Автор: Субетто А.И.
Проблемы Социализма Категория: Субетто Александр Иванович
Просмотров: 2786
4.5.«Цифровая экономика» и её судьба в Эпоху Великого Эволюционного Перелома

 

Изложенная автором в лаконичном формате концептуально -теоретическая система и есть «базис» для понимания проблем в развитии «цифровой экономики», её миссии в социальном прогрессе человека.

Неявно в основу позитивного взгляда на «цифровую экономику» закладывается постулат, что «процесс информатизации второго поколения» определяет «формирование VI технологического уклада» [33, с. 361], частью презентации которого и выступает так называемая «цифровая экономика». При этом, подразумевается, что научно-технический, в данном случае - информационно-компьютерный, прогресс, независимо от социального строя, общественно-экономической формации, «рыночная» или «плановая» экономика, капитализм или социализм, одинаково «работает» на человеческий прогресс, на улучшение жизни человека.

А.П. Буевич и С.А. Варвус по этому поводу замечают [33, с. 361 - 363]: «С точки зрения функционирования экономики можно выделить в настоящее время (достаточно условно) две формы: «аналоговую» и «цифровую» экономики. Сущность «аналога» заключается в совокупности отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления. Однако, экономическая природа цифровой экономики вызывает много споров в профессиональном сообществе. Одни экономисты считают, что цифровая экономика основывается на цифровых технологиях в узком сегменте рынка - электронных товаров и услуг. Другие экономисты (с более расширенным подходом) подразумевают использование цифровых технологий для производства товаров, услуг с целью получения большого дохода... Цифровая экономика... позволяет снизить стоимость платежей, открывает новые источники дохода... Появляется возможность быстрой трансформации предлагаемых товаров и услуг под новые ожидания или потребности потребителя.

Новые эффекты, порождаемые беспрерывными потоками информации в условиях цифровой экономики, трансформируют социально-экономические отношения, обладающие информационной природой. То есть наблюдается рост количества моделей поведения, в основе которых лежит определенная информация. К сожалению, не всегда такая информация верная, зачастую искажена, возможно, намеренно, и влечет за собой злоупотребления при использовании данных о конкурентах, рынках и технологиях. Наиболее яркими примерами таких злоупотреблений информацией становится современная политика, тесно связанная с экономикой.

«... примером злоупотребления информацией является киберпреступ-ность. В эпоху цифровых революций происходит трансформация всей картины мира, появляются новые вызовы. Проблемы перетекли в информационную плоскость и связаны они с цифровыми атаками, воровством и вымогательством, компьютерным пиратством, кибертерроризмом и др. Согласно исследованию Allianz Global Corporate&Specialty, проведенному в 2016 году, общий оцениваемый ущерб (прямые потери плюс недополученная прибыль, расходы на восстановление систем) от интернет-преступности для мировой экономики. и киберпреступности более 575 млрд. долларов, что составляет 1% от мирового ВВП...».

Если А.П. Буевич и С.А. Варвус пишут о «цифровой экономике» всё ж таки как, в целом, о технологическом и соответственно экономическом прогрессе, несмотря на все достаточно серьёзные недостатки и гуманистические потери, то К.В. Пителинский считает, что «цифровизация» современного бытия человека и общества есть их погружение в «Цифровое Средневековье» [34, с. 215]. Правда, затем он надеется, что все же, через дальнейший информационно-технологический прогресс, на базе использования «мобильных информационно-коммуникационных технологий» и постановки «Общих Целей, достигаемых совместными усилиями», произойдет переход из «эры роботов» в «эру человека», когда «вместо личной выгоды появится общий интерес, стремление к открытости и к совместному сотрудничеству, взаимодействию, основанному на доверии» [34, с. 217]. Но ведь описанный К.В. Петелинским идеал и есть социализм, в котором действует не закон конкуренции, а закон кооперации, и в котором реализуется научное управление социально-экономическим развитием на основе «Общих Целей». Только остается неясным вопрос, как произойдет трансформация от строя мировой капиталократии и глобального империализма к социализму XXI века, ведь капиталократия не отдаст добровольно власти над миром и не откажется от мотивации обогащения, паразитарного образа жизни. И вся трагедия в том и состоит, что на фоне «цифровизации экономики глобального империализма», с одной стороны, растет опасность развязывания 3-й Мировой «горячей» войны, чтобы, таким образом, преодолеть «крах» долларово-спекулятивной «пирамиды» в мире, а, с другой, - все ближе приближается капиталогенный экологический апокалипсис.

