Автор: Администратор
ROOT Категория: Суть Времени
Просмотров: 1237

27.03.2022 35 лет поисков пути к восхождению, свободе и целостности - театр Кургиняна «На досках»

 

 
Тайминг. 

00:00 – Интро
05:23 – Школьные агитбригады. Первый опыт театральных постановок
07:48 – Учеба в Московском геолого-разведывательном институте (МГРИ) и студенческий драмкружок
10:58 – Первый спектакль в МГРИ
13:32 – Рождение крупного народного театра
20:20 – Постановка «Антигоны»
22:27 – Разгон народного театра
24:40 – Начало работы над мистериальными основами театра будущего
25:18 – Спектакль «Простолюдин» по произведениям Беранже
34:11 – «Сказание о мореплавателях». Первый спектакль по пьесе Кургиняна
36:47 – Авангард в трактовке Кургиняна
38:20 – О чаше Святого Грааля
44:55 – Учеба в Щукинском училище
47:53 – Спектакль «Жду любви» по Шукшину
50:37 – Спектакль «Я!» по Достоевскому
1:01:07 – Почему «Театр на досках»?
1:01:21 – Создание репертуарного театра. «Экзерсисы»
1:09:13 – «Берег»
1:22:27 – «Воспитание по доктору Споку»
1:29:37 – «Ночное нападение»
1:38:13 – «Кто слышит пролитую кровь»
1:42:48 – Обретение статуса профессионального театра

 

В 2022 году исполнилось 35 лет с того момента, как Московский театр «На досках» получил профессиональный статус.
В фильме о становлении театра-студии «На досках», о поисках собственного театрального языка рассказывают основатель и бессменный главный режиссер театра Сергей Кургинян, а также Мария Мамиконян, Вера Сорокина и Марина Волчкова, которые стояли у истоков театра и по сей день являются ключевыми актрисами.
«Какие бы спектакли я ни ставил, моей задачей всегда было глубинное погружение человека к постижению себя и через это – мира», – говорит Сергей Кургинян. Но цель такого постижения – не воссоздание или созерцание картины мира или ее фрагментов, не создание человеческих портретов, пусть даже очень глубоких. Театр должен способствовать трансформации человека и мира, считает Кургинян. И потому он иногда называет свой театр «пара-театром».
«Наше предельное желание – это менять мир и участвовать в схватке добра и зла. Это и есть принципы пара-театра. У него, по существу, духовные претензии», – говорит Кургинян. С самых первых своих спектаклей и до нынешних, созданных в последние годы, он следует этим принципам.
Первые шаги на театральном поприще Сергей Кургинян сделал 1967 году, еще в школе. Поступив в том же году в Московский геолого-разведывательный институт (МГРИ), он организовал здесь студенческую театральную студию. И участвовал в ее работе сразу в трех ипостасях: сценариста, постановщика и актера. За годы учебы Кургиняна во МГРИ студия превратилась в достаточно известный народный театр.
После окончания вуза Сергей Кургинян продолжал руководить театральной студией, которая еще долгие годы существовала при МГРИ. В 1977 году, не желая более оставаться в рамках народного театра, Сергей Кургинян пересобрал коллектив, фактически создав новую студию. Из прежних студийцев вместе с ним остались те, кто готов был «работать над мистериальными основами театра будущего».
Ежедневные многочасовые репетиции спектаклей проходили на квартирах и в съемных помещениях. Именно эта огромная сконцентрированность на театральных занятиях отличала студийцев Кургиняна от участников многих самодеятельных коллективов, для которых театр – это всего лишь хобби. С самого начала Кургинян поставил перед своими актерами практически нереализуемую в то время цель – стать профессиональным театром.
Студийцы активно обучалась у самых интересных театральных педагогов Москвы: Николая Кустова, который преподавал еще у Мейерхольда основы биомеханики; Андрея Дрознина, занимавшегося сцендвижением; Александры Стрельниковой, создательницы оригинальной дыхательной гимнастики, и других. Кургиняна и его актеров интересовало не только профессиональное совершенствование. Много времени они уделяли специальным духовным поискам, изучали методы неклассических школ – театра абсурда, театра сюрреализма, театра символизма и т.д. И в итоге вырабатывали свой оригинальный, ни на что не похожий театральный язык.
Движение к намеченной цели – созданию профессионального театра – требовало и освоения классических театральных методов, причем именно профессионального освоения. Кургинян, а вслед за ним и его студийцы, один за другим получали второе образование – учились на режиссерском отделении Театрального училища имени Щукина (на актерское поступать из-за возрастных ограничений было уже поздно).
Спектакли театра приобретали все большую известность и стали высоко цениться в среде московской интеллигенции. «Это был авангардный театр. Но авангардный театр достаточно глубокий и требующий полной самоотдачи», – рассказывает актриса театра Мария Мамиконян.
Годы театральной работы, требующей отдачи себя каждый день, сделали свое дело. В 1987 году театр-студия «На досках» перешел в профессиональный статус и в этом качестве живет и развивается вот уже 35 лет.

Суть времени