Автор: Васильев Владимир
Проблемы Социализма Категория: Васильев Владимир
Просмотров: 1385

13.02.2020 Что ныне в РФ: гибрид «великого перелома» с «ускорением» или нечто иное?

 
 

На основе положений, изложенных в предыдущих статьях автора, дан краткий анализ вероятного содержания, предмета и логики процессов, происходящих в финансово-экономической сфере РФ и имеющих стратегическое значение, а также их связи с политэкономическими задачами, поставленными высшей властью РФ.

О перераспределении власти над "командными высотами" в экономике РФ.

11 февраля 2020 года Минфин РФ и ЦБ РФ официально сообщили о согласовании проекта закона о продаже контрольного пакета акций Сбербанка, принадлежащего Центробанку РФ (50% акций + 1 акция).

А какова структура акционеров Сбербанка РФ, кроме ЦБ РФ?

"Другие акционеры банка:

юридические лица (резиденты - граждане РФ) - 1,52 % акций;

частные инвесторы (граждане РФ) - 2,84% акций;

юридические лица (нерезиденты - иностранные граждане) - 45,64% акций" (см.: https://bankstoday.net/last-articles/aktsionery-sberbanka-spisok-struktura-kapitala ).

Таким образом, отчуждению подлежит ок. 52,3% обыкновенных (голосующих) акций Сбербанка, принадлежащих ЦБ РФ.

"Предполагается, что пакет Банка России будет приобретен [Правительством РФ в лице Минфина РФ] за счет средств Фонда национального благосостояния по рыночной стоимости". Вместе с тем, "в связи с уникальными условиями предстоящей сделки в законопроекте предусмотрены особенности применения федерального закона "Об акционерных обществах", касающиеся направления обязательного предложения миноритарным акционерам о выкупе акций. Законопроектом предполагается, что такое предложение будет сделано Банком России миноритарным акционерам "Сбербанка" единовременно при продаже первой части пакета акций по цене аналогичной цене продажи" (см.: https://www.finam.ru/analysis/newsitem/minfin-i-cb-razrabotali-zakonoproekt-o-vykupe-akciiy-sberbanka-20200211-15597/ ).

Иными словами, под прикрытием спецоперации "продажи-выкупа" контрольного пакета акций Сбербанка, принадлежащих ЦБ РФ, будут решены следующие "стратегические задачи":

1. Ударно начать "раздербан" ФНБ РФ изъятием из него в "резерв" ЦБ РФ около 2,8 трлн. рублей (от четверти до одной трети ФНБ!). Этим решением из этого "увлекательного занятия" (из "раздербана" ФНБ) исключаются все, кроме тех, кто кормится непосредственно за счёт ЦБ РФ и их конечных бенефициаров (частные собственники глобальной финансовой системы во главе с ФРС США).

Сейчас котировки акций Сбербанка колеблются около 255-260 рублей за 1 акцию. Всего у Сбербанка 21 586,948 млн. обыкновенных, то есть голосующих, акций. Текущая "рыночная цена" пакета, принадлежащего ЦБ РФ, составляет около 2,8 трлн. рублей. Это примерно $47 млрд. по официальному курсу ЦБ РФ 63 рубля за 1 доллар США. $47 млрд. — это "сущая мелочь" для иностранных "инвесторов" в валютные операции (для иностранных валютных спекулянтов), а уж для глобальных "инвестиционных фондов", "вкладывающих инвестиции" в акции крупных финансовых корпораций — тем более.

2. Сформировать контрольный пакет акций Сбербанка РФ в руках "нерезидентов — иностранных юридических и физических лиц" и тем самым передать Сбербанк РФ под открытое внешнее управление. Но для начала законом, скорее всего, оставят за РФ так называемую "золотую акцию" — фиговый листок, которым будет прикрыта передача Сбербанка РФ под полное внешнее управление.

И этим самым будет, наконец, решена задача "включения" соответствующей части нуворишей РФ в состав "глобальной элиты", пусть даже и на приставных стульчиках в дальних предбанниках штаб-квартир глобальной интернациональной корпорации финансовых капиталистов.

