Автор: Васильев Владимир
Проблемы Социализма Категория: Васильев Владимир
Просмотров: 1565

03.02.2015 К вопросу о переходном обществе и историческом бытии классов. Часть 4

 

https://eot-su.livejournal.com/2631781.html

Системный кризис экономической общественной формации, усугубление очередной Смутой непреодоленного наследия предыдущих Смут и более четверти века длящегося системного кризиса господствующего над Россией общественного организма-паразита актуализируют стремление к революции и к социализму. Однако "без революционной теории не может быть и революционного движения".

В 3-ей части настоящей работы указано на взаимосвязь упразднения политического и социального неравенства со снятием родового строя и представлен очерк изменения институциональной социальной организации в результате социальной революции перехода от архаической общественной формации к экономической. Рассмотрено выделение Запада (возникновение Европы) в качестве формы расчеловечивания человека и революционизирования производства, произошедшее в результате становления античного способа производства и соответствующей ему политической и идеологической надстройки.

Развитие институциональной социальной организации буржуазного общества есть радикальное отрицание родового строя, однако оно есть отнюдь не диалектическое отрицание, осуществляемое не благодаря классовой борьбе пролетариата и классовой борьбой пролетариата, но вопреки классовой борьбе пролетариата. Капитализм разрушает до основания присущие родовому строю формы институциональной социальной организации и сам родовой строя как таковой. Буржуазное развитие есть разрушение всего процесса воспроизводства человека в качестве человека, равнозначное оскотиниванию человека, низведению человека до уровня скота и превращению его в скотину.

Краткое резюме фаз развития родового строя

Первая фаза развития институциональной социальной организации в рамках родового строя - фаза производственно-функциональной или функциональной организации - была восходящей, прогрессивной фазой развития родового строя. Ее прогрессирующим результатом стала "цветущая сложность" общественных организмов. Одновременно разрасталась сословная фрагментация и дифференциация сознания и жизненных миров практически всех увеличивающихся в своем числе социальных групп и принадлежащих к ним индивидов как особенных, не сводимых ни к чему другому, органических целостностей.

Вторая фаза развития институциональной социальной организации в рамках родового строя - фаза производственно-рыночной или рыночной организации - есть нисходящая, регрессивная фаза развития родового строя. Ее прогрессирующим результатом необходимо и неизбежно становится упрощающая универсализация социальной структуры и институциональной социальной организации обособленных общественных организмов. Одновременно с этим нарастают атомизация общества, фрагментация сознания и ограбление жизненного мира индивидов. Неизбежной реакцией на это со стороны адептов и апологетов родового строя, которые суть адепты и апологеты религиозной, цивилизационной, национальной и всякой иной замкнутости и исключительности, является фундаментализм соответствующей масти.

Развитие капитализма вширь и вглубь в долгих и мучительных муках родов приуготовливает материальные и идеальные, теоретические и общественно-психологические, политические и институциональные условия и предпосылки, без которых не может начаться процесс снятия самоотчуждения человека от своей родовой сущности, а равно и снятия отчуждения человеком своего труда и его продуктов. Без снятия самоотчуждения и отчуждения человек не является и не сможет стать подлинным и всецелым человеком, который есть непосредственный член рода человеческого, полно и всецело присваивающий и свободно развивающий свою родовую сущность вне положенных кем бы то ни было пределов.

Очевидно, что сам процесс снятия самоотчуждения человека - долгий процесс, но только этот процесс и может стать, и действительно станет подлинной историей человека как человека - историей общественной формации очеловечивания самого человека в противоположность расчеловечиванию человека. Для сознания действительных = подлинных учеников (= друзей) Иисуса Христа этот процесс очеловечивания человека есть не что иное, кроме как процесс обожения человека (более подробно об этом еще скажем, но в своем месте). И начало этому процессу снятия самоотчуждения и отчуждения, а равно и процессу очеловечивания (обожения) человека может положить, и действительно положит только пролетарская социальная революция диалектического отрицания экономической общественной формации и сотворения коммунистической общественной формации.

