Автор: Джавад Нурбахш
ROOT Категория: Ислам
Просмотров: 2438

ВВЕДЕНИЕ

С суфийской точки зрения материальная природа (таб) , Я (нафс) , сердце (дел) , дух (рух) , глубинное сознание (сирр или хафи) и сокровенное сознание (сирр-и сир или ахфа) представляют собою стадии развития, через которые проходит человеческая душа на своем пути к совершенству.

Подчинившийся нафсу обладает чертами материальной природы. Сходным образом у человека, руководимого сердцем, еще остаются признаки нафса и материальной природы. Те, кто следуют нафсу, не осведомлены о сердце, а те, кто следуют сердцу, не ведают о духе.

Что знает нафс о сокровищах, хранящихся в сердце? Что известно сердцу о незримом, которое наполняет святилище духа? Что ведает дух о наследии, лежащем в шатре глубинного сознания? И что знает глубинное сознание о реальности сокровенного сознания? Поистине, нафс – это место Божественного залога (аманат), сердце – обиталище постижения, дух – знамение свидетельствования, глубинное сознание – пристанище любви, а сокровенное сознание – только Бог ведает, что содержит оно. И кто может это знать! Оно превыше воображения человеческих существ. (КАМ VI 112) [ 1 ]

Согласно Са'ади,

Цель человечества конечную узри:
Достигнуть точки той,
Где ничего не видишь, кроме Бога.

Цель этой книги – дать обзор этапам, через которые проходит психика, продвигаясь от материальной природы к сокровенному сознанию, и изложить взгляды различных наставников Пути на данный предмет.

 

 

Сокровенное сознание

Где существует только Бог

 

Глубинное сознание

Где воспринимается только Бог

 

Дух

 

Место встречи
между Единством
и множественностью

Сердце

 

 

Нафс

 

 

Материальная природа

 


Этапы продвижения и совершенствования человеческой психики
в процессе прохождения суфийского Пути


 

Примечания:

[ 1 ] Здесь и далее см. сокращения в конце книги (прим. перев. русск. изд.).