Автор: Лосев А.Ф.
Миф Категория: Лосев Алексей Фёдорович
Просмотров: 752

Книга возникла на основе специального курса (лекции и семинарские занятия) по Гомеру в Московском государственном педагогическом институте имени В.И. Ленина. Лежащее в основе этого курса исследование было произведено еще в 30-х годах и неоднократно перерабатывалось. Автор хотел ближе познакомить читателя с научной литературой по гомероведению. В тех случаях, где автор находил нужным, он самолично переводил греческий текст Гомера и ради точности, конечно, в прозаическом виде. В остальных случаях, где не требовалась тщательная точность, цитаты приводились по переводам В.В. Вересаева. Государственное учебно-педагогическое издание Министерства просвещения РСФСР Москва 1960

От автора
Введение
1. Вступительные замечания
2. "Илиада"
3. "Одиссея"
4. Переводы Гомера
5. Необходимая литература для ознакомления с Гомером
6. Мифологические руководства
7. Исторические руководства
8. Школьные греческие тексты Гомера
9. Пособия для изучения греческого текста Гомера
10. Марксистско-ленинское изучение Гомера


Часть I. Гомер и его время
I. Противоречия у Гомера
1. Сюжетные противоречия
2. Другие противоречия
3. Что такое "Гомеровский вопрос"?
II. Гомер в истории античной культуры
1. Распространение, исполнение и первая запись поэм Гомера
2. Вопрос об отношении Гомера к недавно расшифрованной крито-микенской письменности
3. Популярная традиция о Гомере
4. Античная критика о Гомере
III. Гомер в новое время
1. Гомеровский вопрос на Западе до Вольфа
2. Фр. — Авг. Вольф
3. Гомеровский вопрос после Вольфа
4. Новейшие работы по Гомеру
IV. Некоторые выводы из истории гомеровского вопроса
1. Народ как творящий индивидуум и индивидуум как творящий народ
2. Гомер — отражение истории греческого народа
3. Личность Гомера и оформление его произведений
4. Эпический художник
5. Греческий эпический художник
6. Греческий ионийский эпический художник
7. Греческий ионийский эпический художник эпохи разложения общинно-родового строя и перехода его в рабовладельческую формацию
8. Аттическое завершение гомеровского эпоса
9. Народность Гомера
10. Время и место жизни Гомера
11. Современное положение вопроса о комиссии Писистрата и гомеровской реформе Солона
12. Текст Гомера в древности
13. Основной тезис гомероведения
14. Очередная проблематика
V. Социально-историческая основа
1. Борьба нового со старым
2. Сословия
3. Организация власти
4. Военная демократия как общая характеристика социально-политической картины у Гомера
5. Отсутствие юридического формализма
6. Итог
VI. О прогрессивных тенденциях у Гомера
1. Антивоенная тенденция
2. Мирный уклад жизни в сравнениях Гомера
3. Антиаристократическая тенденция
4. Другие прогрессивные тенденции


Часть 2. Художественное мастерство Гомера
I. Эпос и его социально-историческая основа
1. Неправильное понимание эпического стиля
2. Сущность эпического стиля
3. Срединное положение эпоса
II. Принципы стиля Гомера
1. Строгий эпический стиль и свободный (смешанный) эпический стиль
2. Объективность эпоса
3. Обстоятельная деловитость эпоса
4. Живописность и пластика эпоса
5. Периоды пластического мировосприятия у Гомера
6. Антипсихологизм и вещественное изображение психики
7. Совмещение у Гомера божественного предопределения и свободной психологии
8. Традиционность и стандартность эпоса
9. Монументальность эпоса
10. Отсутствие мелочей в эпосе, наивность
11. Уравновешенно-созерцательное спокойствие эпоса
12. Героический характер эпоса
13. Природно-телесный и самостоятельно-материальный характер эстетики, этики и религии в эпосе
14. Общий обзор всех рассмотренных выше основных принципов эпического стиля
III. Зарождение новых стилей и жанров, кроме героической поэмы
1. Неизбежность зарождения новых стилей
2. Эпический стиль
3. Лирика
4. Трагедия
5. Общая трагическая картина мира
6. Комедия
7. Реторика и сентенциозность
IV. Принципы свободноэпического стиля
1. Единство новых стилей у Гомера
2. Ретроспективный и резюмирующий взгляд. Начало историзма
3. Социально-исторические комплексы
4. Вольное, но в то же время эстетически-любовное, снисходительное отношение к наивностям мифологии
5. Тонкая юмористика, доходящая до благодушной иронии, и в то же время наивная серьезность
6. Бодрая жизнерадостность и неутомимость, несмотря на постоянные страдания и несчастья
7. Вольно-эстетическое свободомыслие
8. Общая формула свободного эпического стиля Гомера
V. Единство художественного стиля Гомера и связь его с изобразительным искусством
1. Принципиальное единство художественного стиля Гомера
2. Аналогия с изобразительным искусством
VI. Из современной литературы по мировоззрению и стилю Гомера
VII. От принципов стиля к самому стилю


Часть III. Художественная действительность
I. Герои
1. Характеры
2. Ахилл
3. Агамемнон
4. Гектор
5. Одиссей
6. Нестор
7. Навсикая
8. Развитая индивидуализация и метод показа жизненных деталей
9. Быт
10. Рудименты прежнего общественного развития
II. Боги и судьба
1. Религия у Гомера и ее эволюция
2. Древнейший мифологический слой
3. Хтоническая мифология
4. Хтонический корень олимпийских богов
5. Общая система богов и демонов у Гомера в историко-художественном отношении
6. Универсализм гомеровских богов в его становлении
7. Юмористический момент в изображении богов у Гомера
8. Основные тексты о божественном юморе у Гомера
9. Юмор богов и трагедия людей
10. Сущность Гомеровского юмора
11. Из литературы о гомеровских богах и в частности, о гомеровском смехе богов
12. Судьба как эстетическая идея
13. Исторические напластования в воззрениях Гомера на судьбу
14. Судьба и действительность
III. Общие итоги
Библиография