Автор: Васильев Владимир
Проблемы Социализма Категория: Васильев Владимир
Просмотров: 1599

08.03.2015 К вопросу о переходном обществе и историческом бытии классов. Часть 8


В данной части рассматриваются основные условия и предпосылки социалистического способа производства и уровень технологической готовности человечества к социализму.

Стоимостной механизм развития человечества и его исторические пределы

Двигателем прогрессивного развития экономической общественной формации и, стало быть, двигателем прогрессивного развития всего рода человеческого в рамках экономической общественной формации является закон стоимости. Почему так? Потому, что прогресс в развитии человека резюмируется ростом производительной силы его (человека) предметной деятельности, которая в условиях самоотчуждения принимает форму производительной силы труда, рост которой, в свою очередь, резюмируется научно-техническим прогрессом. Прогресс в развитии производственного отношения человека к природе (а оно - производственное отношение человека к природе - как раз и есть его производительная сила) резюмируется ростом производительности труда, который определяется научным прогрессом в той мере, в какой научный прогресс воплощается и реально воплощен в техническом базисе производства.

Что понуждает обособленных производителей перманентно повышать производительность труда, применяя все новые и новые технические и технологические новшества, революционизируя технический базис своего производства? На поверхности общества именно конкуренция обособленных производителей понуждает каждого из них перманентно революционизировать технический базис производства. Но какова цель каждого обособленного производителя в последнюю прогрессивную эпоху экономической общественной формации? Этой целью является присвоение все большей и большей массы прибыли и, стало быть, присвоение все большей и большей доли от совокупной прибавочной стоимости, распределяемой между всеми обособленными капиталами.

Иными словами, в условиях экономической общественной формации именно механизм действия закона стоимости есть тот самый механизм, который является реальным двигателем роста производительности труда. Но в условиях экономической общественной формации механизм действия закона стоимости является не только реальным двигателем роста производительности труда, но и самым эффективным механизмом роста производительности труда. Таковым он является именно потому, что он (механизм действия закона стоимости) на исторически определенной ступени развития производительной силы труда есть самый эффективный механизм мотивации всех участников процесса общественного производства на достижение и сохранение своих конкурентных преимуществ в части присвоения (производства и распределения) прибавочной и необходимой стоимости.

Вместе с тем стоимостной механизм роста производительной силы труда есть механизм перманентного замещения во все более возрастающих масштабах живого труда трудом мертвым. Научно-технический прогресс в общественном производстве средств к жизни и средств их производства необходимо и неизбежно ведет к тотальному (всеобщему) замещению живого труда мертвым трудом. Полное замещение живого труда в общественном производстве средств к жизни и средств их производства мертвым трудом, будучи полной роботизацией этого подразделения общественного воспроизводства, есть выход человека из непосредственного процесса производства материального богатства.

Стоимость непосредственно производится и воспроизводится только живым трудом и только в общественном производстве средств к жизни и средств их производства. Поэтому закономерно детерминируемая действием закона стоимости тенденция к выходу человека из непосредственного процесса производства материального богатства есть закономерная тенденция (закон-тенденция) к самоотрицанию закона стоимости. На поверхности общества этот закон-тенденция в последние десятилетия стал одной из главных причин того, что глобальный капитал во все более возрастающей мере регулирует, дабы искусственно сдержать, дозировать, научно-техническую революцию в производстве средств к жизни и средств их производства. Основным средством этого регулируемого сдерживания и дозирования является глобальная олигополизация и последующая за ней глобальная монополизация ключевых условий развития технологической науки и ключевых условий ее применения в производстве средств к жизни и средств их производства.

Но самым эффективным для глобального капитала (хотя и временным, и с непредсказуемыми последствиями) средством "исключения" закона-тенденции к самоотрицанию закона стоимости является такое превентивное "исключение" действия самого закона стоимости, которое, не упразднив ни закона стоимости, ни капитализма как таковых, посредством фиктивного изъятия ключевой формы стоимости из процесса производства и обращения капитала подменяет механизмы действия закона стоимости их юридической фикцией. Какова эта ключевая форма стоимости? В развитом процессе производства и обращения стоимости такой формой, являющейся не просто самостоятельной формой стоимости, но и изначальной формой капитала, являются деньги, а именно золото, выполняющее общественную функцию денег.

