Автор: Администратор
Китай Категория: Изучение Китая в РФ
Просмотров: 464

2009


01.03.2009 Конфуцианство в странах Восточной Азии: исторический выбор и социальная практика  (вторая половина XX в. - начало XXI в.). Ткачева Т.О.

Грандиозные экономические успехи государств конфуцианского региона Китая, Японии, Кореи, Тайваня стали объектом интереса и скрупулезного изучения со стороны, научного сообщества. Как неординарный феномен экономический взлет породил многочисленные и зачастую противоречивые трактовки и выводы. Тем не менее, эта тема далеко не исчерпана. Пожалуй, главный вопрос состоит в том, способна ли Восточная Азия выработать новый тип политико-экономического устройства, который будет принципиально отличаться от западной капиталистической демократии. 

Все восточноазиатские государства имеют общие культурно-исторические доминанты развития. Под культурно-историческими доминантами мы понимаем базовые параметры развития общества, сложившиеся на протяжении веков и определившие важнейшие стороны жизни общества и государства. Это совокупность внутренних связей, делающих народ единым целым, скрепляющих череду поколений. Культурно-исторические доминанты образуют своеобразный «коридор» исторического движения, предопределяя его импульсы и одновременно известную ограниченность его вариантов. Их влияние настолько велико, что быстрые нововведения, как правило, по прошествии сравнительно короткого времени либо полностью отвергаются обществом, либо трансформируются до неузнаваемости, приобретая привычный для общества и государства облик. Одной из основополагающих доминант для названных стран является конфуцианство.

1. Впервые в отечественной историографии комплексно на примере ведущих стран Восточной Азии, проанализирован феномен конфуцианства в его исторической эволюции и в связи с социальной практикой. 2. Доказано, что конфуцианство является своеобразным цивилизационным кодом для Китая, Кореи и Японии, определившим основные векторы развития государства и общества. 3. Впервые в рамках одного исследования выявлены специфика и факторы модернизационного процесса в исследуемых странах с точки зрения влияния на него конфуцианских ценностей. 4. Установлено, что в странах Восточной Азии семья является основной ячейкой общества и главным институтом сохранения и передачи конфуцианских ценностей. В то же время, выявлены страновые различия в структуре внутрисемейных связей и отношениях между семьей и государством.  5. Доказано, что современная экономическая культура и трудовая этика Китая, Кореи и Японии во многом базируются на конфуцианских семейных ценностях. Новизной является вывод о том; что китайцы, вступая в отношения по поводу производства, ориентируются, в первую очередь, на свою семью, а не на коллектив. Ориентация, на-коллектив более присуща японцам и в несколько меньшей степени корейцам. 6. Определено, что общей чертой изучаемых обществ является повышенное внимание к образованию, столь характерное для конфуцианства. На основе сравнительного анализа современных образовательных систем было показано, что, несмотря на внешнее структурное сходство с западными образцами, цели, задачи и содержание образовательных программ Китая, Кореи и Японии в значительной степени детерминированы конфуцианской традицией. 7. Выявлена специфика, понятий «конфуцианский» предприниматель», «конфуцианское производство», «нравственная прибыль». Доказано, что за ними стоят идеи примата общественной выгоды над личной, служения общественному процветанию, которые приобретают универсальную ценность в условиях проявившегося кризиса мировой финансово-экономической архитектуры, основанной на принципе материальной выгоды. 8. Доказано, что одной из главных причин «экономического чуда» в странах конфуцианской культуры стала система менеджмента, основанная на принципах конфуцианского антропоцентризма, что подразумевает восприятие человека центром управленческой деятельности и моральное поведение управленца. 9. Сравнительный анализ экономической структуры восточноазиатских предприятий и методов их управления позволил сделать вывод о том, что процессы модернизации затронули только процесс производства, тогда как внутренняя структура отдельных предприятий и корпораций, а также применяемые способы и методы менеджмента несут на себе достаточной отчетливый отпечаток конфуцианской традиции.

С целью унификации этического сознания различных слоев населения в Китае появилась многоступенчатая система экзаменов на занятие административных должностей. Целью этой системы было привлечение к управлению государством наиболее способных людей, невзирая на происхождение кандидата на должность. Относительная доступность высокой должности человеку даже из самого низшего сословия была характерна только для китайского конфуцианства.

Несмотря на некоторый разброс мнений, все теоретики прошлого и настоящего сходятся в том, что человеку присуще стремиться к личной выгоде, но она оправдана только тогда, когда сопряжена с общественным долгом. Именно на этой основе должны осуществлять свою деятельность предприниматели стран Восточной Азии. «Конфуцианский предприниматель» стремится к созданию «нравственной экономики», отвечающей интересам общества.

