Тихомиров Лев Александрович

Тихомиров Л.А. (19 (31) января 1852 — 16 октября 1923) — русский общественный деятель, в молодости — народоволец, будучи в эмиграции, издавал вместе с П. Л. Лавровым «Вестник Народной воли»; в 1888 году отрёкся от революционных убеждений и, вернувшись в Россию после помилования, стал монархистом.

Из семьи военного врача. Окончил керченскую Александровскую гимназию (1870) с золотой медалью и поступил на юрфак Московского университета. Перевёлся на медицинский факультет (1871). В 1872—1873 гг. - активный член общества «чайковцев», вёл пропаганду среди рабочих. В ноябре 1873 г. арестован, был под судом по «процессу 193-х». В 1878 г. - член центра «Земли и воли» и редакции её печатного органа. В 1879 г. - член Исполнительного комитета, распорядительной комиссии и редакции «Народной воли», от имени «исполнительного комитета» составил известную прокламацию, выпущенную после 1 марта 1881 года (сразу после убийства Александра II) На Липецком съезде 20 июля 1879 г. (на котором была организована «Народная воля») поддержал решение съезда о цареубийстве. В начале марта 1881 года вместе с оставшимися на свободе членами Исполнительного комитета несколько раз на конспиративной квартире обсуждал воззвание" Ко всему народу русскому" и письмо Александру III, которое сам и написал. В 1882 г., желая избежать ареста, Тихомиров уехал за границу — в Швейцарию, затем во Францию. Издавал вместе с Петром Лавровым «Вестник Народной воли».
В 1888 г. отрёкся от революционных убеждений, открыто выступив против прежних идей в предисловии ко второму изданию книги «La Russie politique et sociale» (1888). Людям прогрессивного образа мыслей необходимо стремиться к мирной эволюции. В 1888 г. Тихомиров просил помилования, был помилован Высочайшим повелением от 10 ноября 1889 г. и смог вернуться в Россию. Брошюра (изданная по-русски и по-французски) «Почему я перестал быть революционером» (1888; 2-е изд., M., 1896) сделала возможным возвращение Тихомирова в Россию. Прибыв в Петербург, бывший революционер отправился в Петропавловский собор поклониться праху царя Александра II, против которого боролся и в подготовке убийства которого участвовал. Тихомиров стал деятельным сотрудником «Московских ведомостей» и «Русского обозрения». В 1903—1906 гг. работал над исследованием «Монархическая государственность». После 1905 г. Тихомиров разработал схему реформ системы «думской монархии»: «представительством могут пользоваться только гражданские группы, а не элементы антигосударственные, как ныне. В законодательных учреждениях не могут быть представительства ни от каких групп, враждебных обществу или государству…».
В 1907 г. был приглашён из Москвы лично Петром Столыпиным в Санкт-Петербург, где занял должность члена совета Главного управления по делам печати. Основной же его задачей было консультирование Столыпина по вопросам, связанным с рабочим движением ввиду обсуждаемого трудового законодательства. Тихомиров выступил как сторонник мирного, но энергичного реформаторского курса государства по отношению к рабочему вопросу: введение обязательного государственного страхования по болезни и от несчастных случаев, пенсионного страхования. К радикальным (для того времени) предложениям о введении 8-часового рабочего дня не присоединялся. Предложения Тихомирова частично реализовались с принятием в 1913 году новых законов о страховании рабочих по болезни и от несчастных случаев.
В 1909 г. Тихомиров вернулся в Москву. В награду от премьер-министра он получил в аренду издание «Московские ведомости», редактором которого был до 1913 г..
За 10 лет до смерти Тихомиров поселился в Сергиевом Посаде (где и умер 16 октября 1923 года). Здесь он создал трактат «Религиозно-философские основы истории», в котором анализировал историю человечества с религиозной точки зрения, включая последние эсхатологические времена.  Впервые опубликована лишь в 1997 г. 
В 1917 г. отошёл от политической деятельности. Последним законченным произведением Тихомирова стала художественная повесть «В последние дни (Эсхатологическая фантазия)»  В 1922 г. подал прошение в Комиссию по улучшению быта учёных. Как специалист по литературе, языкознанию и библиотековедению получил паёк третьей категории. Последние 10 лет  жил в Сергиевом Посаде, рядом с Троице-Сергиевой лаврой, и регулярно приходил к гробнице Сергия Радонежского с молитвой о спасении России.  Перед кончиной написал возмущённый отклик на книгу Веры Фигнер «Запечатлённый труд».

Судьба семьи и рода Тихомировых. В антисоветской (до позеленения) части РПЦ и "монархических кругах" принято распространять любую клевету на СССР (большевики всех убили): cын Николай был расстрелян большевиками. Не был. Хотя, как служившему в Белой армии, отказали в государственной службе и тем самым обрекли на бедствия семью.  Николай умер 10 декабря 1926 г. в хирургической клинике Томска. Причина смерти: слабость сердечной деятельности. Правнуки Льва Тихомирова живут и здравствуют.

Автор: Катасонов В. Ю.
Монархическое движение в России» Категория: Тихомиров Лев Александрович
Просмотров: 134

2023 Цикл работ профессора Катасонова В.Ю.

Подробнее...
 
Автор: Тихомиров Л.А.
Монархическое движение в России» Категория: Тихомиров Лев Александрович
Просмотров: 612

Часть 1: Происхождение и содержание монархического принципа.

Подробнее...
 
Автор: Тихомиров Л.А.
Монархическое движение в России» Категория: Тихомиров Лев Александрович
Просмотров: 303

Часть 2. Римско-византийская государственность

Подробнее...
 
Автор: Тихомиров Л.А.
Монархическое движение в России» Категория: Тихомиров Лев Александрович
Просмотров: 96

 Часть 3  РУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ

Подробнее...
 
Автор: Тихомиров Л.А.
Монархическое движение в России» Категория: Тихомиров Лев Александрович
Просмотров: 279

Исследование выдающегося русского мыслителя Льва Александровича Тихомирова (1852-1923) уникально по своему содержанию. Впервые человеческая история проанализирована в полном объеме и с религиозной точки зрения. В книге показано возникновение и логическое развитие в человеческих обществах религиозных движений, взаимная связь и преемственность религиозных идей разных времен, которые то исчезают с исторической сцены, то появляются вновь, надевая новые личины. Написанная в 1913-1918 годах книга Л.А. Тихомирова значительно дополняет наше знание о нем как философе и ситорике религии. Книга выходит с приложением, значительно дополняющим предыдущие издания.

Подробнее...
 
Автор: Тихомиров Л.А.
Монархическое движение в России» Категория: Тихомиров Лев Александрович
Просмотров: 270

Часть 2. Продолжение. «Историософия» - это, согласно толковым словарям, «понимание, истолкование и т.п. каких-либо исторических явлений с определённых мировоззренческих позиций». Дословный перевод означает историческая мудрость. Очень часто слово «историософия» переводят как философия истории. Если говорить об историософии Тихомирова, то она больше, чем философия. Потому что базируется не только и не столько на мудрованиях человеческих, сколько на Священном Писании и Священном Предании, на догматах православия, откровении, святых отцах.

Подробнее...
 
Автор: Тихомиров Л.А.
Монархическое движение в России» Категория: Тихомиров Лев Александрович
Просмотров: 293

Часть 3. Окончание

Подробнее...