Однако его (этого процесса) и их (пролетарской социальной революции и подлинной истории человека) началу препятствует не только господствующий над миром глобальный класс-паразит, вооруженный всеми орудиями своего классового господства, но и подчинившее себе весь мир капиталистическое общественное воспроизводство и обусловленная им институциональная социальная организация наций и народов.

Нация как форма институциональной социальной организации

Капиталистический переворот в материальных условиях общественного производства влечет за собой переворот во всей институциональной социальной организации соответствующих обособленных материальных государств. Обособленное материальное государство по-прежнему остается всеобщей первичной формой организации присвоения кормящей территории, а равно и всеобщей институциональной формой общественной организации труда. Однако отныне обособленное материальное государство есть нация, то есть буржуазная нация, ибо никаких других наций, кроме буржуазных, в общественной природе не существует и существовать не может. Каждая из наций есть превращенная форма того народа, который создал свое национальное государство, объединив представителей разных народов в один общественный организм производства материального богатства и воспроизводства человека, то есть в одно обособленное материальное государство.

На смену народу, существующему в своей превращенной форме религиозной корпорации (институционально организованной общности "духовного родства"), включающей в себя большую часть прежде бывшего союза "естественно родственных" племен и представителей иных племен, инкорпорированных в состав этой религиозной корпорации, в качестве всеобщей формы институциональной организации общественного воспроизводства человека приходит нация. В предшествующую прогрессивную эпоху экономической общественной формации в общественном сознании, в идеологии народа, существующего в своей превращенной форме религиозной корпорации, поддерживается подвижный баланс "духовного родства" с "естественным родством", в котором "духовное родство" предстает в качестве доминирующей надстройки, покоящейся на "естественном родстве".

В капиталистическую эпоху этот баланс разрушается, причем в двух отношениях: и в отношении идеологической основы и содержания "духовного родства"; и в отношении "естественного родства" как такового. Что касается идеологической основы и содержания "духовного родства", то секуляризация поставляет на место социальной организации народа посредством органически взаимосвязанных в триединое целое форм поместной церкви, политического государства и отечества (материального государства) иное триединство иных общественных форм - гражданского общества, политического общества (государства) и народного (= национального) хозяйства. Одновременно идеологически и институционально становится частным делом не только вероисповедание и отправление религиозных культов, но и выбор гражданства и отечества, а равно и участие в политическом обществе.

На поверхности общества буржуазная социальная революция вроде бы есть упразднение сословной организации посредством идеологического и политического превращения населения в одно сословие - в одну нацию. Но это не простая смена одной превращенной формы исторического бытия народа на другую превращенную форму его исторического бытия, она скрывает действительный переворот во всей социальной структуре и институциональной социальной организации всего обособленного общественного организма и, в конечном итоге, всего рода человеческого.

Логическое завершение переворота в институциональной организации общества и сокрытие ею инкорпорированной в свое основание противоположности классов

Сословная организация по своему типу есть форма функционально-производственной или функциональной организации. В силу этого превращение всего населения в одно сословие своим логическим завершением предполагает превращение не только политического государства (политического общества граждан как членов всеобщего сословия - нации), но и государства материального (отечества) в политическую-и-хозяйственную корпорацию. Иными словами, логическим завершением буржуазной социальной революции является единая, объединяющая всю нацию, то есть национальная, государственно-капиталистическая корпорация. Эта последняя производственно организована по типу фабрики, в форме которой представляется все "народное хозяйство" как целое, а политически - по типу акционерного общества. Закрытого или открытого АО - это уже модификации "открытого общества" или "закрытого общества", не перестающего быть буржуазным по своей природе.

В этом формальном отношении (но только в формальном) именно СССР стал первым опытом логического завершения буржуазной социальной революции на практике, однако все нации неизбежно и необходимо идут к логическому завершению своих буржуазных социальных революций. В 1-ой и 2-ой частях настоящей работы, рассмотрев так называемое "социальное рыночное хозяйство" и превращение политического государства во всеобщую форму институциональной социальной организации исполнения высших экономических и административно-хозяйственных функций буржуазии как глобального господствующего класса-паразита на территории соответствующей нации, сделан вывод об уподоблении обществ Запада обществам восточного типа. Этим ведь в действительности Запад отрицает самое себя как Запад. Но и СССР под руководством И.В.Сталина и иже с ним (а также его преемников вплоть до Ю.В.Андропова и М.С.Горбачева) строился как отрицание Запада - как не-Запад. И один из высокопоставленных идеологов РФ первой половины 1990-х годов тогда же прямо заявил, что в России в 1985-1993 годах "просто плюс поменялся на минус"...

