Автор: Субетто А.И.
Проблемы Социализма Категория: Субетто Александр Иванович
Просмотров: 2789
3.3. Основания ноосферно-социалистического императива как «повестки дня на XXI век»

 

Возникает теоретический вопрос - ключевой вопрос для понимания причин ноосферного этапа развития марксизма-ленинизма в XXI веке? - Вопрос, который, по автору, важен для осмысления качественного итога развития идей Маркса через 200 лет после его рождения!

Этот вопрос, по автору, формулируется так:

Почему именно в ХХ веке человечество, будучи в «тисках» колониально-империалистической системы - «мирового капитализма» в определении Дж. Сороса [3], - натолкнулось на Экологическое пределы в этой форме развития, а не раньше, например, во времена жизни К. Маркса?

Почему именно в ХХ веке «противоречие между человеком и природой»,

- которое по Марксу разрешает коммунизм, «как положительное упразднение частной собственности. и в силу этого как подлинное присвоение человеческой сущности человеком и для человека»,

- именно в ХХ веке породило глобальный экологический кризис на рубеже 50-х - 60-х годах, который к исходу этого века перешел (буквально за 30 лет) в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы?

Ответ автором сформулирован в теоретической системе Ноосферизма [11, 12, 22, 25 и др.] и в учении о Ноосферном Экологическом Духовном Социализме, входящем неотъемлемой частью в структуру Ноосферизма [2, 4, 12 - 14, 16 - 19 и др.]. Он формулируется в форме нового теоретического положения, которого марксизм-ленинизм не знал и не мог предполагать:

1. На арену истории вышла Большая Логика Социоприродной Эволюции, и манифестацией этого её «прорыва» в логику Стихийной Истории Человечества или «предыстории» (по Марксу) стал глобальный экологический кризис, перешедший, по автору, к концу ХХ века в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы;

2. Основанием Большой Логики Социоприродной Эволюции служит, по автору, энергетический базис хозяйственного «давления» человечества на Биосферу, который разделил всю Историю человечества на два, качественно различающихся, и не соизмеримых по времени, «отрезка» Истории:

• на Малоэнергетическую Стихийную Историю (которая благополучно могла развиваться на стихийной основе по знаменитой поговорке «Благими намерениями дороги устлана в ад», т.е. методом проб ошибок, под «защитным зонтиком» Закона А.Л. Чижевского - закона квантитативно-компенсаторной функции Биосферы и Законов Бауэра-Вернадского, в соответствии с которыми живые системы увеличивают организованность среды, т.е. Биосфера наращивает свою негэнтропию [11, 13]), начиная с Неолитической революции 10 - 12 тысяч лет назад и вплоть до начала ХХ века («начало ХХ века» человек встретил на 99% вооруженный традиционными видами энергии - энергией мышц тела человека, домашних животных, ветряных и водяных мельниц, а на энергию, добытую промышленным способом, например, на базе индустрии пара, тепловой машины Карно и ископаемого угля, приходился всего лишь 1%);

• на Высокоэнергетическую Стихийную Историю, охватившую всего лишь ХХ-й век; в ХХ век по расчетам автора, на основе данных исследований Ф.Спира [29], произошел энергетический скачок в хозяйственном воздействии человечества на Природу, в 10 в 7-й степени раз, что позволило автору назвать ХХ-й век «Энергетической революцией» или «Большим Энергетическим Взрывом» в социальной эволюции человечества; здесь проявилась несовместимость Стихийных механизмов исторического развития (олицетворяемых в последние столетия капитализмом, рынком и частной собственностью на средства производства) и Большой Энергетики хозяйственного давления на Природу, которой стали владеть производительные силы капитализма, во второй половине ХХ века - системы глобального империализма, или, по-другому, человечество, развивающееся в рыночно-капиталистическом и колониально-империалистическом (со всей вопиющий поляризацией между богатыми и бедными) формате;

3. Экологический конфликт в форме первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы

между рыночно-капиталистической и колониально-империалистической системой, которая представляет собой современный мировой капитализм, и Биосферой, на фоне Энергетического Скачка в хозяйственном «давлении» этой системы на Биосферу в 10-ть в 7-й степени раз,

обусловлен тем, что в этом конфликте проявился в негативном «контексте» открытый автором Закон Интеллектно-Информационно-Энергетического Баланса [19, 30 - 32].