Именно это и произошло, причем процесс развивался постепенно. Сначала был совершен переход к так называемому золотому стандарту, в рамках которого юридическая фикция денег (банкноты и монеты) еще была привязана к действительным деньгам - к золоту, но эта привязка все более и более целенаправленно ослаблялась. А затем - в течение 1913-1978 годов - был осуществлен последовательный переход одновременно и к юридической фикции (= к симулякрам) денег в глобальном масштабе - к системе резервных валют, доминирующей из которых является доллар США, и к монополизации регулирования производства (эмиссии) и обращения этих симулякров денег, закрепленной политически.

Самый факт глобального перехода к регулируемому сдерживанию, дозированию научно-технической революции в общественном производстве свидетельствует о том, что политическое и юридическое "исключение" закона-тенденции к самоотрицанию стоимости посредством замены действительных денег их симулякрами и глобальной монополизации денежно-финансового регулирования исчерпало главные из своих позитивных эффектов для глобального капитала. Развернувшийся и весьма далекий от своего завершения глобальный системный кризис не просто капитализма, но всей экономической общественной формации свидетельствует о том, что исчерпаны все позитивные возможности (для сохранения господства глобального капитала) обоих этих способов "остановить историю", "изъяв" действие закона-тенденции к самоотрицанию закона стоимости.

Действительные деньги, как и технологическая наука, - это такие средства производства, самое существо которых предполагает исключительно коллективный (общественный) характер их применения в общественном производстве рода человеческого. Монополия вообще - это предел развития частной формы присвоения, а монополия на средства производства, самое существо которых предполагает исключительно коллективный (общественный) характер их применения, есть предел развития противоречия между общественным характером производства и частной формой присвоения. Предельное развитие противоречия необходимо и неизбежно принимает форму его (этого противоречия) крайнего обострения также и на поверхности общественной жизни.

Если бы нынешний глобальный кризис не был системным кризисом всей экономической общественной формации, а был бы пусть хотя бы и системным кризисом, но кризисом только одного капиталистического способа производства, то выходом из него могла бы стать мировая война. Почему? Потому что в основе всякого системного кризиса капиталистического способа производства лежит кризис перепроизводства, начинающийся всегда в форме кризиса торгового, который далее последовательно перерастает в кризисы финансовый, производственный, научно-технологический, идеологический, институциональный и социальный. Два таких системных кризиса капиталистического способа производства уже были, каждый из которых породил мировую войну как средство своего временного разрешения, каждое из которых лишь на время приглушало остроту противоречий капиталистического способа производства, в действительности ведя их до своего полного логического завершения - до предела.

Уже первая мировая война доказала, что одной мировой войны недостаточно для выхода из системного кризиса капиталистического способа производства, что для этого необходимо также политическое и юридическое "исключение" закона-тенденции к самоотрицанию стоимости посредством замены действительных денег их симулякрами. Одновременно с этим "исключением" глобальным капиталом практически уже через полтора десятка лет после формального окончания первой была начата вторая мировая война. Однако и оба этих способа в совокупности не дали искомого выхода, потребовав не только расширения рынка "внутрь-и-вглубь" посредством завершения перехода от экстенсивного развития капитализма к интенсивному (это выразилось в создании глобального "общества потребления" и "идеального потребителя"), но и глобального перехода к регулируемому сдерживанию, дозированию научно-технической революции в общественном производстве. Все это в совокупности необходимо и неизбежно требует, ибо предполагает, преобразования глобального мира в так называемый "однополярный мир", а точнее установления глобального неоимперского мирового порядка, обеспечивающего максимальную свободу для глобального капитала от любых национальных ограничений.

