модернистских социальных концепций (государственный дирижизм, ордолиберализм, субсидиарность, христианский синдикализм), обладающих значительным созидательным потенциалом в отношении формирования социального рыночного хозяйства. Это позволило многим западным странам в союзе с широкими народными массами и христианской общественностью осуществить эффективные социальные реформы, способствовавшие становлению демократического правового государства, а также плюралистической экономики.

Таким образом, актуальность христианского социализма для современного политического процесса обусловлена его конструктивным воздействием на политические и правовые институты, в ходе которого решается двуединая задача сохранения культурно-исторических традиций и радикального преобразования всех сфер общественной жизни в соответствии с нормативно-ценностным подходом, нацеленным на духовное и материальное возрождение общества.

Наряду с несомненными достижениями в сфере социальных реформ движение христианского социализма достигло лишь относительного нравственного прогресса в рамках несовершенного социального мира. Бесспорно, христианским социалистам удалось модернизировать правовую систему и политическую организацию общества на основе необходимого минимума нравственных требований к людям. Вместе с тем, как и следовало ожидать, полного совершенства достичь не удалось. Эта утопическая задача философами - христианскими социалистами даже и не ставилась.

Построение этического государства, формирование персоналистического социального сообщества, нравственная организация общественной жизни, социализация правовых институтов - основные социально-исторические задачи христианского социализма, достигаемые в ходе нравственного и социального прогресса. Значение христианского социализма как политического феномена состоит в обосновании и осуществлении гуманистической социально-экономической и политической программы, обусловленной основными ценностями христианской культуры и этики, что и составляет его основную особенность как идейно-политического течения, способствующего устойчивому развитию общества.

Христианские социалисты видят суть подхода к проблеме нравственного преобразования сущности государства в следующих основных положениях:

- взаимной корреляции церковного, государственного и культурного начал в государстве;

- оптимизации соотношения в обществе и государстве принципов свободы и равенства на началах разумных и справедливых;

- проведении христианской политики, нацеленной на нравственную организацию общественной жизни и последовательное осуществление принципов социальной морали;

- социальном понимании власти, собственности и общественного положения личности, ограничивающем права социального статуса интересами общественного благосостояния.

Таким образом, средством обеспечения нравственного характера государства может стать формирование системы органов этической власти, организованных на основе корпоративного производственного представительства в рамках системы социального партнерства.

Формирование современной высокотехнологичной инновационной экономики постиндустриального общества, развитие институтов правовой демократии, прагматизм во внутренней и внешней политике, повышение внешнеэкономической конкурентоспособности российских товаропроизводителей сегодня поставлены в качестве основных направлений модернизации России. Представляется, что христианский социализм, понимаемый как мирная и легальная политика конструктивных социальных реформ с опорой на традиционные национальные ценности и правовые институты страны, может стать одним из перспективных источников национальной идеи.

Реализация методов управления, способствующих развитию демократии участия, при которой все субъекты общественных отношений объединяются на принципах социального партнерства, сегодня находится в русле фундаментальных задач, поставленных христианскими социалистами. При этом государству отводятся посредническая и регулирующая роли. Оптимизация государственного управления должна обеспечиваться комплексным характером организации взаимодействия между основными компонентами общественной жизни - политикой, экономикой, религией и культурой. Творческое преображение и духовное оздоровление нынешнего российского общества невозможно без разграничения сфер деятельности личности, общества и государства, создающего оптимальные условия для ее духовного и нравственного развития.

В соответствии с социально-политическим опытом движения христианского социализма можно предложить ряд организационно-правовых мероприятий, основанных на социально-гуманистических принципах:

1. Демократизация политической системы общества. Борьба с коррупцией и бюрократизмом, развитие институтов гражданского общества, построенных на воплощении в жизнь гуманистических и нравственных ценностей. Оптимизация церковно-государственных отношений на основе принципа «симфонии властей».

2. Проведение эффективной демографической политики, построенной на общем оздоровлении социально-экономической ситуации в стране.

3. Национализация природной ренты с целью обращения полученных средств для повышения социального благосостояния народов России.

4. Социализация основных средств промышленного производства -дальнейшее развитие социально-экономических институтов демократии участия, что включает расширение доли работников среди акционеров и установление производственного самоуправления трудящихся.

5. Укрепление государственного протекционизма по отношению к отечественным товаропроизводителям с целью защиты единства внутреннего рынка. Его реализацию целесообразно проводить параллельно с мерами по поддержке малого и среднего бизнеса и формированию рыночной конкурентной среды.

Все эти меры, находящиеся в ключе программ христианского социализма, могут стать основой не только формирования гражданского общества, но и эффективной политической организации системы институтов социального государства. Международный опыт христианского социализма способен придать новый импульс современным преобразованиям в России в процессе ее национальной модернизации с целью сбережения народа российского в XXI столетии, выхода на новый уровень устойчивого развития, достижения мирового лидерства.