По мере роста энергетики воздействия мирового хозяйства человечества на живое вещество и гомеостатические механизмы Биосферы и в целом - планеты Земля, уменьшаются резервные запасы компенсаторного (негэнтропийного) потенциала Биосферы, благодаря которым она «погашала» или нейтрализовывала энтропийное воздействие хозяйства человечества (известно изречение К.Маркса: культура, которая развивается стихийно, оставляет после себя пустыню), и поэтому возникает экологический предел стихийной форме исторического развития

и на передний план выходит императив управления со стороны разума Человечества - социоприродной эволюцией - и соответственно этот Закон автора, который формулируется так [30, с. 14]:

чем больше со стороны хозяйства социальный системы воздействие на Природу (на Биосферу и на планету Земля как суперорганизмы), тем больше требуется лаг упреждения негативных последствий от такого воздействия (выше должно быть качество прогнозирования возможных негативных экологических последствий от такого воздействия, когда принимается решение о внедрении того или иного хозяйственного проекта) и тем более долгосрочным должно быть управление социоприродной эволюцией (а это означает, что экономика должна стать управляемой, плановой, что может обеспечить только социализм на основе общественной собственности на средства производства).

Изложенные три теоретических утверждения, как ответ на поставленный вопрос, и определяет социальный, и экологический одновременно, заказ на разработку теории Ноосферного Экологического Духовного Социализма, которая одновременно предстает ноосферным этапом диалектического развития учения о научном социализме, которое прошло два качественных этапа своей эволюции:

• этап «марксизма XIX века», в котором переход к социализму предполагался (по Марксу) из развитых капиталистических стран Западной Европы и США и эти страны должны были стать «локомотивом» социалистического преобразования всей истории человечества, её превращения из «стихийной» истории или «предыстории» в «историю управляемую» или «подлинную историю», которая и символизирует собой коммунизм;

• этап «марксизма-ленинизма» ХХ века, как ленинской этап развития марксизма, когда капитализм перешел в высшую стадию своего развития - империализм (по В.И.Ленину), в котором переход человечества от империализма к социализму начался с России, со страны, которая, по автору в начале ХХ века была «экономической колонией» (или «полуколонией») империализма.

Обобщая этот исторический урок и в целом историю империализма и социалистических революций в ХХ веке [4 - 6, 11 - 16], автор показал, что возникает качественно новая теория социалистический революции, по которой переход от системы глобального империализма к социализму происходит из стран «периферии» в этой системе, т.е. из тех стран, где эксплуатация рабочего класса сочетается с колониальной эксплуатацией, в которой объектом такой эксплуатации со стороны стран «метрополии» глобального империализма, на основе механизмов мирового рынка, господства мирового финансового капитала и др., становится почти все население такой страны, в первую очередь сельское население (за исключением колониальной капиталократии, или, что уже самое, компрадорской буржуазии), и где острота противоречий достигла своего предела (в начале ХХ века такой страной стала Россия).

Вслед за этапом «марксизма-ленинизма» наступил эта «марксизма-ленинизма-ноосферизма», когда в логику исторического развития капитализма в стадии империализма и его перехода к социализму (в логику противостояния империализма и социализма на планетарном уровне в ХХ веке) «ворвалась», в теоретическом определении автора, Большая Логика Социоприродной Эволюции (на другом языке - Природа как «Субъект», которого не знало человечество, оценивая Природу, как «пассивный объект», из которого оно только черпало ресурсы, считая себя её «господином», получившим это своё предназначение, по крайней мере, в религиозных системах иудаизма, христианства и ислама, якобы от Бога; причем в характеристике академика РАН Н.Н. Моисеева - «страшный субъект»), и перевела исторический императив перехода от капитализма/империализма к социализму/коммунизму, научную базу которого разрабатывали Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин, советские ученые-марксисты, марксисты стран мира, и которая представлена, по автору, «марксизмом-ленинизмом ХХ века», в императив выживаемости человечества, как императив выхода из экологического тупика истории в форме первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы. Это и есть переход к управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта, научно-образовательного общества и Ноосферного Экологического Духовного Социализма.