В «Манифесте борьбы против глобального империализма» автор показал, что «империализм по внутренней сущности тотален. Он приобретает лики не только военного империализма, фашизма (как наиболее агрессивной формы военного империализма во внешнем и внутреннем планах), но и экономического, информационного, культурного, образовательного, языкового, технологического, продовольственного, экологического, религиозного и т.п. видов империализма. Иными словами, все сферы жизни общества, которые становятся объектами стратегии империализма - империалистической колонизации, превращаются в инструменты - «оружие» империалистических агрессий» [35, с. 17, 18].

Именно в этом контексте «цифровая экономика», по оценке автора, в рамках стратегий информационного империализма, становится одним из механизмов колонизации, лишения страны, подвергающейся операции «экономического убийства», как части стратегии экономического колониализма (так хорошо описанной Дж. Перкинсом в «Исповеди экономического убийцы» [36]), независимости (и экономической, и продовольственной, и технологической, и военной).

«Духовно-информационные войны - новое явление, порожденное информационными стратегиями глобального империализма по разрушению этнической и конфессиональной самоидентификации народов и уничтожению «ценностных геномов» народов - основы их духовно-культурного и информационного «иммунитета» и духовно-социального здоровья, - указывал автор в этом «Манифесте», первая публикация которого была выполнена в 2004 году. - Такая духовно-информационная война глобального империализма ведётся в России против русского народа, его культурно-ценностного генома и исторической памяти, и против Русского Православия. «Шенген-ское соглашение» и шенгенская система тотальной электронной паспортизации (с возможным вживлением под кожу «чипов» при рождении ребенка) и при одновременной электронной революции в обращении денег (переход на электронные деньги и «электронно-денежное досье» на каждого «неокочевника») предстают как процессы «становления блоков» будущего электронно-компьютерно-полицейского глобального «концлагеря», призванного каждого будущего «неокочевника» глобального «неолиберала»-«потребителя» поставить под тотальное недремлющее «око» глобального суперкомпьютера, подчиненного мировой финансовой капиталократии» [36, с. 20].

«Насмешка» истории рыночно-капиталистического человечества над человеческим «разумом», а вернее - капиталократическим «Анти-Разумом», состоит в том, что так называемый «цифровой прогресс», как часть прогресса в области компьютерных технологий и индустрии программных продуктов, происходит на фоне ускорения процессов первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы и погружения человечества в «пучину» Глобальной Интеллектуальной Черной Дыры [7, 8, 11, 16, 30, 31], когда растет отставание темпов познания процессов Глобальной Экологической Катастрофы от темпов роста негативных экологических последствий от рыночно-капиталистических форм хозяйственного природопотребления.