Не-Запад в действительности не тождественен Востоку, хотя в двоичной системе восприятия и мышления, присущей Западу, не-Запад не может восприниматься и оцениваться ни как иначе, кроме как Восток. Такое формально-логическое отрицание - это не диалектическое отрицание. В действительности таким отрицанием (негацией) сущность отрицаемого не только остается неизменной и не снятой, но и впервые только развертывается до предела своего возможного развития - до своего логического завершения, утверждаясь в качестве развитой до предела своего возможного развития. В "Детской болезни "левизны" в коммунизме" В.И.Ульянов (Ленин) подчеркивал: "...русский образец показывает всем странам кое-что, и весьма существенное, из их неизбежного и недалекого будущего".

Первоначально буржуазное материальное государство (нация) его высшими органами институциональной власти над процессом общественного производства строится как общественный производственный организм, то есть по образу и подобию живого организма, внутри которого каждый орган и каждая система выполняет свои особые функции. Каждый функциональный орган представляет собой особую производственную единицу общественного разделения и кооперации труда внутри общественного производственного организма. Внутри каждой такой единицы осуществляется разделение и кооперация труда между подразделениями (функциональными органами) самой этой производственной единицы в целях исполнения ее общественных функций функционального органа общественного производственного организма. И так вплоть до конкретных индивидов, непосредственно выполняющих трудовые операции. Речь, конечно же, не о государственном плане строительства, но об общем видении-проекте, которым руководствовались участники процесса и которое неоднократно воплощалось в научных системах общества, политэкономических, социологических и институциональных проектах, разработанных на Западе и реализовывавшихся в течение 17-19-го веков.

Однако буржуазное общество по типу своей институциональной социальной организации изначально есть отнюдь не производственно-функциональная организация, но организация производственно-рыночная. То есть доминирующей, главной общественной связью между функциональными органами общественного производственного организма, существующего на основе капиталистического способа производства, является отнюдь не функциональная связь, но связь рыночная - общественная связь товарного обмена между хозяйственно обособленными и формально равноправными собственниками обмениваемых товаров.

Собственником товара выступает его производитель, каковым является отнюдь не фабрика, завод, шахта, ферма, мастерская и т.п. формы существования капитала, который произвел этот товар, но легальные представители корпорации, олицетворяющей этот капитал. Буржуазная семья - тоже корпорация, а рабочая сила - товар или, по достигшей своего логического завершения буржуазной терминологии, "человеческий капитал", ведь и товар - форма капитала. В условиях капитализма уже не сословия, цехи, общины и семьи, но конкретные индивидуальные капиталы, каждый из которых в соответствии с общественным разделением и кооперацией труда производит особый товар, выступают соответствующими функциональными органами общественного производственного организма.

В общественном производственном организме, внутри которого доминирующими общественными связями являются производственно-функциональные связи, рыночная общественная связь выполняет подчиненные и вспомогательные функции преимущественно внешнего обмена с другими общественными организмами. А координация и регулирование работы (процессов производства) функциональных органов, распределения и обмена между ними и потребления каждым из них в таком общественном организме осуществляется посредством иерархически организованных функциональных систем директивного управления. Это есть образ и подобие того, как центральная нервная система посредством периферической управляет всей жизнедеятельностью организма, координируя и регулируя присвоение внешней среды (обмен веществами с нею), распределение веществ между функциональными органами внутри организма, обмен веществами между функциональными органами и потребление этих веществ. То, что конкретные процессы в организме осуществляются посредством других его функциональных систем (пищеварения, кровеносной, лимфатической и т.д.), не отменяет того, что работа всех этих систем контролируется, координируется и регулируется нервной системой и при ее посредстве.

