Капитализм — общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации наёмного труда капиталом, сменяет феодализм, предшествует социализму — первой фазе коммунизма.
Маркс и Фридрих Энгельс писали: «Буржуазия менее чем за сто лет своего классового господства создала более многочисленные и более грандиозные производительные силы, чем все предшествовавшие поколения, вместе взятые. Покорение сил природы, машинное производство, применение химии в промышленности и земледелии, пароходство, железные дороги, электрический телеграф, освоение для земледелия целых частей света, приспособление рек для судоходства, целые, словно вызванные из-под земли, массы населения, — какое из прежних столетий могло подозревать, что такие производительные силы дремлют в недрах общественного труда!»
Общественный прогресс в условиях капитализма осуществляется ценой резкого обострения социальных противоречий, растраты производительных сил, страданий народных масс всего земного шара. Эпоха первоначального накопления и капиталистического «освоения» окраин мира сопровождалась уничтожением целых племён и народностей. Колониализм, служивший источником обогащения империалистической буржуазии и так называемой рабочей аристократии в метрополиях, привёл к длительному застою производительных сил в странах Азии, Африки и Латинской Америки, способствовал сохранению в них докапиталистических производственных отношений. Капитализм использовал прогресс науки и техники для создания разрушительных средств массового уничтожения. Он несёт ответственность за огромные людские и материальные потери в участившихся разрушительных войнах. Только в двух мировых войнах, развязанных империализмом, погибло свыше 60 миллионов человек и 110 миллионов были ранены или стали инвалидами. На стадии империализма экономические кризисы приобрели ещё более острый характер.
На монополистической стадии капитализма эксплуатация труда финансовым капиталом ведёт к перераспределению в пользу монополий части совокупной прибавочной стоимости, приходящейся на долю немонополистической буржуазии, и необходимого продукта наёмных рабочих через механизм монопольных цен. Происходят определённые сдвиги в классовой структуре общества. Господство финансового капитала персонифицируется в финансовой олигархии — крупной монополистической буржуазии, которая подчиняет своему контролю подавляющую часть национального богатства капиталистических стран.
Буржуазные идеологи с помощью апологетических теорий пытаются утверждать, что современный капитализм представляет собой строй, лишённый классовых антагонизмов, что в высокоразвитых капиталистических странах якобы вообще отсутствуют факторы, порождающие социальную революцию. Однако действительность разбивает такие теории, всё более обнажая непримиримые противоречия капитализма (мировые войны).
Видео разных лет
2019-2024 Избранные этюды политэкономии капитализма. Олег Комолов - российский экономист, преподаватель микро- и макроэкономики, блогер. Выступает с позиций коммунизма и марксистко-ленинской теории. Родился 7 июля 1988 г. в Москве, СССР. О ранних годах его биографии мало что известно. В 2012 г. окончил магистратуру Всероссийской академии внешней торговли. В 2016-м защитил кандидатскую диссертацию по проблеме монополизма. После чего стал старшим научным сотрудником Института Экономики РАН. В 2012 г. выступил одним из организаторов политической партии Российский Объединенный Трудовой Фронт (РОТ ФРОНТ). В 2012 г. создал на Ютубе канал "Простые числа", где старался давать зрителю правдивую информацию о состоянии российской экономики, критиковал капитализм и деятельность Центробанка во главе с Эльвирой Набиуллиной. В 2017 г. стал доцентом Кафедры политической экономии и истории экономической науки в Финансовом университете при Правительстве РФ.
(Близок к кругу т.н. леваков и свинтившего во Францию Рудого. Не чужд искусству забалтывания сложных переходов от посылки к следствию. Например, в вопросе сроков краха капитализма.Теория без прогностического блока - слабая теория.
Жесткая критика капитализма вообще и уродливой его копии в РФ - сильная сторона доцента кафедры Финансового университета. Админ)
2025 видео
На красном рынке можно купить что угодно - от волос для наращивания до почек для пересадки. Но вот законы этого рынка, как и законы всякого теневого бизнеса, совсем неочевидны. Рынок человеческих тел существует в параллельной реальности - он далек и одновременно очень близок.
В этой книге журналист Скотт Карни, работавший для ВВС и National Geographic TV, рассказывает о том, как устроен этот параллельный мир. Написанный Карни триллер разворачивается в Индии, где предметом сделки может стать что угодно - от склянки с кровью до целого скелета. Впрочем, Индией его путешествие не ограничится: желающие купить вашу почку гораздо ближе, чем кажется на первый взгляд.
Сборник статей.
Концепция кризиса западной цивилизации модерна, «фаустовой цивилизации»: достижения разума всегда будут опасны и разрушительны, если у их владельцев нет внутренних ограничений, связанных с духовной осознанностью и признанием, что есть высшие духовные ценности.
Ф. Бродель (фр. Fernand Braudel; 24 августа 1902 — 27 ноября 1985) — французский историк. Яркий представитель французской историографической школы «Анналов». Исследуя зарождение системы капитализма, стал одним из основоположников мир-системной теории.
Родился в семье учителя математики в небольшой деревне Люмевиль-ан-Орнуа близ немецкой границы в Лотарингии. Крестьянское детство сыграло свою роль в формировании его мировоззрения[2]. В 1909 году поступил в начальную школу в парижском предместье Мериель, где учился с будущим актёром Жаном Габеном, а затем — в лицей Вольтера в Париже.
Высшее образование получал в Сорбонне на гуманитарном факультете. «Как и всех левых студентов того времени», его привлекала Великая французская революция, и в качестве темы дипломной работы он избрал революционные события в самом близком к его родной деревне городке Бар-ле-Дюк. Следующее десятилетие он провёл преподавателем истории в колледже в Алжире, с перерывом на службу в армии (1925—1926). В 1928 году он опубликовал свою первую статью.