Параллельно этому, согласно сообщению ТАСС (см.: https://tass.ru/ekonomika/7747225 ), 12 февраля En+ Group сообщила о закрытии сделки по выкупу 21,37% своих акций у ВТБ РФ. "Пока он [этот пакет размером 21,37% акций] будет находиться на балансе дочерних структур En+ Group.", но "впоследствии этот пакет может быть использован для привлечения стратегического инвестора или... в долгосрочной перспективе компания может вторично разместить их на рынке (SPO)".

Ну а до тех пор, пока этого не произойдёт, "в соответствии с более ранними договоренностями, в отношении 14,33% голосовать также будут независимые управляющие. Решение по голосованию оставшимися акциями - более 7% - будет приниматься советом директоров за исключением тех решений, в которых может существовать непосредственный конфликт интересов. В этом случае эта часть акций не будет принимать участие в голосовании".

"En+ Group", как здесь же напоминает ТАСС, — это "интегрированный производитель алюминия и электроэнергии. Объединяет электростанции мощностью 19,7 ГВт и алюминиевые заводы производительностью 3,9 млн. тонн в год (через контрольный пакет в ОК "Русал"). "Евросибэнерго" входит в группу и управляет энергетическими предприятиями En+".

Как сообщала газета "Коммерсантъ" 20.12.2018 (см.: https://www.kommersant.ru/doc/3835795 ), "Олегу Дерипаске удалось добиться снятия санкций США со своих ключевых активов — En+, "Русала" и "Евросибэнерго". Для этого бизнесмену пришлось не только резко снизить доли в компаниях (часть акций головной En+ придется отдать ВТБ, Glencore и благотворительному фонду), но и отдать почти полный контроль над ними через советы директоров "Русала" и En+ гражданам США и Великобритании".

Через "группу En+, в которой он владел 66%", Олег Дерипаска "контролировал 48,13% акций "Русала" и "Евросибэнерго". "В итоге, — подчёркивает "Коммерсантъ" в цитируемом сообщении от 20.12.2018, — условия TOR выглядят... как передача контроля над активами Олега Дерипаски США. В частности, в "Русале" бизнесмен сохранит в прямой собственности лишь 0,01% акций. En+ продолжит контролировать и "Русал", и "Евросибэнерго", но доля господина Дерипаски в самой группе снизится с 66% до 44,95% без права увеличения за счет передачи части акций ВТБ (или иному лицу, не включенному в SDN-list и согласованному OFAC), части — в благотворительный фонд, а также сделки с трейдером Glencore (его доля в "Русале" в 8,75% должна была быть обменяна на 10,55% акций En+)".

Вот теперь логически следующий шаг в передаче En+, "Русала" и "Евросибэнерго" под полное внешнее управление со стороны агентов финансового капитала США и Британии совершён отчуждением у ВТБ "переданного ему во временное управление" пакета акций En+ Group.

Но совершён этот очередной шаг по перераспределению институциональной власти над целой отраслью промышленности РФ, имеющей глобальное значение, в пользу уполномоченных интернациональным финансовым капиталом агентов за счёт средств... российских вкладчиков, которыми распоряжается администрация Сбербанка РФ. И объективно это совершено, ибо это следует из законодательства РФ об акционерных обществах, с ведома и согласия руководства ЦБ РФ — контролирующего акционера Сбербанка РФ на момент заключения указанного "соглашения о кредите".

Ведь подлинной вишенкой на всём этом "торте" служит следующий абзац цитированного сообщения ТАСС от 12.02.2020: "Покупка [En+ Group] доли банка [ВТБ] будет профинансирована за счет кредитных средств Сбербанка в размере до 110,6 млрд. рублей. Согласно кредитному соглашению, выплата долга начнется с 2023 года".

И эта "вишенка на торте" чрезвычайно точно указывает на то, что "сделки века" по отчуждению высшей институциональной власти над En+ Group ("Русалом" и "Евросибэнерго") и Сбербанком РФ — это явления отнюдь не случайные, но системные.

