Радикальный ислам. Взгляд из Индии и России (Центр Кургиняна МОФ-ЭТЦ)

Обстоятельство №1. Категорически невозможно, сохраняя научную добросовестность, свести, например, такое чудовищное явление, как суицидальный терроризм (в том числе терроризм с использованием женщин и детей), к любой, сколь угодно радикальной и экстремистской модификации ислама. Это понятно любому специалисту, занимавшемуся суицидным террором. И это особенно ясно индийским специалистам, внимательно изучавшим террористическую организацию «Тигры освобождения Тамил-Илама».

Обстоятельство №2. Многие из разновидностей ислама, которые после 11 сентября 2001 года некоторые ученые и политики поспешили связать с основными террористическими язвами нашего времени (глобальным терроризмом, суицидальным террором и так далее), на самом деле не следует относить к пресловутым «силам террористического зла». К чему, например, относить к подобным силам такую разновидность ислама, как ваххабизм? Да и пристальное внимание к такому явлению, как салафизм, обнаруживает научную несостоятельность его поспешных категорических негативных оценок, вынесенных в эпоху войны с глобальным террором.

Обстоятельство №3. Те разновидности ислама, которые могут быть отнесены к исследуемым силам террористического зла, оказываются донельзя размытыми. Что такое исламский экстремизм или исламский радикализм? Какова научная ценность подобных терминов? Где грань между экстремумом и нормой? Какую степень радикализации следует признать допустимой, а какую недопустимой?

Обстоятельство №4. Даже найдя в списке определений, позволяющих связать террористическое зло с какой-то из разновидностей ислама, более или менее приемлемый термин, многого ли мы добьемся? Ведь почти все исследователи, входящие во вторую группу, склонны исследовать всего лишь связь между террором и какой-то нездоровой модификацией внутри здоровой исламской конфессии. Но как сама эта нездоровая модификация связана с мировыми явлениями, заслуживающими пристального внимания? Явлениями, преодолевающими любые (подчеркиваем – любые!) конфессиональные рамки? Если не анализировать подобную связь, связь, которую ученые иногда называют «связью высшего ранга», то можно ли разобраться с террористической напастью, и впрямь угрожающей человечеству в XXI столетии огромными бедами?

 

Автор: Бардахчиев Юрий
Ислам» Категория: Радикальный ислам. Взгляд из Индии и России (Центр Кургиняна МОФ-ЭТЦ)
Просмотров: 514

Может ли пакистанское ядерное оружие оказаться в руках радикальных исламистов? Ситуация в Пакистане – государстве, обладающем ядерным оружием, – серьезно беспокоит Россию и как члена Совета Безопасности ООН, и как соседнюю с Пакистаном региональную державу. Особенно большую тревогу в России вызвал период нарастания нестабильности в Пакистане, начавшийся в середине 2007 года исламистским путчем в Исламабаде, приведшим к необходимости штурма Красной мечети, и закончившийся в конце 2007 года убийством экс-премьер-министра Беназир Бхутто.

Подробнее...
 
Автор: Бялый Юрий
Ислам» Категория: Радикальный ислам. Взгляд из Индии и России (Центр Кургиняна МОФ-ЭТЦ)
Просмотров: 486

...если до недавних пор военно-политическое использование концепции управляемого хаоса было предметом полуинтуитивной практики, то в середине–конце XX века эта концепция получила теоретический базис – систему научных дисциплин, исследующих так называемую «самоорганизующуюся критичность» (синергетика, неравновесная термодинамика, теория катастроф, теория фракталов и т.д.)3. И уже к исходу XX века теоретические построения в этой сфере («теория хаоса», «управляемая критичность» и так далее) пришли в политику.

Подробнее...
 
Автор: Вильсон Джон
Ислам» Категория: Радикальный ислам. Взгляд из Индии и России (Центр Кургиняна МОФ-ЭТЦ)
Просмотров: 1075

Любая попытка понять происходящее в Пакистане и Афганистане, если рассматривать ситуацию там исключительно с точки зрения состояния безопасности, обречена на провал. Это связано с тем, что процессы, протекающие в этом регионе, имеют исключительно сложный и противоречивый характер.

Чтобы найти способ предотвращения распада столь густонаселенного региона, абсолютно необходимо понять, какими историческими, идеологическими, стратегическими, а также культурными факторами обусловлена жизнь местных групп и общин.

Подробнее...
 
Автор: Рыжова Мария
Ислам» Категория: Радикальный ислам. Взгляд из Индии и России (Центр Кургиняна МОФ-ЭТЦ)
Просмотров: 1310

Казалось бы, для России и Индии не столь уж важны взаимоотношения между мусульманскими общинами в Европе (так называемым «западным исламом») и европейскими элитами. Но на самом деле это не так. Как представляется, модель взаимоотношений Европы с «западным исламом», взятая на вооружение частью западных элит и рассматриваемая в этой статье, указывает на очень определенные варианты развития мирового процесса, которые затронут как Россию, так и Индию.

Подробнее...
 
Автор: Кургинян Ирина
Ислам» Категория: Радикальный ислам. Взгляд из Индии и России (Центр Кургиняна МОФ-ЭТЦ)
Просмотров: 430

В последнее время в политике западных стран наблюдается явная тенденция к новым формам легализации исламизма.

Подробнее...
 
