10.01.2013 Египетский журнал Rose El-Youssef опубликовал скандальную статью о том, как члены "Братьев-Мусульман" внедрились в администрацию президента Барака Обамы и влияют на внешнюю политику США в благоприятном для всемирного исламизма направлении.
Статьи о «Хезболла» - военизированной ливанской шиитской организации и политической партии. Как правильно по-русски писать название арабской группировки - Хезболла, Хезболлах, Хесболла, Хесболлах, Хизболла, Хизболлах, Хизбалла? в «Русском орфографическом словаре» зафиксирован вариант _хесболлах_. Так писали до недавнего времени, рекомендация писать с маленькой буквы была обусловлена сложившейся практикой письма. Однако в последнее время, прежде всего по экстралингвистическим факторам, возникли колебания в написании. Собственно говоря, проблема почти в каждом знаке названия: нужны ли кавычки, первая буква большая или маленькая, дальше Е или И, С или З, после Б О или А, на конце А или АХ. Однозначную рекомендацию дать нельзя, вопрос остается открытым...
Август 2021 г. Почему началась арабская весна? Десятые годы двадцать первого века сложно представить в отрыве от постоянно протестующего Ближнего Востока. Эта череда событий, приведших к различному исходу в разных странах, зовется арабской весной. Каковы её причины и можно ли было её избежать? Об этом — в выпусках на нашем канале.
Контекст событий (сквозь призму контрмодерна и постмодерна), механика египетской "революции", - в передаче Суть Времени 4.
15.07.2013 Отстранение военными от власти избранного в июне 2012 г. президента Мухаммеда Мурси, одного из лидеров движения «Братья-мусульмане», состоявшееся 3 июля 2013 года, стало логическим следствием раскола в египетском обществе.
По свежим следам смены 25 января режима в Тунисе разразился народный протест против стародавнего порядка Хосни Мубарака в Египте. В отличие от тщательно культивируемого впечатления, что администрация Обамы пытается сохранить нынешний режим Мубарака, Вашингтон, фактически, дирижирует египетским, а также другими региональными изменениями режимов от Сирии да Йемена, Иорданию и так далее в процессе, который некоторые называют как "созидательное разрушение".
Подробная карта и статистические данные распределения населения по вероисповеданию: сунниты, шииты, ваххабиты и иудаисты в арабских и др. странах. Представляет интерес в связи с официальным созданием силового блока суннитских стран - во главе с Саудовской Аравией и текущими боевыми действиями, в том числе и на почве религиозной розни, в Ираке, Сирии, Йемене и Афганистане... Лекция главного редактора портала Геополитика.ру Леонида Савина о Большом Ближнем Востока 27.10.2017 г. Балканская Школа Геополитики. Сербия, Белград
05.09.2013 Бывший госсекретарь и один из наиболее известных политических стратегов США Генри Киссинджер еще совсем недавно, несмотря на почтенный возраст (в мае 2013 года ему исполнилось 90 лет), возглавлял список 100 ведущих интеллектуалов мира.
Некоторое время назад Г.Киссинджер поделился своим видением ситуации в мире и, в том числе, на Ближнем Востоке. Беседа складывалась настолько откровенно и вызывающе, что на каком-то этапе встревоженные помощники политического гуру не выдержали и жестко попросили журналиста покинуть помещение.
11.08.2014 Почему появление нового государства на Ближнем Востоке приведет к полной перекройке всей мировой энергетической карты.
29.05.2015 Так понимаю, что диктатура разрушена, диктатор зверски убит вместе с близкими, угнетенный ливийский народ обрел свободу.
Резкое снижение мировых цен на нефть в условиях, когда по законам рынка следовало бы ожидать их повышения, говорит о том, что имеют место закулисные договоренности между рядом ведущих экспортеров этого сырья и заинтересованными странами, прежде всего Соединёнными Штатами.
31.03.2016 Время от времени в блогосферу приходят творения авторов наглядной агитации с красивыми картами и рассказами о медленном захвате евреями палестинской земли. У человека, который только поверхностно наслышан про историю Израиля и Ближнего востока, подобная карта не вызывает особых вопросов поскольку достаточно хорошо укладывается в распространённый нарратив. Но у любого хоть немного интересующегося историей человека эти карты вызывают некое недоумение. Итак, один из вариантов...
