Священные тексты Олигархата. Тоффлер-Фукуяма-Хантингтон-Бжезинский... И их отечественные аналоги. Краткий Справочник.
1874 год. «КРИЗИС ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ. (Против позитивистов)», магистерская диссертация В. С. Соловьева.
2012 год. «Вырождение ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ» Констатация факта. Против Международного Разбоя неолиберального фашизма под дымовой завесой околонаучной историософской беллетристики. Война с идеологией 4-го американского Рейха и его наместниками в России - управляющей "оффшорной" "аристократией".
Isaac Asimov, имя при рождении Исаак Юдович Азимов; родился 2 января 1920 г., Петровичи, Климовичский уезд, Гомельская губерния, РСФСР в еврейской семье. Его родители Анна-Рахиль Исааковна Берман (1895—1973) и Юда Аронович Азимов (1896—1969) были мельниками. В 1923 родители увезли его в США («в чемодане», как он сам выражался), где поселились в Бруклине и через несколько лет открыли кондитерский магазин. С октября 1945 г. по июль 1946 Азимов служил в армии. В 1948 году закончил аспирантуру, получил степень PhD (доктора) биохимии, и поступил в постдокторат как биохимик. В 1949 году устроился преподавателем на медицинский факультет Бостонского Университета, где в декабре 1951 года стал ассистентом (англ. assistant professor), а в 1955 году — доцентом (англ. associate professor). Автор около 500 книг (прежде всего в жанре научной фантастики, но также и в других жанрах: фэнтези, детектив, юмор) и научно-популярных (в самых разных областях — от астрономии и генетики до истории и литературоведения). Многократный лауреат премий Хьюго и Небьюла. Некоторые термины из его произведений — robotics (роботехника, роботика), positronic (позитронный), psychohistory (психоистория, наука о поведении больших групп людей) — прочно вошли в английский и другие языки. В англо-американской литературной традиции Азимова вместе с Артуром Кларком и Робертом Хайнлайном относят к «Большой тройке» писателей-фантастов. В 1960-е годы Азимов находился под следствием ФБР за возможные связи с коммунистами. В 1979 году ему было присвоено звание профессора (англ. full professor). От первого брака - сын и дочь. Умер 6 апреля 1992 г. (Нью-Йорк, США).
Жак Аттали́ (фр. Jacques Attali, род. 1 ноября 1943) — французский экономист, банкир, писатель и политический деятель.
Родился в Алжире в еврейской семье сефардского происхождения Симона Аттали и Франсуазы Абекассис. В 1956 году, спустя два года после начала Алжирской войны, семья Жака перебралась в Париж. Вместе со своим братом-близнецом Бернаром (фр.) Жак учился в лицее Жансон-де-Сайи, где, в частности, познакомился с Лораном Фабиусом.
В 1963 г. окончил Политехническую школу, а позже получил диплом в Институте политических исследований и окончил французскую Национальную школу администрации.
Приобрёл особую известность в 1981 году, благодаря его высокому положению в кабинете (аппарате) Президента Франции Франсуа Миттерана. В апреле 1991 года стал первым главой «Европейского банка реконструкции и развития». Аттали — один из фигурантов по делу о незаконной продаже оружия Анголе («Анголагейт»). Является членом Бильдербергского клуба.
Автор десятка книг. В книге «Линии горизонта» («Lignes d’horizons», в английском переводе — «Millennium», что переводится на русский в данном случае как «Золотой век») Жак Аттали разбирает эволюцию нашего общества, взятого на мировом уровне, на будущую четверть века, а также исследует сущность его экономической, политической, социальной и идеологической организации. По мнению Жака Аттали, демократия — это наилучшая политическая система, торговый строй — двигатель прогресса, всемогущество денег — самый справедливый порядок правления.
Согласно Аттали, глобализация порождает новую кочевую элиту, которая должна быть оторванной от своих национальных корней. Вместе с тем, общество будущего далеко от утопии. Нищета здесь по-прежнему будет сочетаться с богатством, только уже в глобальном масштабе. Мондиалистская концепция переустройства мира, — это концепция биороботизации. Распространяется она через Международную академию информатизации. В этой концепции человек — придаток к кредитно-регистрационной карточке, кочевник в глобальном разделении специальностей, профессий — без семьи, без родины. Библиография. М-лы об Аттали на портале Фонд стратегической культуры
Замятин Е.И. (20 января [1 февраля] 1884, Лебедянь, Тамбовская губерния — 10 марта 1937, Париж, Франция) — русский и советский писатель, публицист и литературный критик, киносценарист, морской инженер, педагог. Социалист и марксист, старый большевик, присоединился к большевикам в 1905 году.
Отец — православный священник, мать — пианистка. С 1893 по 1896 годы Замятин учился в Лебедянской гимназии, потом — в Воронежской гимназии, которую окончил в 1902 году с золотой медалью. Продолжить учёбу он решил на кораблестроительном факультете Санкт-Петербургского политехнического института.
Вступил во фракцию большевиков РСДРП (1905—1910), входил в боевую дружину Выборгского района и принимал активное участие в жизни революционной студенческой молодёжи0 Тогда же он встретил свою будущую жену Людмилу Николаевну Усову (1883—1965). В 1905 году Замятина арестовали за революционную деятельность, но благодаря усилиям матери вскоре выпустили. Летом того же года при возвращении через Одессу из морского путешествия в Египет Замятин случайно оказался свидетелем восстания на броненосце «Потёмкин», был снова арестован и выслан в Лебедянь. В том же году он тайно вернулся в Петербург, где до 1911 года жил на нелегальном положении
В 1908 году Замятин окончил институт и написал свой первый рассказ «Один» (1908, журнал «Образование»). Два года начинающий автор преподавал на кораблестроительном факультете, работал инженером и одновременно заканчивал рассказ «Девушка». В 1911 году Замятина за нелегальное проживание выслали в Лахту, где он написал свою первую повесть «Уездное»...