Во всяком случае, системный характер эти и все аналогичные им, имевшиеся прежде в истории разных государств мира, явления имеют системный характер для глобального финансового капитала, а равно и для его персонификаций, являющихся действительными членами глобальной интернациональной корпорации финансовых капиталистов.

Что касается непосредственно тех явлений, которые в публичном пространстве манифестированы "сделками века" по поводу перераспределения высшей институциональной власти над En+ Group и Сбербанком РФ, то они, скорее всего, свидетельствуют в пользу достаточной обоснованности следующего вывода.

Более трети века реализуемая стратегия перераспределении высшей институциональной власти над экономикой России в интересах глобального финансового капитала, похоже, вступила в завершающий — финальный — этап своей реализации примерно 2-3 года назад (после завершения процесса формирования новой администрации США во главе президентом Д. Трампом), во-первых.

Содержанием и предметом этого финального этапа реализации указанной стратегии глобальной интернациональной корпорации финансовых капиталистов, судя по всему, является передача "командных высот" в экономике России в непосредственное управление уполномоченным агентам глобальной интернациональной корпорации финансовых капиталистов, во-вторых.

И, в-третьих, судя по цитированным сообщениям, 2020-2023 годы, согласно уже явленной логике реализации этой стратегии, должны стать периодом завершения этого финального этапа если не в полном объёме, то в основном.

Но прямых заявлений или оценок со стороны официальных лиц США, Британии или РФ, а также со стороны контролируемых финансовым капиталом СМИ, хотя бы отдалённо близких к оценкам, высказанным здесь автором настоящей статьи, публика вряд ли услышит вообще, а, тем более, официальных заявлений и оценок.

Скорее, как и прежде, всё заявлялось и оценивалось, будет заявляться и оцениваться с точностью до наоборот, ибо насаждение и утверждение лжи под видом правды как правды и вместо правды — органический момент ПиАр-прикрытия и обеспечения самой этой стратегии и процесса её реализации.

В РФ вновь провозглашены лозунги "великого перелома" и "ускорения".

На следующий день после сообщения об отчуждении контрольного пакета Сбербанка РФ на совещании по экономике в Кремле "Путин потребовал от Набиуллиной влить деньги и догнать мировую экономику" — см: https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/putin-potreboval-ot-nabiullinoy-vlit-dengi-i-dognat-mirovuyu-ekonomiku-1028898010

"Для инвестиций нужны деньги. И это задача не только правительства, но Центрального банка, подчеркнул Путин, обращаясь к приглашенной на совещание Эльвире Набиуллиной. "Все заявленные социальные, инвестиционные планы должны быть в полном объеме обеспечены финансированием, <...> чтобы уже в следующем году обеспечить темпы роста выше мировых".

А далее в цитируемом сообщении "Финанс.ру" сказано: "Продав контрольный пакет Сбербанка самим себе, власти РФ "подарят" 1,2 триллиона рублей в бюджет на выполнение социальных указов и 700 млрд. рублей - центробанку на покрытие убытков от рухнувших банков.

"Сделка века - это в прямом смысле печатание денег из воздуха", - пишет экс-зампред ЦБ, старший научный сотрудник Института Брукингса Сергей Алексашенко. На балансе ЦБ акции Сбербанка стоят всего 72 млрд. рублей, но Минфин заплатит за них рыночную стоимость - 2,6 [2,8 - В.В.] триллиона, подарив центробанку 3500% прибыли. Для платежа "распечатают" ФНБ, но фонд - это валюта, а сделку нужно проводить в рублях. Практика 2015-17 гг свидетельствует: когда резервы нужно конвертировать, такие операции проводятся с помощью "печатного станка". Минфин продает валюту ЦБ, которые эмитирует рубли по курсу".

О чём "граду и миру" поведало этим издание "Финанс.ру"?