Фильм под названием «Революция.com. США: Завоевание и подчинение востока» рассказывает о технологиях подготовки и проведения «цветных» революций на примере Сербии, Грузии, Украины и Кыргызстана. Следующей на очереди, по мнению авторов фильма, стоит Россия
Афганиста́н (пушту افغانستان, дари افغانستان) — страна в Южной Азии. Население на 2019 год — 32 225 560 человек; территория — 652 864 км². Занимает 37-е место в мире по численности населения и 40-е по территории.
Страна не имеет выхода к морю и находится в северо-восточной части Иранского нагорья. Граничит с Ираном на западе, Пакистаном — на юге и востоке, Туркменией, Узбекистаном и Таджикистаном — на севере, КНР — в самой восточной части страны, с Индией (точнее, оспариваемой Индией, КНР и Пакистаном территорией Кашмир) на востоке. Столица — Кабул. Государственные языки — пушту и дари.
Афганистан — член Организации Объединенных Наций, Организации исламского сотрудничества, Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии, Группы 77, Организации экономического сотрудничества, а также Движения неприсоединения. По состоянию на 2020 год, экономика Афганистана занимает 98-е место в мире с валовым внутренним продуктом по паритету покупательной способности с показателем в 81,9 миллиарда долларов, а по ВВП на душу населения (ППС) — 169 место из 189 стран.
Освоение человечеством территорий современного Афганистана началось со времён среднего палеолита, а нахождение Афганистана на Великом шёлковом пути позволило иметь связь с культурами Ближнего Востока и других частей Азии. На территориях проживали разные народы и существовали разные династии, пытавшиеся создать империи — кушаны, эфталиты, саманиды, саффариды, газневиды, гуриды, хильджи, моголы и другие. Афганистан неофициально называют «кладбищем империй», поскольку страна на протяжении всей своей истории становилась местом военных действий, начиная с Александра Македонского, империи Маурьев, арабских вторжений VII—VIII веков, монгольского завоевания Хорезма и заканчивая войнами с участием Британской Империи (1838—1842), Советского Союза (1979—1989) и Соединённых Штатов Америки (2001—2021).
Современное государство Афганистан ведёт свою историю с династий Хотаки и Дуррани в XVIII веке. К концу XIX века Афганистан стал буферным государством в так называемой «Большой игре» Британской Индии и Российской Империи. Границы страны с Британской Индией, сформированные по линии Дюранда в 1893 году, не были признаны афганским правительством, что стало причиной напряжённых отношений с Пакистаном, обрётшим независимость в 1947 году. В результате Третьей англо-афганской войны в 1919 году Афганистан перестал быть зависимым от иностранного влияния, а позже в стране было установлено королество под руководством Амануллы-хана, просуществовавшее почти 50 лет. Итогом стал государственный переворот в 1973 году, упразднивший монархию, отстранивший от власти короля Захир-Шаха и сформировавший республиканский строй. Второй военный переворот в 1978 году привёл к установлению социалистического строя, имевшего внешнее влияние Советского Союза, что стало причиной афганской войны в 1979—1989 годах, в которой повстанцы-моджахеды сражались против советских войск. В 1989 году, после безуспешных военных действий, советские войска были выведены из Афганистана, что привело к недолгому установлению власти моджахедов, на смену которым в 1996 году пришла более радикальная исламская фундаментальная группировка «Талибан», основавшая Исламский Эмират Афганистан. После начала ввода в страну войск НАТО во главе с США в 2004 году была основана Исламская Республика Афганистан (ИРА), которая контролировала большую часть страны до 2021 года, несмотря на продолжающееся сопротивление талибов. После объявления о начале полного вывода войск США из Афганистана с 1 мая 2021 года, ИРА начала стремительно терять контроль над страной и 15 августа 2021 года без боя сдала столицу страны Кабул, после чего «Талибан» объявил о полном захвате территории Афганистана.