В марте 1916 года Замятин как опытный инженер был командирован в Англию для участия в строительстве российских ледоколов на верфях Ньюкасла, Глазго и Сандерленда; побывал в Лондоне. Он был представителем заказчика при строительстве ледоколов «Святой Александр Невский», получившего после Октябрьской революции имя «Ленин», для которого он делал как аванпроект, «Святогор», переименованного в 1927 году в «Красин», «Минин», «Пожарский», «Илья Муромец» и ещё пяти маленьких ледоколов. Вероятно, приехав оттуда, он получил прозвище «англичанин».
В сентябре 1917 года Замятин вернулся в Россию, где пишет целую серию рассказов, сказок, повестей.
В петроградском Доме искусств им был организован класс художественной прозы, из которого выделилась группа молодых одарённых писателей «Серапионовы братья». Её членами были Михаил Зощенко, Константин Федин, Всеволод Иванов, Вениамин Каверин, Николай Тихонов и другие. В 1918—1924 годах был членом редколлегии «Всемирной литературы» и заведующим редакцией в издательстве. В 1924 году участвовал в издании независимого литературно-художественного журнала «Русский современник». Входил в Правление Всероссийского союза писателей, в Комитет Дома литераторов и Совет Дома искусств, был председателем ленинградского отделения Всероссийского союза писателей
В 1920 году Замятин закончил работу над знаковым романом «Мы», с которого в мире начался расцвет жанра антиутопии
В 1922 году имя Замятина по формальным причинам (публикация рассказа «Арапы» в «Петербургском сборнике») было включено в списки на высылку из Советской России, а 17 августа он был арестован с резолюцией «высылка отсрочена до особого распоряжения». Замятин провёл почти месяц в тюрьме ГПУ, однако благодаря стараниям друзей (в частности, Юрия и Елены Анненковых) приговор был отменён.
В 1929 году издательство «Федерация» выпустило собрание его сочинений.
На волне жёсткой критики Замятин в 1929 году заявил о выходе из Союза писателей, а в июне 1931 года написал письмо И. В. Сталину с просьбой разрешить ему выезд за границу. Он получил положительный ответ (по ходатайству Горького) и в ноябре 1931 года уехал, сначала в Ригу, затем в Берлин, откуда в феврале 1932 года перебрался в Париж
В июне 1934 года по собственной просьбе и с одобрения Сталина был принят в новообразованный Союз советских писателей, а в 1935 году участвовал в антифашистском Конгрессе писателей в защиту культуры как член советской делегации. До конца жизни сохранил советское гражданство. Похоронен на парижском кладбище в Тье.
(5 января 1950 года, Яссы — 21 мая 1991 года, Чикаго) — румынский историк религии, культуры и интеллектуальной истории, философ, политический публицист и новеллист. Жил в Италии (1973—1978), Нидерландах (1978—1986), США (1986—1991).
Эксперт по гностицизму и магии эпохи Возрождения. Был убит (ритуально казнен) в 1991 году. Официальная легенда гласит, что убийство стало следствием его критического взгляда на румынскую национальную политику.
Родился в городе Яссы в семье ректора университета. Учился в университете Бухареста, по окончании стажировки в Италии принял решение на родину не возвращаться. Первое время бедствовал: занимался репетиторством, мыл посуду в ресторанах, чистил общественные уборные, затем был приглашен читать курс лекций в Перудже в июле 1972 года. Позже окончил Католический университет Святого Сердца в Милане. Некоторое время жил во Франции и Голландии, затем уехал в Чикаго. После кратковременной работы в качестве приглашенного профессора занял должность профессора Университета Чикаго. Получил степень доктора философии в университете Париж IV в январе 1987 года, защитив диссертацию по теме «Recherches sur les dualismes d’Occident. Analyse de leurs principaux mythes» («Исследования западного дуализма. Анализ основных мифов») под руководством Мишеля Меслина.
Закончив три докторантуры и имея огромный опыт работы на шести языках, Кулиану специализировался в области магии эпохи Возрождения и мистицизма. Он стал другом, а позже литературный душеприказчиком Мирча Элиаде, знаменитого историка религий. Писал художественную литературу и политические статьи.
В 1971 году под руководством Нины Фаркон (Nina Façon) защитил дипломную работу «Марсилио Фичино и платонизм эпохи Ренессанса». Ранее он написал две работы о философии Джордано Бруно и магических аспектах его работ. — . Одновременно он писал проекты и отправлял их в итальянские университеты. В ноябре 1974 года Кулиану прошёл конкурс и получил стипендию от Итальянского Национального совета по исследованиям для продолжения образования в Миланском католическом университете Святого Сердца (Universita Cattolica del Sacro Cuore), одном из самых престижных университетов страны. Занимался греческим и древнееврейским языками, историей религии, посещая лекции по гностицизму известного итальянского профессора Уго Бьянки (Ugo Bianchi, 1922—1995). Со временем Бьянки сделал его своим помощником. Под руководством Бьянки он начал работать над докторской диссертацией «Гностицизм и современная философия: Ганс Йонас» («Gnosticismo e pensiero moderno: Hans Jonas») и защитил её в 1977 г.
