Васильев Леонид Сергеевич

Леони́д Серге́евич Васи́льев (9 октября 1930 года, Москва, СССР — 6 октября 2016 года, Москва, Российская Федерация) — советский и российский историк, обществовед, религиовед и социолог, востоковед (китаист). Доктор исторических наук.
Родился в Москве в интеллигентной семье. Его отец, Сергей Петрович Васильев, происходил из военных, до революции 1917 года учился в кадетском корпусе, в 1922 году окончил Бауманское училище по специальности «инженер-технолог по обработке холодных металлов». Мать, Нонна Саввична Васильева (в девичестве — Ростовская) в 1941 году окончила институт иностранных языков, работала преподавателем английского языка.
В 1930—1940-е годы семья Васильевых неоднократно переезжала из города в город вслед за главой семейства, который получал назначения на высокие руководящие должности на разных производственных предприятиях. В годы войны Леонид вместе с остальными членами семьи был эвакуирован в Ташкент — родной город его родителей.  В Харькове Леонид окончил школу с золотой медалью, после чего вернулся в Москву поступать в университет. По собственному признанию учёного, во время поступления на исторический факультет МГУ (1947 год) он совершенно не интересовался Китаем, однако уже через два года, когда в советской науке в связи с образованием КНР возник спрос на китаеведов, он во время выбора специальности принял решение посвятить себя изучению истории Китая. Уже тогда молодой учёный определил, что будет заниматься изучением древней, а не современной истории: «В 1950-м, когда я выбрал Китай, уже знал про себя, что мне лучше, во избежание сложностей в отношениях с теми же из ЦК, не заниматься современными проблемами».
После окончания института был определён в аспирантуру Института востоковедения АН СССР. Его научным руководителем был Л. И. Думан, однако, как признавался Васильев, «он мной очень мало интересовался, чему я был несказанно рад. Учителей, в привычном смысле этого слова, у меня в науке — если не считать тех, кто учил языкам — не было». В 1958 году стал  кандидатом исторических наук (тема диссертации — «Аграрные отношения и община в древнем Китае»), а в 1974 году защитил докторскую диссертацию «Некоторые проблемы древнейшей истории Китая (Генезис цивилизации в Хуанхэ — формирование основ материальной культуры и этноса)».
С 1990 г. являлся заведующим сектором теоретических проблем истории Востока Отдела истории Востока Института Востоковедения РАН, затем — главным научным сотрудником института. Автор большого количества работ, посвящённых истории и культуре Китая, проблемам востоковедения и всеобщей истории, включая теорию исторического процесса, движущих сил и динамики эволюции. Среди них — двухтомный университетский учебник «История Востока», шеститомное учебное пособие «Всеобщая история», несколько монографий о проблемах древнекитайской истории, учебное пособие «История религий Востока» и ряд других книг.
С 1968 года совмещал научную деятельность с преподавательской. В разное время он читал лекции в МГИМО, ИСАА, был заведующим лабораторией исторических исследований НИУ ВШЭ.
До 2011 года — заведующий кафедрой всеобщей и отечественной истории НИУ ВШЭ (Национального исследовательского университета Высшая школа экономики), профессор. С 2011 года - заведующий лабораторией исторических исследований ВШЭ.
Создатель теории «власти-собственности». Выдвинул теорию о существовании на всём протяжении постпервобытной истории человечества лишь двух способов производства — «государственного» (с характерной для него «властью-собственностью») и «частнособственнического».
(Западофил и антимарксист. Боготворит частнособственнический уклад, рождающий не всесильную власть, абсолютно господствующую над бесправными подданными, но напротив: самоорганизовавшиеся в гражданское общество граждане создают служащую им выборную, не наследственную администрацию.

Если бы китаевед почитал хотя бы Платона и Аристотеля, он бы узнал, что т.н. демократия в античности 1. не была везде 2. стремительно (уже к 4 в. до н.э.) выродилась в олигархию или тиранию 3. была демократией рабовладельцев.

Человек испытывает потребность в социальном идеале, но какие нужно иметь шоры, чтобы этот идеал найти в Западном глобальном проекте господства ростовщическо-торгового капитала... Чтобы витрину разбойного и бесчеловечного капитализма принять за необходимое условие раскрытия творческого потенциала личности и общества. Админ)

Автор: Васильев Л.С.
Китай» Категория: Васильев Леонид Сергеевич
Просмотров: 1699

Предыстория, Шан-Инь, Западное Чжоу (до VIII в. до н.э.)

Подробнее...
 
Автор: Васильев Л.С.
Китай» Категория: Васильев Леонид Сергеевич
Просмотров: 2319

Том 1 в двух частях. Чясть вторая. «Восточная литература» РАН, 1995. Том I трехтомника «Древний Китай» посвящен истории возникновения в бассейне Хуанхэ древнейших очагов цивилизации и государственности (Шан, Западное Чжоу). В книге даются краткий очерк предыстории Китая, а также характеристика древнекитайских источников и истории изучения китайских древностей.

Подробнее...
 
Автор: Васильев Л.С.
Китай» Категория: Васильев Леонид Сергеевич
Просмотров: 2098

Том 2 трехтомника «Древний Китай» посвящен событиям периода Чуньцю (VTII-Vbb. до н.э.). Основное внимание уделено характеристике структуры китайского общества, в частности проблемам древнекитайского феодализма и дефеодализации чжоуского Китая. Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000

(Васильев Л.С. не различает истмат, опирающийся на диалектику Гегеля, и упрощенный, сплющенный до примитивной схемы школьного учебника набор категорических суждений идеологической комиссии/отдела ЦК КПСС. Диалектика Гегеля не постулирует непрерывности линейного прогресса произодительных сил и не запрещает откатов, реставрации более примитивных социально-экономических укладов, социальной и экономической деградации. Напротив. Единство и борьба противоположностей подразумевает победу/поражение любой из сторон. Что наблюдалось Марксом и Энгельсом вживую, и не раз, в Европе: XIX в. был веком бурных революционных потрясений В отношении Васидьева вполне уместна оценка Лениным Бухарина:"... Бухарин не только ценнейший и крупнейший теоретик партии, он также законно считается любимцем всей партии но его теоретические воззрения очень с большим сомнением могут быть отнесены к вполне марксистским, ибо в нем есть нечто схоластическое (он никогда не учился и, думаю, никогда не понимал вполне диалектики)." 24 декабря 1922 г. . Админ)

Подробнее...
 
Автор: Васильев Л.С.
Китай» Категория: Васильев Леонид Сергеевич
Просмотров: 2371

 Том 2. Часть Вторая. Главы 7-10

Подробнее...
 
Автор: Васильев Л.С.
Китай» Категория: Васильев Леонид Сергеевич
Просмотров: 1874

Заключительный том трехтомника «Древний Китай» посвящен последнему периоду существования династии Чжоу, так называемой эпохе Чжаньго («Сражающиеся царства»). Рассказывается о политической истории этого времени (V—III вв. до н.э.), об искусстве дипломатии, о реформах, способствовавших усилению прежде отсталого царства Цинь, которое, одолев соперников, основало первую в истории Китая империю. Преимущественное внимание в томе уделено переменам в характере и облике древнекитайского общества, прежде всего процессу его радикальной дефеодализации, а также развитию главных школ древнекитайской мысли, которые, особенно конфуцианство, легли в основу успешного развития китайской цивилизации вплоть до наших дней.

Подробнее...
 
Автор: Васильев Л.С.
Китай» Категория: Васильев Леонид Сергеевич
Просмотров: 1889

Главы 7-11. Период Чжаньго (V—III вв. до н.э.). Окончание.

Подробнее...