Ныне и этот неоимперский мировой порядок, и вся экономическая общественная формация как таковая трещат по всем швам, формой выражения чего как раз и является нарастание глобального хаоса. Мировая война при неоимперском мировом порядке невозможна в принципе, при нем возможны только карательные операции против действительных и мнимых (политически назначенных, если нет действительных) нарушителей мирового порядка, проводимые под идеологическим и политическим руководством неоимперского центра глобального капитала. Но и в случае, когда и если глобальная карательная операция станет тотальной, по масштабу уничтожения производительных сил народов, подвергнутых глобальной экзекуции, сравнявшись с мировой войной, она, уничтожив последствия перепроизводства, так и не сможет стать выходом из глобального системного кризиса экономической общественной формации. Не сможет именно потому, что все способы отсрочки глобального краха экономической общественной формации уже использованы.

Универсализация труда и новая урбанизация как предпосылки снятия экономики

Вплоть до средины 19-го - начала 20-го века рост производительности труда индивидов выражался в дальнейшем разделении и специализации труда, что вело к росту квалификации работников в рамках своей специальности. Вместе с этим необходимо и неизбежно происходила поляризация работников на тех, кто занят по преимуществу простыми единичными операциями, и тех, кто занят по преимуществу сложными видами труда. Одновременно простой труд, все более сводившийся к выполнению однообразных физических действий, не только отделялся от сложного труда, но и возрастала самая степень сложности этого последнего, то есть сложного труда. Это выражалось в формировании и отделении "аристократии" наемного труда от основной массы работников. Но всякое разделение труда своей оборотной стороной имеет необходимость кооперации труда. Рост разделения труда является не просто ростом его кооперации, но формированием и развитием обособленных (частных) коллективных работников, последовательной интеграцией (инкорпорацией) частных коллективных работников во всеобщего коллективного работника.

Одновременно с этим процессом набирал силу, становясь необратимым, противоположный процесс - процесс упразднения разделения и специализации труда посредством интеграции прежде разделенных трудовых операций и видов труда в один сложный труд. Этот процесс в действительности есть процесс универсализации труда. И если третий и отчасти четвертый технологические уклады (первая половина 20-го века в технологически передовых странах) характеризовались тем, что процесс универсализации труда балансировал процесс специализации труда, то пятый технологический уклад, являющийся основой технического базиса уже возникшего "общества потребления", предполагает доминирование процесса универсализации труда. Последовательными волнами растут масштабы механизации труда, автоматизации машин и роботизации процессов производства.

Механизация труда сокращает затраты физических сил работника и повышает сложность его труда, высвобождая работника для совершения уже не одной, но множества трудовых операций и тем самым создавая технические предпосылки для роста сложности труда работника. В свою очередь автоматизация машин (узлов и агрегатов машин - станков, технологических установок, средств транспорта, конвейерных линий и т.д., а затем и автоматизация самих машин в целом), последовательно приводя к роботизации, постепенно освобождает работника от физического труда, превращая его во все более сложный по своему интеллектуальному содержанию труд. Роботизация процессов производства, будучи логическим завершением автоматизации машин и ее распространением на весь процесс производства, ведет к выходу человека из непосредственного процесса производства средств к жизни и средств их производства, превращая его труд в труд по управлению роботами.

Основой 6-го технологического уклада становятся не только биотехнологии и иные технологические науки, являющиеся производственным применением наук о живом (включая все, что связано не только с сельским и лесным хозяйством, но и с медициной и образованием). Таковой становится также и последнее на сегодня слово роботизации - гибкие производственные системы вообще и 3-Д принтеры, в частности. Пока гибкие производственные системы и 3-Д принтеры применяются для мелкосерийного изготовления готовых изделий или прототипов объектов и моделей в металлургии, машиностроении, в том числе авиастроении, автомобилестроении и приборостроении, строительстве зданий и сооружений, в том числе индивидуальных жилых домов, медицине (производство имплантантов и т.д.), производстве различных бытовых мелочей и прочем.

Но это лишь пока, ибо собственно научно-технический прогресс в сфере разработки новых и совершенствования существующих гибких производственных систем и 3-Д принтеров идет семимильными шагами. Автоматизация привела к упразднению не только целого ряда специальностей, но и отдельных подотраслей производства материального богатства. Развитие производства на технологической основе гибких производственных систем и 3-Д принтеров ведет к упразднению целых отраслей производства, а также присущих каждой из них специализированных видов труда. Шестым технологическим укладом, взятым в его целом, завершается формирование технологических условий и предпосылок упразднения не только отраслевого (общего), но и территориального, и международного разделения труда.