К этому следует добавить, что, как показал автор в «Манифесте борьбы против глобального империализма» (2004, 2008) [35], глобальный империализм тотален, он превращает в оружие войны и неоколонизации все сферы жизни общества, становящиеся механизмами его воспроизводства, в том числе технику, технологии, включая информационно-компьютерные технологии (ИКТ), технологии генной инженерии, нейро-лингвистические технологии, в общем - любые научно-технические достижения, научно-технический прогресс как таковой. Известный ученый-эксперт Владимир Овчинский опубликовал значимую для обсуждаемого контекста статью «Кто станет «властелином мира»? (Искусственный интеллект на службе Пентагона и разведки США)», в которой показал, как «цифровые технологии», «кибер-пространство» и в целом, если экстрополировать ряд возникающих «цифровых образов», - «цифровая экономика» превращаются в «пространстве» (уже на языке автора) Анти-Разума мировой капиталократии в США в оружие информационной («кибер»-) войны против непокорных государств, в первую очередь - России, Китая, Индии. В этой работе проводится положение, высказанное президентом России В.В. Путиным в 2017 году в «День знаний»: «.искусственный интеллект - это будущее не только России, это будущее всего человечества; здесь колоссальные возможности и трудно прогнозируемые сегодня угрозы; тот, кто станет лидером в этой сфере, будет властелином мира» [35]. Только вот вопрос: «Сможет ли стать строй мировой финансовой капиталократии, даже освоив системы искусственного интеллекта, как система глобального империализма, - который уже есть «экологический труп», «властелином мира»?» - Какого мира? - Потустороннего?.

«Бум» в росте «информации», как ни странно, породил уменьшение знаний о реальности, с которой сталкивается человечество, и соответственно Глобальную Информационную Катастрофу, как зеркальное отражение процессов первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, и соответственно отражение катастрофической неадекватности человека миру, в котором он живет.

«Технос», в том числе «информационно-цифровой технос», в системе Глобальной Капитал-Мегамашины становится механизмом убийства человечности в человеке, т.е. механизмом его расчеловечивания, и соответственно тех процессов отчуждения человека от себя, от общества и от природы, на которые указал еще Карл Маркс в середине XIX века и которые через 150-170 лет превратились в процессы рыночно-капиталистического по истокам и экологического по основаниям самоубийства человечества.

Научно-технический прогресс, в том числе «цифровой прогресс», в «капкане» диктатуры «железной пяты» Капитала-Фетиша превращается в регрессе человечества и его экологическую гибель. Борьба за то, кому быть технологическим «властелином мира», вызывает «смех» Истории, потому что будущее не за Законом Конкуренции, а за Законом Кооперации.

Будущее «цифровой экономики», направление её потенциала на прогресс человека связано только с социализмом XXI века - Ноосферным Экологическим Духовным Социализмом.

Здесь можно вспомнить проект директора Института кибернетики, академика АН СССР В.М. Глушкова по созданию системы планирования советской социалистической экономики на базе комплекса электронно-вычислительных машин, современных достижений в области кибернетического моделирования и программирования (ОГАС), который был разработан в 1960-61гг., и которого, очевидно, испугалось тогдашнее партийное руководство, поскольку возникала опасность ненужности руководящей роли партийных бюрократов в управлении развитием экономики СССР. Если бы этот проект было реализован, то мы бы получили действительно интеллектуальный прорыв в области управлениям социально-экономическим процессом с целевой установкой повышения качества жизни всех слоёв населения.

Подобная же попытка в виде программы «Киберсин» - кибернетической программы - была осуществлена в 1969 - 1973гг. в Чили, когда там разворачивалась социалистическая революция под руководством С. Альенде. Её руководителем стал известный английский кибернетик Стафффорд Бир [32].

На основе системы «электронных координаторов» («электронных правительств») фактически реализовывался проект тотальной компьютеризации управления экономикой, системой рыночных отношений и государством, которая испугала «интеллектуалов» в «правящей элите» США и Великобритании и стала одной из причин, ускоривших военный путч Пиночета. В основу «небюрократической системы управления государством» в Чили был положена аналогия с системой управления, реализуемой человеческим мозгом, в которой действуют гомеостатические механизмы [32, с. 351].