Постоянно публиковался в журналах «Aevum» и «Studi e materiali di storia delle religioni», писал статьи и книжные обзоры, относящиеся к различным областям истории религий, всегда с острым интересом к методологии. Работа об эросе и магии в эпоху Возрождения была опубликована в Париже в 1984 г. («Éros et magie à la Renaissance»). Анализируя фантасмагорический фон различных религиозных техник таких гуманистов как Марсилио Фичино и Джордано Бруно, Кулиану продемонстрировал, как цензура ренессансного воображения в XVI и XVII веках сыграла огромную роль в удалении с европейской религиозной сцены вводящих в заблуждение техник манипуляции с помощью магии. В Италии Кулиану опубликовал книгу о гностицизме, включавшую интервью с Гансом Йонасом, что свидетельствует о его большом интересе к древней гностической мысли и её современным реинкарнациям. Книга была основана на материалах его докторской диссертации и имела то же название («Gnosticismo e pensiero moderno: Hans Jonas», 1985). В 1976 году Кулиану переехал в Нидерланды, преподавал в университете Гронингена историю религий и историю румынской культуры, посещал курсы лекций по магии профессора Г. Г. Киппенберга. В это же время он работал над двумя диссертациями под руководством известного французского историка и антрополога профессора Мишеля Меслина (Michel Meslin), с которым познакомился в августе 1975 года на конгрессе Международной ассоциации истории религии (IAHR) в Ланкастере. Обе диссертации защищались в Сорбонне. Первая диссертация («Expériences de l’extase et symboles de l’ascension, de l’Hellénisme à l’Islam», 1980) была посвящена экстатическим техникам и опыту путешествий в иные миры в различных исторических эпохах и культурах — от Древней Греции до ислама. Вторая диссертация («Recherches sur les dualismes d’Occident: Analyse de leurs principaux mythes», 1987) исследует дуализм на основе анализа западной мифологии. В этот же период были опубликованы две его монографии на французском языке, одна из которых была посвящена «вознесению души» в исторической и сравнительной перспективе (Psychanodia I: A Survey of the Evidence concerning the Ascension of the Soul and Its Relevance, 1983), а другая — теме экстаза, вознесения и визионистского описания иного мира (Expériences de l’extase: Extase, ascension, et récit visionnaire, de l’héllenisme au Moyen Age, 1984). Кулиану также принимал участие в разработке нео-латинских и румынских тем под руководством профессора Виллема Ноомена (Willem Noomen), для которого в 1983 году редактировал научный сборник.
В Нидерландах Кулиану познакомился с румынской эмигранткой по имени Зоя и женился на ней, но через непродолжительное время брак распался. В 1986 году он встретил студентку Гарвардского университета Хиллари Виснер, которая вскоре стала его невестой и соавтором ряда работ.
В последние годы пребывания в Нидерландах отмечены тесным сотрудничеством Кулиану со своим знаменитым соотечественником Мирчей Элиаде (1907—1986), который в то время возглавлял школу богословия Чикагского университета. Первая монография Кулиану, изданная в 1978 году, была посвящена Мирче Элиаде как историку религий и писателю. Это был первый в Западной Европе труд, где систематически обсуждались книги и статьи Элиаде, написанные в румынский период (1924—1940/1945). Кулиану унаследовал от Элиаде интерес к сравнительному изучению религий, к различным новаторским темам в этой дисциплине, к литературе (после 1967 года он опубликовал несколько романов на румынском, итальянском и английском языках), к современной румынской культуре. На протяжении пяти лет Кулиану был распорядителем хранившихся в Чикаго документов и архивов Элиаде. Элиаде и Кулиану вместе опубликовали работу «The Eliade Guide to World Religions (1991)» («Руководство Элиаде по миру религий»), которая была переведена на различные языки, и которая, несмотря на свое название, была практически полностью написана Кулиану. В 1990 году был отредактирован и опубликован на немецком языке четвертый и последний том книги Элиаде «A History of Religious Ideas» («История религиозных идей»). В семейном архиве Кулиану сохранилась обширная научная переписка между двумя учеными.
В США с 1986 г. сначала работал научным сотрудником (fellow), а затем экстраординарным профессором (associate professor) Школы богословия Чикагского университета. Он разработал новый подход к изучению западного дуализма различные типы гностической экзегетики применительно к первым пунктам Книги Бытия, начиная с ранних гностиков и кончая некоторыми современными гностически ориентированными мыслителями и художниками. Создав классификацию всех видов экзегетики и всех возможных комбинаций моделей, принятых гностиками, Кулиану обнаружил забытую параллельную историю христианского догматического толкования и её религиозные и мифологические паттерны. Открытие существовавших в течение двух тысячелетий инвариантов религиозных и светских парадигм относительно толкования книги Бытия позволило Кулиану создать новый подход к когнитивным исследованиям. В 1990 году с целью объединения исторических и филологические наук с эпистемологией когнитивных исследований, он основал международный журнал «Incognita», который не пережил его преждевременной смерти (в 1990 и 1991 годах вышли только первые четыре тома). Последние работы Кулиану включали обсуждение вопросов, касающихся гипотезы о детерминированном характере религии как игры разума. В своей последней книге «Out of This World: Other-Worldly Journeys from Gilgamesh to Albert Einstein» («За пределами этого мира: путешествия в иные миры от Гильгамеша до Альберта Эйнштейна»), изданной посмертно, он убедительно объединил последние сведения о трансцендентных путешествиях в мифологии от цивилизаций древнего Ближнего Востока до Китая с эпистемологическими рассуждениями о четвертом измерении.
Убийство (бывшими агентами Секуритате?) произошло через полтора года после румынской революции 1989 года и смерти Николае Чаушеску. Участие ФБР в расследовании результатов не принесло.
Связь любимого учителя Элиаде с "Железной гвардией" {Garda de Fier) — ультраправой организацией, идеология которой сочетала в себе фашизм, мистику, христианские идеи, деятельность которой основывалась на терроризме, погромах (прежде всего евреев), политических убийствах и т.д., согласно многочисленным публикациям с косвенными уликами и домыслами этой связи, мучили Кулиану все годы эмиграции. Элиаде: «Полный отчет по этому вопросу занял бы сотни или даже тысячи страниц... нет ни времени, ни желания делать это» . Элиаде посоветовал ученику держаться подальше этой темы. «Не думаю, что кто-либо может написать объективную историю движения „Железной гвардии" или нарисовать портрет К. 3. К. Доступных документов недостаточно...» Ученик не внял предостережениям. После смерти мэтра Кулиану, как его душеприказчик, получил доступ к личному архиву покойного. Со слов Д. Касадио, когда Кулиану спросили, какова доля истины в слухах о прошлом Элиаде, он ответил: «Больше, чем мне бы того хотелось».
