Автор: Администратор
ROOT Категория: Суть Времени
Просмотров: 1237

02.04.2022 35 лет свободы для... России – попробуйте, сразитесь с нами! Театр Кургиняна «На досках»

 

Тайминг. 

02:28 – 1987 год: начало периода гастролей
04:50 – Театральный фестиваль в Каунасе и спектакль «Борис Годунов»
12:01 – 1988 год: фестиваль уличных театров в Югославии
19:15 – В чем сверхзадача спектаклей театра «На досках»
20:41 – О манипулировании народным сознанием
28:46 – Спектакль «Компенсация» и чернобыльская трагедия
36:37 – Спектакль «Стенограмма»
49:34 – Кого принесут в жертву перестройке
56:05 – О прыжке в постиндустриальный социализм
1:07:20 – О первых ласточках развала СССР
1:11:00 – О грядущем катастрофическом обрушении России. Выступление Сергея Кургиняна по поводу отделения Литвы в 1990 г.
1:15:00 – Предчувствие гражданской войны. Спектакль «Конь вороной»
1:23:30 – О поколении, существующем в ситуации психологического комфорта
1:24:38 – 1991 год: как театр впал в немилость к властям
1:27:07 – Спектакль «Бой»
1:29:11 – 1993 год: спектакль «Изнь», предательство народа и расстрел Дома Советов
1:39:50 – О новых лабораторных поисках «Театра на досках»
1:40:08 – Театр как площадка мистериальных поисков
Фильм посвящен творческой судьбе Московского театра «На досках», создателем и руководителем которого является Сергей Кургинян.
Во второй серии фильма рассказывается о деятельности театра в период с 1987 по 1993 г. По словам Сергея Кургиняна, театр «На досках» – авангардный театр, а авангардные театры живой нитью связаны с масштабными политическими и общественными процессами.
«Авангард без политики немыслим. Он всегда круто на ней замешан. И в тот момент, когда политический нерв в обществе начали убивать – в Европе, у нас, – он увял. Сегодня время возрождения этого политического нерва. А значит, и возвращения авангарда», – говорит он.
Обретя в 1987 театр профессиональный статус, театр «На досках» активно гастролировал по стране. Коллектив театра получил возможность внимательно всматриваться в процессы, проходившие в советском обществе. Именно тогда сложилась особая традиция театра, когда Сергей Кургинян и актеры после спектакля выходили к зрителям и подолгу разговаривали с ними.
Период с 1987 по 1993 г. – это время перестройки и развала СССР. Общество в эти годы претерпевало крупные трансформации и подвергалось массивной идеологической атаке. Режиссер подчеркивал, что пока сознанием народа управляет мифология и стереотипы, им можно манипулировать. И указывал на два качества, за счет которых русский народ легко становится объектом манипуляций: во-первых, «легкость, с которой начинает оплевываться то, что еще вчера было ценным», во-вторых, «это доверчивость». Спектакль «Борис Годунов» по сути являлся исследованием того, как эти качества народа становятся катализаторами русской смуты.
В своих спектаклях Кургинян обсуждал многие болезненные проблемы, говорил о червоточинах, разъедавших советское общество.
Спектакль «Компенсация» был поставлен по документальным свидетельствам чернобыльцев и участников ликвидации аварии. Людям, жертвовавшим своим здоровьем и жизнью, чтобы спасти свою страну и мир, была предложена небольшая денежная компенсация, которая воспринималась как оскорбление. По-настоящему их подвиг, их жертва не были оценены.
«Мы воспитали поколение, которое существует в ситуации психологического комфорта, – говорил тогда Кургинян. – Сейчас свет близок к тому, чтобы провалиться. А люди все еще хотят сохранить спокойствие».
Советское общество времен перестройки призывали отказаться от своего пути развития и направиться в западный капиталистический «рай». При этом мало кто говорил о том, какую цену и кому придется заплатить за эти перемены.
«За трансформацию в 20-х годах двадцатого столетия заплатило крестьянство, а в 90-х жертвой станет рабочий класс», – предупреждал Кургинян.
Ответом на эти призывы стал спектакль «Стенограмма», поставленный по материалам реальной стенограммы 15-й партконференции 1926 г. Развернувшаяся на конференции острейшая дискуссия между Сталиным и оппозицией в лице Троцкого, Каменева и Зиновьева о возможности построения социализма в отдельно взятой стране по сути являлась продолжением извечного спора о том, по какому цивилизационному пути должна идти Россия.
В спектакле «Конь вороной» по одноименной книге Бориса Савинкова, посвященной событиям Гражданской войны, нашло отражение острое предчувствии новой гражданской войны. СССР еще не распался, но уже начались кровавые этнические конфликты в среднеазиатских республиках и на Кавказе.
Спектакль «Бой» по рассказу Джека Лондона «Мексиканец» оказался пророческим. Зрители однозначно воспринимали его как реакцию на расстрел Дома Советов осенью 1993 г., хотя спектакль был поставлен еще летом 1993 г.
Следующий спектакль театра – «Изнь» – это исследование, попытка понять, как, за счет чего произошел слом общества, которое поддержало антиконституционные действия Ельцина, незаконно распустившего российский парламент и инициировавшего расстрел Дома Советов.
Процесс постановки «Изни» ознаменовал собой период долгих лабораторных поисков, ставших в дальнейшем толчком для создания новых постановок и обновления старых спектаклей.

Суть времени