Сначала Минфин через ЦБ РФ "конвертирует" доллары США из ФНБ в рубли посредством "печатного станка", то есть посредством эмиссии дополнительно ок. 2,8 трлн. рублей. Это плюс ок. 17% к уже имеющейся "денежной базе РФ в широком определении".

"Денежная база в широком определении" в РФ, входя в состав "денежного агрегата М2", то есть в состав "денежной массы", по своей величине меньше величины "денежной массы", ибо не включает всю сумму "депозитов" и аналогичных им вкладов населения и организаций на банковских счетах, которые включаются в "денежную массу (денежный агрегат М2)" в США, Британии, Евросоюзе и международными финансовыми структурами и органами финансовой статистики.

Вследствие этого увеличение в РФ так называемой "денежной базы в широком определении" свидетельствует об увеличении "денежной массы" в РФ. А в случае эмиссии увеличение "денежной базы в широком определении" неизбежно и необходимо влечёт за собой увеличение "денежной массы" в РФ, если вся эта эмиссия в полном объёме изначально и гарантированно не "стерилизована" самим эмитентом (ЦБ РФ).

Насколько может увеличиться "денежная масса" в таком случае или, в соответствующем случае наоборот, насколько увеличится "денежная база в широком определении" вследствие увеличения "денежной массы"?

Примерно это может быть определено (спрогнозировано), исходя из "мультипликатора", показывающего во сколько раз величина "денежной массы" в РФ (действительная, а не статистически-отчётная в документах ЦБ РФ) больше величины "денежной базы в широком определении".

Если "депозиты населения" в банках РФ составляют ок. 30 трлн. рублей, "депозиты" организаций в банках РФ больше "депозитов" населения примерно в полтора раза, а по данным ЦБ РФ величина "денежной базы в широком определении" ныне колеблется между 15 и 16 трлн. рублей, то указанный "мультипликатор" примерно равен 5.

Пусть этот "мультипликатор" будет равен хоть 2-м (то есть учитывающим только "депозиты" населения), это всё равно означает, что увеличение в РФ "денежной базы в широком определении" на 15-17% посредством эмиссии может повлечь за собой (если ЦБ РФ не "стерилизует" эмиссию в полном объёме изначально) увеличение "денежной массы (денежный агрегат М2)" в РФ примерно на 30-34%, если не много больше с учётом "депозитов" организаций.

Судя по сообщению "Финанс.ру", подтверждённому сообщениями практически всех других СМИ, эмиссия в объёме 2,8 трлн. рублей, по меньшей мере, на 43% (как минимум в объёме 1,2 трлн. рублей) "стерилизована" не будет.

Исходя из этого, вполне допустимо предположить, что по самым скромным оценкам "денежная масса в РФ" этой эмиссией будет увеличен примерно на 13-15%, если всё ограничиться исключительно и только увеличением "выплат населению и организациям" в объёме 1,2 трлн. рублей.

Пятнадцать процентов прироста за 2-3 года - это весьма существенное увеличение совокупной суммы симулякров денег, которая выйдет на рынок товаров в виде актуальных требований конкретных товаров. При неизменных величинах симулякров цен на товары это означает прирост предложения товаров (товарной массы) примерно на 5% в год, если речь идёт о 3 годах, и более чем на 7% в год, если речь идёт о двух годах.

Но ещё раз подчеркнём, что это лишь по самому минимуму, а действительные величины, на которые может потребоваться увеличить прирост товарной массы внутри РФ, могут оказаться в 2-3 и более раз больше, чем этот минимум, то есть в пределах от 10 до 20% требуемого ежегодного прироста товарной массы в натуре.

Зададимся попутно таким вопросом: а эта масса товаров есть в РФ в наличии? Предложение товаров в натуре может быть увеличено за 2-3 года в тех объёмах, которые потребуются?

За счёт импорта предложение товаров в натуре теоретически может быть увеличено (если есть для этого иностранная валюта в требуемом количестве), а вот за счёт внутреннего производства - в существующих ныне условиях внутреннего товарного производства в РФ однозначно нет.