Джек Лондон (англ. Jack London; урождённый Джон Гриффит Чейни, John Griffith Chaney; 12 января 1876 — 22 ноября 1916) — американский писатель, социалист, общественный деятель, наиболее известен как автор приключенческих рассказов и романов. Джек Лондон был вторым после Х.К. Андерсена по издаваемости в СССР зарубежным писателем за 1918—1986 годы: общий тираж 956 изданий составил 77,153 млн. экз. Родился в Сан-Франциско. Его мать — Флора Веллман (Flora Wellman) — была пятым и последним ребёнком строителя Пенсильванского канала (Pennsylvania Canal) Маршалла Веллмана, происходившего по мужской линии от Томаса Веллмана (1615—1672), английского пуританина, обосновавшегося в Массачусетсе. Матерью Флоры была валлийка Элинор Гаррет Джонс (Eleanor Garrett Jones). Флора была учителем музыки, увлекалась спиритизмом. Отец - астролог Вильям Чейни, этнический ирландец. Узнав о беременности Флоры, Вильям стал настаивать на том, чтобы она сделала аборт (в 1897 году Джек Лондон отправил Чейни несколько писем, в которых спрашивал, отец он ему или нет, но Чейни однозначно отрицал отцовство). После рождения малыша Флора оставила его на опечение своей бывшей рабыни Вирджинии Прентисс, которая оставалась для Лондона важным человеком на протяжении всей его жизни. В конце того же 1876 года Флора вышла замуж за Джона Лондона, инвалида и ветерана Гражданской войны в США, после чего забрала малыша к себе обратно. Семья Лондонов (Джон Лондон привёл в семью двух своих дочерей, старшая, Элиза, стала верным другом и ангелом-хранителем Джека на всю жизнь) поселилась в рабочем районе Сан-Франциско. В это время страна была охвачена жесточайшим экономическим кризисом, начавшимся в 1873 году, сотни тысяч людей потеряли работу и скитались от города к городу в поисках случайного заработка. По окончании начальной школы, в возрасте четырнадцати лет, поступил на консервную фабрику рабочим. Купил подержанную шхуну «Рэззл-Дэззл» и стал «устричным пиратом»: нелегально ловил устриц в бухте Сан-Франциско и продавал в рестораны. Благодаря отважному характеру Джека (он вскоре сделался «королём пиратов»), его переманил на службу рыбацкий патруль, который как раз боролся с браконьерами. В 1893 году нанялся матросом на промысловую шхуну «Софи Сазерленд», отправляющуюся на ловлю котиков к берегам Японии и в Берингово море. В 1894 году принимал участие в походе безработных на Вашингтон, был арестован близ Ниагара-Фоллс за бродяжничество, после чего месяц просидел в тюрьме в Буффало. Во время скитаний по дорогам с армией бродяг Лондон пришёл к выводу, что физический труд не может обеспечить человеку достойного существования и ценится только труд интеллектуальный. В это время у него возникает убеждённость, что он должен стать писателем. В 1895 году он вступил в Социалистическую трудовую партию Америки. В заявлении о выходе из партии причиной была названа потеря веры в её «боевой дух» (имелся в виду отход партии от пути революционного преобразования общества и взятый ею курс на постепенный реформистский путь к социализму). Вернувшись домой, Джек поступает в среднюю школу. Темпы обучения его категорически не устраивали, и он принимает решение бросить школу и готовиться самостоятельно к поступлению в Калифорнийский университет. После 3-го семестра из-за отсутствия средств на учёбу вынужден был уйти. Весной 1897 года поддался «золотой лихорадке» и уехал на Аляску. Вместо золота судьба одарила Джека Лондона встречами с будущими героями его произведений. Работал писатель по 15—17 часов в день, и написал около 40 книг. В 1902 году побывал в Англии: материал для написания книги «Люди бездны» В январе 1900 год женился на невесте своего погибшего университетского приятеля Бэсси Маддерн, которая родила ему двух дочерей — Джоан и Бэсс. Летом 1903 года, влюбившись в Чармиан Киттредж, писатель уходит из семьи и в ноябре 1905 года женится на ней. Во время Русско-японской войны 1904—1905 гг. работает военным корреспондентом. В 1907 году писатель предпринимает кругосветное путешествие на построенном по собственным чертежам судне «Снарк» (по замыслу путешествие должно было продлиться 7 лет, но было прервано в 1909 году из-за болезни). К этому времени благодаря высоким гонорарам Лондон становится состоятельным человеком. В 1905 году писатель приобрёл ранчо в Глен-Эллен (Калифорния). Увлёкшись сельским хозяйством, активно внедрял новейшие методы хозяйствования на своей земле, пытаясь создать «идеальную ферму», что в конце концов привело его к многотысячным долгам. Чтобы покрыть долги, писатель был вынужден заниматься литературной подёнщиной. Весной 1914 года по заданию журнала «Кольерс» он отправился военным корреспондентом в Мексику, где писал статьи, оправдывающие вмешательство США во внутренние дела других государств, что вызвало бурю негодования товарищей по партии. В последние годы Лондон переживал творческий кризис, в связи с чем стал злоупотреблять алкоголем (впоследствии бросил). Из-за кризиса даже был вынужден пойти на приобретение сюжета для нового романа: сюжет был продан Лондону начинающим американским писателем Синклером Льюисом. Лондон успел дать будущему роману название «Бюро убийств», однако написать успел совсем немного, так как вскоре скончался. Могила - в Государственном парке Джека Лондона, Глен-Эллен, Калифорния
(англ. George Orwell, настоящее имя Эрик Артур Блэр, англ. Eric Arthur Blair; 25 июня 1903, Мотихари, Британская Индия — 21 января 1950, Лондон) — британский писатель и публицист. Родился в семье сотрудника Опиумного департамента британской колониальной администрации Индии — британской спецслужбы, занимавшейся контролем над производством и хранением опиума перед его вывозом в Китай. В 1917 году получил именную стипендию и до 1921 года посещал Итон Колледж. С 1922 по 1927 год служил в колониальной полиции в Бирме, затем долгое время провёл в Великобритании и Европе, живя случайными заработками, тогда же начал писать художественную прозу и публицистику. В 1936 году женился, а уже через шесть месяцев вместе с женой отправился на Арагонский фронт гражданской войны в Испании в рядах ополчения, сформированного марксистской партией ПОУМ, до ранения в горло фашистским снайпером в Уэске. Во время Второй мировой войны вёл антифашистскую программу на Би-би-си.