В «Манифесте ноосферного социализма» автор так подвел итог этому «социально-компьютерно-цифровому эксперименту» под руководством С. Бира [7, с. 54]:

«Урок извлеченный С. Биром, которое имеет значение для ноосферного социализма, заключается в том, что предложенная им кибернетическая и компьютеризованная методология управления может быть реализована только на основе «признания права народа стремиться к высшим целям в той мере, в какой они касаются всех» (ссылка на [32, с. 398]). Такой высшей целью становится ноосферное развитие. Ноосферный социализм на базе ноосферизма призван обеспечить управляемую социоприродную эволюцию на базе возможностей ноосферно-технологической современной базы, включая космо-информационные системы и электронно-компьютерные информационные технологии».

В 2013 году автор опубликовал монографию «Рыночный геноцид России и стратегия выхода из исторического тупика» [37]. В ней автор показал, что Россия, как страна с большой энергостоимостью воспроизводства стандарта качества жизни и национального валового продукта, с большим «пространством-временем» функционирования системы народного хозяйства, не может развиваться успешно без мощного сектора плановой экономики и без доминирования плана над рынком.

«Что стоит за рыночным геноцидом России?», - задавал автор себе и читателю вопрос, и отвечал:

«Рыночный геноцид России, что означает, что Россию на «рыночном» пути ждёт в XXI веке гибель. Рынок, капитализм и цивилизационные основания бытия России (сама историческая логика её развития как евразийской, общинной, самой холодной цивилизации в мире) - вещи несовместные. революции 1905 - 1908, 1917 гг. в России носили в первую очередь антикапиталистическую направленность. Становление капитализма и капиталистического рынка в России в конце XIX и в начале ХХ века фактически сопровождалось её экономической колонизацией Западом, в первую очередь французским, немецким, английским, бельгийским, американским капиталом и вступало в конфликт с цивилизационными основами её бытия, с ценностным геномом русского народа.

Советская цивилизация, советский социализм, плановая советская экономика находились в историческом «коридоре» действия цивилизационной матрицы России. Н. Бердяев это почувствовал, когда писал: «Русский коммунизм есть коммунизм восточный. Влияние Запада в течение двух столетий не овладело русским народом» (ссылка: Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990, с. 16) [37, с. 15].

В заключение автор считает целесообразным подвести итог в виде следующих положений (утверждений):

1. «Цифровая экономика» в условиях действия Капитал-Мегамашины, в системе строя мировой финансовой капиталократии, в конечном итоге направлена против человека и не решает вопрос стратегии выхода человечества из Экологического Тупика Истории (в форме уже развернувшихся процессов первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы).

2. Эпоха Великого Эволюционного Перелома имплицитно «несёт» в себе направленность на ноосферно-социалистическое преобразование мира, как базовое условие его спасения от экологической гибели в «объятиях» рыночно-капиталистической системы, ставшей де-факто «экологическим трупом», и одновременно - «экологическим могильщиком» человечества.

3. Только Ноосферно -Социалистический Прорыв дает истинные онтологические основания для применения положительных эффектов «цифровой экономики» в целях прогресса человека и обеспечения управляемой социо-природной эволюции.

4. Нужно помнить всегда ограниченность любой «цифровой формализации», за которой стоит «упрощение» реальности. Богатство вербального языка, на котором общаются народы мира, никогда не сможет заменить «язык цифр», который всегда намного «беднее» и вступает в конфликт важнейшими законом эффективного управления в кибернетике - законом необходимого разнообразия. Частичной аргументацией этого положения служат теоремы Гёделя о неполноте любых формализованных систем.

5. Общение человека с компьютером и с любыми «программными системами» («роботами») нуждается в эргономическом исследовании и обеспечении. Существует большой риск, и в значительной мере он уже материализован, в компьютерно-информационной катастрофе человеческой психики и деградации интеллекта, «подавления» интуиции и в целом правополушарной, образно-художественной компоненты человеческого интеллекта, и соответственно риск больших потерь природно-адаптационного потенциала в человеке, сформированного эволюцией.

6. «Цифровая экономика» получает адекватные онтологические основания только на базе Ноосферного Экологического Духовного Социализма, в свою очередь предполагающего становление научно-образовательного общества и соблюдение требований Закона Опережающего Развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе.