В силу того, что доминирующими общественными связями между функциональными органами буржуазного общественного производственного организма являются рыночные связи, в нем функциональную роль "нервной системы" играет отнюдь не правительство, и не совокупность органов управления хозяйственных корпораций, и не правительство вместе с этой совокупностью органов управления, но финансовая система и ее функциональные органы. Именно ею управляются (в том числе координируются и регулируются) процессы общественного производства, распределения, обмена и потребления всех товаров, и не только процесс обращения всех капиталов и каждого капитала в отдельности, но и самый процесс производства этих капиталов. Финансовая система есть функциональная система общественного воспроизводства капитала - самовозрастающей посредством своего непрерывного движения стоимости, ставшей самостоятельной формой которой (стоимости) и изначальной формой которого (капитала) являются деньги. "Денежная система основывается на противоположности классов", - доказал К.Маркс, ибо она (денежная система), - "предполагает высокую ступень развития разделения и отделения классов", ведь "деньги - высшее выражение классовых противоположностей".

Институционально организованное управление общественным воспроизводством капитала в общественной практике не может осуществляться никак иначе, кроме как в форме денежной (стоимостной) оценки, координации, регулирования и учета состояния, планов и результатов функционирования всех секторов национальной экономики и всех, входящих в эти сектора, субъектов хозяйственной деятельности. Осуществляют эти функции "независимые участники" рынков капитала, товаров и рабочей силы или же их осуществляют органы, созданные и (или) контролируемые правительством (типа Центробанка, Госплана, Министерств и т.д. и т.п.), - это ничего не изменяет в том, что общественное производство осуществляется как капиталистическое производство. Это ничего не изменяет в том, что все продукты, работы и услуги в этих условиях могут и действительно производятся, распределяются, обмениваются и потребляются как стоимости. А какие органы, как конкретно, какими методами и действиями осуществляют функции управления общественным воспроизводством капитала - имеет значение лишь для обеспечения адекватности и эффективности системы институционального управления общественным воспроизводством капитала в конкретных условиях развития национального государства.

Всеобщая кастовая организация человечества - логическое завершение глобализации

Международное разделение и кооперация труда в рамках общественного производства человечества обусловливает неизбежное превращение национально-обособленных общественных производственных организмов в особые функциональные органы глобального мира-экономики. Такая специализация во многом уже произошла на предшествующей ступени развития в процессе возникновения и развития в отдельных регионах мира обособленных миров-экономик и развития все более регулярного товарного обмена между ними. Но только в эпоху капитализма общественное производство материального богатства всего рода человеческого стало действительно единым общественным организмом, то есть единым миром-экономикой, который стал глобальным миром-экономикой.

Последнее означает, что сформировалась общемировая или, иначе, глобальная финансовая система в качестве функциональной системы общественного воспроизводства капитала как самовозрастающей посредством своего непрерывного движения стоимости, во-первых. Что, во-вторых, господствующей формой капитала уже стал финансовый капитал - капитализм в своем развитии уже достиг стадии империализма со всеми сопутствующими его развитию переделами уже поделенного мира, мировыми войнами и т.д. Что, в-третьих, необходимо и неизбежно методом проб и ошибок, но неуклонно и последовательно создаются и совершенствуются всемирные наднациональные органы институционального управления глобальным общественным воспроизводством капитала (его обращением и производством). Их система есть действительная основа и ядро мирового правительства, управляющего глобальным миром-экономикой как единым общественным производственным организмом.

Становление глобального мира-экономики, в-четвертых, означает, что постепенно, но неуклонно, необходимо и неизбежно практически все национально-обособленные общественные производственные организмы стали выполнять функции тех или иных функциональных органов глобального мира-экономики. Каждый из них из относительно самодостаточного общественного организма, присваивавшего природу в рамках "популяции" аналогичных "хищников", обладающих тождественными интересами и потому стремящихся "первым наброситься на добычу", превращается в функциональный орган глобального общественного производственного организма. Отсюда, в-пятых, нации, за каждой из которых глобальным господствующим классом-паразитом применением инструментов и орудий глобального управления последовательно и настойчиво закрепляется и консервируется особый специфический набор исключительных функций, получают тенденцию превращения в соответствующие сословия, обладающие своим статусом и привилегиями в глобальном мире. Это наталкивает буржуазных исследователей на вывод о наступлении Нового Средневековья, хотя он сделан еще Н.А.Бердяевым скоро сто лет как.