Нижегородские философы А.А.Владимиров и Л.А.Зеленов (Л.А.Зеленов - глава большой нижегородской философской школы, воспитавшей более трех десятков докторов философских наук) поддержали учение о ноосферном социализме автора в такой формулировке [33, с. 59]: «Социально-актуализированное системное изучение экологической деятельности закономерно приводит академика А.И. Субетто к интегрированной концепции «ноосферного социализма» как перспективной общечеловеческой цели [...]. С точки зрения принципа многомерности универсума концепция «ноосферного социализма» примечательна тем, что в ней обоснована необходимость не только одностороннего учета меры природы (ноосферизм) и меры человека (социализм), но и их системной гармонизации. В условиях современных экологических кризисов, грозящих разразиться экологической катастрофой [ . ] , русская концепция «ноосферного социализма» может оказаться спасительной для человечества».

Научное учение о ноосфере было разработано В.И. Вернадским в СССР, в период между 1928 и 1945 годами, причем оно явилось развитием его учения о Биосфере и живом веществе, к разработке которого он приступил, приблизительно начиная с 1916 года [34 - 36]. На базе развития научных идей В.И.Вернадского о Биосфере и Ноосфере в СССР, а затем в пост-советской России, начиная приблизительно с 1957 года и по настоящее время, прошла становление «Ноосферная научная школа» [37] (в определении автора - всемирного масштаба), которую украшают такие имена, кроме В.И.Вернадского, как: А.Л.Чижевский, Н.Г.Холодный, Н.В.Тимофеев-Ресовский, А.Л.Яншин, Н.Н.Моисеев, В.П.Казначеев, П.Г.Кузнецов, И.А.Ефремов, Л.Н.Гумилев, А.Д.Урсул, Н.Ф.Реймерс, П.Г.Никитенко, Б.Е.Большаков, О.Л.Кузнецов, В.Н.Бобков, Г.М.Иманов, А.А.Горбунов, Л.А.Зеленов, И.К.Лисеев, Э.В.Гирусов, В.А.Ковда, Б.Л.Личков, Ю.М.Горский, А.А.Яшин, Н.И.Захаров, Ю.Е.Суслов, С.Б.Лавров, В.А.Коптюг, О.А.Рагимова, Е.М.Лысенко, Л.С.Гордина, Т.А.Молодиченко, В.В.Чекмарев, Л.С.Келль, С.И.Григорьев, Ю.М.Осипов, В.Т.Пуляев, Ю.В.Яковец, А.В.Воронцов, Н.Н.Лукъянчиков, В.А.Зубаков, А.П.Федотов, Л.К.Фионова, В.Д.Комаров, В.Г.Комаров, В.Н.Сагатовский, Л.Г.Татарникова, Т.К.Донская, Н.П.Фетискин, В.Ю.Татур, В.И.Оноприенко, В.В.Лукоянов, О.Л.Краева, А.М.Буровский, В.А.Шамахов, В.Г.Егоркин, А.В.Лапо, А.Г.Назаров, Э.М.Сороко, Р.С.Карпинская, В.В.Ефимов, А.М.Пищик, Н.Н.Александров, И.Ю.Александров, В.А.Чумаков, А.А.Полухин (Шокуров-Свиньин), В.А.Золотухин, И.В.Каткова, А.В.Трофимов, В.И.Патрушев, А.Н.Дмитриев, В.В.Дмитриев, М.Н.Миловзорова, и другие.

Развитие Русской Ноосферной Научной Школы сопровождалось процессами научно-мировоззренческой революции, которую зарубежные ученые Ж.Гриневальд и М.Полунин, во время празднования 125-летия со дня рождения В.И.Вернадского, предложили назвать «вернадскианской революцией» [36] . Отталкиваясь от этой инициативы Гриневальда и Полунина, в рамках развития Ноосферизма как ноосферно-ориентированной научно-мировоззренческой системы XXI века и одновременно стратегии выхода человечества из рыночно-капиталистического и экологического Тупика истории через становление Ноосферного Экологического Духовного Социализма, как носителя управляемой социоприродной эволюции - единственно возможной «модели» устойчивого развития [11, 12, 16], автор предпринял организационно-научные усилия по разработке теории вернадскианской революции, как важного компонента теоретической системы Ноосферизма. По его инициативе и под его руководством были проведены международные научные конференции и изданы по их итогам коллективные монографии, по существу заложившие основы теории вернадскианской революции [38 - 43]: «Вернадскианская революция в системе научного мировоззрения - поиск ноосферной модели будущего России и человечества», «Вернадскианская революция в научно-образовательном пространстве России» и др.

