13.10.2022 Исследование о Николае Рерихе
Писатель-историк, сценарист, драматург, телеведущий, актер и путешественник Олег Шишкин.
Ради сенсационного исследования о Николае Рерихе он прошел дорогами Гималаев, Гиндукуша, Каракорума, Памира, Малого Тибета и Алтая. Его новая книга написана в жанре архивной криминалистики и содержит ошеломительные подробности, редкие архивные документы и рассекреченные результаты научных экспертиз.
Автор раскрывает тайны "Епископальной церкви" и бриллиантовой "Кладовки Ленина", выдает пророчества Елены Рерих о "богах" большевизма, о Рузвельте и Муссолини, а также рассказывает о том, какую роль в судьбе Рериха сыграли Сталин и Николай Вавилов и почему художника так интересовали поиски Святого Грааля, которые вел нацистский ученый Отто Ран.
Идея написания небольшой книги о буддизме в Индии эпохи древности и раннего средневековья была предложена нам руководителями издательства «Петербургское Востоковедение» Игорем Александровичем Алимовым и Ольгой Ивановной Трофимовой.
С благодарностью приступая к осуществлению этого замысла, мы стремились по мере своих скромных возможностей представить читателям хотя бы самые общие контуры учения Будды Шакьямуни, придерживаясь письменных памятников канонической и постканонической традиции.
Выражаем глубокую признательность нашему учителю в науке, доброму другу и наставнику Валерию Исаевичу Рудому, на труды которого в области изучения буддизма мы всецело опирались. Т. В. Ермакова, Е. П. Островская Санкт-Петербург, 15 марта 1999 г.
В книгу вошли две работы, которые представляют дзэн-буддизм с разных аспектов.
"Пректока Дзэн" Секида Кацуки - единственное в своем роде пособие по практике дзадзэн, без которой невозможно достичь совершенства.
"Железная флейта" (100 коанов Дзэна) - это сборник коанов (притч), работа над которыми является составной частью дзэн-буддийской медитативной техники
(санскр. Саддхармапундарика-сутра — букв. «Сутра Лотоса благого Закона» или — литер. «Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы»).
Ок 10 века на стыке современных Китая, Тибета, Монголии, Средней Азии. Официальная религия - буддизм. «Си Ся» - китайское название государства. Разгромлена Чингизханом в 1227 году. После падения монг. мперии Юань войска кит. династии Мин опустошили земли тангутов, которые заняли кит. поселенцы. Уцелевшие Т. были ассимилированы китайцами и тибетцами.
Статья представляет собой анализ буддийских школ Махаяны, получивших своё развитие в Китае благодаря освоению и адаптации знаний, поступавших в страну по Шелковому пути. Начиная с истории проникновения буддизма в Поднебесную, авторы предлагают читателю обзор основных школ китайской Махаяны: Тяньтай-цзун, Хуаянь-цзун, Чань-цзун, Изниту-цзун, Саньлунь-цзун и Фасян-цзун, отмечая, что все они изучаются и практикуются по сей день. Кроме того, многие из разработанных в них мировоззренческих положений в течении времени сформировали своего рода фреймы, объединяющие целый ряд культурных кодов китайского этоса. Обзор основных школ Махаяны позволил авторам статьи показать преемственность между индийскими источниками и китайско-буддийской мыслью, и в тоже время продемонстрировать культурные формы адаптации и самостоятельного развития учения. Реконструируемая авторами многовековая история существования школ свидетельствует о роли Китая в передаче буддизма в соседние страны. Настоящая работа выявляет концептуальное родство китайского и российского буддизма. Исследование показало такие черты буддизма, как открытость учения к новым культурам, отсутствие в нем догматичности и целый ряд ценных вневременных мировоззренческих ресурсов, необходимых для осуществления культурного синтеза.
Хронология развития и распространения буддийских школ ( 450 год до н. э. – 1300 год н. э.)
ИНДОКИТА́Й, полуостров на юго-востоке Азии. Омывается на западе Бенгальским зал., Андаманским м. и Малаккским прол.; на востоке – Южно-Китайским м. и его заливами, главные из которых Сиамский (Таиландский) и Бакбо (Тонкинский). Сев. границу условно проводят по прямой от дельты рек Ганг, Брахмапутра и Мегхна к дельте р. Хонгха (Красная). Юж. оконечность И. (к югу от перешейка Кра) образует п-ов Малакка. Пл. ок. 2 млн. км2. На территории И. частично или полностью расположены государства: Бангладеш, Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Таиланд
Некоторые страны И. относятся к числу наиболее обеспеченных водными ресурсами: Лаос (57 тыс. м3/чел. в год), Камбоджа (33), Мьянма (21). До 90–98% водопотребления используется на нужды ирригации (кроме Вьетнама, где этот показатель составляет 68%). Низовья мн. рек, особенно Чаупхраи (Менам), сильно загрязнены пром. и бытовыми стоками.