7. «Цифровая экономика» - это только часть «информационной экономики», а последняя - только часть экономики как таковой. Речь идёт, и это надо осознать, о становлении управляемой ноосферой экономики, в которой образование служит базисом базиса восходящего воспроизводства, а наука производительной силой и силой управления.

8. Россия - цивилизация, возглавившая Социалистический и Космический прорывы человечества в ХХ веке. Россия станет в XXI веке Лидером Ноосферного Прорыва человечества на качественно новой социалистической основе с возрождением плановой экономики на базе научного управления социоприродной эволюцией. Для этого в России есть всё: опыт истории СССР и «рыночных реформ» и их последствий на рубеже ХХ и XXI веков; Ноосферная научная школа всемирного масштаба; тысячелетний исторический процесс русского устремления к Правде, Справедливости, Любви и Космической гармонии.

Литература:

1. Субетто А.И. От учения Карла Маркса - к Ноосферизму XXI века: монография/ Под науч. ред. д.ф.н., проф. А.В.Воронцова - СПб.: Астерион, 2017. - 132с.

2. Субетто А.И. Владимир Ильич Ленин: гений Русского Прорыва человечества к социализму. - СПб.: Астерион, 2010. - 492с.

3. Субетто А.И. Глобальный империализм и ноосферно-социалистическая альтернатива. - СПб. - Кострома: Изд-во «Астерион», КГУ им. Н.А.Некрасова, 2004. - 99с.

4. Субетто А.И. Капиталократия и глобальный империализм: антология. - СПб.: Астерион, 2009. - 572с.

5. Субетто А.И. Ленин, Октябрьская революция и ноосферный социализм - символы развития в XXI веке/ Под науч. ред. д.ф.н., проф. Л.А.Зеленова. - Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2012. - 460с.

6. Субетто А.И. Социогенетика: системогенетика, общественный интеллект, образовательная генетика и мировое развитие (интегративный синтез). - М.: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. - 168с.

7. Субетто А.И. Манифест ноосферного социализма / Под науч. ред. В.Г.Егоркина. - СПб.: Астерион. - Изд-во КГУ им. Н.А.Некрасова, 2011. - 108с.

8. Субетто А.И. Капиталократическая Эсхатология (причины возможного экологического самоуничтожения строя капиталократии): научно-философские очерки («Триптих»)/Под науч. ред. д.ф.н., проф. Л.А.Зеленова. - СПб.: Астерион, 2016. - 47с.

9. Ханжин Б.М., Хромов В.И. Ни хитру, ни горазду суда не минути// Отечественные записки. Приложение «Советской России». - 2010. - 12 августа. - №14(212)

10. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала ХХ века. Судьба России. - М.: ЗАО «Сварог и К», 1997. - 580с.

11. Субетто А.И. Разум и Анти-Разум (Что день грядущий нам готовит?) - СПб. - Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2003. - 148с.

12. Фидель Кастро. Лучший мир возможен. Беседа с коменданте, на которую может рассчитывать каждый// Отечественные записки. Приложение «Советской России». - 2016. - 11 августа. - №16(366). - с.4 - 8

13. Мартин Г.-П., Шуманн Х. Западня глобализации. Атака на процветание и демократию/ Пер. с нем. - М.: Изд. Дом «Альпина», 2001. - 335с.

14. Субетто А.И. Капиталократия (философско-экономические очерки). Избранные статьи и интервью. - СПб.: ПАНИ, КГУ им. Н.А.Некрасова, 2000. - 214с.

15. Медведев А. Похищение Европы. Часть первая. Искусство. Торговля. Война. - СПб.: «Художественная воля», 1999. - 82с.

16. Субетто А.И. Ноосферизм. Том первый. Введение в ноосферизм. -СПб.: КГУ им. Н.А.Некрасова, КГУ им. Кирилла и Мефодия, 2001. - 537с.