Плодородная область Месопотамии, в долине Тигра и Евфрата, стала одним из первых мест зарождения человеческой цивилизации. Шумерские города-государства (Ур, Урук, Вавилон и др.). Мигрирация семитских племен, вождь одного из которых Саргон Древний создает Аккадскую империю. Центром древней Месопотамии стал Вавилон. В I тыс. до н.э. на территории Месопотамии возникла Ассирия с центром в Ниневии. Господствующий язык - арамейский. После гибели Ассирии гегемония перешла к халдеям. Персидский царь Кир II Великий завоевывает Вавилон и включает Месопотамию в состав своей державы, конец которой кладет завоевательный поход Александра Македонского. Затем власть над этими землями переходит эллинистическому государству Селевкидов. Во II в. до н.э. Месопотамия была захвачена парфянами, а затем римлянами Траяна, в результате чего появилась римская провинция Месопотамия. В III веке римлян из Месопотамии вытесняют Сасаниды. Арабский халифат. В 1534 году территория Месопотамии была завоёвана турками-османами и находилась в составе Османской империи. В 1914 году британские войска вторглись на юг Ирака. К 1918 году они взяли под контроль почти весь Ирак. Королевство Ирак. Революция в Ираке 1958, Переворот 8 февраля 1963 года. 2003 год: оккупация страны и геноцид населения силами США и НАТО.
Исламская Республика Иран (до 1935 года Персия) - государство в Передней Азии. Столица — город Тегеран. На протяжении многих веков господствующей религией был зороастризм. К XVI веку государственной религией Ирана становится ислам. В 1979 году в Иране произошла Исламская революция под предводительством аятоллы Хомейни, в ходе которой была свергнута монархия и провозглашена исламская республика. Иран обладает четвёртой по размеру ВВП (по ППС) экономикой в исламском мире и второй по размеру в Западной Азии (после Турции)
Игорь Панкратенко (Россия), советник директора Института внешнеполитических исследований и инициатив; кандидат исторических наук (2007); Владеет английским, фарси, немецким. C 2010 – независимый исследователь, консультант;
С 2007 – председатель ассоциации угольных разрезов Красноярского края, главный редактор журнала “Уголь Сибири”; С 2006 – заместитель председателя ассоциации угольных разрезов Красноярского края;
Сферы интересов: Иран, внешняя политика государств Центральной Азии, США и России в данном регионе.
Аве́ста — сборник древнейших религиозных текстов Благой Веры, составленных на особом, более нигде не зафиксированном языке, называемом «авестийском». Тексты Авесты, содержащие богослужебные гимны, богословские отрывки и религиозные законы, относятся к весьма архаичному периоду истории древних иранцев и связаны происхождением с деятельностью Заратуштры и его ранних последователей, при этом иногда включая в себя более ранние мотивы и сюжеты.
Русское название сборника «Аве́ста» вслед за западноевропейским восходит к принятому у бехдинов персидскому اَوِستا (совр. произношение [ævestɒ́]). Последнее в свою очередь представляет собой особое, «пазендское» произношение пехлевийского слова ʾpstʾk [aβastāγ] < [apastāk], обозначавшего в среднеперсидском канон зороастрийских книг. В самих сохранившихся авестийских текстах это слово не встречается, его древнеиранский прототип восстанавливается в виде *upa-stā-ka- букв. «установленное». Слово Авеста таким образом означает «уложение», «основа», «основной текст» (то есть «канон»). В пехлевийской литературе существует также второе и весьма распространённое обозначение Авесты — dyn' [dēn], обычно «вера», «религия», по отношению к авестийским текстам слово часто переводится как «откровение (Заратуштры)».
Согласно пехлевийским источникам, откровение, полученное Заратуштрой от Ахура Мазды, было собрано его царственным покровителем Кави Виштаспой и записано золотыми чернилами на 12 тысячах воловьих шкур.