И хотя, в-шестых, все материальное богатство и вся прибавочная стоимость, создаваемая во всем мире, производятся совокупным - интернациональным по своему составу - пролетарием, самое превращение финансово-экономически доминирующих наций Запада в господствующие сословия глобального мира есть также и превращение пролетариата этих наций в рабочую аристократию, участвующую в эксплуатации совокупного пролетария. Из чего следует - хотя пролетарская социальная революция не может не стать революцией глобальной, то есть не может не охватить весь род человеческий, однако не то чтобы авангардом ее, но даже и ближайшим союзником ее авангарда ни рабочие, ни все прочие наемные работники доминирующих наций Запада стать не могут. Они давно уже скорее противники, чем союзники пролетарского авангарда рода человеческого. Тем более что, в-седьмых, формируемая князьями мира сего новая сословная организация имеет тенденцию к превращению отнюдь не в новое издание феодальной сословной организации, но в новое, только теперь уже глобальное, издание кастовой организации по типу системы джати (наследование потомками профессий родителей и т.д.) в Индии. Кстати, в Индии система джати, включая перечень профессий, закреплена в специальной Конституционной таблице 1950 (Constitution (Scheduled Caste) Order, 1950), но в разных штатах имеет свою модификацию количества и наименований джати. Кастовая система - логически завершает, резюмирует организацию общества по образу и подобию организма в качестве организма.

Разрушение формы трудового коллектива и перенаселение буржуазного мира

Кажется, что на смену семейной общине в качестве всеобщей институциональной формы производственной единицы не только в деревне, но и в городе (мастерская, торговая лавка или купеческий торговый дом и т.п.) пришло предприятие (фабрика, завод, шахта, транспортное предприятие и т.п., а также ферма и иные виды сельхозпредприятия). Но суть дела в том, что семейная община, взятая в этом отношении, была не только формой производственной единицы, но и формой трудового коллектива. Капиталистический способ производства окончательно разделяет две эти формы институциональной социальной организации. Отныне единичной формой институциональной социальной организации производства является хозяйственная корпорация, представляющая собой корпорацию (объединение) собственников капитала (об этом подробнее скажем чуть позже - в рамках рассмотрения буржуазной семьи) с целью увеличения своего капитала посредством его производительного применения в соответствующих сферах общественного производства.

Фабрика, завод, шахта, пароходство, торговый дом, банк, школа, больница, театр и прочие виды обособленных имущественных комплексов, будучи технологически обусловленным ансамблем средств производства, предполагающими соединение с ними живого труда, а в силу этого - формой институциональной социальной организации наемных работников, являются всего лишь моментами движения капитала. Они суть формы существования капитала на поверхности общества в превращенных формах основного и оборотного капитала. Трудовых коллективов как коллективов в действительности уже нет, вместо них администрацией формируются подразделения наемных работников, являющиеся институционально и технологически обусловленными функциональными органами машины по производству соответствующих товаров (работ, услуг). Самое наименование "трудовой коллектив" может и нередко используется, но это уже не коллектив, а "приводной ремень" для мобилизации наемных работников на достижение целей капиталиста и управления ими.

Функциональные органы производственной машины, включающие в себя все необходимые средства производства, в том числе и соответствующие подразделения наемных работников, могут быть и зачастую распределены по разным регионам мира. Для отдельного капиталиста и для хозяйственной корпорации капиталистов подразделение наемных работников как таковое имеет ценность (стоимость), а, стало быть, право на существование, лишь в качестве одного из средств производства капитала. Доколе это конкретное средство производства капитала обеспечивает его возрастание с приемлемой для капитала степенью эффективности, оно необходимо, но не более того. Как только появляется более эффективное, то есть более производительное (= более прибыльное) средство производство капитала, нежели данное подразделение наемных работников, нужда в нем и в них отпадает. Идеал капиталиста - сведение издержек на наемный труд к нулю, то есть полное исключение пролетариата из процессов производства и обращения капитала в качестве средства производства.