Развитие производства на основе 6-го технологического уклада в целом приведет к созданию таких материальных условий, при которых труд приобретет по преимуществу научный характер, во-первых, и окажется технологически возможным упразднить отделение города от деревни, во-вторых. То есть развитие 6-го технологического уклада приведет к возникновению таких материальных условий производства, при которых окажется технологически возможным упразднить экономические отношения - превращенную форму производственных отношений в условиях отчуждения и самоотчуждения человека, а, стало быть, и самое отчуждение и самоотчуждение человека.

Этим будет выполнено второе из выделенных Марксом необходимых условий превращения производительной деятельности человека в осуществление его родовой сущности, которое и есть один из главных признаком того, что снятие самоотчуждения человека свершилось. В рукописных материалах для "Капитала" Маркс сделал вывод о том, что производительный труд станет самоосуществлением человека "лишь тем путем, что 1) дан его [труда] общественный характер и 2) что этот труд имеет научный характер, что он вместе с тем представляет собой всеобщий труд, является напряжением человека не как определенным образом выдрессированной силы природы, а как такого объекта, который выступает в процессе производства не в чисто природной, естественно сложившейся форме, а в виде деятельности, управляющей всеми силами природы". Второе из этих условий собственно и есть выражение иными словами того, что человек вышел из непосредственного процесса производства средств к жизни и средств их производства.

Параллельно с процессами универсализации труда вот уже более полувека растут масштабы новой урбанизации, представляющей собой трехсторонний процесс. С одной стороны сельские территории и жилые дома по уровню инженерного обустройства, развития транспортной и социальной инфраструктур подтягиваются к городским территориям. С другой стороны городское население перемещается на постоянное проживание в новые поселки городского типа, как грибы после дождя растущие во все более расширяющейся пригородной зоне. И с третьей стороны старые городские территории (как производственные, так и общественно-деловые, и жилые) реорганизуются в этом же направлении с одновременным выделением исторических центров, сохраняемых в качестве объектов культурного наследия, по уровню комфорта, однако, подтягиваемых к современным стандартам.

Уже пятый технологический уклад создал многие из необходимых предпосылок для размещения материальных производств вне городов. Шестой уклад технологически позволяет не только минимизировать такие производственные площади, но и более или менее равномерно распределить их по всей урбанизированной территории. Однако не менее важно другое - то, что шестой уклад технологически позволяет более или менее равномерно распределить по всей урбанизированной территории также и технологически необходимые элементы производственных мощностей практически всех отраслей общественного воспроизводства человека. Всеобщей реализацией, то есть реализацией во всех так называемых развитых и развивающихся странах и на всей территории каждой из таких стран, возможностей шестого технологического уклада завершится создание технологических условий, необходимых для упразднения противоположности города и деревни. И, следовательно, завершится создание технологических условий, необходимых для упразднения экономических отношений вообще и закона стоимости, в особенности.

Технологическая необходимость перехода к социалистическому способу производства

В статье ""Русский мiр" и "новорусская" идеология. Ч. 3: Политэкономия" (см.: http://www.dal.by/news/178/06-12-14-40/) сфокусировано внимание, в том числе, и на том, что потребителями подавляющей части продукции и услуг шестого технологического уклада будут индивиды как непосредственно, так и посредством здравоохранения, образования, культуры и прочих отраслей сферы воспроизводства человека (в отличие от сферы производства материального богатства). Одновременно в общей массе производимой продукции и услуг существенно возрастет доля жилищного строительства и коммунального хозяйства, производства продуктов питания, одежды, бытовой химии и косметики, средств транспорта, связи и телекоммуникаций, а также бытовой и иной техники личного потребления. Всякое потребление, в том числе и производительное потребление (производство), а потребление средств к жизни, в особенности, есть потребительное воспроизводство самого человека как исторически определенного человека вообще и его способности к производительной деятельности, в особенности.