Религия иранских племён до Заратуштры восходит к индоевропейской общности. Это видно, например, из того, что имя верховного божества древних греков — Зевс, латинское слово деус («бог») и аналогичные слова в других древних индоевропейских языках, в том числе и индоиранское дайва, восходят к одному общеиндоевропейскому корню, означающему «небо». Сравнение древнеиндийских и древнеиранских памятников свидетельствует, что ещё до разделения индийских и иранских племён существовал культ Митры — божества договора, Индры и других божеств, существовал миф о Миме (Яме), сыне Вивасванта (авест. Вивахвант), сложилось религиозное понятие Истины (авест. Аша, древнеперс. Арта, древнеинд. Рта). Развилась уже и определённая система обрядов: был термин для жертвоприношения (древнеперс. йада, авест. йаза, древнеинд. йача), для жреца (авест. заотар, древнеинд. хотар), было название растения, сок которого, фсобым образом приготовленный, приводил в экстаз (авест. хаома, древнеинд. сома). Почитаемые божества делились на две группы. Божества одной группы назывались дайва (древнеинд. дэва), а другой — асура (авест. ахура, древнеинд. асура). В одних и тех же племенах могли почитаться и дайвы и асуры или же почитались только, скажем, дайвы, а асуры становились враждебными, или наоборот.
Культы ахуров имели тенденцию к слиянию в монотеистический культ верховного Ахуры с эпитетом «мудрый» — Мазда. С этими иранскими племенами связана деятельность реформатора иранской религии — Заратуштры.
араб. أبو حامد محمد بن محمد الغزالي |
Абу Хами́д Муха́ммад ибн Муха́ммад аль-Газали́ ат-Туси́ (араб. ابو حامد محمد بن محمد الغزالى, Абу Ха́мид Муха́ммад ибн Муха́ммад аль-Газа́ли; 1058, Тус — 19 декабря 1111, Тус) — исламский богослов, правовед, философ и мистик родом из Хорасана (совр. Иран). Один из наиболее авторитетных учителей, входящих в число основателей суфизма. Деятельность аль-Газали была направлена на формирование всестороннего и систематического учения суфизма, а также на формулирование теоретических основ суфизма.
Биография. Родился в 1058 году. Его семья жила в Тусе и имела персидское происхождение. Отец Абу Хамида был прядильщиком шерсти. Он рано ушёл из жизни и воспитанием Абу Хамида и его брата Абуль-Футуха Ахмада занялся один из друзей отца. Вскоре наследство, оставленное отцом, иссякло, и, поскольку друг отца сам был очень беден, он предложил братьям поступить в медресе в качестве учащихся, чтобы прокормить себя.
В 1070 году аль-Газали вместе с братом переехали в Джурджан (Горган) для продолжения обучения у имама Ахмада ар-Разикани и Абуль-Касима Джурджиани. В 1080 году аль-Газали поехал в Нишапур для того, чтобы стать студентом известного мусульманского учёного Абуль-Маали аль-Джувайни (ум. 1085), известного как Имам аль-Харамайн[6]. У имама аль-Джувайни Абу Хамид изучал фикх, усуль аль-фикх, ашаритский калам и другие дисциплины. Среди учителей аль-Газали обучивших его тонкостям суфизма были Фазл ибн Мухаммад аль-Фарамизи (ученик Абуль-Касима аль-Кушайри) и Юсуф ан-Насадж.
Вскоре молодого и талантливого богослова замечает сельджукский визирь Низам аль-Мульк. Он приглашает аль-Газали в Багдад и поручает ему возглавить медресе Низамия. С 1091 по 1095 он преподаёт исламское право в созданном им учёном заведении. В медресе училось около 300 учеников, среди которых были: Абу Бакр ибн аль-Араби[7], Абу Джильд ибн ар-Разар, Абу Гайс аль-Джайли, аль-Барбабази, Абуль-Байих аль-Бакраджи, Абуль-Аббас аль-Аклиши, Абдул-Кадир аль-Джилани, Мухаммад ибн Яхья аш-Шафии и другие известные исламские богословы.