Рунет и википедия ломятся статьями об антисталинизме Оруэлла. Между тем, сам писатель воздерживался от конкретно-исторической публичной оценки драмы левых и марксистов. В эссе 1946 года «Почему я пишу» Оруэлл указывал: «Каждая строчка серьезной работы, которую я написал с 1936 года, была направлена, прямо или косвенно, против тоталитаризма и за демократический социализм, как я его понимаю». Из этого тезиса не вывести антисталинизм, но лизоблюды групп господства и паразитических слоев общества выводит легко и нагло, в логике «у России может быть мотив в отравлении Скрипалей, значит, Россия и отравила». Оруэлл мог описывать лишь то общество, в котором жил. Перспективы развития многих зловещих тенденций современных ему Англии и Европы он и отразил в провидческих (в отношении замыслов «Планировщика») произведениях «1984» и «Скотный двор». Глум и извращения любых практических попыток преодоления социальных недугов не утвердят правильный, прогрессивный буржуазный порядок вещей... Это лишь преддверие нового, нечеловеческого общественно-экономического уклада.
Элвин Тоффлер (англ. Alvin Toffler; 4 октября 1928 года, Нью-Йорк, США — 27 июня 2016 года, Лос-Анджелес, США) — американский философ, социолог и футуролог, один из авторов концепции постиндустриального общества.
В основных работах Тоффлера проводится тезис:
Человечество переходит к новой технологической революции (сверхиндустриальной). На смену первой волне (аграрное общество) и второй (индустриальное общество) приходит новая, ведущая к созданию информационного, или постиндустриального общества.
Элвин Тоффлер предупреждал о новых сложностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми столкнётся человечество на стыке XX и XXI веков.
Он был редактором популярного журнала Fortune, и его первая книга была посвящена развитию технологий и их влиянию на общество. Затем он подробно исследовал ответную реакцию общества на этот феномен и происходящие в обществе изменения. Содержание последней работы Элвина Тоффлера относится к возросшей в XXI веке мощи военных технологий, оружия, тактико-стратегического планирования и капитализма.
Родился 4 октября 1928 года в Нью-Йорке в семье еврейских иммигрантов из Польши — скорняка Сэма Тоффлера и его жены Роуз Эльбаум. Элвин Тоффлер работал монтажником и сварщиком. Позже применил свой практический опыт в описании природы труда и различиях между физическим и интеллектуальным трудом. Впоследствии был приглашенным профессором Корнеллского университета, членом Новой школы социальных исследований, корреспондентом в Белом доме и бизнес-консультантом. Был почётным доктором литературы, права, естественных наук и менеджмента, членом Международного института стратегических исследований и Американской ассоциации развития науки. Вместе с супругой являлся заслуженным адъюнкт-профессором Университета национальной обороны[en] в Вашингтоне.
Научная концепция Элвина Тоффлера основывается на идее сменяющих друг друга волн-типов общества. Первая волна — это результат аграрной революции, которая сменила культуру охотников и собирателей. Вторая волна — результат индустриальной революции, которая характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования и корпоративизмом. Третья волна — результат интеллектуальной революции, то есть постиндустриальное общество, в котором наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни. Информация может заменить огромное количество материальных ресурсов и становится основным материалом для рабочих, которые свободно объединены в ассоциации. Массовое потребление предлагает возможность приобретать дешёвую, нацеленную на конкретного покупателя продукцию, распределяемую по малым нишам. Границы между продавцом (производителем товара и (или) услуги) и покупателем (потребителем) стираются — «prosumer» может сам удовлетворить все свои потребности.
(англ. Herbert George Wells; 21 сентября 1866, Бромли, Большой Лондон, Англия, Великобритания — 13 августа 1946, Лондон, Большой Лондон, Англия, Великобритания) — английский писатель и публицист.
Автор известных научно-фантастических романов «Машина времени», «Человек-невидимка», «Война миров» и др. Представитель критического реализма. Сторонник фабианского социализма.
Трижды посещал Россию, где встречался с Владимиром Лениным и Иосифом Сталиным.
Будущий литератор был четвёртым, самым младшим, ребёнком в семье. Отец, Джозеф Уэллс (англ. Joseph Wells), и мать, Сара Нил (англ. Sarah Neal), работали в прошлом садовником и горничной в богатом поместье, а позже стали владельцами небольшой лавки фарфоровых изделий. Однако торговля почти не приносила дохода, и в основном семья жила на деньги, которые отец, будучи профессиональным игроком в крикет, зарабатывал игрой. Когда мальчику исполнилось восемь лет, ему «посчастливилось», как он сам выражался, сломать ногу. Именно тогда он и пристрастился к чтению. В том же возрасте Герберт Уэллс поступил в «Коммерческую академию мистера Томаса Морли» (англ. Mr Thomas Morley's commercial academy), которая должна была подготовить его к профессии торговца. Однако, когда Герберту исполнилось тринадцать лет, его отец сломал бедро, и с крикетом было покончено. Подростку пришлось начинать самостоятельную жизнь.