Вернадскианская революция, порожденная научным учением о ноосфере В.И. Вернадского, по оценке автора, есть Великая парадигмальная научная революция XXI века [8], по масштабу сродни парадигмальным революциям, сгенерированным творчеством таких великих ученых умов, как Кеплер, Ньютон, Маркс, Менделеев, Эйнштейн, Ленин.

Вернадскианская революция, в оценке автора, имеет своим итогом Ноосферизм, как научно-мировоззренческую систему и одновременно научную идеологию XXI века, служащие научно-методологической основой Ноосферно-Социалистического Прорыва Человечества из России, который уж на теоретическом уровне произошел. Наступает эпоха его практического воплощения в логике стратегии спасения человечества от экологической гибели в XXI веке под «обломками» глобальной колониально-империалистической системы, терпящей экологический крах в форме развивающихся процессов первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы. Одновременно вернадскианская революция в системе научного мировоззрения обеспечивает теоретические основания ноосферно-социалистического императива как «повестки дня на XXI век».

К.Маркс в работе «К критике гегелевской философии права», оценивая религию как «общую теорию мира, его энциклопедический компендиум, его логику в популярной форме» и как «его всеобщее основание и утешение», указал на то, что тем самым она, т.е. религия, «претворяет в фантастическую действительность человеческую сущность, потому что человеческая сущность не обладает истинной действительностью» [45, с. 414].

«Первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы, - отмечал автор в работе «Ноосферизм - новая обобщающая научная идея и новая парадигма истории человечества» [46, с. 13, 14], - в конце ХХ века, де-факто превратившая всю рыночно-капиталистическую систему в «экологического могильщика» человечества [. ], самим фактом своего появления, как катастрофической формы рассогласования Внутренней Логики Социального Развития (ВЛСР) и Большой Логики Социоприродной Эволюции (БЛСЭ) [. ], информирует разум человечества, человека и человечество в целом:

с экологических оснований рыночно-капиталистическая система бытия уже превратилась в «фантастическую действительность», т.е. в экологическую утопию человечества, и поэтому как сущность «не обладает истинной действительностью».

Поэтому Эпоха Великого Эволюционного Перелома - Эпоха Перехода к Ноосферизму как новому пути развития человечества [43] - есть одновременно Эпоха Родов Действительного Разума и Действительного Человечества [47], которая несет в себе смысл перехода от «фантастической действительности» бытия рыночно-капиталистической системы, несущей в себе экологическую гибель для человечества (поэтому она и есть «фантастическая действительность», образ которой Маркс употребил применительно к религиозной картине мира), к той разумной действительности, которая спасает человечество от экологической гибели и которая обеспечивается, как таковая, только строем Ноосферного Экологического Духовного Социализма, только ноосферным способом общественного производства [16].

Развивая определение ноосферы Вернадского применительно к переживаемой Эпохе Великого Эволюционного Перелома, автор определил Ноосферу как новое качество Биосферы, в структуре которого коллективный разум - общественный интеллект - «встраивается» в гомеостатические механизмы Биосферы и планеты Земля, как суперорганизмов, и начинает управлять социоприродной (или ноосферной) эволюцией, соблюдая Законы-Ограничения, отражающие действие этих гомеостатических механизмов.

Фактически за этим скрывается новое качество самого разума и самой науки об управлении: речь идёт об «управляющем разуме», соблюдающем требования Закона Интеллектно-Информационно-Энергетического Баланса, и обеспечивающем научное управление (на основе Ноосферизма, который, если прибегнуть к оценке Марксом религии как компендиума, предстаёт как современный научный компендиум знаний, ноосферного образования и ноосферно-ориентированного синтеза наук) социоприродной эволюцией [30 - 32].

Но чтобы это произошло, должно появиться ноосферное научно-образовательное общество, обеспечивающее ноосферный синтез науки и власти [32], и в котором:

• образование является «базисом базиса» духовного и материального воспроизводства,

• а наука - не только производительной силой (на что, как на прогноз, указал еще К.Маркс), но и силой управления,

• а также соблюдаются требования Закона Опережающего Развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе [11, 18, 19, 48].