В 1092 году Низам аль-Мульк погибает от рук исмаилитов и в 1095 году аль-Газали под предлогом совершения хаджа вместе с семьёй покидает Багдад. Сам аль-Газали объясняет свой поступок следующим образом:
«Затем, понаблюдав за собой со стороны, я нашёл своё положение опасным для меня, и что я очень привязался ко всему тому, что приобрёл из благ земной жизни, и всему тому, что окружало меня. Затем я, проследив за своими делами, заметил, что лучшее, чем я могу быть занят, — это преподавание и обучение. Но это были науки, не приносящие пользы на том свете и не столь важные для земной тленной жизни. Я вспомнил о своём намерении обучать, и оказалось, что делаю это не чисто ради Аллаха, а ради славы и почёта. Тогда я убедился, что нахожусь на краю пропасти и в итоге могу попасть в Ад, если не возьмусь за исправление своего положения. И поэтому я решил выехать из Багдада, поскольку мысли о моём положении не давали мне покоя, но моей душе (нафсу) это отнюдь не понравилось, и она стала мне противиться. И, таким образом, я стал колебаться между своей необузданной страстью и эгоизмом и призывами того света до тех пор, пока дело не перешло от выбора к необходимости…»
В течение 11 лет до 1106 года аль-Газали провёл жизнь отшельника. Сначала он прибыл в Шам. В Дамаске он приобщился к суфийской практике уединяясь (халват), совершая внутренние упражнения (риязат) и духовные старания (муджахадат). Некоторое время он пребывал в служении (итикаф) в мечети Омейядов. Затем он отправился в Иерусалим (Байт уль-Мукаддас). Там он большую часть времени проводил в мечети Купол Скалы, расположенной рядом с мечетью аль-Акса. В Иерусалиме была начата самая знаменитая книга имама аль-Газали «Воскрешение наук о Вере», которую он закончил в Дамаске. После возвращения в Дамаск аль-Газали совершил паломничество в Мекку и посетил могилу пророка Мухаммеда в Медине. В эти годы он написал наиболее значительные свои сочинения.
В 1106 году сын Низам аль-Мулька, Фахр аль-Мульк пригласил аль-Газали вернуться к преподаванию, аль-Газали начинает снова читать лекции в медресе Низамия в Нишапуре. В Нишапуре аль-Газали познакомился с шейхом Абу Али аль-Фармади, являющимся седьмым в цепочке (сильсиля) шейхов накшбандийского тариката. Под руководством и наставлением аль-Фармади он прошёл все ступени (макам) суфизма.
Незадолго до смерти аль-Газали снова бросает преподавание и возвращается в Тус. Живёт в келье и учит молодых последователей суфийскому образу жизни. Аль-Газали умер в декабре 1111 года в возрасте 53 ле. По словам Абдул-Гафура Фариси у аль-Газали было несколько дочерей и ни одного сына.
Богословская деятельность. Абу Хамид аль-Газали был последователем шафиитской правовой школы (мазхаб) и ашаритской акиды. Его труды способствовали развитию систематического представления суфизма и его интеграции в ортодоксальный суннитский ислам. Аль-Газали подвергал критическому рассмотрению положения всех основных направлений исламской мысли от исламской теологии, суфизма, исмаилизма до фальсафа
Калам. Мысли аль-Газали оказали важное влияние не только на мусульманских, но и на христианских средневековых философов. Аль-Газали считают и виднейшим представителем ашаритского калама (фактически последним великим философом калама, завершившим создание ашаритской метафизики) и основополагающим теологом суфизма. Его личность самоуглублённого мыслителя и мистика, не отказывающегося от передачи своих знаний другим, но избегающего мирских почестей и власти, очень популярна как пример «настоящего» мусульманина — мумина.
Аль-Газали ввёл новую интерпретацию понятия джихад в Коране. По мнению аль-Газали в 95 аяте суры Ан-Ниса («Женщины») речь не идёт о борьбе на поле боя, а о преодолении своего низшего «я» (нафс). Тему джихада затронул в книге «Аль-Васит филь-мазхаб» (том 6).
По уровню познавательных способностей людей аль-Газали делил их на две категории: «широкую публику», «массу» (аль-амма, аль-’авамм), и «избранных» (аль-хасса). К первой категории он относил рядовых верующих, которые слепо следуют религиозной традиции. Перед такими людьми нельзя давать символико-аллегорическое толкование священным текстам. К первой категории он также относил и мутакаллимов, функция которых должна ограничиваться защитой догм ислама от нововведений (бида). Ко второй категории он причислял, прежде всего философов (фаласифа) и суфиев, которые приходят к монистическому взгляду на бытие с помощью божественного внушения (ильхам).