01.02.2009 Формирование и трансформация образа Китая в Европе. Цисельская Е.С. 

 В диссертации рассматривается процесс генезиса представлений европейцев о Китае в середине 13 - конце 18 веков. Одним из ключевых факторов, оказавших влияние на формирование определенного представления европейцев о Китае, автор считает отношение самих китайцев к представителям европейской цивилизации В работе дается анализ сведений, поступавших от первых путешественников, миссионеров и дипломатов, на основе которых реконструируется образ Китая, стожившийся в Европе в указанный период времени.

«Зеркальности» представления европейцев и китайцев друг о друге посвящена статья М. В. Исаевой, в которой она отметила, что традиционные картины мира, имевшие место в представлениях европейцев и китайцев, соответствуют одной и той же, по сути, модели: централизованный мир представлялся в виде центра, окруженного варварами 2. Аналогичной точки зрения придерживается и В. В. Малявин. На наш взгляд, концепция зеркального представления друг о друге европейцев и китайцев, безусловно, обоснована

«(В Китае большинство населения были крестьянами, вот почему там была невозможна промышленная революция, которая привела бы его к «современному миру» - на совести диссертанта. На спорные и неожиданные положения нужно научиться не обращать внимания. В научной среде есть своя мифология, мода, идеологическая ангажированность и т.п.. Прим. админа). 

01.01.2009 Ислам на Северо-Востоке Китая: философско-религиоведческий анализ. Ли Синь

Мусульманская община существует в Китае уже более 1300 лет, и в настоящее время она является одной из самых крупных в мире. Численность китайских мусульман превышает 27 млн. человек. В некоторых областях Китая (Синцзян-Уйгурский автономный район, Нинся-Хуэйский автономный район) ислам является доминирующей религиозной традицией. Мусульмане представляют собой одну из наиболее социально-активных групп населения Китая. Последователи ислама интегрированы в систему органов государственного управления, профсоюзные, научно-образовательные и политические организации. В Китае действует значительное число мусульманских религиозных, общественно-культурных ассоциаций и союзов, печатных и электронных средств массовой информации. Большую инициативу китайские мусульмане проявляют и в экономической сфере. В стране существуют многочисленные торгово-экономические и промышленные предприятия, финансовые организации китайских мусульман. Таким образом, последователи ислама оказывают значительное влияние на этнорелигиозные, политические, экономические и культурные отношения китайского общества.  В настоящее время ислам в Китае исповедуют представители десяти народностей: китайцы, уйгуры, казахи, салары, таджики, дунсяне, баоань, татары, узбеки, киргизы. Самую многочисленную группу приверженцев ислама представляют уйгуры и хуэй. Большинство мусульман Китая - сунниты. Среди китайских мусульман наибольшее распространение получили ханафитский и шафиитский мазхабы. Более широкое развитие, в сравнении с шиизмом, на территории Китая получил суфизм. В настоящее время в Китае представлены различные суфийские ордена - Кадирия, Кубравия, Джахрия, но наибольшим влиянием пользуется братство Накшбандия. Отношения между суфийскими орденами и ортодоксальным исламом носят преимущественно мирный характер. Нередкими являются случаи, когда целые мусульманские кланы совмещают членство в суфийских орденах с участием в школах ортодоксального ислама. В настоящее время в Китае насчитывается более 20 тыс. мечетей, из которых 280 располагаются на Северо-востоке страны. В архитектурном отношении все мечети Северо-Восточного Китая можно разделить на две группы. Первая - это сооружения, выполненные в китайском стиле, вторая - это культовые здания, повторяющие арабский архитектурный стиль. Для мечетей, выполненных в китайском стиле, основным строительным материалом является дерево. Мечети такого типа особенно широко распространены там, где проживают представители группы мусульман хуэй. Мечети же в арабском стиле, для постройки которых обычно использовался камень, характерны для территорий, где проживают мусульмане-уйгуры. Китайские мусульмане проводят в мечетях свадебные и погребальные обряды. Мечети являются средоточием не только религиозной жизни, но и выполняют функции образовательных и воспитательных учреждений, а также являются центром социальной деятельности китайских мусульман. В отличие от других стран исламского мира в Китае, при мечетях существуют спортивные секции. Так, у мусульман, живущих в северо-восточных районах Китая, от Цицикара до провинции Шаньдун большой популярностью пользуются секции по национальным видам гимнастики ушу, тайцзицюань, цигун и др. Другой особенностью китайских мечетей является то, что они выполняют функции бытовых учреждений: бань, гостиниц, столовых, бюро трудоустройств и пр.