Ноосферный Экологический Духовный Социализм и есть такой социализм, который воплощает в себе указанные характеристики научно-образовательного общества.

200-летие Карла Маркса мы отмечаем в 2018 году, который относится к годам Эпохи Великого Эволюционного Перелома, когда действует ноосферно-социалистический императив, или императив ноосферно-социалистического преобразования мира, как императив единственной формы выживания человечества и России на Земле.

Научный прогноз Маркса о неизбежной смене капитализма социализмом, а затем коммунизмом, за которой скрывается переход человечества от своей «предыстории» к «подлинной истории»,

- пройдя свою проверку историей социализма ХХ века, в том числе величественной историей СССР, давшей Великую Победу советского социализма над гитлеровским фашизмом 9 мая 1945 года, а затем - Космический Прорыв человечества из СССР в виде первого полета на космическом аппарате вокруг Земли советского летчика-космонавта Юрия Алексеевича Гагарина,

приобретает новые ноосферные основания и новые смыслы.

Первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы обозначила собой не только Экологический Финал глобального империализма и мирового рынка [13, 14], но и Конец всей Стихийной истории, в том числе Автономной Социальной Эволюции Человечества, условно независимой от Эволюции Биосферы. Большая Логика Социоприродной Эволюции через первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы де-факто возвестила Конец и этой Автономности Истории Человечества.

История становится управляемой социоприродной эволюцией, а Разум Человечества, в статусе Управляющего Разума, становится Разумом Биосферы, т.е. Ноосферным Разумом. Вот почему Ноосферный Прорыв человечества к новым, ноосферно-социалистическим основаниям воспроизводства своей жизни предстает и как «Роды» такого Ноосферного Разума, и как «Роды» соответственно Действительного Человечества, достойного будущего Ноосферно-Космического этапа своего развития [47, 49].

Стихийная История человечества - это своеобразный период «беременности» Биосферы Действительным Человечеством.

«Роды» означают, что период исторического развития под «защитным зонтиком» компенсаторных механизмов Биосферы закончился. Стать Ноосферным Разумом - это означает стать разумом, который несет космопланетарную Ответственность за Будущее Биосферы как мегасистемы Жизни на Земле, и только потом - за Будущее себя, т.е. человечества, как «Разума Биосферы», и значит - «Разума Ноосферы». В этом состоит суть новой, ноосферной парадигмы будущей истории человечества, и соответственно - его устойчивого развития.

Россия стала первой страной, которая 100 лет назад совершила Русский социалистический Прорыв человечества под руководством продолжателя дела Карла Маркса и Фридриха Энгельса, русского гения всемирного масштаба, равновеликого этим Титанам исторической и революционной мысли, Владимира Ильича Ленина [2, 50].

Россия, в форме социалистической державы СССР - во время Великой Отечественной войны (1941 - 1945гг.), во главе с соратником Ленина и продолжателем его дела - И.В. Сталиным, спасла весь мир от гитлеровско-фашистского рабства. Вооруженные Силы СССР «перемолотили» на полях сражений более 80% германской вооруженной мощи.

Россия, благодаря развитию космонавтики, начиная с пионерских, прорывных работ в области теории ракетного движения и ракетостроения К.Э. Циолковского, а затем созданной на этом базисе конструкторской школы С.П. Королева, первой совершила Космический Прорыв человечества. И этот Космический Прорыв, по оценке автора, был продолжением Социалистического Прорыва [49, 50].

Россия-СССР в лице научного творчества русского гения всемирного масштаба Владимира Ивановича Вернадского стала родиной становления учения о ноосфере, и как его развития - Ноосферной научной школы [39].

Поэтому в России начала XXI века есть все основания - и исторические, и цивилизационные, и научно-теоретические, чтобы возглавить Ноосферно-Социалистический Прорыв всего человечества - как Прорыв к новой, «подлинной истории» по Карлу Марксу, но уже, в свете действия Большой Логики Социоприродной Эволюции, в новом, ноосферном качестве, т.е., к ноосферной истории, которая и есть будущая управляемая социоприродная эволюция.