Из философов основными субъектами его критики стали Аристотель, аль-Фараби и Ибн Сина. Доказывая несостоятельность философского пути познания, аль-Газали постоянно использовал философские методы опровержения, широко прибегая к приёмам аристотелевской логики. Движущими силами его поиска истины были сомнение, скепсис.
Суфизм. Аль-Газали сыграл очень важную роль в объединении понятий суфизма и законов шариата. Он был тем, кто в своих работах дал формальное описание суфизма. Когда (особенно в годы уединения) он стал тщательно изучать науки (калам, фальсафа, исмаилизм, суннитскую догматику), он пришёл к выводу, что рационально сконструированная вера не жизненна, и всерьёз обратился к суфизму. Он понял, что нравственные устои должны основываться на непосредственном общении с Аллахом, а также на личном опыте переживаний. При этом важно обретение просветления или божественной благодати, для которой надо освободиться от всего искусственного.
Аль-Газали выделял три уровня бытия.
Высший уровень занимал Аллах, который самодостаточен
Низший уровень составляет материальный мир, определённый Аллахом
Между ними находится мир людей, души которых обладают свободой воли. От Аллаха им даются идеи и наклонности, однако дела определяются только волей людей.
Практическую пользу суфизма аль-Газали видел в направленности его учения к нравственному совершенствованию человека. Он отвергал притязания суфиев на онтологическое единение с Богом и признавал «единение» лишь как символ постижения божества высшей познавательной силой.
Титулы. Труды аль-Газали высоко оценены в исламском мире. Он получил много титулов, среди них Шарафуль-А’имма (араб. شرف الائمة), Зайнуд-дин (араб. زین الدین — красота религии), Худжатуль-Ислам (араб. حجة الاسلام — довод ислама) и другие. Такие исламские богословы как аз-Захаби, ас-Суюти, ан-Навави, Ибн Асакир считали его «обновителем» 5 века хиджры. Многоликость учения аль-Газали стала причиной того, что мусульманские догматики одновременно подвергали его критике и превозносили в качестве «довода ислама». В современном мире аль-Газали считается одним из авторитетнейших исламских теологов. Шейх Хамза Юсуф[en] пишет о нём как о человеке, который «буквально спас ислам».
После того, как аль-Газали будучи ещё молодым человеком написал книгу «аль-Манхуль фи усуль аль-фикх» (Основы исламского права, 1109 г.), его учитель Абдул-Малик аль-Джувейни сказал: «Ты похоронил меня, в то время когда я ещё жив, неужели ты не мог потерпеть, пока я умру. Твоя книга покрывает мою книгу».
Хафиз аз-Захаби (ум. в 1348 г.) в биографии аль-Газали писал: «Аль-Газали, шейх, имам, океан знаний, довод Ислама, феномен своего времени, красота религии, Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад ибн Мухаммад ибн Мухаммад ибн Ахмад ат-Туси аш-Шафии аль-Газали. Обладатель многих сочинений, очень остроумный. Обучался в начале исламскому праву в своём городе, далее переселился в Найсабур и находился в кружке студентов, учился у имама аль-Харамайн, и вобрал в себя исламское право за короткое время, и стал красноречивым и искусным в дискуссии и был основным из дискутирующих».
Влияние Аль-Газали на мировую философию и мировоззрение. С его сочинениями был знаком Фома Аквинский, который его высоко ценил. В конце XII века сочинение «Намерения философов» было переведено на латинский язык и широко распространилось. «Logica et philosophia Algazelis» перевёл Доминик Гундиссалин совместно с еврейским учёным Авендаутом. Этот перевод стал основным источником в Европе по изучению исламской философии. При этом он ошибочно считался последователем Авиценны. В XII — XIII веках еврейское население мусульманской Испании активно владело арабским языком, и еврейские мыслители могли непосредственно воспринимать арабскую литературу. Иехуда Галеви в своих полемических работах против Аристотеля следовал позиции аль-Газали («Самоопровержение философов»), противопоставляя нечёткость философии математике и логике. Абрахам ибн Дауд (Abraham ibn Daud) в сочинении «Эмуна Рама» (ивр. אמונה רמה — «Возвышенная вера») наоборот следовал Авиценне и аль-Газали в концепции воли, намерения и экстаза (по работе аль-Газали «Намерения философов»). В дальнейшем сочинения аль-Газали многократно переводились на еврейский язык, одним из первых переводчиков был Исаак Альбалаг (en:Isaac Albalag). Его работы имели большой резонанс, после него появилось ещё два перевода. Еврейские переводы «Намерений философов» Аль-Газали под названием «De’ôt ha-Fîlôsôfîm» или «Kavvanôt ha-Fîlôsôfîm» стали чуть ли не самыми распространёнными философскими текстами среди европейских евреев. Выдержки из аль-Газали включали в свои сочинения о еврейском законе и образе жизни такие мыслители, как Маймонид, Авраам Хасид, Обадия Маймонид, Авраам ибн-Хасдай и каббалист Авраам Гависон из Тлемсена.