Образование получил в Педагогической школе наук (англ. Normal School of Science), позднее ставшей Королевским колледжем наук (ныне часть Имперского колледжа Лондона), которую окончил в 1888 году. К 1891 году получил два учёных звания по биологии, с 1942 года доктор биологии. Уэллс в 1907 году возле двери своего дома в Сэндгейте
После ученичества у торговца мануфактурой и работы в аптеке побывал учителем в школе, преподавателем точных наук и помощником у Томаса Хаксли. В 1893 году профессионально занялся журналистикой.
С 1903 по 1909 год Уэллс состоял в Фабианском обществе, выступавшем за осторожность и постепенность в политике, науке и общественной жизни. В 1933 был избран президентом ПЕН-клуба.
Уэллс жил в Лондоне и на Ривьере, часто выступал с лекциями и много путешествовал.
Был дважды женат: с 1891 по 1895 год на Изабелле Мэри Уэллс (развелись), а с 1895 по 1928 год — на Эми Кэтрин (по прозвищу Джейн) Уэллс (в девичестве Роббинс, умерла от рака), о которой он сам писал: «Ума не приложу, чем бы я был без неё». Во втором браке родились два сына: Джордж Филип Уэллс и Фрэнк Ричард Уэллс (англ. Frank Richard Wells; 1905—1982).
В 1920 году Уэллс познакомился с Марией Игнатьевной Закревской-Будберг. Связь возобновилась в 1933 году в Лондоне, куда она эмигрировала после расставания с Максимом Горьким. Близкие отношения М. Будберг с Уэллсом продолжались до самой смерти писателя, он просил её выйти за него замуж, но она отвергла это предложение.
Герберт Уэллс умер 13 августа 1946 года, не дожив немногим более месяца до своего 80-летия, в своём доме на Ганновер-террас, от осложнений на фоне тяжёлых проблем с обменом веществ. В предисловии к изданию «Войны в воздухе» 1941 года Уэллс написал, что его эпитафией должна стать фраза «Я вас предупреждал. Проклятые вы дураки. (I told you so. You damned fools)».
На похоронной церемонии Джон Бойнтон Пристли назвал Уэллса «человеком, чьё слово внесло свет во многие тёмные закоулки жизни»
"К сожалению, значительная часть произведений Уэллса, не относящихся к жанру научной фантастики, на русский язык не переводилась... Многие из таких неизвестных или мало известных произведений английского писателя содержат мысли, которые могут быть полезными для понимания сегодняшней ситуации в мире. Герберта Уэллса некоторые называют «прозорливцем», так как многие его предсказания сбылись или сбываются на наших глазах. Идут споры по поводу того, каковы причины такой прозорливости. Одни считают, что это проявление какой-то сверхъестественной мистической способности писателя, «пророческий дар». Другие говорят, что это результат его посвященности в долгосрочные и сверхдолгосрочные планы мировой элиты, ибо писатель был частью британской элиты. Я склоняюсь ко второй версии..." Катасонов В.Ю. Биография и библиография
Джордж Фридман (англ. George Friedman) — американский политолог, основатель (1994) и директор частной разведывательно-аналитической организации «Стретфор». Автор нескольких книг, среди которых «Секретная война Америки», родился в 1949 в Будапештe в Венгрии в еврейской семье, пережившей Холокост. В 1949 семья Фридманов перебралась в Австрию, а спустя несколько лет — в США. Там Джордж Фридман получил степень по политологии в Нью-Йоркском городском колледже и по государственному управлению в Корнелльском университете. В 1974 начал преподавать политологию в частном колледже в Пенсильвании.
Начало своей карьеры геополитика Фридман, как и большая часть его молодых коллег, посвятил проблеме советско-американских отношений. В 80-х Фридман написал несколько научных работ на тему мирового военного баланса и ядерного паритета. . Его политический курс характеризуют прежде всего антисоветизм и антикоммунизм .
Американский философ, политолог, политический экономист и писатель японского происхождения. Старший научный сотрудник Центра по вопросам демократии, развития и верховенства права в Стэнфорде. До этого занимал должность профессора и руководителя программы международного развития в Школе перспективных международных исследований Университета Джонса Хопкинса. С февраля 2012 года — ведущий научный сотрудник Института международных исследований Фримена Спольи при Стэнфордском университете.
Фукуяма стал известен благодаря книге «Конец истории и последний человек» (1992), в которой провозгласил, что распространение либеральных демократий во всём мире может свидетельствовать о конечной точке социокультурной эволюции человечества и стать окончательной формой человеческого правительства.
Политические взгляды Ф.Ф. к 2020 году претерпели значительные изменения
Родился в районе Гайд-парк Чикаго, США. Его дед по отцовской линии бежал в Америку от русско-японской войны в 1905 году и успел открыть свой магазин на Западном побережье, прежде чем был интернирован в американскую армию во время Второй мировой войны. Отец, Ёсихиро Фукуяма, американец японского происхождения во втором поколении, был верующим протестантом, защитил докторскую диссертацию по социологии религии в университете Чикаго и многие годы работал в Национальном совете Объединённой Церкви Христа. Мать Фрэнсиса, Тосико Кавата, родилась в Киото и была дочерью Сиро Каваты, основателя экономического факультета Киотского университета и первого президента муниципального университета Осаки. В 1949 году она отправилась в Америку, чтобы продолжить обучение, где и встретилась с будущим мужем. После рождения сына она стала домохозяйкой.