Автор: Новиков Владимир
Ислам» Категория: Радикальный ислам. Взгляд из Индии и России (Центр Кургиняна МОФ-ЭТЦ)
Просмотров: 434

Вопрос об иранской ядерной программе является одним из острейших вопросов мировой политики. Этот вопрос приковывает к себе особое внимание дипломатов, спецслужб, экспертов, средств массовой информации.

Подробнее...
 
Автор: Подкопаева Мария
Ислам» Категория: Радикальный ислам. Взгляд из Индии и России (Центр Кургиняна МОФ-ЭТЦ)
Просмотров: 664

 

Давно замечено, что движение Талибан проявляет особый интерес к Ферганской долине. Эта долина является узловой точкой региона, который ранее обычно назывался Средней Азией. Сейчас этот регион, как правило, именуют Центральной Азией. Он включает Узбекистан, Таджикистан, Киргизию, Казахстан и Туркмению. Есть элементарное и широко распространенное объяснение интереса, проявляемого движением Талибан к Ферганской долине.

Подробнее...
 
Автор: Индранил Банерджи
Ислам» Категория: Радикальный ислам. Взгляд из Индии и России (Центр Кургиняна МОФ-ЭТЦ)
Просмотров: 1417

...ученые и эксперты в области безопасности склонны рассматривать каждое государство Южной Азии в отдельности, концентрируя внимание лишь на их особенностях, имеющих отношение к региональной безопасности. При этом игнорируется наличие прочных связей между различными акторами в регионе. Упуская из рассмотрения внутрирегиональные связи, аналитики зачастую оказываются не в состоянии оценить в полном объеме проблему радикального ислама в регионе. В результате общее представление о ситуации в Южной Азии получается неполным.

Подробнее...
 
Автор: Сингх Ашок
Ислам» Категория: Радикальный ислам. Взгляд из Индии и России (Центр Кургиняна МОФ-ЭТЦ)
Просмотров: 1130

В последние три десятилетия в мусульманских сообществах в разных частях света стала проявляться крайне радикализованная форма самосознания. В широком историческом контексте развития мусульманской радикальной мысли современный этап этого процесса имеет отчетливые очертания. Изучая развитие радикальных настроений в среде европейских мусульман, следует иметь в виду, что мусульманские диаспоры в городах Европы подверглись влиянию уникальных факторов. Это способствовало видоизменению мусульманской самоидентификации и подтолкнуло ряд мусульман к радикализации.

Подробнее...
 
Автор: Викрам Суд
Ислам» Категория: Радикальный ислам. Взгляд из Индии и России (Центр Кургиняна МОФ-ЭТЦ)
Просмотров: 802

До недавнего времени радикальный ислам рассматривался в странах Запада как феномен, присущий арабскому миру. Его изучали с точки зрения потенциального воздействия на западные государства. Южноазиатскому региону, за исключением радикальных тенденций в Афганистане и Пакистане (по большей части в привязке к терроризму «Аль-Каиды»), уделялось мало внимания. Игнорировался тот факт, что наиболее многочисленная и бедная часть всего мусульманского населения, которая имеет самые низкие экономические и социальные показатели, проживает на Южноазиатском субконтиненте и насчитывает около 480 миллионов человек в трех странах – Индии, Пакистане и Бангладеш. Сегодня толерантному и неагрессивному суфийскому исламу субконтинента угрожает фанатичная разновидность этой религии, экспортируемая из Саудовской Аравии в Пакистан и, в меньшей степени, в Бангладеш.

Подробнее...
 
Автор: Самир Саран, Хемант Наир
Ислам» Категория: Радикальный ислам. Взгляд из Индии и России (Центр Кургиняна МОФ-ЭТЦ)
Просмотров: 646

В исследовании предпринимается попытка разобраться в процессе нарастающей радикализации мусульманского сообщества в Индии (и перспективах этого процесса), а также обсудить вопрос о традиционных и новых факторах, которые формируют и определяют самосознание этого сообщества. В демократиях воздействие на сознание чаще всего осуществляется в неявной и сложной форме и основывается на убеждении. При этом, согласно Льюкесу1, предполагается, что сама власть базируется на консенсусной основе, т.е. на привлекательности идей, или культуры, или способности лидера задавать нужную повестку дня через институции и нормы, оказывающие определяющее воздействие на выбор других людей. Отсюда центральное значение приобретает процесс убеждения, апелляция к чувствительным очагам сознания целевых групп.

Подробнее...
 
Автор: Кудинова Анна
Ислам» Категория: Радикальный ислам. Взгляд из Индии и России (Центр Кургиняна МОФ-ЭТЦ)
Просмотров: 1592

Тот, кому удается объединить пространство Евразии и удерживать контроль над ним, становится очень значимой мировой силой. В течение нескольких последних веков существенную часть евразийского пространства удерживала Российская империя. Ее преемником стал Советский Союз.

Чтобы дестабилизировать СССР, часть западных элит, считавших его главным геополитическим противником, сделала ставку на «исламский фактор». Проект «Ислам против СССР», о котором речь пойдет ниже, сыграл весьма существенную роль в разрушении советской империи.

Подробнее...
 
Автор: Кургинян С.Е.
Ислам» Категория: Радикальный ислам. Взгляд из Индии и России (Центр Кургиняна МОФ-ЭТЦ)
Просмотров: 397

Есть два подхода к исследованию таких явлений, как радикальный исламизм, этнический радикализм, сепаратизм, глобальный террор, суицидальный террор.

Первый подход основан на позитивистском представлении о том, что для описания явления можно исходить лишь из параметров, которыми обладает само явление.

Подробнее...