Ок. 80% годовой суммы осадков связано с приходом летнего юго-зап. муссона, поэтому наибольшее их количество (2500–5000 мм в год) выпадает на зап. побережье и наветренных зап. склонах гор. На внутр. равнинах годовая сумма осадков уменьшается до 1000–2000 мм, в некоторых районах (на севере Иравадийской равнины) составляет менее 700–800 мм в год. Зимний сезон на б. ч. полуострова засушливый. На вост. побережье И. под влиянием сев.-вост. пассата годовая сумма осадков вновь увеличивается (местами более 2000 мм), а их максимум смещается на конец лета и осень.
На наиболее увлажнённых наветренных зап. склонах хребта Ракхайн произрастают вечнозелёные тропич. леса сложного видового состава на красно-жёлтых ферраллитных почвах. Господствуют диптерокарповые, пальмы, фикусы, древовидные папоротники, в среднегорном поясе появляются листопадные виды, бамбуки. Разнообразны эпифиты, особенно распространены орхидеи. Выше 2000–2500 м – смешанные и хвойные леса с бореальными видами (тсуга, пихта, ель, берёза, клён). В горах и на нагорьях внутр. районов преобладают листопадные муссонные леса (тик, сал, пентакме, эбеновое дерево и розовое дерево и др.) на красных и тёмно-красных ферраллитных почвах, чёрных слитых почвах. На выс. 700–1500 м произрастают горные леса из субтропич. видов (вечнозелёные дубы, кастанопсис, каштаны, сосны Меркуза и Казия) на краснозёмах. В долинах и котловинах, лежащих в дождевой тени (центр. часть долины р. Иравади, некоторые районы плато Корат), преим. разреженные леса из колючих деревьев и кустарников (акации, терминалии и др.) на красно-бурых почвах, местами – опустыненные саванны. Значит. площади занимают вторичные саванны, возникшие на месте лесов и редколесий в результате выжигания, заготовок древесины и выпаса домашнего скота. Вдоль морских берегов и в дельтах рек частично сохранились мангровые леса, которые интенсивно сводились для развития аквакультуры. Леса занимают более 50% территории Камбоджи, Лаоса, Мьянмы, лесистость Вьетнама 30%, Таиланда 19%. Высокие темпы обезлесения отмечаются в Мьянме (1,4% в год), Малайзии (1,2%) и Таиланде (0,7%). Значительны площади искусств. лесонасаждений, особенно в Таиланде и Вьетнаме (33% и 17% площади лесных земель соответственно). Аллювиальные и дельтовые равнины, приморские низменности, плато Корат густо заселены и значительно распаханы. Преобладающая культура – рис, возделывают также кукурузу, клубнеплоды, в засушливых районах – хлопчатник, арахис, табак. Природные условия И. позволяют собирать два, на юге – три урожая в год. На плантациях выращивают гевею, масличную и сахарную пальмы, на склонах нагорий – чайный и кофейный кусты.
И. входит в Индо-Малайскую зоогеографич. область с высоким уровнем биоразнообразия. Преобладают лесные животные. Наиболее характерны обезьяны (гиббоны, макаки и др.), полуобезьяны (лемуры), индийский слон, тигр, носороги, пантеры, гималайский медведь, дикие кошки, кабаны, дикобразы, шерстокрылы, белки-летяги. Богато представлена фауна птиц: райские птицы, попугаи, павлины, фазаны, дикие куры и др.; в дельтах рек – цапли, аисты, фламинго и др. Из земноводных распространены крокодилы. Много змей (в т. ч. ядовитых).
Колотов В.Н. (род. 14 января 1969 года, Ленинград) — российский востоковед. Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории стран Дальнего Востока СПбГУ. Директор Института Хо Ши Мина СПбГУ. Член редакционной коллегии рецензируемых научных журналов, "Вьетнамские исследования", "Вестник Кемеровского государственного университета", "Вестник политической психологии", "Восточная Азия: факты и аналитика", "Известия Восточного Института", "Проблемы Дальнего Востока", "Юго-Восточная Азия. Актуальные проблемы развития". Член редакционного совета серии «Востоковедение, африканистика» журнала «Вестник СПбГУ».