Фрэнсис был единственным ребёнком. Своё детство он провел в Нью-Йорке, на Манхэттене. Он мало соприкасался с японской культурой и не изучал японский язык.
Получил степень бакалавра искусств в антиковедении в Корнеллском университете. Вначале он поступил в аспирантуру по сравнительному литературоведению в Йельском университете, побывал в Париже, где в течение шести месяцев учился у Ролана Барта и Жака Деррида, но после возвращения в США переключился на политологию в Гарвардском университете. Там он учился у С. Хантингтона и Харви Мэнсфилда. В 1981 году он получил докторскую степень по политологии в Гарварде за диссертацию по советской угрозе вмешательства на Ближнем Востоке. Однако ещё перед тем, в 1979 году (затем в 1983—1989 и 1995—1996 годах), он присоединился к стратегическому исследовательскому центру RAND Corporation — одному из старейших «мозговых центров» США. В 1981—1982 г. (затем в 1989) Ф. Фукуяма работает в Государственном департаменте США, сначала как специалист по вопросам ближневосточной политики, а затем в качестве заместителя директора по европейским военно-политическим вопросам...
Олдос Леонард Хаксли (англ. Aldous Huxley; 26 июля 1894, Годалминг, Суррей, Англия, Великобритания — 22 ноября 1963, Лос-Анджелес, США) — английский писатель, новеллист и философ. Автор известного романа-антиутопии «О дивный новый мир».
Как по отцовской, так и по материнской линиям Хаксли принадлежал к британской культурной элите, давшей целый ряд выдающихся учёных, писателей, художников. Его отец — писатель Леонард Хаксли, дед по отцовской линии — биолог Томас Генри Хаксли; по материнской линии Хаксли приходится правнуком историку и педагогу Томасу Арнолду и внучатым племянником писателю Мэтью Арнолду. Брат Хаксли Джулиан и единокровный брат Эндрю были знаменитыми биологами.
Мать Хаксли умерла, когда Олдосу было тринадцать лет. Три года спустя он заболел воспалением глаз, и впоследствии его зрение значительно ухудшилось. В связи с этим в период Первой мировой войны он был освобожден от военной службы. Собственный опыт исправления зрения позже он описал в брошюре «Искусство видеть» (The Art of Seeing, 1943).
Свой первый роман, который не был опубликован, Хаксли написал в возрасте семнадцати лет. Он изучал литературу в Баллиольском колледже в Оксфорде. Уже в двадцать лет Хаксли решает избрать писательскую деятельность как профессию.
В 1937 году вместе со своей женой Марией, сыном Мэтью и другом Джералдом Гердом он переезжает в Лос-Анджелес. Именно здесь начинается его основной творческий период, особенностью которого было более подробное рассмотрение человеческой сущности. Хаксли знакомится в 1938 году с Джидду Кришнамурти. Под влиянием последнего он обращается к различным учениям. Накопленные размышления находят отражение в его последующих трудах: «Вечная философия» (The Perennial Philosophy) и «Через много лет» (After Many a Summer…), а также в произведении "Время должно быть остановлено" (Time must have a stop).
В 1953 он соглашается на участие в эксперименте, проводимом Хамфри Осмондом. Целью этого эксперимента было исследование влияния мескалина на человеческое сознание. Впоследствии в переписке с Осмондом для описания влияния мескалина было впервые употреблено слово «психоделика».
Эссе «Двери восприятия» (The Doors of Perception) и «Рай и ад» (Heaven and Hell) описывают наблюдения и ход эксперимента, который вплоть до своей смерти автор повторял около десяти раз. «Двери восприятия» стал культовым текстом для многих радикальных интеллектуалов 1960-х годов и дал название знаменитой рок-группе The Doors.
В начале 1960 года Хаксли в своём доме в Лос-Анджелесе длительное время встречался с Милтоном Эриксоном для совместного психологического исследования различных состояний сознания.
Эффект от действия психотропных субстанций сказывается и на его творчестве. Так, в своём последнем романе «Остров» (Island) он описал утопию, которая была диаметрально противоположна его антиутопии «О дивный новый мир» (Brave New World).
Хаксли умер 22 ноября 1963 года (в день убийства Джона Кеннеди) в Лос-Анджелесе от рака гортани. Перед смертью он попросил сделать ему внутримышечную инъекцию ЛСД — 100 мкг. Несмотря на предостережения врачей, жена выполнила его просьбу, что позволило ему умереть спокойно, избежав судорог и удушья. В этом она призналась в интервью, которое дала в 1986 году британской телекомпании Би-би-си в рамках документального проекта LSD: The Beyond Within. Незадолго до смерти в доме Хаксли случился пожар, в котором сгорели почти все его рукописи.
В 1919 г. Хаксли женился на молодой бельгийке Марии Нис (Maria Nys, 10 сентября 1899 — 12 февраля 1955), протеже Филипа[en] и Оттолайн Моррелл. В 1920 г. у них родился сын Мэтью, который стал знаменитым эпидемиологом. В 1955 г. Мария умерла от рака груди. В 1956 году Хаксли женился на писательнице Лоре Арчера (1911—2007).
Хантингтон Сэмюэл (англ. Samuel Phillips Huntington; 18 апреля 1927, Нью-Йорк, США — 24 декабря 2008, Мартас-Винъярд, Массачусетс, США) — американский социолог и политолог, автор концепции этнокультурного разделения цивилизаций, обнародованной им в статье «Столкновение цивилизаций?» (The Clash of Civilizations?), опубликованной в 1993 году в журнале «Foreign Affairs», а затем в 1996 году в книге «Столкновение цивилизаций».
Получил высшее образование в Йельском университете, в 1948 году — степень магистра в Чикагском университете, защитил докторскую диссертацию в Гарвардском университете, где и преподавал до конца жизни. В начале научной карьеры получил известность, прежде всего, как исследователь гражданского контроля над вооружёнными силами и теории модернизации. Основатель и главный редактор журнала Foreign Policy.