В условиях шестого технологического уклада массовое потребительное воспроизводство человека своим основным продуктом не может не иметь достаточное по количеству и соответствующее по качеству предложение рабочей силы для всех отраслей общественного воспроизводства. Иначе шестой технологический уклад как таковой, не говоря уже о функционировании общества на его основе, будет невозможен. Самая возможность шестого технологического уклада и последующего функционирования общества на его основе предполагают быстро расширяющееся воспроизводство соответствующей по качеству и количеству рабочей силы для медицинского, образовательного, культурного, научно-технического и прочего социального творчества, а также и для иного научно, технически и социально сложного и по преимуществу научного по своему характеру труда.

Поэтому абсолютно необходимыми условиями и предпосылками функционирования общества на основе шестого технологического уклада будут, во-первых, все те условия и предпосылки, отсутствие хотя бы одной из которых исключает свободное развитие всех творческих сил и дарований индивидов вне кем бы то ни было положенных пределов. И, во-вторых, все те условия и предпосылки, которые исключают использование творческих сил и дарований человека, а равно и результатов его творчества во вред другим людям и ему самому, иначе отсутствует одно из первых обязательных условий, и, следовательно, функционирование общества на основе шестого технологического уклада невозможно.

Все указанные условия и предпосылки резюмируются в том, что действительной целью общественного воспроизводства, осуществляемого на основе шестого технологического уклада, должен быть сам человек, все более полно и свободно развивающий, присваивающий и осуществляющий свою родовую сущность. Это возможно только в условиях коммунистической общественной формации, производственные отношения которой впервые только и дают подлинный простор для действительно свободного развития производительных сил, главной из которых является сам человек.

Развитие общества на основе шестого технологического уклада по самому своему существу требует и предполагает переход от экономической общественной формации к первой фазе коммунистической формации. Этот переход не может совершиться никак иначе, кроме как в форме социальной революции пролетариата, предполагающей установление и эффективное осуществление революционной диктатуры пролетариата. Это - исторически преходящая форма государства, которая существует лишь в течение всего переходного периода от капитализма к социализму, не выходя за рамки этого переходного периода.

Основные условия и предпосылки социалистического способа производства

Определяющим условием, а равно и предпосылкой социалистического способа производства является не только материальная необходимость, но и материальная возможность диалектического снятия закона стоимости в качестве двигателя прогрессивного развития всего рода человеческого вообще и роста производительности человеческой предметной деятельности, в особенности. Суть всего механизма действия закона стоимости резюмируется в том, что посредством стоимости качественно различный индивидуально-конкретный труд сводится к общему для всех видов труда социальному качеству, вследствие чего они только и становятся количественно соизмеримыми, и, следовательно, вследствие чего только и возможен эквивалентный обмен продуктами качественно различного труда.

Мерой этого всеобщего социального качества всех без исключения товаров, то есть мерой стоимости каждого из них, является количество воплощенного в товаре абстрактного труда, самостоятельной формой общественного бытия которого как раз и являются деньги. Собственно это является доказанной теоремой трудовой теории стоимости, а посему давно уже не вызывает сомнений у всех, у кого не вызывает сомнений научная обоснованность самой трудовой теории стоимости в том ее виде, какой она имеет у Рикардо или Маркса. Но мало кто продумывает до логического завершения тот факт, что механизм действия закона стоимости есть также и механизм сведения качественно различных видов индивидуально-конкретного труда к исторически определенному количеству абстрактного труда.

Всеобщей мерой непосредственного измерения количества затраченного труда является исторически определенная продолжительность рабочего времени. Одно и то же по своей астрономической продолжительности рабочее время в разные прогрессивные эпохи и периоды развития одного и того же народа имеет различную социальную плотность (это иное, а именно более общее выражение сложности труда), выражающуюся в различных количествах воплощаемого за это время абстрактного труда. В условиях неравномерности общественного развития разных народов социальная плотность рабочего времени, воплощаемого за одно и то же астрономическое время абстрактного труда, различна также и у разных народов. Иными словами, одинаковые по своей астрономической продолжительности виды конкретного труда, выполненного представителями народов, социальная плотность рабочего времени у которых различна, в действительности содержат в себе различное количество абстрактного труда и, следовательно, в течение этого астрономического времени создают различное количество стоимости.