В «Миссии коммунизма XXI века» автор писал:

«Ноосферный Коммунизм XXI века, вбирая в себя весь опыт истории коммунистического идеала, предстаёт как ноосферный коммунизм...

...в ... развитие XXI века внесет свой вклад Ноосферизм, обогатив научный Коммунизм ноосферными основаниями и вооружив коммунистов XXI века новыми мировоззренческими горизонтами» [17, с. 37].

Автор в апреле 2017 года сделал на заседании Санкт-Петербургского отделения Европейской академии естественных наук доклад, посвященный будущему 200-летнему юбилею К.Маркса, на тему: «От учения Карла Маркса - к Ноосферизму XXI века». А затем, развивая его, написал и опубликовал монографию с таким же названием [12]. Данная монография в определенной степени продолжает эту линию научной рефлексии автора.

Ноосферное развитие научных идей К. Маркса с учетом уроков истории противостояния социализма и империализма в ХХ веке и тех вызовов, которые предъявило человечеству начало XXI века, в том числе - и развивающиеся процессы первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, и есть достойное продолжение истории марксизма и ленинизма.

В «Воззвании «К миру без войн!», написанном 26 июня 2013 года, автор так сформулировал этот императив, как часть императива выживаемости человечества в XXI веке [50, с. 262 - 264].

«Впервые сам человек, своей агрессивной формой природопользования в системе мировой экономики, поставил под угрозу собственное существование не только как цивилизации на планете Земле, но и как биологического вида, в том числе и под угрозу планетарную жизнь вообще.

Человек-эгоист, как и капитализм, как форма социального бытия человека-эгоиста, не жизнеспособны, им Её Величество Природа поставила Экологический Предел.

...Мир доминирования конкуренции и власти богатых над бедными, мир войн и насилия, при его сохранении означает экологическую гибель всех людей на Земле в ближайшем будущем.

...Наступает Время истинного человека, истинного Разума, истинной социоприродной - ноосферной - Гармонии, наступает Эпоха Ноосферного Духовного Экологического Социализма, Эпоха мира без войн!

...Россия уже однажды в 1896 году в лице инициативы императора Николая II, и в лице «Декрета о мире» Владимира Ильича Ленина в 1917 году, ставила вопрос о всеобщем разоружении и установлении мира без войн и контрибуций.

.. .Ума на разрушение того, что создано другими, не надо, это могут сделать безумные. Ум самоутверждается в созидании и творчестве...

.Продолжение существование «мира войн» - это Конец всего Человечества. И в этом Финале не выживут «сильные мира сего», они погибнут как «безумные мира сего»!

«Миру без войн» - нет альтернативы. Эта истина, которая есть Слово из России!».

К этому только следует добавить:

• капитализм, и особенно в стадии глобального империализма, есть носитель этого «мира войн и насилия», и в этом своём качестве только ускоряет экологическую гибель человечества;

• и только социализм есть основа «мира без войн и насилия» и ленинский «Декрет о мире» был таким провозвестием.

Императив ноосферно-социалистического преобразования несёт в себе и смысл перехода человечества к «миру без войн и насилия». «Мир войн и насилия» (как одно из «измерений» царства социальной несправедливости) - это проклятие, которое, как своеобразная «печать», лежит на всей истории эксплуататорских обществ.

Ноосферный Экологический Духовный Социализм освобождает человечество от этого проклятия!

И в этом Будущем Мире имя Карла Маркса, 200-летие которого мы отмечаем в этом, 2018-ом году, вписано на вечные времена!

Литература:

1. Маркс приближается. (К 200-летию автора «Капитала» и создателя Первого интернационала)// «Завтра». - 2018. - Апрель-май. - №17(1273). - с. 1, 3

2. Субетто А.И. Владимир Ильич Ленин: гений русского прорыва человечества к социализму. - СПб.: Астерион, 2010. - 492с. 59

3. Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности/ Перев. с англ. - М.: ИНФРА, 1999. - XXVI, 262 с.

4. Субетто А.И. Глобальный империализм и ноосферно-социалистическая альтернатива. - СПб. - Кострома: Изд-во «Астерион», КГУ им. Н.А.Некрасова, 2004. - 99с.

5. Субетто А.И. Капиталократия и глобальный империализм. - СПб.: Астерион, 2009. - 572с.