Переворот в территориальных формах институциональной социальной организации

Территориальная община утрачивает большую - причем определяющую - часть общественных функций основной институциональной формы территориальной организации и регулирования общественного производства материального богатства входящими в ее состав семьями, каковые были присущи ей на докапиталистических ступенях развития. Вместе с ними территориальная община утрачивает и функции организатора исполнения государственного "тягла" проживающими на ее территории семьями. Вследствие этого утрачивается материальная основа "круговой поруки" - функциональные общественные связи, наложенные на семьи государством. Территориальная община теперь скрепляется иными материальными связями - рыночными, превратившись из "духовной корпорации" и "приводного ремня" одновременно, каковыми она была на предшествующей ступени развития, в особую общественную, а именно коммунальную, корпорацию.

Являясь поместной идеологической, политической и хозяйственной корпорацией одновременно, коммунальная корпорация специализируется теперь не в производстве материального богатства. Она выполняет все более возрастающие по своему набору и объему функции непосредственного воспроизводства человека, включая обеспечение общих условий этого воспроизводства (инфраструктура, общественный порядок и пр.), а также на обеспечении инфраструктурных условий деятельности хозяйственных корпораций на своей территории. Коммунальная община сосредоточивает функции, которые прежде, причем раздельно, отчасти выполняли приходская община, поместный властитель и семейная община. Как государство есть общее дело (res publica) своих действительных членов (граждан), так и коммунальная корпорация (впрочем, как и всякая иная корпорация) есть общее дело (res publica) своих действительных членов. Но именуется она не республикой, а "коммуной" или каким-либо иным термином, аналогичным "коммуне", ибо она представляется формой "местного самоуправления".

На предшествующих ступенях развития сельская территориальная община была относительно самостоятельной и самодостаточной, образуя свой замкнутый мир "круговой поруки". Она имела двойное подчинение: 1) поместному властителю - по линии государственного кормления и 2) "духовному владыке" (епископу и т.п.) - по линии "духовного окормления". Она постепенно, но последовательно утрачивает и свою относительную самостоятельность, и свою замкнутость, и свое двойное подчинение - она становится придатком городской коммунальной общины, ограбляемым не только ею, но и государством, и капиталом (сельским, торговым, промышленным и финансовым).

Большую часть членов сельской территориальной общины экспроприируют, что и является материальной основой подчинения городской коммунальной общине в качестве ее периферийного придатка того, что остается от разрушаемой экспроприацией сельской общины. Отвечая В.Засулич, Маркс писал: "Чтобы экспроприировать земледельцев, нет необходимости изгонять их со своих земель..., нет необходимости уничтожать общинную собственность посредством указа. Наоборот, попробуйте вырвать у них продукт их земледельческого труда сверх известной меры - и, несмотря на имеющихся в вашем распоряжении жандармов, вам не удастся удержать их на земле..."

Разрушение семьи и процесса воспроизводства человека как человека

В эпоху капитализма на смену патриархальной (традиционной) семье приходит буржуазная семья. Патриархальная семейная община есть форма институциональной социальной организации непосредственного воспроизводства человека, а равно и всеобщий (не только в деревне) единичный трудовой (производственный) коллектив. То, что буржуазная семья не является ни всеобщим, ни единичным, ни трудовым коллективом - это очевидно и без специального рассмотрения. Но остается ли буржуазная семья формой непосредственного воспроизводства человека? Обычно утверждают - да, но в действительности это далеко не так, а по мере буржуазного развития и совсем не так. Суть дела даже не в том, что большая - причем определяющая - часть полномочий и функций семьи не только в сфере организации, контроля и регулирования здоровья, обучения, воспитания, быта и досуга детей, юношества и молодежи, но и по контролю и регулированию их отношений со сверстниками и со своими биологическим родителями уже изъята и все больше изымается из семьи.

Суть дела в том, что буржуазная семья - это хозяйственная корпорация-собственник обособленного капитала вообще и "человеческого капитала", в особенности, либо одного только "человеческого капитала", если у нее более нет никакого другой формы капитала, кроме способности к труду (рабочей силы). Единственной целью капитала, его "волей" является самовозрастание посредством своего непрерывного движения. Маркс доказал, а общественная практика подтверждает на каждом шагу, что в действительности отнюдь не капитал - слуга своего собственника, находящийся в его полной власти, но собственник капитала находится в полной власти капитала, являясь агентом, а вернее - рабом капитала, олицетворяющим, представляющим и исполняющим его (капитала) "волю". Поскольку это так, необходимым и неизбежным следствием концентрации капитала (сосредоточения капитала посредством соединения капиталов разных собственников, а также за счет капитализации прибыли) является сосредоточение капиталов все меньшим числом семей. И общественная практика последних трехсот лет неопровержимо подтверждает именно это.