Поэтому абсолютно необходимой предпосылкой и условием соизмерения труда различных непосредственных производителей (работников) рабочим временем является превращение всех конкретных видов труда во всеобщий труд. А какой труд является трудом всеобщим? Таковым является только такой труд, который одновременно есть и непосредственно общественный труд, и научный по своему характеру труд, и который осуществляется уже не в отчужденной форме труда, но в форме человеческой деятельности, коллективно управляющей всеми силами природы. Почему коллективно управляющей? Потому, что эта деятельность не может осуществляться уже никак иначе, кроме как посредством использования средств производства, по самому своему технологическому уровню и общественному характеру предполагающих исключительно коллективное применение.

В действительности всеобщий труд - это труд, который уже перестал быть трудом, но стал производительной деятельностью свободного от отчуждения и самоотчуждения человека. Предпосылкой и условием этого превращения является такое развитие производительных сил различных частей рода человеческого, в процессе которого обеспечивается устойчивость постепенного и неуклонного уравнивания социальной плотности их рабочего времени. Иными словами, предпосылкой и условием превращения обособленных видов конкретного труда во всеобщий труд является достижение необратимости пролетарской социальной революции в масштабе всего рода человеческого.

Посредством действия механизма закона стоимости все виды хозяйственно обособленного (частного) индивидуально-конкретного труда в мере, соответствующей созданному ими количеству стоимости, получают признание в качестве общественно необходимого труда. До тех пор, пока индивидуально-конкретные виды труда не превратились в разновидность труда всеобщего, нет, и не может быть никакого иного, кроме закона стоимости, механизма признания индивидуально-конкретного труда общественно необходимым трудом, а равно и соизмерения различных видов труда по их количеству. Непосредственно рабочее время, которым измеряется и соизмеряется труд различных работников, когда и если такое измерение и соизмерение стало возможным, есть уже и не стоимостная мера, и не мера труда, но мера человеческой производительной деятельности.

Шестой технологический уклад создает необходимые и достаточные технологические (но только технологические) предпосылки превращения всех видов конкретного труда в труд, непосредственно обладающий одним и тем же социальным качеством - во всеобщий труд. Только на этой ступени развития производительных сил закон стоимости становится технологически (но только технологически) излишним в качестве механизма признания труда конкретных индивидов общественно необходимым трудом.

Однако для того, чтобы труд стал действительно всеобщей производительной деятельностью подлинно свободного человека, одних технологических условий и предпосылок недостаточно. Они необходимы для этого, но недостаточны. Кроме них требуются также и иные общественные условия, а именно те, которые определяют уже не производственные и иные общественные отношения человека к присваиваемой им неорганической природе, но производственные и все иные общественные отношения человека к человеку - к себе и к другим людям, к роду человеческому в целом.

Об этом речь пойдет в ином месте, а здесь еще раз подчеркнем, что если нет всех необходимых технологических условий и предпосылок, обусловливающих общественную излишнесть механизма действия закона стоимости и самого закона стоимости, то социалистический способ производства невозможен. Его - социалистического способа производства - в таких условиях нет независимо от того, что идеологически и политически декларирует или декларировал какой-нибудь верховный апостол "социализма" или кто бы то ни было еще, и независимо от того, во что уверовали и во что веруют его последователи и иные люди. Нет именно потому, что производительные силы в своем развитии еще не достигли уровня, при котором и на котором только и возможен социалистический способ производства. Достижение этого уровня развития производительных сил только-только становится возможным, но этот уровень развития производительных сил далеко еще не стал действительностью. А посему социализма до сих пор нигде в мире еще не было, нет ныне и пока еще быть не может. Однако теперь это - уже только пока...

Механизм действия закона стоимости есть ведь и механизм мотивации людей к труду вообще и к росту производительности труда, в особенности. Последнее подразделяется на мотивацию к повышению интенсивности труда (этому есть физиологические пределы), к научению и самообразованию (повышению квалификации), к научно-техническому творчеству и к инновациям (научно-техническим и институционально-организационным). Что касается мотивации к труду и росту его результативности за счет повышения интенсивности и квалификации, то в действительности речь идет о применении правила - кто не работает, тот да не ест, то есть о распределении по качеству и количеству труда.