6. Субетто А.И. Манифест борьбы против глобального империализма. - СПб.: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2004. - 38с.

7. Кортен Д. Когда корпорации правят миром. - СПб.: Агентство «ВиТ-Принт», 2002. - 328с.

8. Субетто А.И. Великая парадигмальная революция в развитии науки, культуры и искусства в XXI веке: Научный доклад на VII Всемирном Научном Конгрессе. - СПб.: Астерион, 2015. - 32с.

9. Чикин В. Исповедь (Маркс о себе: цели и принципы, человеческие ценности, характер и пристрастия, любимые занятия, симпатии и антипатии, и многое другое)// «Отечественные записки» (приложение к «Советской России»). - 2018 - 26 апреля. - №8(399). - 18с.

10. Зюганов А. Мыслитель, изменивший мир// «Советская Россия». -2018. - 4 мая. - №46(14578). - с. 1, 2.

11. Субетто А.И. Ноосферизм. Том первый. Введение в ноосферизм. -СПб.: КГУ им. Н.А.Некрасова, КГУ им. Кирилла и Мефодия, 2001. - 537с.

12. Субетто А.И. От учения Карла Маркса - к Ноосферизму XXI века: монография/ Под науч. ред. д.ф.н., проф. А.В.Воронцова. - СПб.: Астерион, 2017. - 132с.

13. Субетто А.И. Экологический финал глобального империализма и императив ноосферно-социалистического прорыва человечества (100-летию Великого Октября посвящается)/Под науч. ред. д.ф.н. проф. А.В.Воронцова -СПб.: Астерион, 2017. - 32с.

14. Субетто А.И. Эпоха Краха рынка, капитализма и либерализма: но-осферно-социалистический прорыв или экологическая гибель человечества?

- СПб. - Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2010. - 44с.

15. Субетто А.И. Капиталократическая Эсхатология (Причины возможного экологического самоуничтожения строя капиталократии)/ Под науч. ред. д.ф.н., проф. Л.А.Зеленова. - СПб.: Астерион, 2016. - 47с.

16. Субетто А.И. Манифест ноосферного социализма/ Под науч. ред. В.Г.Егоркина. - СПб.: Астерион, 2011. - 108с.

17. Субетто А.И. Миссия коммунизма в XXI веке/Под науч. ред. Л.А.Зеленова. - СПб.: Астерион, 2012. - 40с.

18. Субетто А.И. Теория социализма XXI века: начала и проблемы становления/ Под науч. ред. д.ф.н., проф. Л.А.Зеленова. - СПб.: Астерион, 2013. - 40с.

19. Субетто А.И. Опережающее развитие человека, качества общественных педагогических систем и качества общественного интеллекта - социалистический императив. - М.: Исследоват. центр Госкомвуза СССР, 1990. - 84с.

20. Коптюг В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 года), Информационный набор. - Новосибирск: СО РАН, 1992. - 62с.

21. Субетто А.И. Капиталократия. - СПб. - Кострома - Луга: ПАНИ, 2000. - 214с.

22. Субетто А.И. Эпоха Великого Эволюционного Перелома (Посвящается 90-летию Великой Октябрьской социалистической революции). - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007. - 88с.

23. Мартин Г.-П., Шуманн Х. Западня глобализации. Атака на процветание и демократию/ Перев. немец. - М.: Изд. Дом «Альпина», 2001. - 335с.

24. Субетто А.И. Разум и Анти-Разум (Что день грядущий нам готовит?) - СПб. - Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2003. - 138с.

25. Субетто А.И. Зов Будущего: мир, человечество и Россия на пути к ноосферной гармонии. - СПб.: Астерион, 2014. - 634с.

26. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд., т. 42

27. Коммонер Б. Замыкающийся круг. - Л.: Гидрометеоиздат, 1974. - 280с.

28. Шамир И. Каббала власти - М.: Алгоритм, 2008. - 544с.

29. Спир Ф. Большая история: энергия, энтропия и эволюция сложности// Эволюция: аспекты современного эволюционизма/ Отв. ред. Л.Б.Гринин, А.В.Коратаев, А.В.Марков. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. - 288с.; с. 89 - 129.