Но ко всему этому вернёмся чуть позже, а пока завершим анализ логики, содержания и предмета "сделки века" по отчуждению контрольного пакета акций Сбербанка РФ.

После эмиссии 2,8 трлн. рублей "из воздуха" (Алексашенко) и получения от ЦБ РФ прав на распоряжение ими, Минфин РФ передаст права распоряжения этими дополнительными 2,8 трлн. рублей обратно Центробанку -— это собственно сделка отчуждения акций Сбербанка у ЦБ. Из этих 2,8 трлн. рублей, как сообщает "Финанс.ру", "ЦБ вернет в казну [Минфину] 1,2 триллионами от сделки" на "выполнение социальных указов".

Указанные 1,2 трлн. от "сделки" складываются из 0,5 трлн., которые согласно посланию Президента РФ от 15.01.2020 пойдут на "выплаты" населению, и 0,7 трлн., которые пойдут "на инвестиции в социальные объекты", "предусмотренные нацпроектами". 0,5 трлн. "выплат населению" — это увеличение имеющейся наличности (чуть более 10 трлн. на 1.01.2020) на 5%.

Само по себе это не сильно повлияет на ситуацию с симулякрами цен товаров в РФ, тем более что большая часть этой наличности, скорее всего, будет изъята у населения и организаций посредством налогов, сборов, штрафов и прочих поборов в бюджет.

Существеннее другое. "Инвестиции" по "нацпроектам" за счёт бюджета в общей сумме более 25 трлн. рублей, не говоря уже об "инвестициях" за счёт средств корпораций, не менее чем на 35% предполагают импорт оборудования, комплектующих, материалов и услуг. Ведь в РФ почти ничего из собственно "инвестиционных товаров" не производят, а доля импорта в производимых внутри РФ товарах составляет около 90%, превышая эти 90% практически во всех относительно высокотехнологичных отраслях.

35% — это не менее 9,0 трлн. рублей или ок. $ 143 млрд. Вот их надо получить обратной конвертацией рублей в валюту посредством биржевых операций, либо из ЗВР у ЦБ. Иных вариантов нет, кроме резкого увеличения выручки от экспорта, что на горизонте ближайших 2-3 лет абсолютно невероятно.

А ведь плюсом к этому "ЦБ обещает компенсировать эмиссию: он будет продавать валюту [полученную от ФНБ по сделке с акциями Сбербанка — это ок. $44 млрд.] на бирже, выкупая рубли и забирая из системы рублевую массу".

Итого получается, что сверх этих $43-44 млрд. ЦБ РФ от сделки по отчуждению акций Сбербанка требуется конвертировать в рубли ещё не менее $100 млрд. (всего не менее $143 млрд.), чтобы выполнить задачу — "обеспечить финансированием инвестиции", необходимые для "нео-ускорения".

Где взять эту валюту, если в среднем за последние годы на внутренний валютный рынок поступает её ок. $40 млрд. в год (чуть больше - чуть меньше), а за последний год обозначилась устойчивая тенденция к уменьшению этой суммы?

Это ведь минимум 4 года, если не 5 лет, а задача поставлена получить результаты "нео-ускорения" уже в 2021, 2022 и 2023 годах, то есть фактически уже не за 4 года, а за 3 года.

Здесь уместно вспомнить о том, что весной 1929 года "вождь" выдвинул лозунг "пятилетку в 4 года!", а в течение зимы 1929-1930-го годов сформулировал и выдвинул новый лозунг — "пятилетку в три года!", который был утверждён в июне 1930-го 16-ым съездом ВКП(б) уже как обязательная для всех органов власти СССР задача.

Выгребать все валютные накопления у населения и добирать "иностранными инвестициями" в рубль на валютной бирже РФ и в валютные обязательства Правительства РФ на финансовом рынке облигаций (наращивание валютного госдолга) — ничего другого не остаётся.

Но суммы "иностранных инвестиций" в рубль и валютные обязательства Правительства РФ весьма ограничены уже действующими санкциями, а наготове к принятию и введению лежат пакеты новых санкций, включая "адские санкции", предполагающие запрет на инвестиции в обязательства Правительства и ЦБ, а также государственных корпораций и банков РФ.