Если буржуазная семья по своей общественной природе есть всего лишь раб капитала, то отнюдь не производство потомства есть цель буржуазной семьи, но действительной целью ее является обеспечение максимизации самовозрастания своего господина посредством обеспечения его пребывания в непрерывном движении производства и обращения. И даже не воспроизводство семьей-собственником капитала самое себя в этом своем качестве есть необходимое средство обеспечения непрерывного движения капитала в целях его самовозрастания, но производство надлежащего наследника есть такое необходимое средство. А потомство как таковое, если оно не способно выполнить это предназначение, эту миссию семьи-собственника капитала, не только не обязательно, но и вредно, ибо оно есть непроизводительное вложение капитала, его расточение вместо накопления.

Поэтому логическим завершением развития буржуазной семьи является даже не отказ от рождения детей как таковой. Таким логическим завершением развития буржуазной семьи является утверждение однополых браков в качестве нормы для всех тех индивидов, воспроизводство которых - расточение капитала, не исключая также и его расточение на воспроизводство "лишней" рабочей силы. Это - необходимое и неизбежное дополнение к тенденции минимизации так называемых социальных расходов наций Запада, не говоря уже обо всех прочих нациях. И это логическое завершение, этот неизбежный и необходимый финал развития буржуазной семьи ныне уже достигнут общественной практикой Запада.

Теперь к вопросу о том, что буржуазная семья как форма институциональной социальной организации есть корпорация, а также о мнимой подмене индивида семьей в качестве собственника "человеческого капитала" или способности к труду (рабочей силы). Вопрос о буржуазной семье как корпорации есть мнимый вопрос не только потому, что в условиях, когда мировые религии стали основой идеологии масс, а не только господствующих классов, семейная община как таковая по своей форме есть корпорация, а буржуазное общество воспринимает эту форму семьи по наследству как данность. Этот вопрос есть мнимый, прежде всего, потому, что общественное бытие капитала предполагает необходимость не только своего олицетворения, но и непрерывной преемственности этого олицетворения, выходящей далеко за пределы жизни одного поколения.

Никакой другой формы институциональной социальной организации, кроме семьи как корпорации, которая могла бы выполнять эту - требуемую капиталом - общественную функцию, в результате буржуазной социальной революции не остается. И буржуазное право закрепляет институт семьи как имущественной корпорации (домохозяйства), добровольно создаваемой индивидами, в последующем действующими от ее имени в порядке и на основаниях, установленных самой корпорацией в рамках институтов соответствующей нации. Брачный контракт лишь доводит все это до его логического завершения.

Именно семейная корпорация (семья) инвестирует часть своего капитала и в производство нового "человеческого капитала", который призван обеспечить существование этой корпорации после смерти ее учредителей-родоначальников, и в воспроизводство "человеческого капитала" всех дееспособных своих участников. По законам воспроизводства капитала, да и по римскому вещному праву, лежащему в основе права всех наций Запада, не исключая и созданных англосаксами наций, собственником плодов, то есть этих "человеческих капиталов", является семья, ибо они суть моменты одного и того же возросшего в этом своем самодвижении капитала. Но при условии - если легальным волеизъявлением самой семьи-корпорации не установлено иное, будучи оформлено брачным контрактом или иной сделкой. Но это не отменяет, а лишь подчеркивает примат семьи в качестве собственника "человеческих капиталов" своих членов.

Кратко резюмируя изложенное, скажем так: чем дольше существует буржуазное общество, тем в большей мере успешная пролетарская социальная революция становится абсолютно необходимой для продолжения жизни рода человеческого, ибо это - вопрос жизни и смерти человека уже в буквальном смысле.

Василиев Владимир, 30 января - 2 февраля 2015 года

 

http://www.dal.by/news/178/03-02-15-4/