В 1932 году вернулся в Париж преподавать в лицее Кондорсе, а затем в лицее Генриха IV. В это время он познакомился со своим коллегой Люсьеном Февром. В 1935 году его и антрополога Клода Леви-Стросса пригласили преподавать в только что созданном Университете Сан-Паулу в Бразилии, и Бродель провёл там три года.
В начале Второй мировой войны, как лейтенант запаса он был мобилизован и отправился на фронт в артиллерийскую часть. Приняв участие в боях, уже после подписания перемирия летом 1940 года вместе с остатками своей воинской части попал в плен, в котором провёл почти пять лет — вначале в лагере для военнопленных офицеров в Майнце, а с 1942 года — в лагере особого режима в Любеке.
В 1947 году защитил диссертацию. С 1948 года Бродель руководил французским Центром исторических исследований. В 1949 году стал профессором Коллеж де Франс, заняв кафедру современной цивилизации, также возглавил жюри по защите исторических диссертаций. В 1956—1972 годах заведовал VI-й секцией («Экономические и социальные науки») в Практической школе высших исследований. После смерти Л. Февра в 1956 году также занимал должность редактора в журнале «Annales, Economies, Sociétés, Civilisations» (фактически — до 1970 года).
Почётный доктор университетов Брюсселя, Мадрида, Оксфорда, Женевы, Кембриджа, Лондона, Чикаго и др.
В 1949 году вышла в свет его книга «Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II», вызвавшая разноречивые отклики среди коллег-историков.
Самой известной работой Броделя считается его трёхтомник «Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV—XVIII вв.», вышедший в свет в 1979 году, посвящённая переходу от феодализма к капитализму. Это широкомасштабное исследование доиндустриального мира, в мельчайших деталях показывающее, как функционировали экономики европейских (и не только) стран в данный исторический период. Особенно подробно в нём характеризуются развитие торговли и денежное обращение, много внимания уделяется также влиянию географической среды на социальные процессы.
Бродель — известный сторонник и пропагандист междисциплинарного подхода.
Бродель концептуализировал категорию исторического времени, которую рассматривал как внутренне неоднородную, разделяя «историческое время» на следующие уровни:
Короткое время относится к событиям в повседневной жизни людей. Яркими примерами служат, например, газетные хроники, описывающие пожары, катастрофы, преступления, цены на зерно и т. п. Хотя такие явления и имеют значимость для историка, исследования истории к ним не сводятся. Иными словами, Бродель считал, что историю определяют в первую очередь естественные и социальные факторы, а события нарративной истории играют второстепенную роль. История не есть просто совокупность событий, для анализа используется волнообразная (конъюнктурная) методика, которая позволяет изучать время longue durée. Само понятие longue durée выделяет историю среди других гуманитарных наук, поскольку описывает единство, непрерывность, целостность истории человечества, учитывая разные направления изменений. Динамику человеческой жизни в полном объёме можно увидеть, если рассматривать её через аспекты внутри «медленной» истории. Педивикия
Сокращение численности населения, также известное как депопуляция, представляет собой сокращение численности популяции человека. В долгосрочной перспективе, начиная с предыстории и по настоящее время, общая численность населения Земли продолжала расти; однако текущие прогнозы предполагают, что эта долгосрочная тенденция устойчивого роста численности населения, возможно, подходит к концу. Англ. педивикия
Планы Хозяев денег по депопуляции регулярно озвучиваются назначенными на озвучивание трубадурами. В РФ это гаврила попов и толик чубайс
В шестой главе Откровения Иоанна Богослова рассказывается о четырёх всадниках, знаменующих Конец света. Что значат эти загадочные образы - и сегодня остаётся множество предположений исследователей, а вот наиболее ярко изображены эти всадники на картине Виктора Васнецова «Воины Апокалипсиса» (в народе её часто называют «Четыре всадника Апокалипсиса»). Кликабельно.
«Я, Тюрин Александр Владимирович,1962 года рождения, занимаюсь довольно уже давно литературным трудом. Пишу фантастику (твердая НФ, киберпанк, нанопанк), а также на исторические и футурологические темы. По части русского киберпанка я, пожалуй, один из отцов-основателей, уже на рубеже 80/90-х писал о машинно-человеческих интерфейсах, о цифровых 'двойниках' реальных объектов, об эволюции цифровой 'жизни', начинающей замещать привычную нам природу. Политические взгляды - сторонник народной монархии - для страны, находящейся в пути, нет лучшей политической формы. В общем и целом я - информационщик; если вижу, что стране не хватает будущего, то пишу киберпанк, если вижу, что стране пытаются изуродовать прошлое, то пишу о прошлом. А страну я представляю, как такой большой пространственно-временной организм, в котором по сути всё прекрасно; она не может быть не права, как не может быть неправым материк или море. Наверное поэтому, в исторических воззрениях, я опираюсь на географический детерминизм и пытаюсь действовать в рамках подхода, именуемого "исторической механикой"».
Дебютировал в фантастике повестью «Клетка для буйных» (1988, в соавт. с Александром Щеголевым). Его повесть «Сеть» (также совместно со Щёголевым) и роман «Каменный век», написанные в 1989—1990 годах и изданные в 1992 году, стали первыми произведениями в истории русского киберпанка. Авторский блог в газете Завтра. Страница в Библиотеке Мошкова
В 1967 году переехал в Ленинград. В 1983 году окончил Ленинградское Высшее инженерно-морское училище. Работал в системе морского флота. С 1985 года — участник семинара молодых фантастов под руководством Бориса Стругацкого. С 1996 года живёт в Германии.