Поэтому остаётся лишь ещё один источник иностранной валюты — золото-валютные резервы (ЗВР). Но ими распоряжается ЦБ РФ.

Стало быть, у ЦБ РФ (из ЗВР) Правительство РФ должно "занимать валюту", что требует дополнительной конвертации огромных сумм рублей (иной валюты в бюджете РФ нет, если не считать ФНБ, расходование которого по законодательству не относится к бюджетным расходам).

Иными словами, речь идёт о необходимости и неизбежности, в таком случае, "стерилизации" всё более нарастающей рублевой массы, изымаемой у населения и предприятий в бюджет РФ, ибо иными способами не представится возможности покрыть растущие потребности конвертации рублей в иностранную валюту при сохранении запланированных объёмов бюджетных расходов по всем иным расходным статьям.

Каковы неизбежные следствия масштабной эмиссии рублевой массы, в особенности существенно увеличивающей "денежную массу" внутри РФ, в условиях устойчивого дефицита валюты и масштабных биржевых операций по конвертации огромных масс рублей в иностранную валюту?

Для рубля — "девальвация". Причём весьма существенная "девальвация", со всеми вытекающими из неё следствиями в части:

— роста величин симулякров цен на внутреннем рынке РФ;

— дальнейшего стремительного, если не обвального, обнищания населения РФ;

— разорения всех предприятий (не только вследствие нарастающего "голода" на наличные и безналичные рубли вследствие их "стерилизации", то есть изъятия, Центробанком РФ и в бюджет РФ, но и вследствие сокращения спроса на их продукцию со стороны населения РФ), за исключением государственных корпораций и предприятий, принадлежащих весьма узкой группе олигархов-бенефициаров "нацпроектов".

Для иностранной валюты, то есть для доллара США — существенное перераспределение институциональной власти над процессом общественного воспроизводства в РФ и "покупательной способности" на внутреннем рынке РФ в пользу эмитента и владельцев доллара США. Вот из этого как раз и проясняется действительный смысл и назначение санкций США, налагаемых ими на РФ и на все другие государства.

И в заключение напомним ещё об одном недавнем прецеденте в истории РФ.

За 2008-2010 годы ЗВР РФ сократились на $200 млрд.

"Нео-ускорение", требуемое тем кругом лиц, который фактически определяет политику РФ, непосредственно предполагает валютные расходы Правительства РФ в сумме не менее $143 млрд.

Но ведь кроме "непосредственных издержек" Правительства РФ, полные издержки "нео-ускорения" для всей страны включают также и все "опосредствованные издержки".

Величина "опосредствованных издержек" — это, как выражаются ныне политические деятели США, Евросоюза, Турции и т.д., та "цена", которую сверх "непосредственных издержек" Правительства РФ, по необходимости и неизбежно придётся "заплатить" стране вследствие реализации лозунга "нео-ускорения", в каковую для страны может вылиться его фактическая реализация.

Хотя эта величина трудно поддаётся расчётам, она вполне может быть оценена по минимуму в сумме, которая будет вряд ли меньше "опосредствованной" "цены" кризиса 2008-2010 года, то есть не менее $200 млрд. (и это — по самому минимуму).

Итого "на весь круг" издержек имеем не менее $350-400 млрд. в ближайшие 2-3 года — это две трети имеющихся ЗВР РФ.

Кроме "финального раздербана" финансовых и иных ресурсов России в качестве "прощальной гастроли артистов", будет ли от этого "раздербана" какой-нибудь полезный для России результат — это, пожалуй, теперь уже "вопрос риторический".

Или нет?

Вскоре Правительство РФ (все органы власти РФ, включая также и все органы "финансовой власти" РФ) нам воочию покажет, какой из ответов на этот вопрос соответствует действительности или ближе всего к ней.

 

Василиев Владимир, 12 февраля 2020 года.

Источник