Абу Хамид аль-Газали является автором более чем 70 книг по богословским наукам, философии и суфизму.. Его главные труды носят полемический характер.
Основным сочинением аль-Газали является трактат Ихйа' 'улум ад-дин[en] (араб. إحياء علوم الدين — Воскрешение религиозных наук), в котором раскрываются вопросы культовой практики (ибадат), социально значимых обычаев (адат), «пагубных» черт характера (мухликат) и черт, ведущих к спасению (мунджийат). В этом трактате аль-Газали определяет основные суфийские ценности и идеалы — терпение, любовь, бедность, аскетизм. «Воскрешение» означает стремление оживить закосневшую суннитскую систему взглядов, определяя способы познания истины, сочетающие разум, искренность и любовь, честность и стремление к Аллаху. С одной стороны он ценит разум как необходимый для познания, которое включает в себя логику, практику, сомнения и объективность. С другой стороны он определяет уровни проблесков интуиции и экстаза по мере приближения к Аллаху и говорит о коллективных суфийских ритуалах.
Аналитика событий в Северной Африке и на Ближнем Востоке
Под редакцией Сергея Кургиняна
Международный общественный фонд "Экспериментальный творческий центр" Москва 2011
Пакиста́н (урду پاکِستان [paːkɪˈst̪aːn] — «земля чистых», англ. Pakistan [ˈpækɪstæn] или [pɑːkiˈstɑːn]), полное название — Исла́мская Респу́блика Пакиста́н (урду اسلامی جمہوریہ پاکِستان Ислами́ Джумхури́я Пакиста́н, англ. Islamic Republic of Pakistan) — государство в Южной Азии. В качестве суверенной политической организации Пакистан был образован в 1947 году в результате раздела территории Британской Индии.
Омывается водами Аравийского моря на юге, граничит с Ираном на юго-западе, Афганистаном на северо-западе и севере, Китаем на северо-востоке и Индией на востоке. Сухопутные границы: Индия — 2912 км, Афганистан — 2430 км, Иран — 909 км, Китай — 523 км.
Пакистан — пятая по численности населения страна в мире с населением в 218 066 558 жителей по данным переписи 2020 года и вторая по численности мусульманского населения после Индонезии (соответственно, 178 и 205 млн мусульман). Страна является участницей ООН, Содружества наций, Всемирной торговой организации, Шанхайской организации сотрудничества, а также членом развивающихся стран «Группы 77».
Название «Пакистан» буквально означает «земля чистых» на урду и персидском языке, от слова pāk, означающее «чистый» в персидском и пушту[8]. Суффикс ستان (-stān) является персидским словом, означающим место, а также напоминает синонимичное санскритское слово sthāna स्थान.
Название страны было придумано в 1933 году Рахматом Али, активистом движения за независимость, который опубликовал его в своей брошюре «Сейчас или никогда», где использовал его в качестве акронима без буквы «и» («тридцать миллионов мусульманских братьев, которые живут в ПАКСТАНЕ»), от названий пяти северных регионов Британской Индии: Пенджаб, Афгания, Кашмир, Синд и Белуджистан. Буква «i» была впоследствии включена для облегчения произношения
Государственной религией Пакистана является ислам суннитского толка. Конфессиональный состав населения: мусульмане — 173 000 000 (96 %); индуисты — 3 200 000 (1,85 %); христиане — 2 800 000 (1,6 %); ахмадие — 291 000 (0,22 %); сикхи — 20 000 (0,01 %); парсы, буддисты, иудеи, бахаи и анимисты и др.