В 1973 году работал заместителем директора Центра международных отношений; в 1977—1978 годах — координатором отдела планирования в Совете национальной безопасности США; в 1978—1989 годах — директором Центра международных отношений.
Показателем высокого авторитета Хантингтона среди американских политологов является избрание его в 1984—1985 годах вице-президентом, а в 1986—1987 годах — президентом Американской Ассоциации политических наук. Хантингтон — автор многочисленных работ в области политической модернизации, международных отношений, теории демократии и иммиграции...
Хантингтон не учитывает социально-экономический фактор, пытаясь свести всё к «культурным различиям», и упрощает политическую картину мира, деля его на «добрую» (западную) и «злую» (не-западную, прежде всего исламскую) половины.
Cтолкновение цивилизаций, для Хантингтона, представляет собой развитие истории. В прошлом мировая история была в основном связана с борьбой между монархами, нациями и идеологиями, например, в западной цивилизации. Но после окончания «холодной войны» мировая политика перешла в новую фазу, в которой незападные цивилизации перестали быть эксплуатируемыми реципиентами западной цивилизации, но стали дополнительными важными субъектами...
О́свальд А́рнольд Го́ттфрид Шпе́нглер (нем. Oswald Arnold Gottfried Spengler; 29 мая 1880 года, Бланкенбург, Германия — 8 мая 1936 года, Мюнхен) — немецкий историософ, представитель философии жизни, публицист, автор книги «Закат Запада».
Родился в небольшом провинциальном городке Бланкенбурге у подножия гор (Гарц, нынешняя земля Саксония-Ангальт) в семье почтового чиновника, был старшим из четырёх детей и единственным мальчиком. В 1891 году семья переехала в Галле, где Освальд изучал латинский язык в заведениях Франке. В Университете Галле, Мюнхенском и Берлинском университетах он изучает математику, естественные науки и философию. Защищает диссертацию на тему «Метафизические основы философии Гераклита» в университете Галле и получает докторскую степень по философии (1904). Затем работает учителем в Гамбурге.
В 1911 году переехал в Мюнхен, где и жил до самой смерти. Академическую карьеру начал в Мюнхенском университете в качестве преподавателя математики. Жил бедно и одиноко и работал над сочинениями по ночам, вешая на дверь табличку со словами «В отъезде», чтобы не докучали звонками. Занимался публицистикой.
Лично встретился с Гитлером, но был разочарован. После прихода к власти нацистов в 1933 году на него начались нападки в прессе; была изъята книга Шпенглера «Годы решения: Германия в рамках всемирно-исторического развития», было запрещено упоминать его имя в печати. Незадолго до своей смерти, которая произошла из-за сердечного приступа 8 мая 1936 года, в своём письме на имя Ганса Франка предрёк, что в ближайшие 10 лет Третий рейх может прекратить своё существование. Он считал, что мировая война — это начало агонии европейской цивилизации.
Предметом философско-культурологических исследований Шпенглера была «морфология всемирной истории»: своеобразие мировых культур (или «духовных эпох»), рассматриваемых, как неповторимые органические формы, понимаемые с помощью аналогий. Решительно отвергая общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир — Средние века — Новое Время» (поскольку она никакого значения не имеет для неевропейских обществ), Шпенглер предлагает другой взгляд на мировую историю — как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания.
Единство идеи всемирно-исторического процесса Шпенглер предлагает заменить иной картиной — циклической историей возникновения, расцвета и гибели многочисленных самобытных и неповторимых культур. К числу «великих культур», вполне реализовавших свои потенции, Шпенглер относит китайскую, вавилонскую, египетскую, индийскую, античную, византийско-арабскую, западную, культуру майя, а также «пробуждающуюся» русско-сибирскую. Уникальность каждой культуры обеспечивается своеобразием её «души»: в основе античной культуры лежит «аполлоновская» душа, арабской — «магическая», западной — «фаустовская» и т. д.
Умирание всякой культуры, будь то египетской или «фаустовской» (то есть западной культуры XII—XVIII вв), характеризуется переходом от культуры к цивилизации. Отсюда ключевое в его концепции противопоставление на «становящееся» (культура) и «ставшее» (цивилизация).
Последовательно проводимый Шпенглером тезис об уникальности культур, их сменяемости (не преемственности) вёл к признанию их ценностной эквивалентности: все они равны по своему историческому значению и должны сопоставляться вне всяких оценочных категорий.
Историческими псевдоморфозами Шпенглер называл «случаи, когда чуждая древняя культура довлеет над краем с такой силой, что культура юная, для которой край этот — её родной, не в состоянии задышать полной грудью и не только что не доходит до складывания чистых, собственных форм, но не достигает даже полного развития своего самосознания». К числу исторических псевдоморфозов Шпенглер относит арабскую культуру и Петровскую Русь.
Опирался ли Шпенглер на теорию культурно-исторических типов Данилевского - до конца не ясно. В 1954 г. Р. Мак-Мастер в статье "Данилевский и Шпенглер: новая интерпретация", как бы подводя итог более чем тридцатилетней полемике, заявил: "Сегодня главным в исторической репутации Данилевского является то, что его считают предшественником Освальда Шпенглера. Фрэнсис Лантинк полагает, что "Данилевский был во многом русским Шпенглером". А.П. Дубнов считает Данилевского "признанным предшественником" Шпенглера, Тойнби и Сорокина
Шпенглер не был в имперской или советской России. Его политические оценки не выходят за рамки заголовков газетных статей. Они удручающим образом вписаны в шаблоны, которыми и сегодня пользуются холуи ростовщиков из смердящих гнездилищ Эхо_дождя_в_медузном_соусе и им подобных