2009
01.05.2009 Понимание цивилизованности и варварства в мировоззрении Древнего Китая: доконфуцианская и конфуцианская модели человека и мира. Добрицкая Е.М.
Отечественными исследователями напрямую не ставилось задачи сопоставить систему признаков «варварской» и «цивилизованной» природы в доконфуцианском и конфуцианском восприятии, а также проследить трансформацию китаецентристской графической модели мира, суть которой выражается посредством сочетания «тянъ юань ди фан» («круг неба, квадрат земли»). В связи с этим мы должны восполнить данный пробел и формулируем проблему следующим образом: каковы различия в понимании признаков варварской природы, а также в графическом восприятии мира до и у Конфуция? Настоящая работа исходит из того, что внешний мир и по сей день воспринимается китайцами сквозь призму этноцентристской концепции. Но каковы истоки этой концепции, в чем заключалась древнекитайская традиция графического осмысления окружающего мира и как изменилось восприятие универсума к приходу и с приходом Конфуция на историческую сцену? Каков был образ «китайца» и «варвара», запечатленный в древнекитайских философских трудах, и что нового привнес Конфуций в понимание «китайской» и «варварской» «природы»?
Идея китаецентризма зародилась в доконфуцианскую эпоху и трансформировалась у Конфуция в идею этноцентризма.
01.04.2009 Мавзолей Цинь Шихуанди как комплексный археологический памятник. Хачатурян О.А.
Исследование мавзолея Цинь Шихуанди, проведенное с позиций комплексного учета всей совокупности сделанных находок и сопоставительного анализа с другими памятниками (как в синхронном, так и в диахронном аспектах), позволяет проследить формирование локальной культуры в рамках общей культурной традиции, показать механизмы этого формирования и выделить факторы, определившие особое место циньской субкультуры в развитии древнекитайской цивилизации. Исключительный по своему источниковому богатству мавзолей Цинь Шихуанди дает возможность такого анализа, однако для этого он сам должен быть рассмотрен как единый археологический комплекс.
Территория изучаемого памятника составляет всего около 60 кв. км в рамках уезда Линьтун провинции Шэньси, именно там были получены основные материалы, аккумулировавшие достижения древнекитайской цивилизации того времени. Территориальные рамки исследования в целом, потребовавшего широкого привлечения многочисленных сопоставительных материалов, распространяются на весь ареал чжоуского конгломерата государств, занимавшего большую часть территории материкового Китая, с особым вниманием к циньскому домену в рамках современных провинций Шэньси и Ганьсу. Проводились также аналогии с культурами сопредельных регионов Центральной Азии.
Хронологические рамки проведенного исследования не ограничиваются периодом строительства мавзолея или существования Циньской империи (221 - 207 гг. до н. э.). Для изучения памятника в исторической перспективе привлекались данные со времен создания 7 государства Цинь (первая половина IX в. до н. э.) и до периода правления первых императоров династии Западная Хань (II - начало I вв. до н. э.), при которых активно усваивался и переосмыслялся циньский опыт во всех сферах деятельности (политика и идеология, военное дело, погребальный обряд и т. д.).
Впервые в отечественной востоковедной литературе детально представлен процесс формирования циньской локальной культуры и ее синтетический характер, тесная связь с прототибетскими и другими кочевыми племенами. В оборот отечественной науки вводится большой объем новых данных по материальной культуре Китая в рамках большей части I тыс. до н. э. (с учетом ранних циньских памятников) для использования в последующих археологических и востоковедных работах по смежной тематике.
Многочисленные ошибки в средствах массовой информации постоянно тиражируются, создавая неверное представление о памятнике и эпохе в целом. Поэтому привлечение аутентичных археологических источников позволит также развенчать ряд мифов, которые утвердились не только в популярных статьях и фильмах (например, стремена у циньской кавалерии), но и в солидных научных изданиях Например, не только широкая публика, но и некоторые ученые практически полностью отождествляют «загробную армию» с гробницей Цинь Шихуанди, забывая о том, что сама гробница еще не раскапывалась.
Как империя, Цинь просуществовала всего около полутора десятка лет, но именно она заложила прочную основу для возникшей на ее развалинах империи Хань не только в социально-экономической, административно-политической и, отчасти, идеологической, но и в культурной сферах. Династия Цинь занимает одно из ключевых мест в древней истории Китая, поскольку ей удалось впервые завоевать и объединить разрозненные враждующие царства в единую мощную державу.
28.07.2018 В 1851–1854 годах только во Владимиро-Суздальской земле было раскопано и УНИЧТОЖЕНО СЕМЬ ТЫСЯЧ СЕМЬСОТ ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТЬ курганов. А.С. Спицын
Вместо послесловия к работе Мавзолей Цинь Шихуанди как комплексный археологический памятник