30. Субетто А.И. Управляющий разум и новая парадигма науки об управлении (в контексте ноосферного императива XXI века)/Под науч. ред. д.т.н., д.псих.н., д.пед.н., проф., президента Международной академии гармоничного развития человека В.В.Лукоянова. - СПб.: Астерион, 2015. - 52с.

31. Субетто А.И. Мегакосмическая проскопия Разума (общественного интеллекта) Человечества: монография/ Под науч. ред. д.т.н., д.псих.н., д.пед.н., проф. В.В.Лукоянова. - СПб.: Астерион, 2015. - 218с.

32. Субетто А.И. Грядущий ноосферный синтез науки и власти (восемь положений-теорем)/ Под науч. ред. д.ф.н., проф. Л.А.Зеленова. - СПб.: Асте-рион, 2016. - 44с.

33. Владимиров А.А., Зеленов Л.А. Грани русской соборности// Вопросы культурологии. - 2017. - №2 - с. 57 - 60

34. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М.: Наука, 1988. - 520с.

35. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. - М.: Наука, 1991. - 271с.

36. Владимир Иванович Вернадский. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков/ Сост. Г.П. Аксёнов. - М.: Современник, 1993. - 688с.

37. Субетто А.И. Ноосферная научная школа в России: итоги и перспективы. - СПб.: Астерион, 2012. - 76 с. 61

38. Вернадскианская революция в системе научного мировоззрения -поиск ноосферной модели будущего России и человечества/ Под науч. ред.

A. И.Субетто. - СПб.: Астерион, 2003. - 572 с.

39. Субетто А.И. В.И.Вернадский: от начала ноосферно-ориентированного синтеза наук - к вернадскианской революции в системе научного мировоззрения в начале XXI века и к становлению ноосферизма (Серия: «Истоки Ноосферизма»). - Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2007. - 106 с.

40. Субетто А.И. Вернадскианская революция как научно-методологическая основа формирования ноосферного общества: научный доклад/Под ред. Заслуж. деятеля науки РФ В.Н.Бобкова. - СПб.: Астерион, 2013. - 56 с.

41. Вернадскианская революция в научно-образовательном пространстве России: коллективная монография/ Под науч. ред. А.И.Субетто и

B. А.Шамахова. - СПб.: Астерион, 2013. - 414с.

42. В.И.Вернадский и ноосферная парадигма развития общества науки, культуры, образования и экономики в XXI веке: коллективная монография. В 3-х томах/Под науч. ред. А.И.Субетто и В.А.Шамахова. - СПб.: Астерион, 2013. - 1742 с.

43. Ноосферизм - новый путь развития: коллективная научная монография (по материалам «Субеттовских чтений», посвященных 80-летию А.И.Субетто), 28 января 2017г.)/ Под науч. ред. Г.М.Иманова и А.А.Горбунова. В 2-х кн. - СПб.: Астерион, 2017. - 920с.

44. Субетто А.И. Идеология XXI века. - СПб.: Астерион, 2014. - 92с.

45. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений, т.1.

46. Субетто А.И., Шанти Д.П., Лукоянов В.В. Ноосферизм - новая обобщающая научная идея и новая парадигма истории человечества: научный доклад на IX Всемирном Научном Конгрессе (Россия - Шри Ланка - Великобритания)/ Под науч. ред. д.э.н., проф., вице-президента Европейской академии естественных наук А.А.Горбунова - СПб.: Астерион, 2017. - 100с.

47. Субетто А.И. Роды Действительного Разума/ Под науч. ред. д.ф.н., проф. Л.А.Зеленова. - СПб.: Астерион, 2015. - 200с.

48. Субетто А.И. Научно-образовательное общество как основа стратегии развития России в XXI веке: монография/ Под науч. ред. д.псих.н., д.т.н., д.пед.н., проф. В.В.Лукоянова. - СПб.: Астерион, 2015. - 190с.

49. Субетто А.И. Юрий Алексеевич Гагарин - символ Ноосферно-Космического Прорыва в Будущее России и человечества/ Под науч. ред. д.э.н., проф. В.Т.Пуляева. - СПб.: Астерион, 2014. - 232с.

50. Субетто А.И. Слово о русском народе и русском человеке/ Под науч. ред. проф., д.ф.н. А.В.Воронцова. - СПб.: Астерион, 2013. - 265с.