17. Зиновьев А.А. Глобальный человейник. - М.: Центрополиграф, 1997. - 459с.

18. Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности. - М.: Издат. Дом ИНФРА, 1999. - 262с.

19. Чейз Д.Х. Представьте это мне. Сделай одолжение - сдохни. -СПб.: «Абрис», 1993. - 304с.

20. Хлебников П. Крёстный отец Кремля Борис Березовский или История разграбления России. - М.: Изд-во «ДЕТЕКТИВ-ПРЕСС», 2001. - 384с.

21. Тоффлер Э. Третья волна. - М.: ООО «Фирма «Изд-во АСТ», 1999. - 784с.

22. Неустойчивость занятости. Международный и российский контексты будущего сферы труда: Монография/ Гл. науч. ред. д.э.н., проф. В.Н.Бобков - М.: Изд-во РеалПринт, 2017. - 560с.

23. Катасонов В.Ю. Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации»/ Науч. ред. О.А.Платонов. - М.: Ин-т русской цивилизации, 2013. - 1072с.

24. Субетто А.И. Металогика генезиса преобразования социального бытия России и человечества: ноосферно-социалистический вектор// «Природа. Общество. Человек: Ноосферное Устойчивое Развитие». Научно-образовательная и просветительская газета Русского Космического Общества. - 2018. - Май. - №9. - с. 14 - 16.

25. Субетто А.И. Миссия коммунизма в XXI веке/Под научной ред. д.ф.н., проф. Л.А.Зеленова - СПб.: Астерион, 2012. - 40с.

26. Субетто А.И. Теория социализма XXI века: начала и проблемы становления/Под науч. ред. д.ф.н., проф. Л.А.Зеленова. - СПб.: Астерион, 2013. - 40с.

27. Субетто А.И. Самоутверждение России в XXI веке как Лидера в Ноосферном Прорыве человечестве - Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2010. - 28с.

28. Субетто А.И. Ноосферная социалистическая революция XXI века: основания теории/ Под науч. ред. д.ф.н., проф. Л.А.Зеленова. - СПб.: Астерион, 2016. - 139с.

29. Субетто А.И. Эпоха Великого Эволюционного Перелома (Посвящается 90-летию Великой Октябрьской Социалистической революции). -Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2007. - 88с.

30. Субетто А.И. Роды Действительного Разума/ Под науч. ред. д.ф.н., проф. Л.А.Зеленова. - СПб.: Астерион, 2015. - 200с.

31. Субетто А.И. Доктрина духовно-нравственной системы ноосферно-го человека и ноосферного образования. - СПб. - Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2008. - 98с.

32. Бир С. Мозг фирмы. - М.: «Радио и связь», 1993. - 440с.

33. Проблемы конфигурации глобальной экономики XXI века: идея социально-экономического прогресса и возможные интерпретации. Сборник научных статей. Том первый/ Под ред. д-ра экон. наук, проф. Альпидовской М.Л., д.э.н., проф. Толкачёва С.А. - Краснодар: 2018. - 440с.

34. Экономика России: вызовы XXI века и импульсы развития. Монография. Под науч. ред. И.М.Братищева. - М.: 2017. - 358с.

35. Субетто А.И. Манифест борьбы против глобального империализма. Изд. второе, исправл. - СПб.: Изд-во КГУ им. Н.А.Некрасова, 2008. - 38с.

36. Перкинс Дж. Исповедь экономического убийцы/ Предисл. и ред. русск. изд. Л.Л.Фитуни. - М.: Pretext, 2005. - 319с.

37. Субетто А.И. Рыночный геноцид России и стратегия выхода из исторического тупика/ Под науч. ред. д.ф.н., проф. Л.А.Зеленова. - СПб.: Астерион, 2013. - 128с.

38. Овчинский В. Кто станет «властелином мира»? (Искусственный интеллект на службе Пентагона и разведки США)// «Завтра». - 2018. - Июнь. - №12(1278). - с. 4.