В III—II тысячелетиях до н. э. на территории Пакистана был центр одной из древнейших цивилизаций в истории человечества — Хараппской. Во II тыс. до н. э. территорию Пакистана заселили арии. В результате походов Александра Македонского на западноиндийские княжества (такие, как Таксила) оказывает влияние культура эллинизма. Образуется мощное Кушанское царство — первый очаг распространения буддизма.
С VIII века н. э. на территории страны начинается распространение ислама. В средние века образуются крупные мусульманские государства во главе с Газневидами и Гуридами. В XIII веке территория входит в состав Монгольской империи. После распада Монгольской империи территория входит в государство Тимуридов, которое распадается на несколько государств. Один из представителей династии Тимуридов в XVI веке основал империю Великих Моголов. После распада которой в XVIII веке происходит подъём сикхского национализма в Синде, Белуджистане, Пенджабе.
В XIX веке территория современного Пакистана была захвачена английскими войсками и включена в состав Британской Индии.
24 марта 1940 года в Лахоре была принята историческая Лахорская резолюция, которая провозглашала принципы существования мусульманской общины в независимом государстве.
В 1947 году при разделе Британской Индии благодаря усилиям Мусульманской лиги[16] образовалось государство Пакистан, в которое вошли северо-восточные и северо-западные районы Индостана преимущественно с мусульманским населением
В 1965 и 1971 годах Пакистан вёл войны с Индией. В 1971 году Восточный Пакистан становится независимым государством Бангладеш. В 1977 году произошёл первый военный переворот. ..
Сирийская Арабская Республика. Население Сирии - 18,5 миллиона человек на 2015 год. Более 70 % сирийцев — сунниты, в стране присутствуют значительные общины шиитов-двунадесятников, исмаилитов-низаритов и алавитов (16 %), разных направлений христианства (10 %). Государственный язык — арабский. Согласно Библии, Павел принял христианскую веру по дороге в Дамаск, а потом жил в Антиохии, где ученики Христа впервые стали называться христианами. С 1517 года Сирия на 4 века вошла в состав Османской империи. 27 сентября 1941 года Франция предоставила независимость Сирии, оставив свои войска на её территории до окончания Второй мировой войны. 26 января 1945 года Сирия объявила войну Германии и Японии. В апреле 1946 года французские войска были эвакуированы из Сирии.
Турецкая Республика. Образовалось в 1923 году в результате раздела Османской империи после её поражения в Первой мировой войне, упразднения монархии и превращения территории в "турецкое национальное" государство. Занимает 18-е место в мире по численности населения и 36-е по территории. В 2014 году ВВП Турции по номиналу составил 806 млрд долл. Член НАТО с 1952 года
Киреев Николай Гаврилович - специалист по новейшей политической и социально-экономической истории Турции. По указанной тематике его перу принадлежит ряд книг и статей.
- История Турции XX век;
- Очерки политического ислама в Турции;
- Развитие капитализма в Турции;
В 1954 окончил Восточное отделения Исторического факультета МГУ. Доктор экономических наук. Институт Востоковедения. Центр изучения стран Ближнего и Среднего Востока
Работы Н.Г. Киреева отличаются выбором наиболее значимых проблем в жизни турецкого общества, анализ которых всегда основывается на обстоятельном знании всего фактического материала и учете всей турецкой, отечественной и западной литературы по избранной теме. Прослеживается противоборство турецких приверженцев светских порядков и их исламских противников на широком круге разнообразных источников и исследовательских публикаций.
Тьерри Мейсан (фр. Thierry Meyssan; род. 18 мая 1957, Таланс, Франция) — французский журналист, председатель сети Voltaire, ЛГБТ-активист, «известен во Франции как основатель политологического центра Reseau Voltaire» Написал в 2002 году книгу про террористические акты 11 сентября 2001 года, где он утверждает, что причиной терактов был внутренний заговор, а не террористический акт[4][5]. После издания книги он, по утверждению коллег-журналистов, стал «персоной нон грата» в США, «угрозой безопасности» НАТО.[6] Книга была переведена на 28 языков. Публикует статьи в арабской, латино-американской и русской прессе.