Окончил Восточный факультет СПбГУ в 1994 году по кафедре китайской филологии и кафедре истории стран Дальнего Востока. Освоил четыре иностранных языка. В 1997 году защитил кандидатскую диссертацию «Религия и политика в истории Южного Вьетнама в 1945—1963 гг». С 1998 г. — ассистент, с 1999 г. доцент Восточного факультета. Занимал должность заместителя декана факультета. В 2005 году защитил докторскую диссертацию по теме: «Религиозный фактор в управляемых локальных конфликтах: Южный Вьетнам в период колонизации и индокитайских войн (Вторая четверть XVII — третья четверть XX вв.)». С 2007 г. — профессор.
В 2006 г. читал лекции по истории Вьетнама в Институте азиатских и африканских исследований[нем.] (AAI) в Гамбурге. Также побывал с докладами и лекциями в Санкт-Петербурге, Москве, Владивостоке, Саратове, Воронеже, Киеве, Копенгагене, Лондоне, Париже, Гамбурге, Турку, Ханое, Хошимине, Неаполе, Гётеборге, Сеуле, Лиссабоне, Канберре.
Автор более 200 научных работ.
Сфера научных интересов: история Вьетнама. Евразийская система дуг нестабильности. Технологии использования религиозного фактора в управляемых локальных конфликтах. История религий во Вьетнаме. Военная история и национально-освободительная борьба во Вьетнаме. История Китая. История Камбоджи. История Мьянмы. Проблемы региональной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Стратегия. Когнитивные войны.
Солонин Кирилл Юрьевич (1969) — в 1992 году окончил восточный факультет Санкт-Петербургского государственного университета. В 1998 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Китайские буддийские школы в Тангутском государстве Си-Ся». С 1992 года работает на философском факультете СПбГУ; в настоящее время - доцент кафедры философии и культурологии Востока. Область основных научных интересов: буддология, буддизм на Дальнем Востоке, китайская философия и культура, тангутоведение, изучение тангутских рукописей. Автор полутора десятков научных работ, в том числе: Двенадцать царств / Издание текста, исслед., пер. с тангутск. и коммент. СПб., 1995. Публикации:
Евгений Алексеевич Торчинов родился 22 августа 1956 года в г. Орджоникидзе (Владикавказ). Почти сразу после рождения его семья переезжает в Саратов.
В 1973 году поступает на кафедру китайской филологии Восточного факультета Ленинградского университета. После, в 1978 году, становится аспирантом Государственного музея истории религии и атеизма. С 1981 по 1984 год — научный сотрудник этого же музея. В 1984 году он переходит в Ленинградское отделение Института востоковедения АН СССР (теперь — Санкт-Петербургский филиал Института востоковедения РАН), где проработал 10 лет.
В 1994 году защитил докторскую диссертацию на тему «Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания». В 1998 году заведовал кафедрой философии религии и религиоведения философского факультета СПбГУ. С 1999 года возглавлял кафедру философии и культурологии Востока Философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета.
В 2002 году стал лауреатом премии Санкт-Петербургского философского общества «Вторая навигация» в номинации «Учебник по философским наукам» за работу «Введение в буддологию. Курс лекций»[1]
Умер 12 июля 2003 года. Персональный сайт Е. А. Торчинова Сайт, посвященный Е.А.Торчинову
Трунгпа родился в области Кхам Тибета. Он был одиннадцатым перерождением в линии Трунгпа-тулку, важной линии школы Кагью. Эта линия перерождающихся учителей принадлежит к лидерам школы Кагью– одной из основных четырех школ тибетского буддизма. Его основными учителями были Джамгон Конгтрул из Сечена (Shechen Kongtrul), Дилго Кьенце Ринпоче и Кхенпо Гангшар. После традиционного монастырского образования, а для юных тулку оно особенно интенсивное, Трунгпа Ринпоче стал верховным настоятелем монастыря Сурманг.
В 1959 году, уже широко известный на родине как учитель буддизма, он бежал от китайской оккупации из Тибета в Индию пешком через Гималаи. В эмиграции он стал проповедовать Тибетский буддизм на Западе.
С 1959 по 1963, по просьбе Далай-ламы XIV, Чогьям Трунгпа Ринпоче был духовным наставником в Школе Молодых Лам в Далхаусе, Индия. В Индии он изучил английский язык, потом он изучал сравнительное религиоведение в Оксфордском университете.
В 1968 в Шотландии он учредил Самъе Линг – первый на Западе медитативный центр в традиции тибетского буддизма.
После переезда в США он занялся активной деятельностью по обучению буддизму. Теплые близкие отношения сложились с Сюнрю Судзуки Роши – мастером дзэн, который фактически принес дзэн в Америку.
В 1974 он основал в Боулдере (Колорадо) Институт Наропы, который позже стал именоваться Университетом Наропы.