Если все виды конкретного труда стали всеобщим трудом, и, следовательно, если продукты производятся, распределяются, обмениваются и потребляются уже не как стоимости, но непосредственно как то, что они и есть в действительности - как предметы личного и производственного потребления, то вопрос сводится к распределению по количеству труда. Именно об этом пишет Маркс в знаменитой Критике Готской программы. Стоимости как таковой, а равно и всех ее превращенных форм, каковы цены, деньги, зарплата, прибавочная стоимость, прибыль, рента, ссудный процент, налоги и пр., в этих условиях уже нет. В стоимости и ее формах, как и во всем механизме действия закона стоимости в этих условиях уже нет никакой общественной необходимости. Следовательно, закон стоимости снят, и он более не действует. А, стало быть, процессы и отношения производства, распределения, обмена и потребления более не опосредствуются стоимостными формами и не принимают этих форм. Товары и обмен ими, в том числе обмен способности к труду на иные товары, упразднены, его место занял обмен деятельностями между участниками процесса общественного производства на коллективных началах.

Вопрос учета и контроля меры производительной деятельности и меры потребления, а также обеспечения условий, при которых каждый индивид действительно получает причитающуюся ему в соответствии с мерой его производительной деятельности долю общественного богатства, в условиях развития информационных технологий, транспорта и логистики на основе шестого технологического уклада являются сугубо организационно-техническим вопросом. Пресловутые проблемы качества, индивидуализации и своевременности доставки индивиду заказанных им предметов потребления и услуг также не представляют никакой общественной сложности. Система "канбан" ("точно вовремя"), например, и другие системы производства и доставки товаров и услуг, в своем производстве изначально ориентированные на индивидуальные потребности (по принципу "мастер - заказчик"), уже сейчас позволяют успешно решать все эти и им подобные проблемы. Что касается гибких производственных систем, в том числе на основе 3-Д принтеров, которые будут составлять отличительную особенность шестого технологического уклада, то они обеспечат оперативное снятие всех таких проблем по мере их возникновения.

С точки зрения интересов прогрессивного развития общества в целом и для понимания нашими современниками, и еще более с практической точки зрения сложнее и существеннее вопрос о механизме мотивации к творчеству и инновациям. Но если мы понимаем, что закон стоимости и этот вопрос сводит все к тому же самому распределению по качеству и количеству труда, во-первых, и к резюмирующему самое это распределение распределению необходимой и прибавочной стоимости, опосредствованно представляющим необходимый и прибавочный продукт труда, во-вторых, то нам остается всего лишь один шаг до понимания того, чем и как может быть замещен закон стоимости и в этой части.

А именно речь идет о наиболее эффективном для соответствующих индивидов и социальных групп способе добывания ими средств, необходимых для удовлетворения их материальных и духовных потребностей, либо о способе непосредственного удовлетворения ими таковых потребностей. Иными словами, речь идет не столько о потребностях и интересах как таковых, хотя и об этом также, сколько об ансамбле потребностей и интересов индивида, в котором (ансамбле) все потребности и интересы по своему содержанию, системным взаимосвязям и иерархии выстроены в некую органическую целостность. А это и есть то, что определяется природой (сущностью) человека, то есть ансамбль всех общественных отношений, и что выражает самую природу (сущность) человека - его личность.

Превращение не просто потребности в производительной деятельности, но превращение потребности в творческой производительной деятельности в первую человеческую потребность - это и есть та цель, которая может быть достигнута только тотальной культурной революцией - переворотом во всех материальных и духовных условиях общественного воспроизводства человека как человека. Средством осуществления и иным названием этой тотальной культурной революции является доведенная до своего полного логического завершения пролетарская социальная революция. Именно ее задачами определяются основные творческие задачи, содержание и логика развертывания созидательной части переходного периода от экономической общественной формации к первой фазе коммунистической общественной формации.

 

Василиев Владимир, 7-8 марта 2015 года

http://www.dal.by/news/178/08-03-15-12/